Научная статья на тему 'Инновационный потенциал высшей школы в условиях экономики, основанной на знаниях'

Инновационный потенциал высшей школы в условиях экономики, основанной на знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НЕОЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА (НИС) / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM (NIS) / INNOVATIVE ECONOMY / MODERNIZATION / NEOECONOMY / EDUCATIONAL ACTIVITY / HIGHER SCHOOL / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATION-ORIENTED POTENTIAL OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION / SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берегова Галина Михайловна, Милова Юлия Юрьевна

Рассмотрен инновационный потенциал высшей школы в условиях экономики, основанной на знаниях, и его базовые аспекты. Представлены основные характеристики инновационной экономики, показано значение высшего образования в экономике, уточнено определение инновационно-ориентированного потенциала образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берегова Галина Михайловна, Милова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER SCHOOL INNOVATION POTENTIAL UNDER CONDITIONS OF THE ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE

The article examines the innovative potential of a higher school under conditions of the economy based on knowledge; its basic aspects concerning the innovative potential. The major features of the innovation economy are presented. The importance of higher education in economy is shown. The definition of the innovation-oriented potential of an educational institution is specified.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал высшей школы в условиях экономики, основанной на знаниях»

вов, рентабельности оборотных активов приводит к отрицательному результату коэффициента текущей ликвидности.

Таким образом, на основании рассчитанных частных коэффициентов эластичности можно судить о резервах роста величины прибыли, которые заложены в том или ином факторе или показателе экономической эффективности деятельности предприятия.

Для определения факторов, в развитии которых заложены наиболее основные резервы улучшения изучаемого показателя, были учтены различия в степени варьирования вошедших в уравнение факторов с помощью бета-коэффициентов, которые вычисляются по формуле [6]:

ß = ai

(2)

гдестхг. — среднее квадратическое отклонение 1 -го фактора; ст- среднее квадратическое отклонение

изучаемого показателя.

Рассчитав бета-коэффициенты по исследуемым предприятиям, авторы пришли к выводу, что по абсолютному приросту наибольшее влияние на коэффициент финансовой устойчивости оказывает рентабельность продаж, тогда как на прирост коэффициента текущей ликвидности наибольшее влияние оказывает амортизацияемкость.

Анализ бета-коэффициентов показывает, что изменение рентабельности продаж на 1% приводит к росту коэффициента финансовой устойчивости на 0,6%, росту коэффициента текущей ликвидности на 0,4%, тогда как изменение амортизацияемкости на 1% приводит к снижению коэффициента финансовой устойчивости на 89,7%, росту коэффициента текущей ликвидности на 8,3%.

Из расчетов следует, что на основании частных коэффициентов эластичности, бета-коэффициентов, можно судить о резервах роста экономической эффективности деятельности предприятия, которые заложены в том или ином факторе. Рассчитанные авторами коэффициенты позволяют сделать вывод о существенном влиянии рентабельности продаж и амортизацияемкости на экономическую эффективность деятельности предприятия.

Таким образом, предлагаемый комплексный подход к оценке экономической эффективности деятельности предприятия, основанный на взаимосвязи между производственными показателями экономической эффективности деятельности предприятия и показателями, характеризующими его финансовое состояние, позволит не только достоверно и оперативно оценить экономическую эффективность деятельности предприятий любой отраслевой принадлежности, но и принимать более обоснованные управленческие решения.

1. Абрютина М.С. Экономика предприятия: учебник. М.: Дело и сервис, 2004. 528с.

2. Гладун В.И. Методология и методические основы определения экономической эффективности общественного производства: Пре-принт / Институт экономических и международных проблем освоения океана. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. 37 с.

3. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: учеб. пособие. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. 304 с.

4. Зайцев Н.Л. Экономика организации. М.: Экзамен, 2000. 768 с.

Библиографический список

5. Кейлер В.А. Экономика предприятия: курс лекций. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 132 с.

6. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / А.И. Харламов [и др.]; под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1995. 296 с.

7. Чернышева Ю.Г., Чернышев Э.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие (серия «Экономика и управление»). М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. 304 с.

