Научная статья на тему 'Обновленные и новейшие вариации организованно-правового оформления инновационной хозяйственной активности'

Обновленные и новейшие вариации организованно-правового оформления инновационной хозяйственной активности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иншакова Агнесса Олеговна

Статья посвящена вопросам частноправового регулирования создания и деятельности обновленных традиционных и новейших вариаций организационно-правового оформления субъектов инновационного хозяйствования, обеспечивающих реализацию перехода национальной экономики от постиндустриального типа к инновационному,В качестве значимых аспектов исследования рассматриваются вопросы определения круга субъектов инновационной деятельности с точки зрения распространения на них специальных норм и правил, а таюке определения возможных вариаций организационноправового оформления деятельности этих субъектов с целью понимания наполнения правомочиями, возможностями и обязанностями, составляющими их правовой статус и определяющими правовой режим их деятельности в каждой законодательно предусмотренной конкретной форме. Особое внимание уделено корпоративным формам инновационной предпринимательской деятельности, а таюке последним новеллам масштабной реформы права корпораций, являющегося одной из приоритетно вотребованных и динамично развивающихся сфер правового обеспечения зарождающейся инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обновленные и новейшие вариации организованно-правового оформления инновационной хозяйственной активности»

^¿¿мшшсо^а сА&мееса @лег&ёшь ^(/шЛлешше иь кх^ёешлмж ёа^шхщьш

(шш)4€щштмо(1 (ш^шупьёешшй, еттш&мости,

Статья посвящена вопросам частноправового регулирования создания и деятельности обновленных традиционных и новейших вариаций организационно-правового оформления субъектов инновационного хозяйствования, обеспечивающих реализацию перехода национальной экономики от постиндустриального типа к инновационному.

В качестве значимых аспектов исследования рассматриваются вопросы определения круга субъектов инновационной деятельности с точки зрения распространения на них специальных норм и правил, а также определения возможных вариаций организационно-правового оформления деятельности этих субъектов с целью понимания наполнения правомочиями, возможностями и обязанностями, составляющими их правовой статус и определяющими правовой режим их деятельности в каждой законодательно предусмотренной конкретной форме. Особое внимание уделено корпоративным формам инновационной предпринимательской деятельности, а также последним новеллам масштабной реформы права корпораций, являющегося одной из приоритетно вотребованных и динамично развивающихся сфер правового обеспечения зарождающейся инновационной экономики.

Инновации, инновационная экономическая деятельность, субъекты инновационного хозяйствования, корпоративные формы инновационного предпринимательства, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное партнерство, инвестиционное товарищество, инвестиционный консультант.

Современное социохозяйственное развитие всех стран мира демонстрирует устойчивую основополагающую тенденцию перехода от постиндустриальной экономики к инновационной лишь с разной степенью желаемых достижимых эффектов [1]. Средством реализации такого перехода является инновационная экономическая деятельность, представляющая совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих шагов, ведущих фактически или по замыслу к реализации инноваций. Некоторые из этих видов деятельности могут быть инновационными по своей сути, тогда как другие не содержат новизны, но необходимы для осуществления инновации [2].

Отсюда логично вытекает, что деятельность субъектов или акторов инновационного хозяйствования заключается в разработке и внедрении инноваций, доведении этих новшеств до стадии коммерческого использования и распространения на рынке в виде нового продукта или процесса, внедрения его в повседневную жизнь и основывается на соответствующем организационно-правовом оформлении, определяющем их правовой статус (или личный статут, если речь идет о субъекте международного частного права - участнике инновационной внешнеэкономической деятельности). Если определение круга субъектов инновационной деятельности важно с точки зрения распространения на них специальных норм и правил, то определение возможных вариаций организационно-правового оформления деятельности этих субъектов важно для понимания наполнения правомочиями, возможностями и обязанностями, составляющими их правовой статус и определяющими правовой режим их деятельности в каждой законодательно предусмотренной конкретной форме.

