Научная статья на тему 'Стратегия развития инновационной образовательной деятельности высших учебных заведений'

Стратегия развития инновационной образовательной деятельности высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берегова Галина Михайловна, Милова Юлия Юрьевна

Рассмотрена взаимосвязь инновационной экономики с системой высшего образования. Обоснована необходимость модернизации высшего учебного заведения, так как оно осуществляет подготовку кадров нового поколения и относится к одному из основных субъектов экономической системы. Это является важным фактором ускорения научно-технического прогресса и приоритетным условием инновационного развития. Проанализированы подходы к формированию эффективной стратегии развития высшего учебного заведения в условиях инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берегова Галина Михайловна, Милова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER SCHOOLS

The article deals with the interrelation of the innovative economy and the system of higher education. It substantiates the need for modernization of higher education institutions since they provide training of a new generation of specialists and are referred to the main subjects of the economic system. This is an important factor in accelerating the scientific and technological progress and a priority condition for innovative development. Analysis is also given to the approaches to the formation of an effective development strategy of higher education institutions under conditions of innovative economy.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития инновационной образовательной деятельности высших учебных заведений»

УДК 001.895+338.45

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

© Г.М. Берегова1, Ю.Ю. Милова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена взаимосвязь инновационной экономики с системой высшего образования. Обоснована необходимость модернизации высшего учебного заведения, так как оно осуществляет подготовку кадров нового поколения и относится к одному из основных субъектов экономической системы. Это является важным фактором ускорения научно-технического прогресса и приоритетным условием инновационного развития. Проанализированы подходы к формированию эффективной стратегии развития высшего учебного заведения в условиях инновационной экономики. Ил. 2. Табл. 1. Библтогр. 6 назв.

Ключевые слова: инновации; стратегия; инновационная образовательная деятельность; высшее учебное заведение; инновационная экономика.

DEVELOPMENT STRATEGY OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER SCHOOLS G.M. Beregova, Yu.Yu. Milova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the interrelation of the innovative economy and the system of higher education. It substantiates the need for modernization of higher education institutions since they provide training of a new generation of specialists and are referred to the main subjects of the economic system. This is an important factor in accelerating the scientific and technological progress and a priority condition for innovative development. Analysis is also given to the approaches to the formation of an effective development strategy of higher education institutions under conditions of innovative economy.

2 figures. 1 table. 6 sources.

Key words: innovation; strategy; innovative educational activities; institution of higher education; innovative economy.

В настоящее время переход к экономике, основанной на знаниях, инновациях и высокоэффективных технологиях - это одно из основных направлений экономического развития. Для современной России это принципиальное направление, которое предполагает поиск эффективных инноваций в экономическое развитие не только страны, но и отдельных ее субъектов, в частности, высших учебных заведений. В этом случае процесс производства новых технологий, поиск и разработка механизмов их коммерциализации, а также подготовка специалистов с новыми знаниями приобретают особо важное значение. Средством решения указанных проблем выступают достижения науки и система высшего профессионального образования, которые можно и следует рассматривать в качестве стратегических ресурсов развития инновационного потенциала любого субъекта.

В инновационной системе вузы являются источником распространения знаний. Распространение знаний происходит за счет их передачи, которая осуществляется посредством коммерциализации. В рам-

ках инновационных систем выполнение передачи знаний и технологий во многих странах мира выполняют посреднические организации. Но при создании соответствующей инновационной инфраструктуры эту функцию может выполнять и сам вуз. Эта задача в настоящее время активно решается с помощью создания учебно-научно-производственных комплексов, учебно-научно-инновационных комплексов, технопарков и других структур. Значительно расширить это направление взаимодействия призваны федеральные и научно-исследовательские университеты, сеть которых сегодня активно формируется Министерством образования и науки России и Правительством РФ.

Для того чтобы оценить значение высшего образования в инновационной экономике, рассмотрим ее основные характеристики.

Становление инновационной экономики связано, прежде всего, с выделением национальной инновационной системы (НИС). Она и формирует инновации, отвечающие на изменяющиеся потребности общества, связанные с ускорением научно-технического

1 Берегова Галина Михайловна, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента, тел.: (3952) 612253, e-mail: [email protected]

Beregova Galina, Candidate of Economics, Professor, Head of the Department of Economy and Management, tel.: (S952) 612253, e-mail: [email protected]

2Милова Юлия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89027670061, e-mail: [email protected]

Milova Yulia, Candidate of Economics, Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89G2171225S, e-mail: [email protected]

развития. В этом случае основными характеристиками инновационной экономики являются изменяющиеся взаимосвязи между высшим образованием, наукой, технологией и экономическим ростом.

