Научная статья на тему 'Научно-образовательные корпорации как альтернатива вузам в новой экономике'

Научно-образовательные корпорации как альтернатива вузам в новой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ЗНАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков А.А., Соломатин А.В.

в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к учебным заведениям в новой экономике, необходимо переосмысление механизма инвестирования в их развитие, а также поиск путей к формированию и управлению инновационным развитием университетских комплексов в условиях модернизации системы высшего образования России. В качестве основы такого механизма предлагается переход на систему управления вузами как научно-образовательными корпорациями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные корпорации как альтернатива вузам в новой экономике»

на получение собственно научных и образовательных результатов, но и на возможность получения таких результатов (интеллектуальных разработок), которые имели бы прикладное (рыночное) значение и решали бы какую-либо проблему (экономическую, производственную, образовательную), т.е. обладали бы свойством потенциальной коммерциализуемости. Содержание инновационно-коммерческой деятельности преподавателя современного вуза заключается в позицировании себя на рынке научных и образовательных услуг одновременно как ученого, преподавателя, маркетолога и менеджера. Направленность инновационно-коммерческой деятельности преподавателя современного вуза концентрируется на совершенствовании личностной и профессиональной сфер в зависимости от потребностей общества, государства, самой личности преподавателя и рынка научных и образовательных услуг.

Отсюда вытекает вполне обоснованная необходимость разработки педагогической модели подготовки преподавателя к инновационно-коммерческой деятельности и создания условий для реализации такой модели в пространстве современного вуза.

Литература

1. Журавлев В.А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ. 2002, № 2(13), с. 25-31.

2. Инновационная деятельность в классическом университете: термины и понятия / Под ред. профессора В.А. Шаповалова. - Ставрополь: Изд-во Сервисшкола, 2008. - 36 с.

3. Организация инновационной деятельности в вузе / Л.В. Кожитов, П.А. Златин, В.А. Дёмин и др. - М.: МГИУ, 2009. - 296 с.

А.А. Поляков А.В. Соломатин

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ВУЗАМ В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CORPORATIONS AS AN ALTERNATIVE TO INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE NEW ECONOMY

Аннотация: в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к учебным заведениям в новой экономике, необходимо переосмысление механизма инвестирования в их развитие, а также поиск путей к формированию и управлению инновационным развитием университетских комплексов в условиях модернизации системы высшего образования России. В качестве основы такого механизма предлагается переход на систему управления вузами как научно-образовательными корпорациями.

Ключевые слова: вуз, инновационное развитие, капитализация, знания, менеджмент.

Abstract: in accordance with the new requirements of the educational institutions in the new economy, we need to rethink the mechanism of investing in their development, and also to search for ways to the formation and management of the innovative development of the University complexes in conditions of modernization of the system of higher education of Russia. As the basis of such a mechanism is proposed transition to the system of management of Universities as the scientific-educational corporations.

© А.А. Поляков, А.В. Соломатин, 2012

Keywords: university, innovative development, capitalization, knowledge, management.

Переход России к инновационному типу развития невозможен без переосмысления роли учебных заведений в экономике. Времена госзаказа на науку безвозвратно проходят. В новой эре необходимо не просто преобразовывать имеющиеся в обществе научные и образовательные ресурсы, а порождать стоимость, оцениваемую обществом. При этом, итогом научно-образовательного процесса является не просто создание «товарной массы» научных и образовательных услуг, а формирование импульса поступательного развития общества, который должен сообщаться социуму через рынки труда, идей и технологий вместе с выпускниками ВУЗов и результатами их научно-исследовательской деятельности. Именно они представляют интерес и ценность для потребителя результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, появляющихся в стенах научно-образовательного учреждения. При этом не количественные характеристики этих результатов дают ожидаемый социально-экономический эффект, а качественные.

Нами предлагается ранее не использовавшаяся в сфере образования и науки организационно-правовая форма научно-образовательных учреждений - научно-образовательная корпорация, которая представляет особый вариант экономической системы, функционирующей в условиях инновационной экономики и преобразующей научно-образовательные ресурсы в факторы единого научно-образовательного процесса с целью формирования результата, способного конкурировать на рынке (см. рис. 1). Поэтому процесс функционирования научно-образовательной корпорации (далее НОКор) можно представить как процесс формирования специфической стоимости, заключенной в интегрированном научно-образовательном продукте.

