Научная статья на тему 'Правовое регулирование минимизации инвестиционных рисков в сфере наноиндустрии'

Правовое регулирование минимизации инвестиционных рисков в сфере наноиндустрии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАНОИНДУСТРИЯ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИНИМИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ / NANOINDUSTRY / NANOTECHNOLOGIES / INNOVATIVE ACTIVITY / MINIMIZATION OF INVESTMENT RISKS / THE INVESTMENT AGREEMENT ON REALIZATION OF PROJECTS IN THE SPHERE OF NANOTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иншакова Агнесса Олеговна, Шишенко Михаил Сергеевич

Учитывая экономико-политическую стратегическую важность развития процесса наноиндустриализации страны, его сложность, финансовую затратность и связанные с этим повышенные инвестиционные риски, в своей статье авторы задумываются о разработке эффективных правовых механизмов, направленных на их минимизацию. На основе проведенного анализа действующего инвестиционного законодательства выделяются основные направления его совершенствования в сфере наноиндустрии. Обосновывается необходимость принятия специального Федерального закона «Об основах правового регулирования наноиндустриализации в РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF MINIMIZATION OF INVESTMENT RISKS IN INDUSTRY SPHERE

Considering economic-political strategic importance developments of process of nanoindustrialization of the country, its complexity, financial expenses, and the raised investment risks connected with it, the author concentrates on working out the effective legal mechanisms directed at their minimization. Leaning against the carried out analysis, the operating investment legislation, the basic directions of perfection of the investment legislation in nanoindustry sphere are allocated. The necessity of acceptance of the special Federal Law «About bases of legal regulation of nanoindustrialization in the Russian Federation» is proved.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование минимизации инвестиционных рисков в сфере наноиндустрии»

© Иншакова А.О., Шишенко М.С., 2011

ВОПРОСЫ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ =

УДК 342.951:620,3 ББК 67.401.1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИНИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ В СФЕРЕ НАНОИНДУСТРИИ

А.О. Иншакова, М.С. Шишенко

Учитывая экономико-политическую стратегическую важность развития процесса наноиндустриализации страны, его сложность, финансовую затратность и связанные с этим повышенные инвестиционные риски, в своей статье авторы задумываются о разработке эффективных правовых механизмов, направленных на их минимизацию. На основе проведенного анализа действующего инвестиционного законодательства выделяются основные направления его совершенствования в сфере наноиндустрии. Обосновывается необходимость принятия специального Федерального закона «Об основах правового регулирования наноиндустриализации в РФ».

Ключевые слова: наноиндустрия, нанотехнологии, инновационная деятельность, минимизация инвестиционных рисков, инвестиционное соглашение о реализации проектов в сфере нанотехнологий.

Необходимость формирования в России научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития, а также создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании, сегодня уже очевидна для научного экспертного сообщества. В деле развития инновационных процессов в российской современной экономике значительная роль принадлежит его качественному правовому обеспечению.

Значимость и приоритетность развития направлений современной науки в сфере нанотехнологий, обеспечивающей стратегически важные экономико-политические государственные задачи, в полной мере касаются и права, призванного упорядочить процесс наноиндустриализации. Сегодня перед юридическим экспертным сообществом стоит непростая задача по созданию законодательства, обеспечивающего развитие инновационной деятельности в сфере нанотехнологий [7].

Для того чтобы читатель мог в полной мере понимать о чем идет речь, следует ознакомить его с современным пониманием нанотехнологии, нашедшем отражение в специальной юридической литературе. Итак, нанотехнология - это целенаправленная челове-

ческая деятельность по производству и использованию (включая отображение, измерение, моделирование и управление материей) материалов с преднамеренно внедренными особенностями, вплотную к атомному или молекулярному масштабу, имеющих размер от 1 до 100 нм [3].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2010 г. № 282 «О национальной нанотехнологической сети» нанотехнологии - это технологии, направленные на создание и практическое использование нанообъектов и наносистем с заданными свойствами и характеристиками. В целом же наноиндустрия представляет собой межотраслевой, а также междисциплинарный комплекс организаций (комплекс организаций, осуществляющих деятельность в рамках различных научных дисциплин на основе единого подхода к рассмотрению материи на атомно-молекулярном уровне), обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке и коммерциализации нанотехнологий [15].