УДК 001.895 + 338.45

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

Г.М. Берегова1, Ю.Ю. Милова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрен инновационный потенциал высшей школы в условиях экономики, основанной на знаниях, и его базовые аспекты. Представлены основные характеристики инновационной экономики, показано значение высшего образования в экономике, уточнено определение инновационно-ориентированного потенциала образовательного

1 Берегова Галина Михайловна, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента, тел.: (3952) 612253, e-mail: beregova@istu.edu

Beregova Galina, Candidate of Economics, Professor, Head of the Department of Economics and Management, tel.: (3952) 612253, e-mail: beregova@istu.edu

2Милова Юлия Юрьевна, аспирант, тел.: 89027670061, e-mail: milova_88@mail.ru Milova Yuliya, Postgraduate, tel: 89027670061, e-mail: milova_88@mail.ru

ВЕСТНИК ИрГТУ №11 (б8) 2011

209

учреждения. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: инновационная экономика; модернизация; неоэкономика; образовательная деятельность; национальная инновационная система (НИС); высшая школа; инновационный потенциал; инновационно-ориентированный потенциал образовательного учреждения; научно-исследовательская деятельность.

HIGHER SCHOOL INNOVATION POTENTIAL UNDER CONDITIONS OF THE ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE G.M. Beregova, Y.Y. Milova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article examines the innovative potential of a higher school under conditions of the economy based on knowledge; its basic aspects concerning the innovative potential. The major features of the innovation economy are presented. The importance of higher education in economy is shown. The definition of the innovation-oriented potential of an educational institution is specified. 7 sources.

Key words: innovative economy; modernization; neoeconomy; educational activity; national innovative system (NIS); higher school; innovative potential; innovation-oriented potential of an educational institution; scientific and research activity.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется ускорением научно-технического и социального прогресса, формированием «новой экономики», в которой воспроизводство знания оказывает влияние на динамику экономического роста.

Вследствие этого Россия, как и весь мир, стоит на пороге новой научно-цивилизационной трансформации, базирующейся на знаниях. Открывающиеся перед человечеством новые инновационные и технологические возможности вместе с кардинальными трансформациями в экономике, науке и других сферах общественной жизни, несомненно, обеспечат последовательное движение к цивилизационному прогрессу и к новой экономике [1]. Необходимость перехода к новой экономике определяется опережающим накоплением интеллектуального и научно-инновационного потенциала.

Формирование инновационной экономики России связано с качественными изменениями в структуре и уровне развития хозяйства. Оно требует выработки новой идеологии, ориентированной на нововведения и пронизывающей все общество [2]. Решающая роль в этом процессе отводится взаимосвязи власти, общества, бизнеса и научного сообщества. В долгосрочной перспективе именно научно-инновационный сектор экономики, а не топливно-сырьевые отрасли смогут обеспечить прорыв России в инновационную экономику, или в «экономику знаний». Главной ценностью такой новой экономики, основанной на знаниях, и её бесценным ресурсом становится человеческий интеллект, а качество труда будет характеризоваться способностью конкретного индивидуума генерировать новые знания, идеи, открытия. Прогресс знаний и инноваций в будущем позволит предвидеть открывающиеся перед человечеством перспективы с применением трудовых и творческих способностей человека. Он неразрывно связан с модернизацией инновационной экономики, в основе которой лежат следующие принципы:

• свобода творчества;

• свобода предпринимательства;

• честная конкуренция;

• модернизация системы образования;

• реформирование сферы наук;

• формирование индустрии инноваций.

Основной составляющей модернизации является

достижение целостности рыночной системы. В силу этого предпосылкой инновационной модернизации экономики России является формирование неоэкономики - экономики, базирующейся на знаниях, которая повышает качество подготовки персонала и, соответственно, расширяет занятость высококвалифицированных кадров. Основным фактором производства формирующейся неоэкономики становятся знания, а традиционные факторы - природные ресурсы, рабочая сила, земля и капитал - являются второстепенными. Знания, как важнейший экономический ресурс, при эффективном использовании становятся главным фактором экономического роста [3, с. 214-229].

В свою очередь знания являются результатом образовательной деятельности, вследствие чего высокий уровень образования выступает необходимой предпосылкой становления инновационной экономики.