Рис. 1. Научно-образовательная корпорация как основной элемент новой экономики

Тот эффект, который научно-образовательная корпорация способна произвести в обществе, экономике, науке и технике, с одной стороны, является логическим завершением цикла ее функционирования, а с другой стороны - отражением уровня доверия к ней со стороны потребителей финансирующих ее деятельность. Чем выше ожидания потребителя в отношении эффекта, который такая корпорация может произвести, тем больший объём финансирования она сможет привлечь. Возникает логическая цепочка: потребительские ожидания - финансирование научно-образовательной корпорации - научно-образовательный процесс - эффект. При этом, если получаемый эффект не соответствует ожиданиям, финансирование постепенно сходит на нет, что породит свободную конкуренцию на ранке научно-образовательных услуг, и как следствие, повысит их качество. Организация управления и институциональные отношения научно-образовательной корпорации должны работать на увеличение и оправдание потребительских ожиданий в отношении того эффекта, который она может произвести в обществе.

В основе организации эффективного управления научно-образовательной корпорацией должно находиться производство максимально возможного положительного эффекта в обществе, экономике, науке и технике через подготовку востребованных практикой высокообразованных специалистов-исследователей. В рамках интегрированного научно-образовательного процесса очень сложно определить, где заканчивается научно-исследовательская деятельность и начинается учебный процесс, когда заканчивается обучение и начинается работа.

Функционирование системы управления вузом как корпорацией подразумевает решение следующих основных задач: обеспечение эффективного развития деятельности учреждения, исполнение бюджета и привлечение инвестиций, выполнение договорных и социальных обязательств, проведение фундаментальных и прикладных коммерческих исследований. Система управления такими объектами как научно-образовательная корпорация должна быть трехуровневой. Верхний уровень занимает нормативное управление, средний - стратегическое, на нижнем уровне сосредоточено оперативное управление. Организация функционирования системы такого управления в целом определяется его философией, отражающей место учреждения в окружающем ее мире. На основании видения корпорацией своего места и будущего в современном обществе и будет формироваться система управления.

Философия корпоративного управления фиксируется в основополагающих принципах организации и функционирования организации, которые находят свое отражение в корпоративном уставе и уставах ее подразделений, в основных положениях корпоративной политики, в нормах корпоративной этики. Из этого складывается нормативная база корпоративного управления. Корпоративный устав имеет особое значение, т.к. с его помощью достигается баланс внутренних интересов корпорации и внешних ограничений ее деятельности, закрепляется институциональная основа выбора для каждого самостоятельного подразделения (становиться ли частью корпорации или оставаться вне ее структуры). Корпоративная политика преобразует видение корпорацией своего места в современном обществе в формулировку миссии и целей развития. Установки профессиональной этики определяют неинституциональные нормы поведения членов корпорации, апеллируя к определенным ценностным категориям, традициям, правилам.

Нормативное управление направлено на обеспечение выгоды собственникам и акционерам НОКор. Оно задает ориентиры и социально-экономический образ корпорации - это реальная основа для всей деятельности корпорации.

Назначение подсистемы стратегического управления - создавать, поддерживать и максимизировать потенциал роста стоимости НОКор, а так же определять ресурсное обеспечение для реализации НИОКР выполненных НОКор. От эффективности работы этой подсистемы фактически зависит будущее корпорации. Действие подсистемы

стратегического управления осуществляется посредством программ развития, организационных структур, механизмов принятия решений, расширения внешних связей. Стратегические программы переводят общие принципы корпоративной политики в конкретные планы действий с учетом фактических условий деятельности, структурой цепочки образования стоимости и уровнем обеспечения ресурсами, а так же факторами внешней среды.

Подсистема оперативного управления основывается на нормативных и стратегических установках, переводя их в содержание конкретных заданий, алгоритмы конкретных финансово-экономических и информационных процессов. В центре внимания этой подсистемы находятся содержание и качество административных процедур, планов действий и исполнительская дисциплина.

Механизмы управления научно-образовательной корпорацией должны обеспечивать устойчивое функционирование и поступательное развитие организации в полном соответствии с ее миссией и целями, гарантировать прозрачность и подотчетность решений и действий менеджмента всех уровней перед учредителями -перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций - перед миноритариями, корпорации - перед работниками и покупателями, обществом в целом. Корпоративное управление должно быть сосредоточено на том, чтобы все эти группы и институты выполняли свои функции наилучшим образом при сохранении баланса интересов между ними.