Субъектами этой деятельности могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица РФ, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности [3]. Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения

соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности [4]. Полагаем, что при разрешении проблемы востребованной на внутригосударственном уровне унификации правового регулирования инновационной деятельности посредством создания единого федерального закона следовало бы законодательно закрепить исчерпывающий перечень ее субъектов. А кроме того, с целью упорядочения государственного контроля за инновационной сферой следует подумать о введении системы аккредитации или лицензирования соответствующего вида деятельности и возможности формировании единого государственного реестра ее субъектов.

К сожалению, несмотря на то, что физические лица являются активными участниками процесса создания инноваций возможности индивидуального предпринимателя в процессе осуществления инновационного хозяйствования весьма ограничены. Может быть именно поэтому национальный законодатель зачастую оставляет их за рамками документов, регламентирующих этот вид хозяйственной деятельности [5].

На основе ранее полученных автором результатов можно с уверенностью утверждать, что среди возможных, предусмотренных национальным законодателем организационно-правовых форм участия в инновационном предпринимательстве превалирующими являются хозяйственные общества, основанные на капитале. Что в свою очередь является фактологическим подтверждением тому, что праву корпораций отведена особая роль в деле упорядочивания процесса становления эффективной инновационной экономики. Эта сфера правового регулирования находится в перечне наиболее динамично развивающихся и востребованных современными экономическими преобразованиями областей права [6], что подтверждается интенсификацией процессов ее реформации.

Рассмотрим преимущественные сущностные характеристики востребованных корпоративных форм инновационного хозяйствования, наиболее распространенных в среде непосредственных акторов инновационной экономической деятельности, а также некоторые новейшие формы участия в инновационном предпринимательстве, предлагаемые недавно обновленным гражданским законодательством и продолжающейся масштабной реформой права корпораций, которые обладают достаточным потенциалом.

Согласно новеллам, предусмотренным Проектом изменений ГК РФ, разработанного Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. [7], перечень корпоративных организационно-правовых форм расширяется посредством включения в предмет корпоративного законодательства некоммерческих корпоративных организаций. Насколько появление новой юридической конструкции в национальном гражданском праве, призванном обслуживать в первую очередь экономические отношения, согласуется с процессами становления инновационной экономики? Согласно ст. 65.1 Проекта к корпоративным организациям (корпорациям) относятся юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства). В перечень корпоративных организаций Проект ГК РФ включает хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. Приведенный перечень вызывает сомнения по двум причинам. Первая касается традиционно преподаваемого в вузах, уже ставшего «классическим» курса Корпоративного права (Права корпораций). Его предмет, согласно учебным программам ведущих вузов страны, ограничен корпоративными отношениями, относящимися к созданию и осуществлению деятельности акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью. И, как правильно отмечают разработчики этих курсов [8], спрос на него у обучающегося контингента существует как на «узкоспециальную область знаний» об инструментах адекватного правового обеспечения предпринимательской деятельности в корпоративной форме хозяйствования, о правовых механизмах построения оптимальной корпоративной системы управления и согласования интересов в процессе достижения корпоративной цели. Таким образом, вполне объясним тот факт, что методическая целесообразность включения корпоративных отношений, возникающих в некоммерческих организациях, в науку и предмет курса «Корпоративное право» («Право корпораций») по аналогии с позицией законодателя, создающего «лишнюю юридическую сущность» [9] - корпоративную организацию, вызывает сомнения и не соответствует

реальному спросу участников современного гражданского оборота.

Вторая причина связана с тем фактом, что законодатель в процессе разработки Проекта ГК РФ обошел вниманием, на наш взгляд, несомненно подпадающую под сформулированное в ст. 65.1 Проекта определение корпоративной организации новую организационно-правовую форму предпринимательской деятельности - хозяйственное партнерство, представляющую собой некий гибрид хозяйственного общества и хозяйственного товарищества, но, безусловно, являющуюся одной из вариаций объединения и лиц и капиталов [10].

Обратимся к наиболее востребованным организационно-правовым формам корпоративного хозяйствования в сфере инновационной экономической деятельности - обществам, основанным на капитале.