Большое значение в деле развития наноиндустрии играют инвестиции как подавляющая финансовая основа эффективного развития данной отрасли.

Прежде чем дать качественный анализ непосредственно роли инвестиционной деятельности в развитии отечественной наноиндустрии, выявить риски, связанные с данной сферой экономической деятельности, и предложить конкретные правовые механизмы их минимизации, нам представляется необходимым остановиться на кратком обзоре фундаментально-предшествующей нормативноправовой базы, регулирующей правоотношения в процессе наноиндустриализации.

Правовые вопросы развития рассматриваемой нами сферы экономической деятельности были и остаются в центре внимания мирового сообщества и зачастую координируются посредством минимальных правовых стандартов, вырабатываемых международными организациями специальной компетенции.

На сегодняшний день целый ряд международных документов рекомендательного характера в сфере инновационной деятельности разработан такими международными организациями, как ЮНИДО (United Nations Indastrial

Development Organization, UNIDO) - это организация, действующая в рамках ООН, и ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD). Несмотря на то что акты, разработанные названными международными организациями, относятся к категории «soft law», так называемого мягкого права, тем не менее, они заложили основу правового регулирования сферы наноиндустрии, в том числе и по вопросам инвестирования нанопроектов.

Так, в рамках ЮНИДО проводятся исследования глобальных перспектив индустриального развития, формирования международных сетей промышленного и технологического сотрудничества. Результатами этих исследований являются долгосрочные прогнозы, стратегии развития и т. д. Данные разработки получили название форсайтов. Форсайт основывается на построении и реализации согласованных действий бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества, которые пытаются прийти к единому мнению на основе разработанных специалистами сценариев развития общества. С 2001 г. начата работа по разработке и внедрению технологического Форсайта для государств Центральной и Восточной Европы и СНГ, положения которого необходимо учитывать для управления инновациями российских предприятий и как источник информации для принятия решений.

Большую роль в развитии инновационной деятельности, в том числе и в сфере нанотехнологий, играет ОЭСР, которая в 2010 г. завершила разработку Инновационной стратегии. Основной задачей данного документа является формирование общей стратегии, которая бы позволила связать отдельные точки роста инноваций, элементы инновационной инфраструктуры, а также усилия различных субъектов в единую систему. Инновационная стратегия ОЭСР не только учитывает основные существующие характеристики развития глобальной экономики и общества, но и направлена на формирование более справедливого процесса глобализации, основанного на принципах «устойчивого роста» и более равномерного распределения произведенных благ между развитыми и развивающимися стра-

нами. Следует отметить, что большинство основополагающих принципов Инновационной стратегии ОЭСР напрямую касаются социальной проблематики - улучшения качества жизни и привнесения соответствующих изменений в инновационную политику [14].

В данном контексте следует заметить, что российский законодатель учел желанное для России полноправное членство в ОЭСР и связанные с этим требования данной международной организации о необходимости приведения в соответствие с выработанными ею минимальными правовыми стандартами национального законодательства страны-участницы. В первую очередь, как показали проведенные автором научные исследования [4; 6], он позаботился о восприятии российскими нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу науки и новаций, всеобщей мировой направленности на эффективное развитие и стоимостное увеличение человеческого капитала.

Кроме Инновационной стратегии, в рамках ОЭСР в сфере инновационных технологий приняты и такие документы, как: Руководство по измерению научной и научно-технической активности (The Measurement of Scintific And Technological Activities - Oslo Manual); Экономика знаний (The Knowledge-based Economy) ОЭСР, 1996; Национальные инновационные системы (National Innovation System) ОЭСР, 1997; Динамика национальных инновационных систем (Dynamising National Innovation Systems) ОЭСР, 2002; Стандарт отчетности по научным исследованиям и разработкам (Proposed Standart Practice for Surveys of Research and Experimental Development - Frascati Manual), ОЭСР, 2002; Руководство по измерению трудовых ресурсов, занятых в научной и научнотехнической сфере (Manual On The Measurement Of Human Resources Devoted To S&T - Canberra Manual) ОЭСР, 1995. Эти документы отражают общие систематизированные и стандартизированные знания в области научных исследований и инноваций.

