Научная статья на тему 'Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия'

Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2795
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISE / INNOVATIVE ACTIVITY FACTORS / COMPETITIVE CAPABILITY OF THE REGION / NEW REGIONAL INNOVATIVE ACTIVITY MANAGEMENT MODEL / INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATION PUMP-PRIMING DEVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трилицкая О. Ю.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. В статье предлагается авторское видение инновационной активности предприятия. Рассмотрены и систематизированы факторы инновационной активности и их влияние на формирование новой модели управления инновационной активностью и конкурентоспособностью предприятия и региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES AS AN EARNEST OF SUCCESS OF ENTERPRISES

The fundamental task of the Russian economy development is the innovative updating of used technologies and manufactured products. This is basis of the economic growth, satisfaction of the constantly growing needs of the population in varied and qualitative goods and services. The role of innovations has increased to a great extent in modern economics. Innovations present by themselves an effective means of competition on a global scale, i.e. they lead to creating new needs, reduction of production costs, inflow of investments, increasing the manufacturer-rating promotion, to new markets development and expansion, which includes outer markets.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия»

© Трилицкая О.Ю., 2013

УДК 338.24 ББК 65.050

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

О.Ю. Трилицкая

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы - ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. В статье предлагается авторское видение инновационной активности предприятия. Рассмотрены и систематизированы факторы инновационной активности и их влияние на формирование новой модели управления инновационной активностью и конкурентоспособностью предприятия и региона в целом.

Ключевые слова: инновационная активность предприятия, факторы инновационной активности, конкурентоспособность региона, модель управления инновационной активностью региона, инновационное развитие, эффективный механизм стимулирования инноваций.

Ключевой задачей развития экономики России является инновационное обновление используемых технологий и производимой продукции. Это основа экономического роста, удовлетворения постоянно растущих потребностей населения в разнообразных и качественных товарах и услугах. В этих условиях инновационной деятельностью должны заниматься все организации, все субъекты хозяйствования. Инновационная деятельность обеспечивает им конкурентные преимущества, способствует упрочнению и расширению их положения на рынке.

В последние годы многие российские регионы связывают перспективы развития своей экономики с инновациями, использованием новых технологий, производством продукции, способной конкурировать на внутренних и мировых рынках. Стало очевидным, что динамика развития региона зависит от его способности создавать благоприятные условия для возникновения, распространения и использования инноваций, активизации науч-

ной, образовательной и инновационной деятельности. В течение последних лет в России идет интенсивное институциональное строительство, направленное на стимулирование инновационной активности, но его результаты пока нельзя назвать удовлетворительными.

Глобальный финансово-экономический кризис потребовал ускорения процесса перевода отечественной экономики на инновационный путь развития как безальтернативный вариант для России в третьем тысячелетии, что отмечалось в постановлении от 20 февраля

2009 г. № 1757-5 ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “О действиях Правительства Российской Федерации, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики”» [8].

Изменение ситуации требует принятия решений системного характера. Для инновационного развития российской экономики необходимо построение федеральной инновационной системы, неотъемлемыми составными частями которой должны стать ее региональные составляющие. Решение задач социальной и экономической направленности ставит вопросы развития инновационной деятельности в ряд важнейших государственных задач, делает их частью экономической политики государства.

Для разработки эффективных механизмов стимулирования инноваций обратимся к содержанию понятия «инновационная активность». Анализ показывает, что понимание термина «инновационная активность» в экономической литературе неоднозначно. Большинство исследователей отождествляют инновационную активность с инновационной деятельностью, хотя они имеют разное сущностное значение, поскольку деятельность - это занятие, труд, совокупность действий, в то время как активность предполагает деятельное участие, деятельное состояние [3, с. 271]. Некоторые исследователи инновационную активность рассматривают как интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот [12, с. 51]. Другие - как комплексную характеристику инновационной деятельности фирмы, включающую степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность [13, с. 170]. На наш взгляд, инновационную активность следует понимать как комплексную характеристику инновационной деятельности субъекта хозяйствования, состоящую в способности к мобилизации инновационного, интеллектуального, ресурсного и другого потенциала, включающую степень интенсивности и энергичности деятельности осуществляемых действий по разработке, внедрению и распространению инноваций.

