Научная статья на тему 'Традиционные и экономически обусловленные субъекты инновационной активности: вопросы правосубъектности и организационно-правового оформления'

Традиционные и экономически обусловленные субъекты инновационной активности: вопросы правосубъектности и организационно-правового оформления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / INNOVATION / INNOVATION ECONOMIC ACTIVITY / THE SUBJECTS OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF INNOVATION MANAGEMENT / CORPORATE FORMS OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иншакова Агнесса Олеговна

Становление инновационной экономики обусловливает актуальность изучения традиционных, устоявшихся и новейших форм инновационной активности. Новые задачи стоят перед правом корпораций, призванным обеспечить эффективное хозяйствование корпоративных форм инновационной экономической деятельности, являющихся превалирующими в перечне ее субъектов. Вопросы востребованности корпоративных форм инновационного хозяйствования, наиболее распространенных в среде непосредственных акторов инновационной деятельности, изучаются на основе классификации ее субъектов по уровням глобальной экономической системы, представленной в экономической науке. Кроме того, автор обращает внимание исследователей на то, что самого пристального внимания современной цивилистической науки заслуживают новейшие формы участия в инновационном предпринимательстве, обладающие достаточным потенциалом. Некоторые из них предлагаются недавно обновленным гражданским законодательством, некоторые находятся на стадии обсуждения и предусматриваются продолжающейся масштабной реформой права корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND ECONOMICALLY ORIENTED ACTIVITIES CAUSED BY INNOVATION: ISSUES OF LEGAL PERSONALITY AND LEGAL CLEARANCE

The development of an innovative economy determines the relevance of the investigation of traditional, established and newest forms of innovation. New challenges are facing the right of corporations designed to ensure efficient management of corporate forms of innovative economic activities, which are prevalent in the list of its members. Demand issues of corporate forms of innovation management, which are the most common in the immediate environment of innovation actors, are investigated on the basis of the constituent classification according to the levels of the global economic system in the economic science. The author also draws the attention of researchers to the fact that the closest attention of modern civil science should be attracted to new forms of participation in innovation businesses that possess adequate capacity. Some of them are put forward by the newly updated civil law, some are under discussion and are provided within an ongoing large-scale reform of the law of corporations.

Текст научной работы на тему «Традиционные и экономически обусловленные субъекты инновационной активности: вопросы правосубъектности и организационно-правового оформления»

© Иншакова А.О., 2012

ВОПРОСЫ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ =

УДК 347.1 ББК 67.404.01

ТРАДИЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ: ВОПРОСЫ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ

А.О. Иншакова

Становление инновационной экономики обусловливает актуальность изучения традиционных, устоявшихся и новейших форм инновационной активности. Новые задачи стоят перед правом корпораций, призванным обеспечить эффективное хозяйствование корпоративных форм инновационной экономической деятельности, являющихся превалирующими в перечне ее субъектов. Вопросы востребованности корпоративных форм инновационного хозяйствования, наиболее распространенных в среде непосредственных акторов инновационной деятельности, изучаются на основе классификации ее субъектов по уровням глобальной экономической системы, представленной в экономической науке. Кроме того, автор обращает внимание исследователей на то, что самого пристального внимания современной цивилистической науки заслуживают новейшие формы участия в инновационном предпринимательстве, обладающие достаточным потенциалом. Некоторые из них предлагаются недавно обновленным гражданским законодательством, некоторые находятся на стадии обсуждения и предусматриваются продолжающейся масштабной реформой права корпораций.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономическая деятельность, субъекты инновационного предпринимательства, организационно-правовые формы инновационного хозяйствования, корпоративные формы инновационного предпринимательства.

Современное социохозяйственное развитие всех стран мира демонстрирует устойчивую основополагающую тенденцию

перехода от постиндустриальной экономики к инновационной лишь с разной степенью желаемых достижимых эффектов (см. подробнее: [3; 11]).