Отдельные международные нормы, которые уже находят свое отражение в правовом обеспечении наноиндустриализации на национальном уровне, разработаны Всемирной торговой организацией (ВТО). Так, в сфере интеллектуальной собственности принято Соглашение по торговым аспектам прав ин-

теллектуальной собственности. Этот документ провозглашает, что охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу, передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств. Соглашением регулируются различные вопросы интеллектуальной собственности, такие как: объем и использование прав интеллектуальной собственности, обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности, приобретение прав интеллектуальной собственности, урегулирование споров и т. д. Указанное Соглашение играет важную роль в деле развития наноиндустрии, поскольку облегчает процедуру приобретения и реализации интеллектуальных прав, что для рассматриваемой сферы является чрезвычайно важным с точки зрения ее развития и эффективного привлечения инвестиций [2].

Существенную роль в развитии процессов наноиндустриализации играет международно-договорное регулирование, различного рода межправительственные соглашения. Среди них: подписанное 1 декабря 1995 г. в Риме Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о научном и техническом сотрудничестве [1]; принятый 28 февраля 2006 г. в Будапеште Меморандум об основных направлениях экономического сотрудничества между Венгерской Республикой и Российской Федерацией на среднесрочную перспективу [12] и ряд других международных актов. Эти документы направлены на достижение определенных результатов в сфере эффективного экономического развития, отвечающего реальным потребностям времени, в том числе и наноиндустрии. Указанные межправительственные соглашения, конечно же, затрагивают и вопросы инвестиций, предполагая возможность участия в инновационном развитии стран - участниц того или иного соглашения путем вложения инвестиций в сферу наноиндустрии.

Проблемы законодательного обеспечения процессов наноиндустриализации нашли свое отражение и в рамках региональных ин-

теграционных союзов, таких как ЕС и СНГ. При этом как законодателю, так и юридическому экспертному сообществу следует взять на заметку тот факт, что гармонизированное правовое обеспечение ЕС в сфере наноиндустрии достигло наивысшей степени региональной правовой интеграции и может во многом служить показательным для стоящего только в начале пути унификации интегрированного права СНГ [5; 8].

Анализ правовых документов, разработанных региональными интеграционными образованиями (ЕС, СНГ, ЕврАзЭС), позволил выявить основные сферы развития современной инновационной инфраструктуры, инновационной деятельности и государственно-частного партнерства. Такими приоритетными направлениями, с точки зрения как эффективного экономического развития региона, так и регионального законотворчества, следует считать создание общего экономико-правового пространства науки и образования [11] и рынка высокотехнологичной продукции.

Так, Комиссией ЕС был принят ряд документов, а именно: в 2004 г. - подход «О Европейской стратегии в сфере нанотехнологий» [18], в 2005 г. - План действий в области науки и нанотехнологий [16], в 2006 г. - Инновационная стратегия Европейского Союза [17]. Эти правовые акты института ЕС, обладающего правом законотворческой инициативы, направлены на регулирование вопросов финансирования наноразработок, развития государственно-частного партнерства, разработку кадровой и образовательной политики, связанной с требованиями инновационной экономики. Несмотря на то что непосредственно вопросов внедрения инвестиционной составляющей в развитие инноваций эти документы не содержат, тем не менее, положениями данных документов вопросы финансирования, а это не что иное, как инвестирование, отдельные финансовые аспекты регламентируются.

Большую роль в правовом обеспечении процесса развития наноиндустрии играют и рамочные программы ЕС по исследованиям, принимаемым на несколько лет. Среди них следует выделить принятую в 2006 г. седьмую рамочную программу по исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности (2007-2013) [19], целью которой является поддержка и развитие науки и иссле-

дований в едином пространстве государств -членов ЕС, а также повышение конкурентоспособности европейских исследований, образовательных и инновационных сфер.