Общество с ограниченной ответственностью зарекомендовало себя как оптимальная организационно - правовая форма малого бизнеса [11], в том числе и инновационного, обладающая особыми достоинствами для первоначального этапа функционирования хозяйствующего в инновационной сфере субъекта. Связано это, не в последнюю очередь, с возможностью последующего преобразования ООО в иную организационно-правовую форму, причем эта форма могла быть как коммерческой, так и некоммерческой. В данном контексте нельзя не упомянуть нововведения Проекта ГК РФ, содержащего запрет на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие, и наоборот [12].

Однако, помимо отменяемого законодателем упомянутого достоинства данной организационно-правовой формы инновационного хозяйствования, существуют и другие, не менее существенные. К ним следует отнести:

- небольшой размер уставного капитала;

- возможность создания одним лицом;

- возможность привлечения значительных материальных ресурсов;

- расширенный субъектный и целевой составы участия;

- ограничение хозяйственного риска участников общества по его обязательствам;

- минимизация взаимодействия с государственными органами, достигаемая посредством законодательного освобождения ООО от обязанности публиковать свою финансовую отчетность;

- достаточная гибкость внутрифирменного регулирования.

Что касается акционерного общества как вариации оформления инновационного хозяйствования, то обозначить ее роль и юридические возможности в формате новых экономических потребностей можно на основе анализа ее сущностных характеристик, отраженных в нормативно-закрепленном определении [13] и позволяющих говорить о ее повышенной конкурентоспособности и приспосабливаемости в сопоставлении с другими юридическими лицами, хозяйствующими в сфере инноваций. Среди них:

- отсутствие проблемы временных затрат на привлечение дополнительных инвестиций и нарушения стройного планомерного технологического процесса вследствие изменения размера уставного капитала в сторону уменьшения независимо от изменений в составе акционеров (уменьшения их числа);

- концентрация капитальных материальных ресурсов, проявляющаяся в возможности аккумуляции крайне важных денежных и иных средств для инновационной экономической деятельности, характеризующейся повышенной затратностью;

- возможность незамедлительного отчуждения акций (размещение на рынках с целью продажи) для перераспределения вырученных денежных средств внутри общества и направления их в наиболее выгодные на данный момент сферы производства, что позволяет своевременно реагировать на изменяющуюся мировую конъюнктуру;

- ограниченная ответственность акционеров перед кредиторами количеством принадлежащих им акций, а следовательно, защищенность участников общества от повышенных хозяйственных рисков сферы инновационного предпринимательства, например, в случае банкротства;

- стратегическая организационная устойчивость предприятия, обусловленная четким разделением функций владения и управления предприятием.

В контексте обсуждения преимуществ акционерной формы инновационного хозяйствования, нельзя не упомянуть о проблеме, на которую обратили внимание разработчики Концепции разви-

тия гражданского законодательства о юридических лицах и Проекта ГК РФ - существование правовой конструкции закрытого акционерного общества в российском законодательстве.

Действительно, присутствие ЗАО в перечне корпоративных форм участия в предпринимательской деятельности, закрепленных в российском законодательстве, не имеет объективно обусловленных предпосылок и является спорным как с экономической, так и с правовой точек зрения. Правовой режим закрытого акционерного общества фактически делает его особой формой общества с ограниченной ответственностью, имеющей право выпускать акции и точно так же сохраняющей механизм поддержания стабильного состава участников организации и сохранения доминирующего влияния отдельных членов [14]. Закрытые АО отталкивают от себя дополнительные инвестиции, что противоречит позиции нормальных акционерных обществ, всегда заинтересованных в притоке дополнительного капитала [15].

Кроме того, деление национальным законодателем акционерных обществ на открытые и закрытые входит в противоречие с необходимостью международной унификации корпоративного регулирования и минимальными правовыми стандартами права корпораций, основанными на доминирующем значении норм об обеспечении прав акционеров как фундаментальном принципе построения оптимальной сбалансированной системы корпоративного управления. Акционеры ЗАО являются наиболее бесправными по сравнению с участниками других хозяйственных обществ и товариществ, поскольку они лишены, например, права на выход из акционерного общества как участники обществ с ограниченной ответственностью и права на свободное отчуждение своих акций как акционеры открытого акционерного общества.