Формирование современной институциональной структуры вуза как научно-образовательной корпорации должно определяться четкими функциональными принципами подчинения разнородных элементов задачам его функционирования. Решение задачи подобной организации предполагает разработку миссии НОКор в его экономической системе. Подобная продуманная и ясная миссия является важнейшим политическим документом, определяющим стратегию действия, которая в свою очередь является одним из определяющих институциональных условий развития НОКор.

Научно-образовательная корпорация должна успешно решать одновременно 3 важные социально-экономическое задачи: давать качественное образование, развивать теоретическую науку и продвигать результат научно-образовательной деятельности в экономику, увеличивая свою стоимость на рынке акций. Сбой в любом из этих звеньев приведет к потере большей части того социально-экономического эффекта, на который рассчитана НОКор. Гарантировать работоспособность НОКор как системы могут только соответствующим образом отлаженные институциональные отношения между всеми участниками единого научно-образовательного и инновационно-предпринимательского процесса: научно-педагогического работника, факультета, института, лаборатории, вуза, государства и т.д. Представляется, что для вуза, который стремится превратиться в научно-образовательную корпорацию, жизненно важно видеть свою миссию в формировании инфраструктуры инновационной экономики, обеспечивающей соответствующее позиционирование государства на мировой арене. Это предполагает, что жизненный цикл знаний является центральным процессом, вокруг которого организуются все функциональные сферы его деятельности. Процесс обновления знания, осуществление фундаментальных научных исследований являются обязательными элементами инновационной экономики. Если новое знание никто не получает, если никто не ставит под сомнение старые модели производства, труда и управления и не получает новые экспериментальные эффекты, которые нуждаются в объяснении, то инфраструктура инновационной экономики не может быть сформирована. Она нуждается в притоке новых знаний и новых фундаментальных открытий извне.

В новой экономике капитализируются не знания, а способы их употребления, то есть продукты инновационных технологий, создаваемые на основе новых знаний, а

также формирующийся новый опыт и новая идентичность человека. Поэтому важнейшим фрагментом инфраструктуры инновационной экономики является разработка новых технологий на основе фундаментальных открытий. Формируемые новые технологии могут представлять собой выращиваемые новые отрасли промышленного производства, выводящие за рамки эффективности целые системы устаревших производств. На базе новых технологий и должны формироваться новые отрасли промышленности, а также формироваться маркетинговые системы, обеспечивающие продвижение продуктов и услуг.

Эти отношения охватят большой комплекс различных структур, созданных в НОКор. Во-первых, это офисы по трансферу технологий, где ученые получают исчерпывающую консультацию по поводу своей разработки и дальнейших действий. Во-вторых, это система специальных государственных фондов, которые финансируют начинающие технологические компании, причем начальный капитал в размере нескольких тысяч долларов эти фонды должны давать безвозмездно, однако данную систему ещё необходимо создать. А так же независимые венчурные инвестиционные фонды, созданные на деньги государства и НОКор и управляемые НОКор.

Основой этой схемы является то, что правила игры, определяет государство. С каждым исследователем НОКор должно заключать контракт, в соответствии с ГК РФ, в котором оговорено, кому будет принадлежать интеллектуальная собственность в случае коммерциализации разработки. В контракте с учеными должно быть оговорено, что в случае получения результата, подлежащего коммерциализации, ученый обязан прийти с ним в офис НОКор по трансферу технологий, а не пытаться продать на стороне. Это по нашему мнению, существенно снизит утечку умов из России.

Государство вступает в отношения с НОКор, не только устанавливая правила игры, но и вкладывая деньги в обеспечение процесса фундаментальных и прикладных исследований, отдача от внедрения результатов которых в практику прежде всего приходит в НОКор в виде лицензионных платежей и акций в малых технологичных компаниях. Но для государства главной задачей оказывается не непосредственный возврат вложенных в НОКор средств, а тот социально-экономический эффект, который оно может произвести на эти деньги. Оценить подобный эффект нетрудно по тому, какое влияние полученные результаты научно-образовательной деятельности оказывают на технику, технологию, промышленность в целом, организацию производства, количество и состав рабочих мест и т. п.