Согласно изложенному выше, инновационной экономикой следует считать экономику, состоящую из отраслей, способных накапливать, приумножать положительный человеческий капитал и интегрировать его в экономический рост в большей степени, чем материально-вещественные элементы.

Основные составляющие инновационной экономики представлены на рис. 1.

Представленные составляющие инновационной экономики позволяют перейти к обзору их общих характеристик [2; 4]:

- возможность использования знаний, информации, человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов обществом;

- способность к нововведениям, создающим стоимость для потребителей;

- возможность распространения ресурсосберегающих инновационных технологий, обеспечивающих производство продукции с минимально возможным использованием сырья, материалов и энергетических

ресурсов. Помимо экономии большое значение приобретает замещение природного (в том числе невосполнимого) сырья искусственно синтезированным и менее дорогостоящим;

- возможность распространения информационных систем, автоматического доступа к ним, компьютеризации всех сфер и отраслей народного хозяйства, в том числе управления;

- возможность развития индустрии высоких технологий, основанной на компьютерных системах, автоматизации процессов интеллектуальной деятельности, распространения телекоммуникационных сетей;

- возможность создания и распространения современных инжиниринговых центров, в рамках которых осуществляется адаптация инновационных идей к производственно-технологическим особенностям;

- усиление роли банков и инвестиционных институтов, формирующих финансовую базу для создания и использования нововведений. Банковская система осуществляет перераспределение общественного капитала в пользу наиболее перспективных секторов экономики, стимулируя таким образом инновационную активность;

Основные составляющие инновационной экономики

Инновационная система, включающая материальные составляющие (центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, инновационные центры, кластеры, территории освоения высоких технологий, венчурный бизнес и др.) и законодательную базу

Интеллектуальные услуги (консалтинг, аналитика, информационное посредничество, маркетинговые услуги)

Инновационная промышленность, реализующая новшества

Рис. 1. Основные составляющие инновационной экономики

- создание новых рыночных институтов, распространяющих инновации; высокая скорость рыночной оценки новых идей и разработок; развитие невещественных, нематериальных форм производительной деятельности; сетевые взаимодействия внутри рыночной структуры;

- тесное взаимодействие науки и инженерии; коммерциализация новейших видов продуктов и услуг;

- выявление приоритетных инновационных направлений; наращивание ресурсов в областях ключевых компетенций; диверсификация инноваций;

- управление знаниями, информацией, интеллектуальными ресурсами, что позволяет улавливать слабые рыночные сигналы (технологические и финансовые) и опережать действия конкурентов.

Наряду с общими характеристиками инновационной экономики, можно выделить частные (таблица).

Следует заметить, что инновационной экономике присущи следующие особенности [5]:

- наука и высшее образование являются основой экономики знаний;

- высокая значимость технологического развития как конкурентного преимущества страны на международной арене;

- создание и развитие научного потенциала -важный компонент инновационного типа развития экономики;

- высокий уровень научных исследований и разработок;

- создание легкодоступных, оперативных, портативных, востребованных информационных ресурсов как одних из основных источников получения знаний;

- внедрение автоматизации в сферу производства знаний и оказания интеллектуальных услуг;

- внедрение инноваций в различные сферы деятельности с целью повышения конкурентоспособности страны.

В экономике знаний ключевая роль будет отводиться технологическим, организационным и социальным инновациям.

Таким образом, в экономике инновационного типа экономическое развитие обеспечивается за счет создания, применения и передачи новых знаний, что невозможно без модернизации системы высшего образования [3].

В связи с этим необходимо совершенствование и самого высшего учебного заведения, так как оно осуществляет подготовку кадров нового поколения и от-

носится к одному из основных субъектов экономической системы. Это является важным фактором ускорения научно-технического прогресса и приоритетным условием инновационного развития.

Модернизация высшей школы ставит перед собой две основные задачи.