Общепризнанного определения категории «инновационная экономика» в науке не существует. Бюро статистики Европейского сообщества (The Statistical Office of the European Communities) (далее - Евростат) в Руководстве Осло [16] определяет поня-

тие инновации как «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях». В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития - ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам (см.: [13]).

Инновационная экономика базируется на «интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства» [19]. Это экономика, основанная «на существенном и массовом использовании научных знаний в производстве товаров и услуг» (см., напр.: [12]). Предполагается, что в условиях инновационного хозяйствования в основном прибыль создает интеллект новаторов и ученых, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала) (см. подробнее: [10]).

В свою очередь, инновационная деятельность включает все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, которые фактически или по замыслу ведут к реализации инноваций. Некоторые из этих видов деятельности могут быть инновационными по своей сути, тогда как другие не содержат новизны, но необходимы для осуществления инновации [16]. Отсюда логично вытекает, что деятельность субъектов или акторов инновационного хозяйствования заключается в разработке и внедрении инноваций, доведении этих новшеств до стадии коммерческого использования и распространения на рынке в виде нового продукта или процесса, внедрения его в повседневную жизнь и ос-

новывается на соответствующем организационно-правовом оформлении, определяющем их правовой статус (или личный статут, если речь идет о субъекте международного частного права - частнике инновационной внешнеэкономической деятельности) и режим. Если определение круга субъектов инновационной деятельности важно с точки зрения распространения на них специальных норм и правил, то определение возможных вариаций организационно-правового оформления деятельности этих субъектов важно для понимания наполнения правомочиями, возможностями и обязанностями, составляющими их правовой статус и определяющими правовой режим их деятельности в каждой законодательно предусмотренной конкретной форме.

Основная задача участников инновационной экономической деятельности реализуется посредством обеспечения ими эффективного процесса коммерциализации достижений научно-технического прогресса, в результате чего ожидаемый уровень национального инновационного хозяйствования позволяет говорить о нем как об определяющем элементе международной конкурентоспособности страны (см. подробнее: [8]).

Субъектами этой деятельности могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица РФ, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности [1]. Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности (см. подробнее: [15]).

Возможно, что с целью упорядочения государственного контроля за инновационной сферой было бы целесообразно введение системы аккредитации или лицензирования соответствующего вида деятельности, а также формирование единого государственного реестра субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.

Необходимо принимать во внимание то, что «как только деятельность субъек-

та выходит за рамки “классической предпринимательской деятельности”, как только появляется желание придать какому-либо новшеству (уже внедренному или находящемуся на стадии идеи) статус инновации и, таким образом, претендовать, например, на государственную поддержку, соответствующие правоотношения усложняются» [17, с. 19].

В Российской Федерации отсутствует закон «Об инновационной деятельности», несмотря на то, что инновации становятся основным элементом экономики современного государства, способствующим развитию национальной хозяйственной жизни в целом. Исчерпывающий перечень субъектов с указанием возможных организационно-правовых форм хозяйствования, как коммерческих, так и некоммерческих, которые могут заниматься инновационной деятельностью, должен найти свое место в проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности».

Существуют исследовательские мнения и о том, что необходимо законодательно предусмотреть систему специального лицензирования или какого-либо другого способа приобретения специального статуса субъекта инновационного хозяйствования. Такие предложения разумны с точки зрения установления упорядоченного «государственного контроля за инновационной сферой» [6, с. 18]. Однако, принимая во внимание такой фактор российской действительности, как коррупци-огенность, и преследуя цель его преодоления, параллельно необходимо разработать процедуру, минимизирующую бюрократическую волокиту.