Следует отметить, что на сегодняшний день достаточно редко встречаются попытки выполнить классификацию факторов активизации инновационной деятельности. Отдельные попытки систематизировать факторы инновационной активности предпринимались разными исследователями и в разное время. Так, например, некоторые ученые выделяют следующие группы факторов:

- инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;

- денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;

- стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;

- поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т. д.

В последние годы многие исследователи предлагают дополнить приведенную совокупность целым рядом факторов инновационной активности, например отраслевого характера. Действие фактора «отраслевая принадлежность предприятия» проявляется вследствие структурных сдвигов в промышленном производстве, происходящих под действием научно-технического прогресса. Этот фактор предлагается учесть посредством грамотного прогнозирования направлений научно-технического прогресса и его последствий для анализируемой отрасли.

Несмотря на попытки некоторых ученых [1, с. 25-29] классифицировать и упорядочить факторы инновационной активности, до настоящего времени не существует единого систематизированного представления подобной совокупности факторов. Это приводит к отсутствию эффективной государственной стратегии инновационного развития в России и, как следствие, к отсутствию действенных механизмов активизации инновационной деятельности предприятий. Единая система факторов инновационной активности позволит разработать эффективные механизмы управления инновационной деятельностью, сформировать новые взаимосвязи между институтами, эффективно использовать имеющиеся ресурсы государства в целом или его регионов в частности. Исследование факторов, оказывающих наибольшее влияние на инновационную активность, позволило дополнить их общесистемную классификацию, обладающую свойством универсальности и

применимости для любых регионов, вне зависимости от их специализации, размера, территориального расположения и т. п.

Инновационная активность как экономическая категория является комплексной характеристикой экономических систем трех уровней: макроуровня - инновационной активности страны в сравнении с другими странами на мировом рынке; мезоуровня - уровня региона, отрасли; а также микроуровня -уровня организации. Задача построения общесистемной классификации факторов инновационной активности в регионе решалась посредством выявления и изучения основных системообразующих элементов и их функциональных зависимостей. Был выбран системный признак (основание) классификации. В основу построения классификации положен признак «связь с потребностями системы». В связи с тем, что регион представляет собой мезоуровень системы государственного

управления, инновационная активность на его территории находится под влиянием большой совокупности факторов макро-, мезо- и микроуровня (см. рисунок). Таким образом, получилась развернутая многопризнаковая и многоуровневая системная классификация факторов инновационной активности в регионе, которая может быть использована для решения таких сложных задач, как формирование новой модели управления инновационной активностью и конкурентоспособностью региона. Построение такой системы управления чрезвычайно актуально для российских регионов, проблема конкурентоспособности которых (как внешней, так и внутренней) становится все более актуальной в условиях возрастающей нестабильности, угроз и вызовов внешней среды. Уровень развития выделенных факторов определяет перспективы повышения инновационной активности в региональной экономике [5, с. 100-104].

Рисунок. Классификация факторов инновационной активности *

* Составлено автором по: [10].

Рассмотрим на примере Волгоградской области, насколько продуктивными являются действия региональной власти в направлении повышения инновационной активности путем воздействия на отдельные группы факторов. Особенность сложившейся ситуации в Волгоградской области состоит в способности региональ-

ной власти достаточно четко определять стратегические приоритеты, совершенствовать бизнес-климат, содействовать региональному бизнесу в создании устойчивых конкурентных преимуществ, что является залогом успеха на пути повышения инновационной активности и региональной конкурентоспособности. Разработанная

в Волгоградской области стратегия социальноэкономического развития до 2020 г. включает следующие основные инновационные ориентиры [2].

Волгоградская область - один из наиболее динамично развивающихся регионов России со средним уровнем доходов на душу населения в 2010 г. - 10, 9 тыс. руб. в месяц. По объему валового регионального продукта (333,8 млрд руб.) за 2010 г. Волгоградская область занимает третье место в ЮФО, а в расчете на душу населения (122,7 тыс. руб.) уступает только Краснодарскому краю. В структуре валового регионального продукта Волгоградской области на обрабатывающее производство приходится 26,6 %; на оптовую и розничную торговлю и ремонт - 16,2 %; сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 9,5 %; транспорт и связь - 8,4 %; операции с недвижимым имуществом - 8,1 %; добычу полезных ископаемых -

6.8 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 6,2 %; строительство -

5.9 %. По стоимости основных фондов отраслей экономики регион занимает 18 место среди субъектов РФ и 3 место в масштабе ЮФО [4].