Первая задача сводится к сохранению и упрочнению позиций высшей школы в научной сфере, повышению качества и уровня исследований. В этой связи, с одной стороны, сохраняется значимость высшего учебного заведения как центра науки и образования, а с другой - обеспечиваются необходимые условия для эффективной деятельности высококвалифицированных кадров, научных коллективов и научно-педагогических школ.

Вторая задача сводится к расширению самостоятельности вузов как основных субъектов научно-

технической деятельности в стране. Решение данной задачи помогает разобраться во многих вопросах, связанных с развитием науки, повышением конкурентоспособности продукции, обновлением и повышением ее качества [1, с. 326-328].

При решении данных задач необходимо учитывать преимущества российской образовательной системы (высшей школы), которая:

- способна вести подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

- занимает одно из ведущих мест в мире по масштабам подготовки высококвалифицированных специалистов и обеспеченности кадрами;

- обладает высоким уровнем фундаментальной подготовки (особенно по естественно-научным направлениям), ориентирована на профессиональную деятельность и тесно связана с практикой.

Наряду с рассмотренными преимуществами российская образовательная система имеет и некоторые недостатки, среди которых необходимо, на наш взгляд, отметить следующие:

- отсталость учебных программ (используемые в учебном процессе программы зачастую отстают от аналогичных программ передовых стран);

- нехватка квалифицированных преподавателей из-за низкого уровня оплаты труда, что порождает дефицит педагогических кадров, снижает уровень их квалификации и оказывает влияние на качество обучения;

- «утечка мозгов» как внутренняя (уход талантливых людей из системы образования в другие сферы

Частные характеристики инновационной экономики

Характеристика Особенность

Стратегические факторы экономического роста Научные знания

Основные стратегии в мировой экономике Перелив знаний и технологий

Основная формула производства Капитал + НИОКР

Основные конкурентные преимущества Технологические инновации

Преобладающий капитал Интеллектуальный

Преобладающие активы Нематериальные

Инновационный процесс Постоянный, управляемый на корпоративном уровне

деятельности, например, бизнес), так и внешняя (отъезд за границу);

- наличие большого количества «фальсифицированных» учебных программ (во многих случаях фактически читаемые курсы не соответствуют заявленному в программе материалу);

- коррупция и бюрократизм высшей школы, что приводит к существенному снижению качества образования и осложняет контроль над образовательной деятельностью;

- недофинансирование системы высшего образования (высокая степень износа основных фондов образовательных учреждений негативно сказывается на организации всего учебного процесса в целом);

- недостаточная эффективность организации учебного процесса, что снижает продуктивность обучения при повышении временных затрат на него.

Рассмотрев преимущества и недостатки российской образовательной системы, следует отметить, что реформирование высшей школы является основополагающим условием перехода к новой экономике, основанной на знаниях. Для этого необходимо осуществить кардинальные нововведения в содержании, структуре и организации всей системы высшего образования с учетом потенциала высшей школы. Модернизация системы высшего образования даст больше свободы для развития образовательной деятельности и откроет новые возможности перед вузами. Изменения коснутся, в первую очередь, системы управления, содержания образовательных программ, перехода на стандарты третьего поколения, которые значительно расширят права вуза на разработку учебных планов и программ.

Формирование эффективной стратегии модернизации инновационной деятельности вуза предполагает реализацию следующих целей:

- эффективное распределение и перераспределение по мере необходимости инновационно ориентированного потенциала вуза между направлениями инновационного развития;

- адаптация вуза к изменению объективных и субъективных факторов внешней или внутренней среды;

- обеспечение конкурентоспособности вуза на основе повышения качества научно-образовательной деятельности и уровня инновационного развития;

- улучшение соотношения численности научно-педагогических кадров и затрат на инновационную деятельность.

Для реализации процесса модернизации образовательной деятельности необходима разработка эффективной стратегии вуза, что связано с проведением преобразований во всех сферах деятельности высшего учебного заведения:

в основной структуре меняется организационно-правовая форма, источники финансирования, происходят процессы реорганизации и диверсификации;

в направлении развития образовательной деятельности расширяется спектр оказываемых услуг, возникают новые рынки, потенциальные клиенты и

поставщики;

в используемых технологиях применяется современное учебное и научное оборудование, инновационные и информационно-коммуникационные технологии;

в управленческие структуры и процессы вводится стратегическое управление, изменяется организационная структура, методы принятия управленческих решений, информационные системы, аутсорсинг и трансфертное ценообразование;

в управлении персоналом повышаются требования к компетентности работников, меняется мотивация ценностей и традиций, стиль руководства, система оценки и т.д.;

в оценке деятельности вуза применяются как финансовые, так и нефинансовые показатели эффективности деятельности, включая внешнюю оценку вуза различными контрагентами: государством (в лице учредителя), субъектами региональных образовательных систем, органами региональной власти и местного самоуправления, работодателями, профсоюзными организациями, потребителями образовательных услуг (в лице студентов), самим вузом (в лице сотрудников) и другими заинтересованными лицами [6, с. 62-68].

