Научная статья на тему 'Влияние высших учебных заведений на формирование инновационной системы региона'

Влияние высших учебных заведений на формирование инновационной системы региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / РЕГИОН / REGION / КАДРЫ / STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берегова Галина Михайловна, Милова Юлия Юрьевна

Определена значимость высшего учебного заведения в формировании региональной инновационной системы. Доказано, что именно в сфере высшего образования зарождаются и активно развиваются такие экономические категории, как знания, информация и инновация. Рассмотрено прямое и косвенное воздействие высших учебных заведений на развитие региона. Проанализирована связь между услугами и их влияние на экономическую политику конкретной территории. Обосновано построение системы динамичного взаимодействия «Вузы регион».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берегова Галина Михайловна, Милова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON REGIONAL INNOVATION SYSTEM FORMATION

The significance of higher education institutions in the formation of the regional innovation system is determined. It is proved that it is the higher education that gives rise and contributes to active development of such economic categories as knowledge, information and innovation. Direct and indirect impact of higher education institutions on regional development is considered. The connection between services and their effect on the economic policy of the specific region is analyzed. Formation of the “universities region” dynamic interaction system is justified.

Текст научной работы на тему «Влияние высших учебных заведений на формирование инновационной системы региона»

Очевидно, что принятые меры способствуют развитию инновационной инфраструктуры высшей школы. Однако необходимо дальнейшее развитие научно-исследовательской работы, проводимой в университетах. Значительную роль в этом процессе должно сыграть развитие взаимодействия университетов как с ведущими научными центрами, так и с реальным сектором экономики. При этом следует увеличивать государственную поддержку ведущих вузов, осуществляющих разработки в перспективных направлениях [8].

Государство должно способствовать созданию и развитию деятельности малых инновационных предприятий при вузах. Формирование вузовской инновационной деятельности является важным этапом развития инновационной системы страны, без которого невозможен переход России к новому этапу развития - построению экономики, основанной на использовании знаний.

Статья поступила 04.08.2015 г.

Библиографический список

1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: № 2473п-П7 от 05 авг. 2005 г.: утв. Правительством РФ.

2. О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»: Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 // Российская газета. 1995. 21 июля.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: № 2227-р от 08 декабря 2011 г.: утв. распоряжением Правительства РФ.

4. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Протокол № 1 от 15 февраля 2006 г.: утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджет-

ными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02 авг. 2009 года № 217-ФЗ // Российская газета. 2009. 04 авг.

6. Богачев Ю.С., Винокуров В.И. Сравнительный анализ научно-технического и инновационного развития субъектов Российской Федерации // Информационно-аналитический бюллетень ГУ «Центр исследований и статистики науки». 2007. № 5.

7. Козин С.А. Проблемы развития малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях // Молодежный вестник ИрГТУ: Электронный журнал. 2011. Вып. № 1.

8. Лиховских Е.С. Инновации в региональном измерении: препятствия и стимулы развития // Вестник ИрГТУ. 2013. № 3 (74). С. 146-151.

УДК 338.4

ВЛИЯНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

© Г.М. Берегова1, Ю.Ю. Милова2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Определена значимость высшего учебного заведения в формировании региональной инновационной системы. Доказано, что именно в сфере высшего образования зарождаются и активно развиваются такие экономические категории, как знания, информация и инновация. Рассмотрено прямое и косвенное воздействие высших учебных заведений на развитие региона. Проанализирована связь между услугами и их влияние на экономическую политику конкретной территории. Обосновано построение системы динамичного взаимодействия «Вузы - регион». Ключевые слова: национальная инновационная система; региональная инновационная система; инновации; высшее учебное заведение; регион; кадры.

EFFECT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON REGIONAL INNOVATION SYSTEM FORMATION G.M. Beregova, Yu.Yu. Milova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The significance of higher education institutions in the formation of the regional innovation system is determined. It is proved that it is the higher education that gives rise and contributes to active development of such economic categories as knowledge, information and innovation. Direct and indirect impact of higher education institutions on regional development is considered. The connection between services and their effect on the economic policy of the specific region is

1 Берегова Галина Михайловна, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента, тел.: 89021712253, е-mail: beregova@istu.edu

Beregova Galina, Candidate of Economics, Professor, Head of the Department of Economy and Management, tel.: 89021712253, е-mail: beregova@istu.edu

2Милова Юлия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89027670061, е-mail: milova_88@mail.ru

Milova Yuliya, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89027670061, е-mail: milova_88@mail.ru

analyzed. Formation of the "universities - region" dynamic interaction system is justified.