Что касается процесса развития нанотехнологий в СНГ, то по сравнению с ЕС инновационные процессы здесь развиваются не так интенсивно, что связано с относительной слабостью научной и материально-технической базы, которая в полной мере не способна обеспечить растущие потребности экономики. Тем не менее некоторые шаги в этом направлении предпринимаются. В Республике Армения создан Национальный центр инноваций и предпринимательства, в Республике Беларусь -Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, в Республике Казахстан - Национальный центр научно-технической информации Республики Казахстан, в Республике Кыргизия - Государственное агентство по интеллектуальной собственности, в Республике Молдова - Национальный институт экономики и информации, в РФ - Всероссийский институт научной и технической информации РАН, в Республике Таджикистан - Национальный патентно-информационный центр, в Республике Узбекистан - Центр научно-технической информации, в Украине - Украинский институт научно-технической и экономической информации. Относительная вялость протекания инновационных процессов в рамках регионального интеграционного объединения СНГ опосредует и незначительное количество правовых документов, обеспечивающих данную сферу экономической деятельности.

И все же 20 ноября 2009 г. в Ялте советом глав правительств СНГ было принято решение «Об основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере»; 5 марта 2010 г. в Москве главами государств СНГ было принято решение «О состоянии национальных систем научно-технической информации в государствах -участниках СНГ». Указанные правовые акты призваны способствовать созданию в СНГ единого научно-технического пространства, необходимых условий для формирования рынка высоких технологий и инвестирования в эту сферу.

Мы затронули лишь отдельные, наиболее важные, ключевые, на наш взгляд, доку-

менты в сфере правового регулирования вопросов наноиндустрии, которые непосредственно касаются и перспективных тенденций развития правового регулирования вопросов инвестирования в новых экономических условиях развития мирового сообщества.

Что касается России, то одной из важнейших целей государственной политики в сфере нанотехнологий является содействие процессу завоевания лидирующих позиций на мировых рынках нанотехнологической продукции. Основным проводником политики государства в сфере нанотехнологий выступает государственная корпорация «Роснано» (далее - Корпорация), осуществляющая свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-Ф3 (ред. от 31 мая 2010 г.) «О Российской корпорации нанотехнологий» (далее - Закон о Роснанотех)1. В соответствии с положениями данного закона корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

Корпорация для достижения целей своей деятельности, которые наглядно отражают связь с инвестиционной деятельностью в сфере наноиндустрии и даже определяют ее политику, реализует следующие основные функции:

1) рассматривает проекты в сфере нанотехнологий в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств Корпорации;

2) осуществляет организационную и финансовую поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере нанотехнологий;

3) осуществляет финансирование проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих внедрение нанотехнологий или производство продукции в сфере наноиндустрии;

4) осуществляет финансирование проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий;

4.1) привлекает заемные средства, в том числе осуществляет эмиссию облигаций при наличии обеспечения, соответствующего требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

5) осуществляет мониторинг реализации проектов в сфере нанотехнологий, финансируемых за счет средств Корпорации;

6) выполняет другие функции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Закона о Роснанотех расходование денежных средств осуществляется по следующим направлениям, под которыми мы также понимаем угодные для поощряемого, эффективного инвестирования области экономической и общественной деятельности:

1) научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки в сфере нанотехнологий, осуществляемые на возмездной или безвозмездной основе;

2) проекты по внедрению нанотехнологий или производство продукции в сфере наноиндустрии в форме участия в уставных капиталах юридических лиц, в паевых инвестиционных фондах, вкладывающих средства в проекты в сфере нанотехнологий, в некоммерческих организациях, создаваемых в целях развития нанотехнологий, или в форме предоставления денежных средств на условиях возмездности, возвратности и срочности;

3) проекты по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий, в том числе путем выделения денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе.

Инвестирование временно свободных средств Корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Корпорацией финансовых инструментов. Направления, порядок и условия инвестирования временно свободных средств Корпорации, а также предельный размер инвестируемых временно свободных средств Корпорации определяется Правительством Российской Федерации [13].