Исходя из этого можно утверждать, что при формировании эффективной стратегии развития высшего учебного заведения в условиях инновационной экономики к основным подходам относятся:

- модернизация системы управления вуза, что ведет к повышению значимости стратегического управления;

- переориентация деятельности вуза и его структурных подразделений на конечный результат;

- развитие стратегического партнерства: укрепление партнерских отношений с работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления с целью формирования потребностей всех заинтересованных сторон, и, как следствие, повышение качества предлагаемых образовательных услуг;

- создание благоприятных условий для формирования предпринимательских и инновационных компетенций вуза;

- проведение эффективной стратегической политики вуза, основанной на применении инновационных образовательных и научно-исследовательских проектов и программ;

- проведение финансовой политики, направленной на расширение образовательных услуг и повышение инновационно ориентированного потенциала вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование эффективной стратегии модернизации инновационной деятельности вуза напрямую зависит от эффективной стратегии развития инновационного образовательного учреждения. Выделим основные элементы эффективной стратегии вуза, а именно: видение, миссию, цель (рис. 2).

Рассмотрим первый элемент стратегии - видение инновационного образовательного учреждения. Видение - это предназначение, описание основного смысла существования высшего учебного заведения, то

Рис. 2. Взаимосвязь основных элементов эффективной стратегии высшего учебного заведения

есть это такое состояние вуза, которое может быть достигнуто при наилучших условиях развития. Видение определяет уровень требований вуза, складывается постепенно, совершенствуется в процессе становления и практически не подвергается существенным изменениям. Оно проявляется в предвидении будущих перспектив с целью выявления необходимого для дальнейшего функционирования стратегического инновационно ориентированного потенциала (отражает имеющиеся и открывающиеся возможности) вуза. Видение определяет мониторинг развития социально значимых потребностей и ответственности вуза. Основным элементом мониторинга является эталон, к которому следует стремиться. Видение обеспечивает преемственность знаний, конкретных обстоятельств, создает истинные перспективы деятельности вуза. В результате видение должно стать предметом уверенности всех субъектов образовательного процесса.

Вторым элементом эффективной стратегии вуза является миссия. Миссия - это внешние и внутренние цели деятельности инновационного образовательного учреждения, определяющие основные направления его развития. Определение миссии имеет большое значение для функционирования вуза. Она способствует формированию и развитию статуса и положительного имиджа высшей школы. При этом в содержании миссии высшего учебного заведения должно быть отражено то, что отличает его от вузов-конкурентов.

Как было отмечено ранее, инновационное образовательное учреждение - это многоуровневая, открытая саморазвивающаяся система, на каждом уровне управления которой должны быть сформулированы такие цели, которые будут определять эффективную инновационную стратегию развития.

Третьим элементом эффективной стратегии вуза является цель, под которой понимается предполагаемый результат деятельности высшего учебного заведения. Исследование тенденций развития инновационного образовательного учреждения позволяет предугадывать изменения во внутренней (уровень развития инновационно ориентированного потенциала) и внешней среде (в научной, социально-педагогической, политической сферах) и тем самым устанавливать конкретные цели. В некоторых случаях определение целей, их корректировка может носить систематически упреждающий циклический характер.

При разработке общих целей деятельности вуза следует учитывать специфический принцип взаимосвязанности традиций и инноваций. Для этого анализируются предыдущие цели, качество и уровень их реализации, степень выполнения миссии и приближение к видению. Исходными при определении целей вуза являются наличие инновационно ориентированного потенциала, знание основной характеристики образовательной деятельности, системы критериев, полученных из анализа среды и миссии.

Цели инновационного развития вуза включают познавательную (соответствие прогнозу будущего состояния вуза) и проектирующую (способы прихода к желаемому будущему) стороны.

