Научная статья на тему 'Инновационный процесс: понятие, особенности внедрения'

Инновационный процесс: понятие, особенности внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6099
770
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / свойства инноваций / инновационный процесс / innovations / properties of innovations / innovation process

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбатова Виктория Владимировна, Черникова Анастасия Евгеньевна

В данной статье рассмотрены особенности внедрения инновационного процесса с учетом модели внедрения, формирования инновационной среды, а также инновационный потенциал как элемент инновационного на уровне предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROCESS: CONCEPT, FEATURES OF IMPLEMENTATION

This article discusses the features of the implementation of the innovation process, taking into account the implementation model, the formation of the innovation environment, as well as the innovation potential as an element of the innovation at the enterprise level.

Текст научной работы на тему «Инновационный процесс: понятие, особенности внедрения»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ

ВНЕДРЕНИЯ Курбатова Виктория Владимировна, магистрант

frl.sysadmin@rambler.ruj Черникова Анастасия Евгеньевна, канд, экон. наук., доцент

frl.sysadmin@rambler.ruj

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет,

г.Омск, Россия

В данной статье рассмотрены особенности внедрения инновационного процесса с учетом модели внедрения, формирования инновационной среды, а также инновационный потенциал как элемент инновационного на уровне предприятия.

Ключевые слова: инновации, свойства инноваций, инновационный процесс

Введение

Современный этап развития общества характеризуется значительными темпами и масштабами изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической сферах. На эти стремительные изменения оказывают влияние два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением влияния экологических ограничений на направления экономического развития, вызванных в первую очередь наступающим истощением природных ресурсов и приближением к предельным возможностям окружающей среды. Второй характеризуется стремительным расширением секторов новой экономики (инновационной, информационной и экономики знаний), формирующей базис постиндустриальной эпохи. Цель стратегии развития России в настоящий период времени заключается в восстановление статуса передовой научно-технической державы, с собственными инновационными разработками и дальнейшей эффективной их коммерциализацией [3].

Инновационный процесс: понятие, особенности внедрения

В условиях глобализации экономики, ускорения интеграционных процессов, резкого возрастания объемов работ, выполняемых во всех отраслях экономики, интенсификации хозяйственных связей между контрагентами системы товародвижения возрастают темпы роста потребности в транспортных услугах, в том числе в доставках грузов и перемещении пассажиров [7]. Поскольку территория России сегодня отстаёт от развитых стран мира по показателям плотности сети автомобильных дорог, актуальными остаются сегодня проблемы опережающего развития единой транспортной системы, особенно в новых экономических районах и на вновь присоединённых территориях, наращивания сети автомагистралей. Преодоление этих проблем требует активного инвестирования в инновации. Инновация - это совершенствование деятельности хозяйствующего субъекта, несу-

щееположительный экономический, социальный или экологический результат [8].

Австрийский экономист Йозеф Шумпетер исследовал в своих работах основные понятия теории инновационных процессов. Он охарактеризовал инновацию как экономическое воздействие технического изменения, а нововведения как изменения в технологии и управлении, как новые комбинации применения экономических ресурсов. При этом Й. Шумпетер подчеркивал роль предпринимателя в инновационном процессе [7].

Слово «инновация» происходит от глагола innovare, имеющего значение «изменять или осовременивать», что отражает основную идею инновации заключающуюся в обновлении [8]. Инновационные преобразования протекают во всех областях общественной жизни. Формулируя определение инновации, Й.Шумпетер выделил «пять типичных изменений» актуальных для инновационных преобразований и в настоящее время, отображенных ниже с помощью рисунка 1.

Рисунок 1 - Преобразования, характерные для инновационного процесса

Под инновацией также подразумевают результат инвестирования в научные исследования (открытия, изобретения), разработку и получение нового знания, не применявшейся ранее идеи [8].Этим результатом инвестирования в новые знания становится какой-либо объект, который претерпевает процесс эффективного внедрения в производство, способствует обновлению различных сфер жизни людей: технологии; изделий; форм организации производства, образования и управления; организации труда; сферы обслуживания; науки; информатизации и др., а также обеспечивает фиксированное получение дополнительной ценности или выгоды.