В п. 4.1.4 раздела Ш «Законодательство о юридических лицах» Концепции развития гражданского законодательства о юридических лицах рекомендуется оставить два основных вида хозяйственных обществ: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. [16] Вместо искусственно выделенных типов акционерных обществ (открытых и закрытых) разработчики Концепции предлагают дифференциацию на публичные и акционерные общества (соответственно непубличные).

Предложенная дихотомия получила поддержку и у разработчиков Проекта ГК РФ [17]. Вместо действующей редакции статьи 97 ГК РФ, предусматривающей деление акционерных обществ на открытые и закрытые, предлагается новая редакция данной статьи, вводящая такую организационно-правовую форму акционерных обществ, как публичное общество.

Единственным критерием предлагаемой дифференциации на публичные и непубличные акционерные общества должен стать способ привлечения акционерного капитала и размещения ценных бумаг.

Новым для российского гражданского права видом юридического лица является хозяйственное партнерство. Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах» [18] (далее - Закон) вступил в силу с 1 июля 2012 г. и является на сегодняшний день необходимым законодательным актом в контексте процессов адаптации национального законодательства к потребностям реализации в РФ новой экономической политики в условиях создания «индустрии знаний» и перехода на инновационное экономическое развитие.

Данный нормативно-правовой акт направлен на решение задач, продиктованных формирующейся новой экономической системой, остро ощущающей потребность в выведении на арену мирового хозяйствования дополнительных акторов инновационной деятельности с необходимыми для ее эффективного осуществления юридическими характеристиками и возможностями. Одна из важнейших причин внедрения нового вида коммерческой организации -формирование благоприятных условий для реализации венчурного инвестирования инновационных проектов1.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в

1 Название «венчурный» происходит от английского «venture» - «рискованное предприятие или начинание». Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами (unquoted или unlisted companies).

соответствии с этим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Партнерами могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные.

Полагаем, что перечень искомых законодателем преимущественных особенностей создаваемой организационно-правовой формы в противовес другим допустимым национальным законодателем вариациям оформления участия в инновационной предпринимательской деятельности можно сформировать на основании пояснительной записки ФЗ «О хозяйственных партнерствах» [19], а также анализа его положений. Среди них:

- возможность восполнения в национальном гражданском правовом регулировании отсутствующей и искомой в процессе становления инновационной экономики организационно-правовой формы осуществления венчурных (инновационных) проектов и реализации инвестиционных задач в условиях особо рискового предпринимательства;

- наличие «корпоративного щита» (юридического лица) при одновременно минимальных требованиях к созданию, ликвидации и отчетности;

- отказ от жесткого императивного регулирования в пользу превалирующего договорного, обеспечивающий минимальную регуляторную нагрузку со стороны государства. Именно наличие гибкого соглашения об управлении выступает главным позитивным признаком в правовой характеристике хозяйственного партнерства, создающей подходящий для инновационной экономики имидж новой организационно-правовой формы хозяйствования (ст. 6 Закона). Среди основных возможностей договорного установления:

возможность установления условий о размере, составе, сроках и порядке формирования складочного капитала;

возможность договорного установления специального порядка и условий оборота акций (долей) компании;

возможность установления порядка изменения долей участников партнерства;

возможность в соответствии с соглашением предусмотреть ответственность за «переманивание» ключевых сотрудников компании в случае их выхода из венчурного бизнес-проекта;

- отсутствие установленного размера уставного капитала и возможность поэтапного внесения вкладов в капитал партнерства. Данное обстоятельство является, безусловно, специфичным, но в то же время и позитивным фактором, выделяющим хозяйственное партнерство среди других форм корпоративного предпринимательства в сфере инноваций. Хотя надо заметить, что законодатель все же оставил за собой право посредством акта, изданного Правительством РФ, устанавливать нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности;

- ограниченность ответственности участников партнерства в пределах долей внесенных ими в капитал партнерства средств.