Кроме того, ФЗ «Об инновационной деятельности» должен устанавливать права и обязанности субъектов хозяйствования в целях определения сферы их компетенции. Такой перечень уже предлагался исследователями и включал в себя:

- право на получение государственной поддержки;

- право самостоятельного и свободного выбора направления и видов осуществляемой инновационной деятельности;

- право на доступ к научной, научно-технической информации, за исключением

случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну;

- право на формирование внутренних фондов поддержки инновационной деятельности;

- право на привлечение на договорной основе соисполнителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

К обязанностям хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, предлагалось отнести:

- обязанность целевого расходования бюджетных средств, полученных в целях поддержки и развития инновационной деятельности;

- обязанность ведения учета и предоставления статистической отчетности в инновационной сфере соответствующим государственным органам;

- обязанность соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных действующих нормативных правовых актов [18, с. 11].

Интересный анализ правового оформления участников инновационного хозяйствования можно провести, основываясь на классификации субъектов эволюционирующей глобальной экономической системы (далее -GES), представленной в своих исследованиях О.В. Иншаковым. Учитывая процессы формирования под влиянием технологической революции инновационной экономики и наноиндустрии - ее нового приоритетного способа создания массового стандартизированного производства в глобальном масштабе, ученый делит субъектов инновационного хозяйствования на группы, соответствующие различным уровням строения GES - от мегаэкономики до наноэкономики (см. подробнее: [2, с. 4]).

Участниками инновационной экономической деятельности на мегауровне являются прежде всего субъекты международного права - международные юридические лица и межгосударственные союзы, оформляемые универсальными пакетами соглашений в формате G8 и G20 1, глобальные институты и

международные организации универсальной и специальной компетенции (ООН, ВТО, МВФ, МОТ, ОЭСР и др.), мегацентры инновационных исследований, глобальные сети, узлы коммуникаций и информации, региональные интеграционные объединения (ЕС, МЕРКОСУР, СНГ, ШОС, БРИК, АТЭС и др.), создаваемые посредством межгосударственных многонациональных соглашений и развивающие инновации как на первичной международной договорной основе, так и на основе общего вторичного права (см. подробнее: [8]).

Участниками масштабных проектов по развитию и производству инноваций на мегауровне зачастую становятся и субъекты международного частного права - ТНК и МНК, формируя капиталы, позволяющие решать стратегические для инновационного хозяйствования задачи. Такие международные юридические лица создают альянсы для эффективной эксплуатации человеческих, интеллектуальных, технических, материальных, институциональных, организационных, информационных и финансовых ресурсов многих стран.

Макроуровень инновационной экономической деятельности представлен участием субъектов публичного права - государствами, так и субъектами, находящимися на стыке публичного и частного права - публичными юридическими лицами [5] - государственными корпорациями и компаниями, созданными на основе государственных капиталовложений, в осуществлении национальных и субфедеральных проектов, имеющих приоритет для национальных экономик. Например, в России это ОАО «Роснано», которое в скором времени, после вступления в силу Проекта изменений ГК РФ, разработанного Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. (см.: [14]), ожидает новое преобразование в публичное акционерное общество (см.: [7, с. 107-117]). Кроме того, к данной категории следует отнести и ЗАО «Российский центр нанотехнологий» (РЦН), по тем же причинам, что и «Роснано» ожидающий законодательного изменения своего правово-

го статуса в связи с возможным упразднением необусловленной новыми национальными экономическими потребностями правовой конструкции закрытого акционерного общества. В качестве предположительных вариаций преобразования РЦН можно рассматривать общество с ограниченной ответственностью или непубличное акционерное общество.

На мезоуровне субъектами инновационной экономической деятельности являются органы власти субфедеральных образований и макрорегионов отдельных стран. Активизация участников мезоуровня проявляется по поводу реализации проектов по созданию особых экономических зон, инновационно-технологических центров, технопарков, технополисов, научно-производственных парков, нанотехнологических парков, коучинг-центров, венчурных инновационных фондов и др.