Для того чтобы оценить значение высшего образования в инновационной экономике, рассмотрим ее основные характеристики. Становление инновационной экономики связано с генерацией нового сегмента современного хозяйства - национальной инновационной системы (НИС). Она формирует инновации, отвечающие на изменяющиеся потребности общества, связанные с ускорением научно-технического развития. А основными характеристиками инновационной экономики являются изменившиеся взаимосвязи между высшим образованием, наукой, технологией и экономическим ростом.

Таким образом, инновационная экономика - это экономика, состоящая из отраслей, способных накапливать, приумножать положительный человеческий капитал.

В экономике инновационного типа экономическое развитие обеспечивается за счет создания, применения и передачи новых знаний, что невозможно без модернизации системы высшего образования [4].

В связи с этим необходимо совершенствование и

самой высшей школы, так как она осуществляет подготовку кадров нового поколения. Это является важным фактором ускорения научно-технического прогресса и приоритетным условием инновационного развития.

Модернизация высшей школы ставит перед собой решение ряда задач:

Первая задача - сохранение и упрочнение позиций высшей школы в научной сфере, повышение качества и уровня исследований. В этой связи перед высшей школой стоит задача, с одной стороны, сохранения значимости высшего учебного заведения как центра науки и образования, а с другой - обеспечения необходимых условий для эффективной деятельности высококвалифицированных кадров, научных коллективов и научно-педагогических школ;

Вторая задача - расширение самостоятельности вузов как основного субъекта научно-технической деятельности в стране. Решение данной задачи помогает разобраться во многих вопросах, связанных с развитием науки, повышением конкурентоспособности продукции, обновлением и повышением качества [3, с. 326-328].

В основе высшей школы как субъекта инновационной образовательной деятельности России заложен значительный потенциал, способный оказывать существенное влияние на инновационную деятельность как страны в целом, так и регионов [5].

Под потенциалом, в широком смысле, понимаются «средства, запасы, источники, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [6].

В научной литературе понятие инновационный потенциал часто соотносят с понятиями научного, интеллектуального, творческого и научно-технического потенциалов. Представим инновационный потенциал как степень готовности высшего учебного заведения выполнять стратегические задачи для достижения поставленных инновационных целей посредством реализации инновационных проектов, программ или внедрения инноваций. Из данного определения следует, что инновационный потенциал вуза формируется в соответствии с целями и задачами своей основной деятельности - создания и распространения новых знаний.

На наш взгляд, вуз, выбравший в качестве ориентира инновационную модель стратегического развития, можно считать инновационно-ориентированным образовательным учреждением. Потенциал такого образовательного учреждения также является инновационно-ориентированным. Под инновационно-ориентированным потенциалом образовательного учреждения будет пониматься комплексная система с

ключевыми параметрами в виде науки и образования, которые посредством использования ресурсов вуза создают необходимые условия для осуществления инновационной деятельности и обеспечивают достижение поставленных стратегических целей и задач развития высшей школы.

В общем случае инновационно-ориентированный потенциал вуза складывается из двух составляющих:

1. Образовательная деятельность, целью которой является распространение новых знаний. Инновационный потенциал образуется за счет информационной базы, материального и кадрового обеспечения, а также инновационных образовательных технологий. Критериями оценки инновационного потенциала для данной составляющей могут быть количество современных учебно-методических комплексов, глубина информатизации учебного процесса и т.п.

2. Научно-исследовательская деятельность, целью которой является получение новых знаний в виде научно-исследовательских разработок. Инновационный потенциал определяется научными кадрами и исследовательской базой. В качестве критериев оценки выступают количество докторов наук, участвующих в разработках, количество патентов и т.п.

В последнее время высшие учебные заведения осваивают новые направления деятельности, одним из которых является предпринимательская, и она считается инновационной. В связи с этим в составе таких вузов появляются новые структуры, которые занимаются созданием, распространением инноваций и технологий, а также их коммерциализацией.