Законодательное ограничение ответственности учредителей и участников хозяйственного партнерства выполняет хотя и традиционную для ранее рассмотренных форм корпоративного хозяйствования, но тем не менее одну из приоритетных защитных функций организации инновационного предпринимательства от возможных неблагоприятных последствий, которые могут явиться следствием банкротства юридического лица;

- возможность непропорционального распределения прав и обязанностей участников, прибыли и убытков, голосов и т.д.;

- максимально возможная конфиденциальность информации об инновационном (венчурном) бизнес-проекте для третьих лиц;

- возможность участия в нескольких проектных кампаниях одновременно;

- возможность обеспечения в определенных случаях приоритета участников перед кредиторами и одних участников перед другими в случае ликвидации (прекращения) кампании;

- особая защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Закон позволяет защищать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности партнерства от обращения взыскания по обязательствам партнерства. В частности, один или несколько партнеров вправе исполнить обязательство вместо партнерства, если в результате неисполнения такого обязательства взыскание может быть обращено на исключительные права

на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие партнерству. Это возможно, если у партнерства недостаточно имущества для исполнения этого обязательства;

- возможность ограничения права участников на свободный выход из партнерства до окончания срока проекта или достижения заявленных целей. Названная правовая характеристика хозяйственного партнерства позволяет говорить о предпринятой законодателем попытке нормативного закрепления жесткого режима контроля за исполнением взятых на себя участниками юридического лица обязательствах. Такой контроль позволит говорить о наличии минимальных правовых гарантий в крайне нестабильной и сопровождающейся повышенными финансовыми рисками инновационной деятельности, а также производства и коммерциализации ее результатов [20].

Таким образом, очевидно, что хозяйственное партнерство представляет собой промежуточную организационно-правовую форму между традиционными для гражданского права видами хозяйственных товариществ и обществ, объединив в себе ключевые признаки и тех, и других [21].

Новым игроком на арене инновационного хозяйствования стал институт инвестиционного товарищества. Для реализации целей стратегического инновационного планирования в России был принят Федеральный закон «Об инвестиционных товариществах» [22], в соответствии с которым инвестиционное товарищество признается особенной формой договора простого товарищества, который заключается для ведения совместной инновационной деятельности, содержит права и обязанности участников товарищества, а также способен учитывать и характерные черты инновационной экономической деятельности.

Указанная правовая конструкция призвана обеспечить широкое привлечение мировых инвесторов в российскую инновационную деятельность, а также долгосрочное планирование при реализации инновационных проектов.

Определим достоинства нового вида участия в инновационном хозяйствовании, которые оправдывают его закрепление национальным законодателем:

- участники инвестиционного товарищества не имеют ограничений по участию в иных договорах, и, следовательно, в случае наличия у участника достаточных денежных средств он может планомерно распределять их по всем интересующим его направлениям инновационной деятельности. А значит, капитал не будет задерживаться лишь в одной сфере инновационной деятельности, что позволит равномерно развивать различные его вариации;

- позитивное разнообразие участников и желательная альтернатива их комбинаций, обусловленные возможностью участия в договоре, как коммерческих, так и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных организаций, имеющих опыт и способных вносить своевременные и верные коррективы в инвестирование инновационной деятельности;

- отсутствие связи между внесенной долей в общий размер капитала и местом в иерархии управления товариществом, позволяющее наиболее профессиональным в сфере инноваций товарищам, но не имеющим достаточных материальных возможностей, принимать непосредственное, равноправное участие в управлении инвестиционным товариществом;

- наличие возможности формирования уставного капитала товарищества по частям и изменения его в соответствии с потребностями очередного этапа инновационной деятельности, а также учета размера прибыли, получаемой от реализации бизнес-проекта.

Таким образом, нормативное закрепление коллективного инвестирования в форме инвестиционного товарищества, безусловно, еще один шаг российского законодателя на пути к формированию в Российской Федерации конкурентоспособной инновационной экономической деятельности.