Keywords: national innovation system; regional innovation system; innovation; higher education institutions; region; staff.

В настоящее время современное мировое сообщество выдвигает высшее образование на передний план, так как именно оно является одним из действенных и эффективных ресурсов развития современной экономики. Именно в сфере высшего образования зарождаются и активно развиваются такие экономические категории, как знания, информация и инновация.

В XXI в. независимостью и безопасностью обладают только те государства, которые способны создавать и эффективно использовать высокие современные технологии, а следовательно, имеющие эффективную систему высшего образования и мощную фундаментальную и прикладную науку.

На современном этапе развития экономики России высшее образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из основных факторов национальной безопасности и благосостояния государства и благополучия общества.

Высшее учебное заведение является особым субъектом экономики, будучи товаропроизводителем интеллектуальной продукции и услуг, которые испытывают давление конкуренции, нуждаются в рекламе и надежных путях реализации. По мере развития всеобщих рыночных отношений происходит формирование и рынка образовательных услуг. Деятельность вузов на рынке образовательных услуг способствует решению такой важной проблемы, как предоставление максимальной возможности различным слоям населения получить высшее образование и, тем самым, способствует повышению интеллектуального уровня граждан страны. В связи с этим вуз оказывает двойственное воздействие на развитие экономики.

Во-первых, он является элементом национальной инновационной системы, которая относится к сфере государственных интересов, национальной безопасности и независимости. Цели деятельности вуза подчинены государственным запросам: воспроизводству знаний в обществе, воспроизводству квалифицированной рабочей силы для национальной экономики, реализации равенства доступа к высшему образованию различных категорий населения вне зависимости от социального статуса и уровня доходов. Государственные интересы для вуза конкретизируются в форме задач развития региона, в котором функционирует высшее учебное заведение.

Во-вторых, вуз действует на рынке образовательных услуг как основной субъект рыночных отношений. Центральной фигурой при этом является индивидуальный потребитель, под которого должна подстраиваться образовательная система. Вузы активно конкурируют между собой, стремясь привлечь студентов и повысить свою финансовую устойчивость.

В последние годы Правительство РФ принимает активное участие в финансовой поддержке процесса формирования инновационной сферы в регионах.

Этому способствуют различные конкурсы и гранты, проводимые Минобрнауки России с целью поддержки инновационной активности вузов (например, создание в стране сети федеральных и национальных исследовательских университетов). Все это повышает возможности вузов по формированию и развитию инновационной сферы в регионах.

Социально-экономическому развитию региона способствует активизация в нем научно-технической и инновационной деятельности. Стимулирование развития инновационных процессов в регионе является одной из важнейших составляющих региональной инновационной политики. В регионах для решения этой задачи разрабатываются и реализуются различные модели инновационного развития территорий. В России с целью формирования региональной инновационной инфраструктуры стремительное развитие получило создание бизнес-инкубаторов и научно-технологических парков, центров коммерциализации и трансфера технологий, инновационных центров и зон научно-технического развития. При этом важную роль в реализации региональной инновационной политики играет вузовская наука, что требует эффективной системы управления инновационными процессами высшей школы с учетом особенностей конкретного региона.

Так, высшая школа занимает особое место в концепции устойчивого развития экономики России. При этом следует определить наиболее актуальные и эффективные цели и задачи ее укрепления, а также оценить вклад высшего образования в рост человеческого капитала и национального богатства страны.

Мировой исторический опыт показывает, что в кризисные периоды экономики каждое государство пытается выбрать такое направление развития, которое способно было бы помочь преодолению кризиса, обеспечить успешное движение страны, в результате которого можно было бы добиться конкурентных преимуществ перед другими государствами. Такое направление развития общества давно известно - это развитие высшей школы.