Вследствие этого стало очевидно, что инновационно-ориентированный потенциал вуза можно рассматривать как сумму потенциалов его основных научно-инновационных подразделений (центров, институтов, кафедр, лаборатории и т.д.). И только его правильная оценка служит стимулом развития инновационной активности и ориентации научных разработок на конечных потребителей. В свою очередь правильно оценить состояние инновационно-ориентированного потенциала субъекта образовательной деятельности можно лишь в том случае, когда инновационная деятельность рассматривается во взаимосвязи с научно-технической и производственной деятельностью.

Таким образом, наука, образование, инновации и производство - это компоненты единой инновационной системы. Объединение данных элементов в целостную систему есть следствие и условие научно-технической модернизации, где в основе лежит инновационно-ориентированный потенциал вуза [7].

Исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы» (государственный контракт № 14.740.11.1401).

Библиографический список

1. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2009. 328 с.

2. Мызрова О.А. Развитие и современное состояние теории инновации. Инновации. 2006. № 7. С. 79-83.

3. Теория инновационной экономики: учебник / под ред. О.С. Белокрыловой. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 376 с.

4. Девитайкин А.Г. Формирование инновационной стратегии научной организации // Интеграл. 2006. 13 декабря.

5. Монастырный Е.А., Краковецкая И.В., Чистякова Н.О.,

ВЕСТНИК ИрГТУ №11 (58) 2011

211

Воробьева Е.С. Оценка потенциала высших учебных заведений // Инновации. 2010. № 2.

6. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой эко-

номики, 1999. 1248 с.

7. Демчик Д.С., Евстигнеев А.Н., Тишков О.И. Разработка системы оценки инновационного потенциала вуза // Ползу-новский вестник. 2006. № 1.

УДК 005.591.6

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИ ИРГТУ ПРИ СОЗДАНИИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.С. Бовкун1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлена информация о реализации Федерального закона №217-ФЗ и этапах, связанных с созданием малых инновационных предприятий в НИ ИрГТУ. Подробно проанализированы вопросы, связанные с оценкой и постановкой на бухгалтерский учет результатов интеллектуальной деятельности (РИД) университета. Рассмотрены ключевые особенности, связанные с долевым участием университета в создаваемом хозяйственном обществе.

Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: инновации; Федеральный закон № 217-ФЗ; результат интеллектуальной деятельности; оценка результатов интеллектуальной деятельности; нематериальные активы; бухгалтерский учет.

EVALUATION AND ACCOUNTING FEATURES OF NR ISTU INTELLECTUAL ACTIVITY RESULTS WHEN CREATING SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES A. Bovkun

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article presents the information on the implementation of the Federal Law № 217--ФЗ and stages associated with the creation of small innovative enterprises in NR ISTU. The issues related to the evaluation and accounting registration of the results of the intellectual activity (RIA) of the university are analyzed in details. The key features associated with share participation of the university in a created economic society are considered. 5 sources.

Key words: innovation; Federal Law №217-ФЗ; result of intellectual activity; evaluation of intellectual activity results; intangible assets; accounting.

Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ) - самый восточный национальный исследовательский университет России, в котором обучаются более 30 тысяч студентов по 92 специальностям.

ИрГТУ является лидером инновационной деятельности в регионе. В связи с принятием 2 августа 2009 года Федерального закона № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", у университета появились новые возможности реализации и выведения на рынок объектов интеллектуальной деятельности. Сегодня в рамках реализации Федерального закона № 217 зарегистрированы и успешно функционируют 9 малых инновационных предприятий ИрГТУ. При этом одной из ключевых задач при создании малых инновационных предприятий является оценка и постановка на бухгал-

терский учет результатов интеллектуальной деятельности (РИД).

Перед тем как оценить РИД, университетом проводится инвентаризация для определения охраняемых объектов интеллектуальной собственности, которые будут в дальнейшем являться вкладом университета в уставный капитал создаваемого инновационного предприятия. По результатам проведенной инвентаризации составляется база данных охраняемых РИД университета. Согласно положению об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7, инвентаризация проводится для обеспечения последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте исключительных прав на РИД, полученных при выполнении работ:

• полностью или частично финансировавшихся за счет средств государственного (муниципального) бюджета, а также из средств государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

1Бовкун Александр Сергеевич, аспирант, тел.: 89086404215, e-mail: bovas@istu.edu Bovkun Alexander, Postgraduate, tel.: 89086404215, e-mail: bovas@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.