Для понимания экономической сущности инноваций важно разграничивать это понятие с определением «новшество». Новшество (новация)-это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и

разработок в какой-либо сфере деятельности [9]. Коммерциализация и внедрение новшества превращает его в инновацию, этот процесс отражен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Алгоритм перехода новшества в инновацию

Если выполняются условия, перечисленные в таблице 1, то тогда, и только тогда, рассматриваемый продукт или услуга может быть признана инновацией.

Таблица 1 - Свойства инноваций_

Свойстваинноваций Условия внедрения новшества

-научно- техническая новизна внедряемые продукты, услуги, процессы должны быть новыми (или значительно усовершенствованными).

-производственная применимость созданный продукт должен обладать таким свойством, как производственная применимость, что обусловливается наличием определенных условий и возможностей воплощения данного новшества в конкретный продукт.

-коммерческая реализуемость. непременным и важнейшим свойством созданного продукта является его способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей, созданный продукт должен соответствовать рыночному спросу, быть коммерчески реализуемым и, в конечном счете - приносить прибыль производителю.

Процесс создания, освоения и реализации инноваций носит название «инновационный процесс». Таким образом, инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию (от идеи до конечного продукта и его дальнейшей коммерциализации [11]. Инновационный процесс носит циклический характер (рисунок 3).

1111110 В В ШI (1Н Н ЫЙ В ри 1НЧЧ1

Рисунок 3 - Модель инновационного процесса

В настоящее время, в РФ отсутствует благоприятная инвестиционная среда, что объясняется недостатками законодательной базы и низким государственным финансированием. Инновационную среду определяют две группы факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество предприятия: внутренние и внешние (рисунок 4) [11].

ПнновнцишЕнан с ре ди

Формирование внутренней среди, обеспечивающих создание и реализацию нововведений

Формирование внешних условий,

бдагоп риятств у ющ I ] х инновационному развитию

Рисунок 4 - Формирование инновационной среды

Эффективное использование внутренних факторов, отражающих существенные особенности предприятия, отличающих его от конкурентов и определяющих его инновационную состоятельность, обеспечивает налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии

Для создания благоприятной инновационной среды новатору следует учитывать, как внутренние, так и внешние факторы и стремиться к их гармоничному сочетанию, что повышает инновационный потенциал субъекта. Инновационный потенциал характеризуется совокупностью следующих видов ресурсов, приведенных в таблице 2.

_Таблица 2 - Ресурсы, увеличивающие инновационный потенциал_

Наименование Способ реализации в ходе инновационного процесса

ресурса

-интеллектуальные ресурсы технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия

-материальные опытно-приборная база, современное технологическое и информационное оборудование, ресурс площадей

-финансовые Собственные средства, заемные средства, гранты

-кадровые лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, опыт проведения НИР и ОКР, опыт управления проектами

-инфраструктурные ресурсы собственные подразделения НИОКР, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел

Новатору крайне важно понимать необходимость обладания всеми ресурсами инновационного потенциала и стремиться к их обладанию. Однако, на этапе разработке инновационной кампании предприниматель может и не иметь всех перечисленных ресурсов. В действующем инновационном проекте существенным является наличие всех основных составляющих, поскольку инновационный потенциал представляет собой часть общего ресурсного потенциала организации (рисунок 5).

Рисунок 5 - Инновационный потенциал как составляющая общего потенциала компании

Справедливо отметить, что определение инновационного потенциала не должно сводиться только к материальной составляющей, а именно - к совокупности ресурсов. Таким образом, определяя понятие инновационного потенциала, необходимо иметь в виду не только необходимые для осуществления инновационной деятельности ресурсы, но существующие возможностей для их эффективного воплощения. Эти возможности непосредственно связаны с инновационной атмосферой, которая во многом зависит

от внешней среды, положительно или отрицательно сказывающейся на достижении инновационных целей.

Итак, инновационное развитие организации (как существующей, так и вновь учреждаемой) в существенной мере определяется инновационным потенциалом и инновационным климатом, характеризующим возможности предприятия по внедрению инноваций и их коммерциализации. Для результативного функционирования всех составляющих инновационного процесса необходимо создание благоприятствующих внешних условий, способствующих инновационному развитию.