Для постоянного развития нанотехнологий в России представляется необходимым обеспечить стабильный источник финансирования проектов в области нанотехнологий. В связи с этим чрезвычайно важным видится законодательное закрепление механизма возврата вложенных средств в каждый инвестиционный проект для последующего ин-

вестирования в проекты и развития наноиндустрии в России. Следует отметить, что действующее российское инвестиционное законодательство в недостаточной степени адаптировано к реальным условиям развития наноиндустрии, что в значительной степени затрудняет деятельность субъектов инвестиционной деятельности в сфере нанотехнологий. Опираясь на приведенные выше комментарии и анализ действующего инвестиционного законодательства, выделим основные направления его совершенствования в сфере наноиндустрии:

1. Обеспечение экономической и инновационной эффективности путем инвестирования в инновационные проекты, предполагающие высокую коммерческую эффективность и/или значительный социальный или общеэкономический эффект.

2. Снижение рисков для участников инновационного процесса, что предполагает участие госкорпораций в финансировании начальной стадии коммерциализации, когда возможности привлечения частного капитала ограничены в силу высоких рисков, рыночной и технологической неопределенности.

3. Привлечение внешнего финансирования, предполагающего, что госкорпорация своими инвестициями не должна замещать частный капитал, а стремиться снизить риски до уровня, приемлемого для частного капитала. В связи с этим инвестиционные проекты должны финансироваться лишь в той степени и объемах, которые позволили бы создать привлекательные условия для частных инвестиций на всех стадиях реализации проектов. Это предполагает процесс привлечения внешнего финансирования, в том числе за счет международной кооперации.

4. Использование всех доступных форм финансирования проектов, таких как:

- участие в капитале компаний;

- выдача займов;

- приобретение облигаций и конвертируемых долговых обязательств;

- поручительства по кредитам;

- приобретение долей в венчурных фондах.

Любая из перечисленных форм, безусловно, имеет свои преимущества и недостатки, тем не менее, в каждом конкретном случае возможно использование преимущества

той или иной формы для достижения более эффективного результата.

На основе анализа правовой ситуации, складывающейся в обеспечении в целом сферы наноиндустрии в России, представляется необходимой разработка и принятие специального закона «Об основах правового регулирования наноиндустриализации в РФ». В такой документ федерального значения необходимо включить специальный раздел, содержащий нормы, которые определяют особенности инвестирования средств в сферу нанотехнологий с целью минимизации инвестиционных рисков и привлечения иностранных инвестиций в эту стратегически важную для страны отрасль. Полагаем разумным предусмотреть в законе правила страхования инвестиционных рисков в сфере нанотехнологий, поскольку данная мера является, на наш взгляд, наиболее эффективной с точки зрения обеспечения прав инвесторов. Кроме того, с целью защиты инвестиций в закон следует включить норму об обязательном заключении между инвестором и организатором инвестирования специального инвестиционного соглашения о реализации проектов в сфере нанотехнологий. Такой документ должен содержать все условия инвестирования и дальнейшего взаимодействия сторон с учетом специфики сферы нанотехнологий. Существенными условиями предлагаемого инвестиционного соглашения должны стать: предмет, определяющий сам инвестиционный проект, объем инвестирования, порядок инвестирования, права и обязанности сторон и сроки, в течение которых производится непосредственно само инвестирование и реализация инвестиционного проекта. Вполне оправданным, на наш взгляд, является необходимость предусмотреть нотариальную форму такого соглашения, поскольку в данном случае речь идет о существенных финансовых вложениях и связанных с этим рисков. Подобная жесткая регламентация процедуры заключения инвестиционного соглашения и его формы позволит минимизировать риски инвесторов в процессе инвестирования проектов в такой важной и сложной сфере российской экономики, как наноиндустрия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» установлен порядок реорганизации корпорации в открытое акционерное общество (см.: Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3753).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюллетень международных договоров. -1999. - № 11.

2. Всемирная торговая организация : офиц. сайт. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/inbrief_e/ inbr02_e.htm. - Загл. с экрана.

3. Зульфугарзаде, Т. Э. Основы правового регулирования нанотехнологий в Российской Федерации / Т. Э. Зульфугарзаде, М. А. Хатаева // Адвокат. - 2009. - № 5. - C. 93-113.