Основу экономики региона составляют крупнейшие предприятия химической и нефтехимической промышленности, топливноэнергетического комплекса, производства строительных материалов, черной и цветной металлургии, машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Одиннадцать предприятий области являются градообразующими. Невзирая на достаточно большое количество существующих заводов, в области продолжают активно строиться новые предприятия, которые открывают возможности для притока инвестиций и внедрения инновационных технологий. Мощный химический и нефтехимический комплекс области представлен такими промышленными гигантами, как ОАО «Химпром», ОАО «Каустик», ОАО «Волжский Орг-синтез», ОАО «Волжское химволокно», а также ЗАО «Волжскрезинотехника», ООО «Волгоградский техуглерод», ОАО «Волгоградский кислородный завод», ОАО «Биодэн», ОАО «Волтайр» и т. д. Наиболее крупными предприятиями черной металлургии являются ЗАО «ВМЗ “Красный октябрь”», ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «ВЭСТ-МД» (Волгоградский трубный завод), Сталепрово-лочно-канатный завод, ОАО «Профиль-А»,

ЗАО «Фроловский электросталеплавильный завод» и т. д. Наиболее крупными предприятиями машиностроения являются ОАО «Волгоградский завод буровой техники», ОАО «Волгоградский завод оросительной техники», ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей», ОАО «Волгоградский литейно-механический завод», ООО «Волгоградский судостроительный завод», ОАО «Волжский механический завод», ОАО «Нефтегаз-маш», ОАО «Волгоградский электромеханический завод», ОАО «Волгограднефтемаш -завод им. Петрова», ФГУП ПО «Баррикады». Значительная доля производств области ориентирована на экспорт. Экспортной деятельностью активно занимаются ОАО «Волжский абразивный завод», ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Волжский Оргсинтез», ООО «Табачная фабрика “Реемстсма-Волга”», ОАО «Себ-ряковский комбинат асбестоцементных изделий», ОАО «Волжский завод асбестовых технических изделий», ООО «Камышинский ХБК» и др. Экспортной ориентации региона способствует выгодное географическое положение, а также развитая транспортная инфраструктура. Внешнеторговый оборот Волгоградской области демонстрирует положительную динамику [9].

На территории Волгоградской области зарегистрированы и работают свыше 260 предприятий с иностранными инвестициями, в которых представлены фирмы более 50 стран. Наибольшую активность в регионе проявляют компании США, Великобритании, Германии, Турции, Италии, Украины, Чехии, Китая, Греции, Польши, Узбекистана. Их удельный вес в общем числе предприятий с иностранными инвестициям приближается к трем четвертям. Предприятия с иностранным участием оказывают важное стимулирующее влияние на развитие экономики региона, обеспечивая более 2 % всех внутренних инвестиций и поступлений консолидирующего бюджета области, а также более 5 % ее внешнеторгового оборота.

Научные исследования и разработки в Волгоградской области осуществляют более 40 научных, научно-образовательных, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических институтов и научно-исследовательских центров. Кроме того, в регионе расположены 12 государственных вузов и 6 филиалов государственных вузов, 5 лицензированных

негосударственных вузов и 11 филиалов, 8 академических научно-исследовательских институтов и отделов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук.

В Волгоградской области сформированы следующие рациональные элементы региональной инновационной системы [7].

1. Создана правовая основа инновационной деятельности: принятые законы определяют правовое поле для субъектов-инноваторов и инвесторов, а также формы государственной помощи и поддержки инновационной деятельности.

2. Действует Совет при правительстве Волгоградской области по науке, технологиям и инновациям, созданный в целях организации эффективного использования научно-технического комплекса Волгоградской области и координации его деятельности для решения социально-экономических проблем и повышения уровня жизни населения путем обеспечения опережающего развития наукоемких и ресурсосберегающих технологий и выпуска на их основе конкурентоспособной на внутреннем и международном рынках продукции в интересах Волгоградской области и Российской Федерации.

3. Формируется инфраструктура поддержки инновационной деятельности, составляющими которой являются:

- Волгоградский центр трансфера технологий, который осуществляет продвижение высокотехнологичных продуктов, разработанных в научных организациях региона, за счет коммерциализации научно-технических разработок, оказывая содействие интеграции науки и промышленности;

- Волгоградский региональный научно-технический центр и Академический центр Волгоградской области;

- государственное учреждение «Волгоградский научный центр Российской академии медицинских наук и Администрации Волгоградской области»;

- «Волгоградский центр научно-технической информации», входящий в структуру «Объединения “Росинформресурс”» Мин-промэнерго России и являющийся генератором межрегиональной текстографической базы данных «Промышленные инновации». В настоящее время массив этой базы данных составляет около 26 тыс. докумен-

тов, из которых более 1,5 тыс. документов

представлено Волгоградской областью.