Акторами инновационного хозяйствования микроуровня GES являются крупные предприятия, средние и малые промышленные, инновационные и венчурные предприятия; научно-исследовательские институты, центры и организации, ведущие фундаментальные и прикладные исследования в сфере инноваций; высшие и средние учреждения профессионального образования; бизнес-инкубаторы и бизнес-ангелы 2. Среди них как международные, так и национальные юридические лица разных форм собственности и организационно-правового оформления. В этом перечне как коммерческие частные (ЗАО, ОАО, ООО) и государственные организации (унитарные предприятия), так и некоммерческие частные (фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства) и государственные организации (государственные автономные учреждения, фонды).

И, наконец, наноуровень инновационной экономической деятельности творится отдельно взятыми работниками - физическими лицами. Это в первую очередь изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создавшие инновационный продукт: физические лица, занятые инновационным предпринимательством без образования юри-

дического лица в основном в научно-технической сфере. В качестве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может выступать и лицензиат, то есть физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности (см. подробнее: [15]).

К сожалению, возможности индивидуального предпринимателя в создании и использовании инновационного продукта всегда ограничены. И, может, именно поэтому, несмотря на то, что физические лица являются активными участниками процесса создания инноваций, зачастую национальный законодатель оставляет их за рамками документов, регламентирующих инновационную хозяйственную деятельность. Так, ст. 2 Закона города Москвы «Об инновационной деятельности в городе Москве» содержит определение субъекта инновационной деятельности, исключающее участие в ней физического лица: субъект инновационной деятельности - это организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая инновационную деятельность.

В результате проведенного исследования возможных, предусмотренных национальным законодателем организационно-правовых форм участия в инновационном предпринимательстве становится очевидным превалирующее участие в процессе становления инновационной экономики хозяйственных обществ. Что, в свою очередь, является фактологическим подтверждением того, что праву корпораций отведена особая роль в деле упорядочивания процесса становления эффективной инновационной экономики. Эта сфера правового регулирования находится в перечне наиболее динамично развивающихся и востребованных современными экономическими преобразованиями областей права (см. подробнее: [9]).

Именно поэтому преимущественные сущностные характеристики востребованных корпоративных форм инновационного хозяйствования, наиболее распространенных в среде непосредственных акторов инновационной деятельности, а также некоторые новейшие формы участия в инновационном предпринимательстве, предлагаемые недавно обновленным гражданским законодательством, про-

должающейся масштабной реформой права корпораций и обладающих подобным потенциалом, в самое ближайшее время должны стать предметом исследований ведущих отечественных цивилистов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Формы осуществления глобального управления. «Группа восьми» (в8) - неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также ЕС, обладающий ограниченным статусом. На долю стран-участниц «восьмерки» приходится 49 % мирового экспорта, 51 % промышленного производства, 49 % активов МВФ. В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным международным социальным и экономическим проблемам. Изначально участники в8 -крупнейшие индустриальные державы капиталистического мира, собравшиеся для решения международно-политических и, прежде всего, экономических проблем.

«Группа двадцати» (в20) была создана в качестве ответа на финансовый кризис конца 1990-х и явилась признанием необходимости включения стран с формирующейся экономикой в основные процессы глобальной экономической дискуссии и принятия решений. Группа из двадцати стран, представленных министрами финансов и управляющими центральными банками, была сформирована в 1999 г. для объединения усилий системно важных промышленно развитых и развивающихся стран в обсуждении ключевых вопросов глобальной экономики.

2 Бизнес-инкубатор - организация, решающая задачи поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей в сфере инноваций - создания коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе результатов интеллектуа-лизированной инновационной деятельности. Бизнес-ангел - частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусев, К. Н. Инновации в России: проблемы и перспективы / К. Н. Гусев // Банковское дело. -2010. - №> 1. - С. 12-16.

2. Иншаков, О. В. Наноиндустриализация в глобальном контексте / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2010. - 36 с.

3. Иншаков, О. В. Стратегия и тактика государственной политики развития наноиндустрии в России : материалы к докладу на Общем собрании Отделения общественных наук РАН, 13 дек. 2010 г. / О. В. Иншаков ; РАН, Отд-ние обществ. наук. - М. ; Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. - 36 с.