Выбор организационной формы научно-образовательной корпорации должен отвечать ряду принципов:

• инновационный потенциал участников организации должен быть достаточно высок с тем, чтобы позволить решать поставленные задачи по разработке, доводке до практического применения, апробации и внедрению нововведений;

• участники НОКор должны быть способны выполнять комплексные научно-образовательные задачи;

• информация о проводимых проектах должна быть доступна и открыта для всех участников НОКор;

• участники НОКор должны быть восприимчивы к изменениям, в том числе в управленческих структурах, обеспечивающих эффективную инновационную деятельность;

• должны быть обеспечены правовые условия для свободного перемещения человеческого ресурса и перелива интеллектуального, материально-вещественного и финансового капитала между структурами НОКор и его концентрация на наиболее значимых, с точки зрения инноваций, направлениях.

Эти принципы формируют организационно-правовое поле инновационной научно-образовательной деятельности НОКор, в рамках которого конкретизируются те или иные структуры в зависимости от сложности и комплексности решаемых задач. Организационные условия развития НОКор должны определять пространство методов, способов и приемов формирования и регулирования отношений субъектов научно-образовательной деятельности с внутренней и внешней средой.

Традиционно вуз как имущественный комплекс представляет собой совокупность кафедр, лабораторий в составе институтов, школ, факультетов, центров и вспомогательных служб, отделов, совместно осуществляющих научно-образовательную деятельность. Этому комплексу, как правило, соответствует линейно-матричная структура управления. Традиционный организационный механизм управления ВУЗом устроен таким образом, что инновационный процесс там не может стать системообразующим в принципе. Достаточно сказать, что научные результаты, которые образуются непосредственно в вузах, даже в образовательном процессе задействованы лишь в малой доле, не говоря уже об их продвижении за пределы вуза. Поэтому развитие научно-образовательной корпорации обязательно потребует построения принципиально иной организационной системы.

В первую очередь, необходимо изменить, как вертикальные, так и горизонтальные связи вуза с внешней средой, а также и внутривузовские связи. Во-вторых, потребуется создавать подсистему воспроизводства научно-педагогического и инновационно-коммерческого потенциала. В-третьих, придется создавать новую подсистему, обеспечивающую НОКор надлежащее место в едином воспроизводственном процессе экономики страны, имея в виду, что в отличие от просто вуза, НОКор функционирует на стыке шести секторов экономики: образование, наука, производство, финансы, менеджмент, консалтинг. В-четвертых, необходимо переустроить внутреннюю структуру основных подразделений НОКор по программно-целевому принципу с тем, чтобы обеспечить:

• более эффективное использование и развитие их творческого научно-педагогического потенциала;

• целенаправленную и углубленную научную и практическую проработку новаций и их применение, создавая надлежащие условия для коммерциализации этих новаций;

• концентрацию усилий, ресурсов и перераспределение рисков, чтобы более продуктивно осуществлять поиск, разработку и оценку нововведений.

Необходимо раскрепостить творческий и предпринимательский потенциал научно-педагогических работников, сотрудников, аспирантов и студентов НОКор, направить его энергию на производство максимального инновационного эффекта в экономике, науке и обществе. Сохранить при этом целостность научно-образовательной корпорации можно лишь при условии обеспечения максимально возможной оперативно-хозяйственной самостоятельности основных секторов, их полной свободы в выборе организационных форм, методов и средств решения стоящих перед ней стратегических задач, в рамках установленных в научно-образовательной корпорации корпоративных норм и нормативов, стратегических планов и программ развития, административных процедур.

Для реализации данной задачи наиболее приемлема следующая структура управления НОКор (см. рис. 2). Согласно концепции корпоративного управления, изложенной выше, в организационном механизме должна быть иерархия структур, на которые возлагаются задачи нормативного, стратегического и оперативного управления соответственно. Задачи нормативного управления, касающиеся положения корпоративного устава, политики функционирования и развития, основ корпоративной этики, являются прерогативой Общего собрания НОКор и ее Ученого совета, возглавляемого председателем.