4. Организуется подготовка кадров инновационных менеджеров и переподготовка государственных служащих при вузах и инновационных центрах.

5. Создано некоммерческое партнерство «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области» в целях поддержки малых инновационных предприятий, создающих среду для повышения инновационной активности. Администрация Волгоградской области совместно с названным агентством создали Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области, общая сумма финансирования которого предусматривается в размере 280 млн рублей. Основные функции фонда - привлечение средств частных инвесторов для реализации бизнес-проектов в научно-технической сфере, коммерциализация технологий и инновационных разработок путем создания малых предприятий.

6. Создаются внедренческие зоны, технопарки [6].

За последние 4 года объем выполненных научно-исследовательских работ вырос в 2,3 раза и составил в 2010 г. 3 165,3 млн руб., объем работ, выполненных собственными силами предприятий и организаций, - в 3,2 раза и составил 3 033,7 млн рублей.

Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в 2010 г. по сравнению с 2008 г. возросли в 2,8 раза и составили 2 645,8 млн руб., из них внутренние текущие затраты - 1 711,6 млн руб., то есть по сравнению с 2008 г. увеличились в 2,4 раза.

Вместе с этим эффективность практического использования научно-технического и образовательного потенциала области явно недостаточна, а формирование инновационной инфраструктуры находится на начальной стадии.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, в 2010 г. инновационная деятельность в регионе осуществлялась в 677 организациях, в том числе в 454 организациях промышленных производств, в 166 организациях по предоставлению услуг, в 44 организациях связи [11].

Общий объем затрат на инновации в Волгоградской области в 2011 г. составил

7 706 млн руб., в 2010 г. - 6 829 млн рублей. Общий объем отгруженной продукции собственного производства, работ, услуг в 2011 г. составил 391 298 млн руб., в том числе инновационной - 28 558 млн руб., что составляет 7 %.

В целом по области инновационную активность проявили в 2011 г. 64 организации, в 2010 г. - 67. Готовые технологические инновации использовались в 2011 г. в 66 организациях, маркетинговые - в 11 организациях, организационные - в 35 организациях, в 2010 г. - 63, 18 и 32 соответственно [10]. Причем большая часть затрат на инновации приходится на промышленность (98 %), другие отрасли народного хозяйства - агропромышленный комплекс, связь, торговля - имеют меньшую инновационную активность. Основным видом инновационной деятельности является приобретение оборудования.

Проведенный анализ свидетельствует о крайне низкой инновационной активности предприятий, что обусловлено недостатком инвестиционных ресурсов и неопределенностью реализации инновационной продукции на рынке (изменение условий, сокращение государственного заказа и др.).

Среди экономических факторов, препятствовавших инновационной деятельности в

2010 г., следует отметить недостаток собственных денежных средств и финансовой поддержки со стороны государства, высокую стоимость нововведений и высокий экономический риск. Среди внутренних факторов выделяются низкий инновационный потенциал организаций, недостаток квалифицированного персонала и информации о новых технологиях и рынках сбыта, а также неразвитость кооперационных связей.

Таким образом, в Волгоградской области складывается неблагоприятная ситуация в инновационной сфере. Без целенаправленной инновационной политики на государственном уровне невозможно преодолеть сложившиеся тенденции. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка программы инновационного развития Волгоградской области в долгосрочной перспективе, которая будет способствовать формированию и эффективному использованию инновационного потенциала.

В целях повышения эффективности инновационного потенциала Волгоградской области особое внимание необходимо уделять:

- наблюдению за ходом разработки новой

продукции и ее внедрением;

- рассмотрению проектов создания новых продуктов;

- проведению единой инновационной политики, координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

- обеспечению финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

- обеспечению предприятий квалифицированным персоналом, созданию временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции;

- разработке планов и программ инновационной деятельности.

В связи с тем, что в условиях финансовой и экономической нестабильности происходят изменения структуры и уровня занятости населения, в социальной сфере положительные последствия реализации Программы будут выражаться в стимулировании развития действующих субъектов инновационной деятельности, предотвращении сокращения численности наемных работников и создании новых рабочих мест.