Международная гонка в области высшего образования началась еще с 60-х годов. Успехи в области ядерных технологий, космических исследований и, конечно же, системы образования явились базовыми побудительными мотивами смены образовательной концепции развитыми странами. Особенностью образовательной политики в большинстве государств стали приоритетность развития системы высшего образования, признание ее сферой национальных интересов, обеспечение финансирования образовательных учреждений при широком участии частного капитала и коммерческой деятельности самих вузов.

Большинство развитых стран, придерживаясь традиционной индустриальной концепции, быстро уловили тенденции перехода к информационному обществу и преимущественному развитию сферы обра-

зовательных услуг, росту значимости информации и повышению роли интеллектуальной элиты. На передний план вышли знания и умения, а главным стратегическим ресурсом развития общества был признан человеческий капитал.

Значимость образовательного комплекса в экономической системе объясняется подготовкой высококвалифицированных кадров. В результате экономика, наука и высшая школа образуют неразрывно связанную триаду, где все составляющие дополняют друг друга и являются взаимосвязанными. А высшая школа выступает основным источником, который готовит высококвалифицированных специалистов во все сферы экономики.

Потенциал высшей школы настолько значим, что он должен служить мощным средством обновления всего российского общества, поскольку:

- система образования - это самая гибкая технологическая сфера, формирующая общественное сознание, а так же цели и задачи, соответствующие долговременным потребностям общества;

- высшая школа является государственно-общественным институтом, активно взаимодействующим со всеми органами государственного и муниципального управления, со всеми хозяйственными структурами, научно-исследовательскими и научными организациями;

- высшая школа является государственным институтом, способствующим достижению целей устойчивого развития экономики страны;

- высшая школа по своему положению представляет собой структуру, наиболее приспособленную к целям регионального развития [2].

Конкретные интересы и потребности региона вместе с его производственной и социальной инфраструктурой наилучшим способом отражаются на характере деятельности высшей школы.

Таким образом, высшее образование - это основа устойчивого государства, экономической безопасности его регионов, успешности проводимых социальных и экономических реформ. Будучи государственным институтом, высшая школа наилучшим способом отвечает требованиям проводника государственного влияния на экономику, способствует реализации целей государственного регулирования для достижения безопасности и устойчивого развития экономики.

С целью оценки перспектив перехода России и ее регионов на инновационный путь развития необходимо подчеркнуть значимость высшего учебного заведения в формировании региональной инновационной системы.

Высшие учебные заведения охватывают различные сферы деятельности в регионе. Поэтому можно отметить, что их развитие напрямую зависит от того, обладает ли вуз такими услугами.

Целесообразно провести связь между услугами и их влиянием на развитие региона.

Услуги в сфере образования - осуществление подготовки и выпуска кадров непосредственно из потребностей регионов; именно на региональном уровне

рынок образования взаимодействует с рынком труда. Высшие учебные заведения, выполняя свои образовательные задачи, производят подготовку высококвалифицированных кадров и оказывают влияние на социальную структуру населения, тем самым в регионе увеличивается количество людей с более высоким уровнем образования. Немаловажным является то, что университет осуществляет переподготовку кадров и повышение квалификации. Переподготовка кадров представляет собой обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие трансформаций в профессиональной структуре занятости, перемен в трудоспособности работника и др. В свою очередь, повышение квалификации представляет собой обучение, направленное на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, обусловленных научно-техническим и социально-экономическим развитием, индивидуальными потребностями населения. Приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации свидетельствует о существовании концепции непрерывного образования. Непрерывность образования дает возможность кадрам переходить от менее к более сложным профессиям, становиться многопрофильными специалистами. Будущий специалист должен осознавать, что достойное благосостояние ему обеспечит только высокий профессионализм. В условиях рыночных отношений содержание профессионального труда специалистов на различных рабочих местах, формирование квалифицированных и личностных требований предполагает не только систематизацию знаний студентов, но и требования работодателей.

Услуги в научно-производственной и инновационной сфере. Фундаментальные исследования высшего учебного заведения - это часть научно-исследовательской деятельности вуза, направленная на пополнение объема теоретических знаний, гипотезы, теории, методы и т.д. Они не имеют коммерческих целей, хотя в будущем могут использоваться в предпринимательской деятельности. Прикладные исследования обосновывают и проверяют знания, полученные фундаментальными исследованиями, и применяются для решения реальных жизненных проблем. Мониторинговые исследования вузов направлены на анализ различных сфер жизни общества в регионе и выявление проблем на основе этого анализа. Все вышеперечисленные исследования базируются на развитии научного знания, изучении и распространении отечественного и мирового опыта по соответствующим направлениям, решении проблем актуальных для социально-экономического и научного развития региона, укреплении научных связей с ведущими исследовательскими центрами.