Способствовать разрешению проблемы привлечения частного капитала в сферу высоких технологий, по мнению исследователей, призван институт инвестиционного консультанта [23].

Стратегическое планирование является самым мощным методом управления рисками. Оно включает глубокое исследование и тщательное прогнозирование рыночной, социально-экономической, технологической и правовой среды, в которой планируется инновация.

Предварительный сбор информации является затратным мероприятием. Если издержки на поиск информации превышают предельный доход от ее использования, предприниматель

будет искать оптимум в получении предварительной информации. Этот эффект усугубляется тем, что информация быстро устаревает. Правильные сведения сегодня не описывают ситуацию, которая сложится завтра.

В 2009 г. началась подготовка проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования деятельности инвестиционных консультантов, а также предоставления услуг неквалифицированным инвесторам)» о стимулировании и регулировании розничных инвесторов на финансовом рынке и введении института инвестиционного консультанта [24].

Следует отметить, что правовое положение инвестиционного консультанта в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ не позволяет определять его в качестве полноценного субъекта инвестиционных отношений, несмотря на то, что упомянутый участник соответствующих правоотношений выполняет свои функции как в составе финансовых компаний, консалтинговых групп, так и в качестве независимого финансового советника [23].

Инвестиционным консультантом может быть как физическое, так и юридическое лицо, профессионально консультирующее физические и юридические лица по вопросам инвестирования и методам управления активами. Например, брокеры, обладающие лицензией Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) или физические лица, обладающие аттестатом инвестиционного консультанта. Инвестиционный консультант - физическое лицо должен являться членом саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Функциональным назначением инвестиционного консультанта следует признать разработку инвестиционной политики. Комплексная программа инвестирования разрабатывается им с учетом общей финансовой ситуации клиента и его инвестиционных задач. В обязанности данного специалиста в первую очередь входит анализ финансовых активов с целью определения их инвестиционных характеристик и выдачи рекомендаций в области управления инвестициями, управления портфелем ценных бумаг, финансового менеджмента. Конечным потребителем результатов профессиональной деятельности инвестиционного консультанта является потенциальный инвестор, оперирующий на финансовых рынках - физическое или юридическое лицо.

Предполагается деятельность по инвестиционному консультированию отнести к числу профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и определить ее как возмездное оказание юридическим лицом индивидуальных консультационных услуг клиенту в отношении финансовых инструментов, а также сделок с ними (услуги по инвестиционному консультированию) путем предоставления инвестиционных рекомендаций.

На основе перечисленных характеристик исследуемого института, полагаем, правильным будет относить инвестиционного консультанта в качестве самостоятельного субъекта в состав участников правоотношений по созданию и коммерциализации результатов инновационной деятельности на российском рынке.

Литература

[1] См. подробнее: Кондратьев Н.Д., Яковец Ю.В., Абалкин Л.И, Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: Избранные труды. - М.: Экономика, 2002; Иншаков ОБ. Стратегия и тактика государственной политики развития наноиндуст-рии в России: Материалы к докладу на Общем собрании Отделения общественных наук РАН. 13 декабря 2010 г. Москва. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.

[2] Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям, - 3-е изд. Совместная публикация ОЭСР и Евростата //Официальный сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем II Электронный ресурс.

- Режим доступа: <http://www.miiris.ru/>

[3] Гусев К.Н. Инновации в России: проблемы и перспективы II Банковское дело. - 2010, - №1. - С. 12-16.

[4] См. подробнее: Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В, Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2011.

[5] См., например: Статья 2 Закона города Москвы «Об инновационной деятельности в городе Москве» содержит определение субъекта инновационной деятельности, исключающее участие в ней физического лица: субъект инновационной деятельности - это организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая инновационную деятельность.

[6] См. подробнее: Иншакова А.О. Высокие технологии частноправового регулирования наноиндустриализации. - М.: Юрлитинформ, 2013; Иншакова А.О. Сферы приоритетного развития правового обеспечения наноиндустрии. Преприт". -Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2011.