Государственная поддержка, оказываемая субъектам инновационной деятельности в течение всего периода реализации Программы, будет способствовать укреплению экономической устойчивости и социальному развитию. В условиях кризисных явлений в экономике страны реализация Программы позволит предотвратить резкое сокращение количества субъектов инновационной деятельности.

Реализация Программы позволит обеспечить существенный вклад в социально-экономическое развитие Волгоградской области, в том числе:

- сохранение рабочих мест;

- создание благоприятной инновационной среды на территории Волгоградской области;

- повышение инновационного уровня экономики;

- повышение конкурентоспособности отраслей промышленности за счет инновационной составляющей;

- обеспечение притока молодых специалистов в инновационную сферу;

- повышение профессионального уровеня субъектов инновационной деятельности;

- расширение внутренних и внешних рынков сбыта продукции субъектов инновационной деятельности;

- увеличение доли инновационно активных организаций в общем числе организаций;

- увеличение доли затрат на технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асаул, А. Н. Оценка собственности. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности : учебник / А. Н. Асаул [и др.] ; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб. : ИПЭВ, 2011. - 298 с.

2. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года / Р. С. Беков. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://economics.volganet.ru/export/sites/economics ЯсИег_6 /downloadsZStatya.pdf. - Загл. с экрана.

3. Большой экономический словарь / под ред. А. Б. Борисова. - М. : Книжный мир, 2000. - 895 с.

4. Доля видов деятельности в объеме промышленного производства. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://invest.volgadmin.ru/2_1_5.html. -Загл. с экрана.

5. Мельников, О. Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / О. Н. Мельников, В. Н. Шувалов // Российское предпринимательство. - 2005. - N° 9. - С. 100-104.

6. Об утверждении концепции промышленной политики в Волгограде на 2010-2015 годы : постановление главы Волгограда от 20 июля 2010 г. № 1768. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/SitesDepartments/ GovernsEconomy/spfile.ashx?id=hK3ffGW0fgCo1 vozs5lUPC902ovf7WoW$3bDqbLxfk$hX560 hqgDzsaE7nP4owqrV9jQ8CbC$w0ZQVNtU* DdngvSady9BZjFauGcW2*8mOSQAcAuSHG5Ef5

PvVbw2jhUesma2UbdtK$pp*u1Tg3CmivRv* mRRPljbJSuFWjRrxQ-. - Загл. с экрана.

7. О долгосрочной областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области» на 2009 год и на период до 2011 года : постановление от 14 сент. 2009 г. № 347-п. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://economics.volganet.ru/export/sites /economics/folder_5/normativeDocs/downloads /347_p.pdf. - Загл. с экрана.

8. О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О действиях Правительства Российской Федерации, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» : постановление Гос. Думы Федер. Собр. РФ от 20 февр. 2009 г № 1757-5 ГД. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/law ^^2/2365/. - Загл. с экрана.

9. Официальный информационно-справочный сервер города-героя Волгограда. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.volgadmin.ru/ru/. - Загл. с экрана.

10. Петров, Р. С. Стимулирование инновационной активности в регионе в условиях кризиса / Р. С. Петров. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/335 /imageZ335-124.pdf. - Загл. с экрана.

11. Социально-экономическое положение Волгоградской области в 2011 году. Официальное издание. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volgastat.ru:8081/public/release /Доклад.pdf. - Загл. с экрана.

12. Трифилова, А. А. Управление инновационным развитием предприятия / А. А. Трифилова. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 176 с.

13. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / В. Н. Гунин [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 328 с.

INNOVATIVE ACTIVITIES AS AN EARNEST OF SUCCESS OF ENTERPRISES

O.Yu. Trilitskaya

The fundamental task of the Russian economy development is the innovative updating of used technologies and manufactured products. This is basis of the economic growth, satisfaction of the constantly growing needs of the population in varied and qualitative goods and services. The role of innovations has increased to a great extent in modern economics. Innovations present by themselves an effective means of competition on a global scale, i.e. they lead to creating new needs, reduction of production costs, inflow of investments, increasing the manufacturer-rating promotion, to new markets development and expansion, which includes outer markets.

Key words: innovative activity of enterprise, innovative activity factors, competitive capability of the region, new regional innovative activity management model, innovation development, innovation pump-priming device.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.