Высшее учебное заведение является одним из объектов инновационной системы региона. Вузы более эффективно, чем другие объекты инновационной системы, осуществляют новейшие разработки и про-

водят исследования, которые в дальнейшем будут реализованы в практической деятельности. Приоритетными видами инновационной деятельности высшего профессионального образования являются проведения опытно-конструкторских работ, научных исследований, научно-практических конференций [5]. Для того что бы реализовывать свои разработки и исследования, вузы участвуют в различных конкурсах, где выигрывают гранты. Высшие учебные заведения постепенно продвигают инновационную деятельность в регионе. Они создают технопарки, инновационные центры и сотрудничают с малыми, средними и крупными предприятиями для дальнейшего внедрения, продвижения и развития своих научных разработок, проектов, технологий и т.д. Вузы должны сотрудничать не только с предприятиями, но и с другими вузами, а также местными органами власти для эффективного развития региона и выхода его на новый уровень [5].

Услуги в сфере информации. Тиражирование научных исследований, научных статей, образовательных программ способствует повышению авторитета образования и знания в целом, приобщению общества к новым информационным технологиям, осведомленности широкого круга лиц в регионе.

Услуги в сфере расширения международных связей. При сотрудничестве высших учебных заведений с иностранными вузами происходит активное взаимодействие:

- с иностранными студентами, приезжающими из зарубежных стран с целью получения образования или повышения его уровня;

- иностранными специалистами, стажерами, аспирантами, прибывающими из зарубежных стран для получения последипломного образования или повышения квалификации;

- иностранными преподавателями, направляющимися для работы в российские учебные заведения из зарубежных стран [3, с. 230-231]. В процессе этого взаимодействия происходит обмен научными знаниями и опытом организации учебно-методического и технического оснащения образовательного процесса.

Высшие учебные заведения совместно с иностранными университетами создают научно-исследовательские центры, на базе которых разрабатывают проекты. Для дальнейшего развития и доведения разработок до производственной стадии на предприятия привлекаются иностранные инвестиции, что дает толчок для развития региона.

Услуги в социально-культурной сфере. Неотъемлемым фактом является то, что работодатель при приеме на работу сотрудника учитывает не только его профессиональные качества и навыки, но и духовное и творческое развитие человека как личности.

Духовно-нравственное развитие специалиста помогает реализовывать не только его собственные интересы, но и интересы общества. Вузы должны не только прививать студенту профессиональные качества, но и развивать его как личность способную к свободному, творческому труду [4].

Сотрудники, способные к творческому труду и

имеющие творческое и нестандартное мышление, могут принимать принципиально новые решения в трудно разрешаемых задачах, находить выход из сложных, нестандартных ситуаций, которые могут привести к новым идеям и открытиям. Работодатели особенно ценят таких сотрудников и поднимают на них спрос. Специалисты должны соответствовать всем критериям отбора, тем самым активно развиваться в социально-духовном направлении.

Проанализировав вышеперечисленные услуги, можно сделать вывод о том, что высшие учебные заведения оказывают прямое и косвенное воздействие на развитие региона. Прямое влияние оказывается за счет подготовки высокоспециализированных кадров, что является основной задачей вузов, а также в результате прогрессивных инновационных разработок, которые необходимы для достижения устойчивого развития промышленности в регионе, и существенного развития исследовательской базы, которая напрямую должна быть ориентирована на потребности региона. Косвенное влияние оказывается за счет поддержки и развития международных отношений в регионе, популяризации научных исследований и образовательных программ, что ведет к повышению авторитета образования, а так же в процессе формирования целостной личности в социально-культурном направлении, что влияет на социальную структуру населения, увеличивая контингент с богатым творческим и духовным миром.