Анализ основных составляющих эффективной стратегии вуза позволил выявить их взаимосвязь и взаимообусловленность со стратегией модернизации инновационной образовательной деятельности в целом.

Таким образом, если миссия и цель ограничивают рамки инновационного развития, то видение - это своеобразный ориентир, создающий импульсы для постоянного развития и саморазвития. Миссия, в отличие от видения, делает упор на уникальность вуза, характеризующая именно тот вуз, в котором она была выработана. Так же, как и видение, миссия дает общее направление деятельности вуза, однако, является гораздо более конкретным элементом, чем видение. В отличие от видения у миссии есть свой временной предел - период, по истечении которого она должна быть выполнена. Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности вуза. Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для процесса управления инновационным развитием, определяют его. Следовательно, видение отвечает на вопрос, для чего существует вуз. Миссия определяет, каким должен быть вуз, чтобы достичь видения, а цель обосновывает виды деятельности, отвечая на вопрос, как должен развиваться вуз, чтобы быть таким, каким он сможет достичь видения.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Выделены основные подходы, используемые при формировании эффективной стратегии развития высшего учебного заведения как субъекта экономической системы в условиях инновационной экономики.

Это:

- модернизация системы управления вуза;

- переориентация деятельности вуза и его структурных подразделений;

- развитие стратегического партнерства;

- проведение эффективной стратегической политики вуза и создание благоприятных условий для формирования предпринимательских и инновационных компетенций.

Эти подходы будут определяющими целевой направленности высшего учебного заведения на создание, распространение, коммерциализацию инноваций и подготовку высококвалифицированных кадров.

2. Обозначены основные элементы направленности эффективной стратегии высшего учебного заведения - видение, миссия, цель.

Статья поступила 11.11.2014 г.

Библиографический список

1. Белокрылова О.С. Теория инновационной экономики: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 376 с.

2. Владыка М.В., Дорошенко Ю.А. Инновационная среда экономики, основанной на знаниях // Научные ведомости БелГУ. 2007. № 1 (32).

3. Девитайкин А.Г. Формирование инновационной стратегии научной организации // Интеграл. 2006. № 5 (31). С. 40-45.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внед-

рения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон от 24.07.2009 г. № 217-ФЗ // Российская газета. 2009. 4 августа.

5. Щербаков В.П. Высшее образование в инновационном развитии Иркутской области // Инновационный педагогический, методический, информационный, дидактический журнал. 2010. № 4 (9). С. 33-35.

6. Университет в современном обществе: стратегия инновационного развития: кол. монография / Г.И. Лазарев [и др.]. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. 308 с.

УДК 69.003:69.057

ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Л п л

© Х.М. Гумба1, И.А. Кузовлева2, Т.Я. Филиппова3

1Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26. 2,3Брянская государственная инженерно-технологическая академия, 241037, Россия, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3.

Приведены результаты исследований в области повышения надежности контрактной системы в строительстве. Показано, что использование показателя «имущественное обеспечение предприятия» в качестве критерия оценки предприятий - претендентов на исполнение государственного строительного заказа, позволит объективно выбрать лучшего из них, способного выполнить ценовые обязательства контракта. Табл. 8. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: имущественное обеспечение; контракты на выполнение строительно-монтажных работ для государственных и муниципальных нужд; состав имущественного комплекса подрядчика; конкурсная документация.

COMPANY COLLATERAL SECURITY AS A FACTOR OF CONTRACT SYSTEM RELIABILITY IMPROVEMENT IN CONSTRUCTION

H.M. Gumba, I.A. Kuzovleva, T.Ya. Filippova

Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia. Bryansk State Engineering and Technological Academy, 3 Stanke Dimitrov pr., Bryansk, 241037, Russia.

1 Гумба Хута Мсуратович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, тел.: 89264366630, e-mail: [email protected]

Gumba Huta, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economy and Management in Construction, tel.: 8926436663, e-mail: [email protected]

2Кузовлева Ирина Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, зав. кафедрой экономики и менеджмента, тел.: 89103355555, e-mail: [email protected]

Kuzovleva Irina, Doctor of Economics, Professor, Dean of the Economics Faculty, Head of the Department of Economy and Management, tel.: 89103355555, e-mail: [email protected]

3Филиппова Татьяна Яковлевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89038192132, e-mail: [email protected]

Filippova Tatiana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89038192132, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.