Качественное преобразование производства транспортной отрасли реализуется в виде нововведений, которые составляют фундамент инновационного процесса в условиях рынка услуг транспорта. Инновационная деятельность на предприятиях автомобильного транспорта должна преследовать следующие цели:

-высокое качество оказываемых услуг;

-снижение затрат на оказание услуг.

В современных условиях хозяйствования инновационный фактор является основным условием стабильного развития предприятий транспортной отрасли. Проблема проявляется в необходимости увеличения процента инвестиций, направленных на разработку инноваций от общего числа инвестируемого финансового потока. Таким образом, для достижения наибольших конкурентных преимуществ и получения лучшего финансового результата, предприятия автомобильного транспорта должны сосредоточиться на инновационных разработках в направлении совершенствования самого перевозочного процесса и снижении общей суммы затрат транспортного предприятия.

Список литературы

1. Черникова, А.Е. Инновационный проект: понятие, содержание, особенности управления [Электронный ресурс] / А.Е. Черникова // Техника и технология строительства. - Омск, 2017. - №4 (12). - С. 41-44.

2. Лужнова Н. В., Карелин Н. В. К вопросу о внедрении инноваций в сфере общественного пассажирского транспорта // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 887-890.

— URL https://moluch.ru/archive/111/27317/ (дата обращения: 17.09.2018).

3. Барышева, А. В. Инновации: учебное пособие / А. В. Барышева, К. В. Балдин, С. Н. Галдицкая, И. И. Передеряев // [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/521037/, свободный. - Загл. с экрана (дата обраще-ния:18.09.2018). (3)

4. Балабанов, В.С. Инновационный менеджмент / В.С. Балабанов, М.Н. Дудин. — М.: Элит, 2014. — 282 с.

5. Рахимова С.А. Инновационный процесс, необходимость управления инновационным процессом // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 32. - С. 121 -125.

6. Саябек З. Инновации, их разработка и внедрение // Общество и экономика. - 2013.

- № 11 - 12. - С. 184 - 189.

7. Ефанов, А.В., Зырянова, Н. М. Экономика автотранспортного предприятия: учебное пособие/ А. В. Ефанов, Н. М. Зырянова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. Ун-т», 2013. - 218 с. (10)

8. Иващенко, Н. П. Экономика инноваций: учебное пособие / Н. П. Иващенко // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1935609, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения:13.09.2018). (13)

9. Исаев, В. А. Экономика. Базовый курс: электронный учебник / В.А. Исаев // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ebooks.ekonomika.bazovyy_kurs.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.09.2018). (16)

10. Хегай, Ю. А. Экономика предприятия автомобильного транспорта: электронный учебник / Ю. А. Хегай // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/umk/hegai/u-posob.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 22.09.2018). (38)

Kurbatova Victoria Vladimirovna, graduate student frl.sysadmin@rambler.ruj

Siberian State Automobile and Highway University, Omsk, RUSSIA Chernikova Anastasia Evgenievna, associate professor

INNOVATIVE PROCESS: CONCEPT, FEATURES OF IMPLEMENTATION Abstract. This article discusses the features of the implementation of the innovation process, taking into account the implementation model, the formation of the innovation environment, as well as the innovation potential as an element of the innovation at the enterprise level.

Keywords: innovations, properties of innovations, innovation process УДК 331.445

ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Кутепова Любовь Ивановна, к.п.н., доцент (e-mail: lubovkutepova@mail.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им.

К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Дворникова Елена Игоревна, преподаватель Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова г. Тюмень, Россия (e-mail: el.dvornikova@mail.ru)

В статье рассматривается использование технологий контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании. Уточнено их влияние на становление выпускника как творческого и самостоятельного профессионала. Раскрыты формы практико-ориентированных занятий - неотъемлемых элементов рассматриваемых нами технологий. Приведены рекомендации преподавателю для реализации контекстно-компетентностного обучения. Определена смыслообразующая категория, которая отражает влияние условий будущей профессиональной деятельности обучающегося на процесс и результат учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.