4. Иншакова, А. О. «Высокие технологии» частноправового регулирования наноиндустриализации / А. О. Иншакова. - М. : Юрлитинформ, 2013. -В печати.

5. Иншакова, А. О. Государственная корпорация «Роснано» vs ОАО «Роснано»: вопросы правосубъектности / А. О. Иншакова // Власть. - 2011. — № 9. - С. 108-112.

6. Иншакова, А. О. Задачи национального цивильного права в процессе наноиндустриализации страны : препринт / А. О. Иншакова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - 40 с.

7. Иншакова, А. О. Позитивные уроки интеграции правового регулирования защиты прав участников хозяйственных обществ в РФ и ЕС / А. О. Иншакова. - М.: Издат. группа «Юрист», 2012. - 204 с.

8. Иншакова, А. О. Правовое регулирование инновационной экономической деятельности ЕС / А. О. Иншакова, Д. В. Кожемякин // Основы европейского интеграционного права : учебник / авт. коллектив: А. Х. Абашидзе, Е. С. Алисиевич, В. Д. Бордунов, А. О. Иншакова, М. Н. Копылов [и др.] ; под ред. А. Х. Абашидзе, А. О. Иншако-вой. - М. : Изд-во «Юрист», 2012. - С. 382-406.

9. Иншакова, А. О. Сферы приоритетного развития правового обеспечения наноиндустрии : препринт / А. О. Иншакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - 36 с.

10. Исмаилов, Т. А. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России

в XXI в. / Т. А. Исмаилов // Инновации : журнал. -2003. - №> 1. - С. 10-13.

11. Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения : Избранные труды / Н. Д. Кондратьев, Ю. В. Яковец, Л. И. Абалкин . -М. : Экономика, 2002.- 767 с.

12. Лебедев, С. А. Философия науки : слов. основ. терминов. - М. : Академический Проект, 2004. -320 с. - (Серия «Gaudeamus»).

13. Официальный сайт ОЭСР. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.oecd.org/home /0,2987,en_2649_201185_ 1_1_1_1_1,00.html. - Загл. с экрана.

14. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2011/09/14/gk-izm-site-dok.html (дата обращения: 14.09.2011). - Загл. с экрана.

15. Российское предпринимательское право : учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. -М. : Проспект, 2011. - 1072 с.

16. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / совместная публикация ОЭСР и Евростата. Издание третье // Официальный сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.miiris.ru. - Загл. с экрана.

17. Смагина, И. А. Предпринимательское право : учеб. пособие / И. А. Смагина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Омега-Л, 2009. - 288 с.

18. Худорукова, О. И. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Худорукова Ольга Ивановна. - М., 2010.

19. Шевченко, И. В. Инновационная экономика: вопросы теории и основные тенденции развития / И. В. Шевченко, Е. Н. Александрова // Финансы и кредит. - 2005. - N° 14. - С. 7-16.

TRADITIONAL AND ECONOMICALLY ORIENTED ACTIVITIES CAUSED BY INNOVATION: ISSUES OF LEGAL PERSONALITY AND LEGAL CLEARANCE

A.O. Inshakova

The development of an innovative economy determines the relevance of the investigation of traditional, established and newest forms of innovation. New challenges are facing the right of corporations designed to ensure efficient management of corporate forms of innovative economic activities, which are prevalent in the list of its members. Demand issues of corporate forms of innovation management, which are the most common in the immediate environment of innovation actors, are investigated on the basis of the constituent classification according to the levels of the global economic system in the economic science. The author also draws the attention of researchers to the fact that the closest attention of modern civil science should be attracted to new forms of participation in innovation businesses that possess adequate capacity. Some of them are put forward by the newly updated civil law, some are under discussion and are provided within an ongoing large-scale reform of the law of corporations.

Key words: innovation, innovation economic activity, the subjects of innovative entrepreneurship, organizational and legal forms of innovation management, corporate forms of innovative entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.