Для успешного развития региона по всем направлениям необходимо одновременное выполнение своих основных функций (услуг), а также построение системы динамичного взаимодействия «Вузы - регион». Приоритетной задачей данной системы является активизация участия вузов в социально-экономическом развитии региона, укреплении региональных связей высших учебных заведений с промышленностью, бизнесом, наукой, в том числе через реализацию проектов по созданию национальных исследовательских университетов, университетских комплексов и округов, научно-учебно-производственных центров

[1, с. 141-143].

В связи с этим высшее учебное заведение играет значительную роль в развитии региона и следует уделять этому вопросу большое внимание. Если на вуз возлагается такая большая ответственность, то периодически нужно проводить анализ системы высшего образования. Цель данного анализа заключается в следующем: выявление основных проблем в способности вузов отвечать задачам развития региона.

Вместе с тем региональные инновационные системы имеют свою специфику и обладают достаточно сложной структурой, поэтому нельзя утверждать, что эти системы являются копией национальной инновационной системы только в уменьшенном виде.

В структуре региональной инновационной системы можно выделить такие элементы, как:

- подсистема применения знаний;

- подсистема генерации и распространения знаний;

- социально-экономическая и культурная среда региона.

Наличие этих элементов определяется разными функциональными задачами, особенностями их реализации, а также выделением государственного и частного секторов, что определяет присутствие в них коммерческой и некоммерческой деятельности [4].

Региональная инновационная система выполняет следующие основные функции:

- для частного сектора - создание технологий с помощью собственных исследований и разработок;

- для государства - содействие производству фундаментального знания (при помощи вузов и научных учреждений) и комплекса технологий стратегического характера;

- для региональных органов власти - создание инновационной инфраструктуры и институционального климата благоприятного для деятельности частных компаний.

В основе подсистемы именно кластеризация является одним из эффективных способов содействия инновационным процессам.

В числе элементов подсистемы генерации и распространения знаний выделяют: посреднические учреждения на рынке технологий и рынке труда, научно-исследовательские организации и учебные заведения. Здесь необходимо отметить, что в числе основных поставщиков знаний рассматриваются как научно-исследовательские организации, так и высшие учебные заведения. Принимая во внимание, что сфера

науки и образования во многих странах мира находится в компетенции государственного регулирования, можно выделить главную цель функционирования региональных инновационных систем - обеспечение высокой эффективности взаимодействия науки и образования с промышленными предприятиями региона в процессе создания инновационных продуктов.

Данная задача в настоящее время активно решается с помощью создания учебно-научно-производственных комплексов, учебно-научно-инновационных комплексов, технопарков и других структур. Значительно расширить этот спектр взаимодействия призваны федеральные и научно-исследовательские университеты, сеть которых в настоящее время активно формируется Минобрнауки России и Правительством РФ.

Таким образом, высшие учебные заведения являются значимым элементом региональной инновационной системы и, как следствие, реформирование системы высшего образования России будет оказывать существенное влияние на функционирование как региональной, так и национальной инновационной систем, что требует дальнейших исследований в этой области. Также следует отметить, что реформирование высшей школы России должно проводиться с учетом концепции системного подхода, поскольку это способствует достижению национальной безопасности и устойчивого развития российской экономики в целом.

Статья поступила 30.07.2015 г.

1. Влияние образовательных технологий на развитие регионов России: материалы 2 регион. межвуз. науч.-практ. конф. (Вологда, 28 мая 2002 г.) / Междунар. акад. открытого образования [и др.]. Вологда: Изд-во «Легия», 2002.

2. Гантмахер В.Е. Создание мощного университета - одна из приоритетных задач на пути инновационного развития региона // Инновации. 2001. № 1-2. С. 35-38.

3. Кураков Л.П., Краснов А.Г., Назаров А.В. Экономика: инновационные подходы: учеб. пособие. М.: Гелиос, 1998.

ский список

600 с.

4. Милова Ю.Ю., Маркова Е.С., Терентьева В.С. Роль высших учебных заведений в развитии регионов // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (Уфа, июнь 2014 г.). Уфа: РИА «Лето», 2014. С. 9-11.

5. Роль учебно-научно-инновационных комплексов в активизации региональной инновационной деятельности / Э.С. Бука, С.М. Репях, В.Н. Невзоров, В.Н. Немич, И.Н. Павлов // Инновации. 2001. № 1-2. C. 61-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.