4. Иншакова, А. О. Вклад цивильного права в сфере наноиндустрии // Маркетинговые технологии развития наноиндустрии в России : монография / А. О. Иншакова ; под ред. Д. Фролова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - 316 с.

5. Иншакова, А. О. Европейские минимальные правовые стандарты в российском антимонопольном регулировании (часть 2) / А. О. Иншакова // Цивилист. - 2010. - № 3 (июль - сентябрь). - С. 90-97.

6. Иншакова, А. О. Задачи гражданского права в процессе наноиндустриализации страны / А. О. Иншакова // Наноэкономика и общество : монография / под ред. О. В. Иншакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - С. 27-33.

7. Иншакова, А. О. Задачи цивильного права в процессе наноиндустриализации страны / А. О. Иншакова // Наноэкономика и общество : монография / под ред. О. В. Иншакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2011. - С. 40-42.

8. Иншакова, А. О. Новые формы хозяйствования как слагаемые успеха интеграции РФ в единое экономическое пространство с ЕС / А. О. Иншакова // Право и государство: теория и практика. - 2010. -№ 10 (70). - С. 98-104.

9. Иншакова, А. О. Общие закономерности и перспективные тенденции развития глобального уровня правового регулирования образования / А. О. Иншакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5, Юриспруденция. - 2010. - № 1 (12). - С. 99-106.

10. Иншакова, А. О. По итогам системного исследования зарубежной нормативно-правовой базы регулирования аттестации научных кадров / А. О. Иншакова // Образование и право : науч.-правовой журн. - 2010. - № 8 (12). - С. 24-40.

11. Иншакова, А. О. Региональная унификация правового регулирования образования в аспекте подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации / А. О. Иншакова // Вестник Финансовой академии при правительстве РФ. - 2010. - № 4. - С. 26-32.

12. Меморандум об основных направлениях экономического сотрудничества между Венгерской Республикой и Российской Федерацией на среднесрочную перспективу - Электрон. дан. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». - Загл. с экрана. - Дата размещения: октябрь 2009 г.

13. О направлениях, порядке и условиях инвестирования, предельном размере инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации : постановление Правительства РФ от 28 февр. 2008 г. № 127 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 9. - Ст. 860.

14. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) : офиц. сайт. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.oecdru.org/ sitemap.html. - Загл. с экрана.

15. Собрание законодательства РФ. - 2010. -№ 18. - Ст. 2250.

16. Communication from the Commission «Nanosciences and nanotechnologies: An Action Plan for Europe 2005-2009», 07/06/2005 COM (2005) 243 final: Интернет-сайт представительства Комиссии ЕС в России. - Электрон. дан.- Режим доступа: http:// www.delrus.cec.eu.int/. - Загл. с экрана.

17. Communication from the Commission «Putting knowledge into practice: A broad-based innovation strategy for the EU» 13.09.2006 COM (2006) 502 final : Интернет-сайт представительства Комиссии Е7С в России. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.delrus.cec.eu.int/. - Загл. с экрана.

18. Communication from the Commission «Towards a European strategy for nanotechnology», 12.5.2004 COM (2004) 338 final : Интернет-сайт представительства Комиссии ЕС в России. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. delrus. cec. eu. int/. - Загл. с экрана.

19. Decision No 1982/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 concerning the Seventh Framework Programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities (2007-2013): Интернет-сайт Европейского Союза. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www. europa.eu. - Загл. с экрана.

LEGAL REGULATION OF MINIMIZATION OF INVESTMENT RISKS

IN INDUSTRY SPHERE

A.O. Inshakova, M.S. Shishenko

Considering economic-political strategic importance developments of process of nanoindustrialization of the country, its complexity, financial expenses, and the raised investment risks connected with it, the author concentrates on working out the effective legal mechanisms directed at their minimization. Leaning against the carried out analysis, the operating investment legislation, the basic directions of perfection of the investment legislation in nanoindustry sphere are allocated. The necessity of acceptance of the special Federal Law «About bases of legal regulation of nanoindustrialization in the Russian Federation» is proved.

Key words: nanoindustry, nanotechnologies, innovative activity, minimization of investment risks, the investment agreement on realization ofprojects in the sphere of nanotechnologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.