[7] См.: Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2011/09/14/gk-izm-site-dok.html (дата обращения: 14.09.2011).

[8] См. подробнее: Учебно-методические комплексы магистерских программ по праву корпораций или расширенные гражданско-правовые профили, включающие в себя дисциплину «Право корпораций». Например: Представление магистерской программы «Корпоративное право» юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова // Предпринимательское право. Приложение к журналу. Вып. 1. Бизнес и право в России и за рубежом. - №1. - 2011; Долинская В.В. Рабочая программа магистратуры профиля «Право корпораций». Официальный сайт МГЮАII Электронный ресурс. - Режим доступа: <http://msal.ru>; Иншакова А.О. Учебно-методический комплекс дисциплины «Право корпораций в глобальном контексте» для магистратуры профиля «Гражданское право; предпринимательское право; международное частное право». Официальный сайт ВолГУ ПТК «УМКА» II Электронный ресурс. - Режим доступа: <http://umka.volsu.ru/newumka3/>; Чеховская С.А. Корпоративное право России: предмет и проблемы преподавания II Предпринимательское право. -2011. - №1. - С. 8-10.

[9] См. подробнее: Чеховская С.А, Корпоративное право России: предмет и проблемы преподавания II Предпринимательское право.—2011. — №1. — С. 9.

[10] Федеральный закон от 06.12.2011 г. №393-Ф3 «О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах"» дополняет перечень коммерческих организаций, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, новым видом юридического лица - хозяйственным партнерством. Внесение иных изменений в Гражданский кодекс РФ не предусмотрено.

[11] См. например: Татаринова М.Н. Методические аспекты организации деятельности малого предпринимательства II Вестник АПК Ставрополья. - №4 (4). - 2011. - С. 113-119.

[12] Абзац 2 ч. 1 ст. 57 Проекта Федерального закона N347538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012 г.) II СПС «Консультант Плюс»; См. подробнее также: Серова O.A. Изменение общих положений гражданского законодательства о юридических лицах II Гражданское право. - 2011. - №1. -С.13.

[13] Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012 г.) II «Собрание законодательства РФ». -1996. - №1. - Ст. 1.

[14] См. например: Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. - М., 2005. - С. 51-52; Бакшинскас В.Ю. К вопросу об организационных формах акционерных обществ, или зачем акционерным обществам «закрытость»? II Закон. - 2006. - №9. - С. 47.

[15] Суханов Е.А. Хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы II Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. -1995 - №6.- С. 100 -119.

[16] См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации II Вестник ВАС РФ. - 2009. - №11. -С. 6-186.

[17] Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации II Российская газета. - 2011. -14 сент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18] Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. №380-Ф3«О хозяйственных партнерствах» II« Российская газета». - №278. - 09.12.2011.

[19] Пояснительная записка к проектам Федеральных законов «О хозяйственных партнерствах» и «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» II Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

[20] См. пояснительную записку к проектам Федеральных законов «О хозяйственных партнерствах» и «О внесении изменений в часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» II Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

[21] См. подробнее: Серова O.A. Хозяйственное партнерство и хозяйственное товарищество: возможные пути интеграции организационно-правовых форм II Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - №2. - С, 35-40.

[22] Федеральный закон от 28.11.2011 г. №335-Ф3 «Об инвестиционном товариществе» II Собрание законодательства РФ. -05.12.2011. - №49 (ч. 1). -ст. 7013.

[23] Симаева Е.П, Проблемы правового обеспечения деятельности инвестиционных консультантов на рынке наноинду-стрии II Законы России: опыт, анализ, практика. - №10. - 2011. - С. 48-60

[24] Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования деятельности инвестиционных консультантов, а также предоставления услуг неквалифицированным инвесторам)». Опубликован 30 ноября 2009 г. Официальный сайт Федеральной службы по Финансовым рынкам II Электронный ресурс.

- Режим доступа: <http://www.fcsm.nj/ru^egislation/documents/projects/index.php?id_.3=258&year_3=2009&month_3=11>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.