Уровень нормативного управления

Общее собрание акционеров

Уровень стратегического-управления

Уровень оперативного-управления

Генеральный директор

Директора институтов

Управление в институтах

Деятельность в институтах

Ученый совет

Совет директоров

Заместители генерального директора

Корпоративное управление

Рис. 2. Дивизионная структура управления НОКор

Органом стратегического управления НОКор предлагается сделать совет директоров, в состав которого помимо председательствующего генерального директора следует автоматически (по должности) вводить директоров всех дивизионов (институтов, центров, лабораторий и т.д.) и функциональных заместителей генерального директора. Органом оперативного управления НОКор должна быть децентрализованная функционально скоординированная система дивизиональных служб, отделов и групп, линейно подчиненных директорам дивизионов. Директора дивизионов являются главными распорядителями имеющихся у них в наличии ресурсов, однако все их решения через систему функциональных связей соответствующих служб должны оставаться подконтрольны общевузовскому уровню.

Включение научно-образовательной продукции и услуг в рыночную экономику должно исходить из природы смешанного характера общественных благ, к которым они и относятся. В силу этой специфики сферы науки, образования и инноваций не могут быть отданы целиком на произвол рынка, также как не могут быть полностью изолированы от него. Это предполагает использование в научно-образовательных корпорациях модели смешанной рыночной экономики с многообразием субъектов и форм хозяйствования, в том числе предпринимательской (коммерческой) и некоммерческой (неприбыльной) деятельностью.

Процесс формирования научно-образовательной корпорации, как путем органического развития вуза, так и путем слияния образовательных, научных и других организаций в единую структуру, предполагает естественное преобразование

отношений собственности. Положение усугубляется тем, что нарушение единства собственности приводит к нарушению единства финансовой системы и потере реального контроля над движением денежных потоков в системе НОКор. Именно сознательное, целенаправленное, а не стихийное формирование отношений и форм собственности, включая и их правовой статус, позволит сохранить как целостность НОКор, так и целостность системы ее управления, в том числе и финансовых аспектов корпоративного менеджмента.

Система отношений собственности является ключевым моментом при построении эффективной системы управления вузом при условии сохранения его целостности как объекта управления и приоритета учебно-научной деятельности в интересах развития инновационной экономики. Научно-образовательной корпорации оптимально будет соответствовать многоуровневая структура собственности при условии ее сбалансированности и создания адекватной системы управления. Анализ показывает, что рамки, в которых функционируют сегодня образовательные и научные учреждения, значительно шире, чем формально принадлежащая им собственность. На практике любой вуз или научно-исследовательская организация сегодня представляет собой синтез государственных и негосударственных ее форм, что делает базу их собственности более обширной и гибкой. Следовательно, создавать экономический механизм управления НОКор в любом случае необходимо на базе и с учетом всего многообразия структуры его собственности.

Следующий принципиальный вопрос, касающийся оптимизации экономического механизма управления НОКор, связан с разделением прав распоряжения денежными средствами. В настоящее время в условиях целостной структуры любого вуза или НИИ хранение денежных средств и все виды расчетных, кредитных и кассовых операций осуществляются с единого для этой организации расчетного счете в банке. Логично, чтобы руководители хозяйственно-самостоятельных подразделений принимали непосредственное участие в решениях, касающихся расходования средств их подразделений. Для этого необходим механизм, особым образом ограничивающий область финансовых компетенций первого лица. Такой механизм должен предусматривать формирование системы бюджетного планирования и контроля внутри научно-образовательной корпорации, что позволило бы, с одной стороны, обеспечить финансовую устойчивость субъектов предпринимательства организации, поскольку постоянное наличие свободных средств на расчетном счете обеспечивает возможность маневра (вплоть до кредитования внутри вуза), а, с другой, эффективно контролировать целесообразность и законность расходования средств, а также целостность финансовой системы НОКор.

Таким образом, целевая функция создания университетских комплексов заключается в интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности в региональном, национальном и мировом пространствах, использовании различных финансовых и инвестиционных средств для реализации этой целевой функции, воспроизводстве интеллектуального капитала с учетом общемировых тенденций глобализации мирового образовательного пространства и развития международной предпринимательской активности вузов. Одновременно в рамках инновационных университетских комплексов формируются условия для активизации исследовательской деятельности при активном взаимодействии с бизнес-сектором, кооперации с производством, что отражается в функционировании совместных исследовательских центров университетов и производств, научных и технологических парков, инновационно-технологических центров, промышленных исследовательских консорциумов, центров трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и др. В связи с этим, необходимо интенсифицировать работу по поиску путей и разработке методологических подходов к формированию и управлению инновационным развитием университетских комплексов в условиях

модернизации системы высшего образования России и становления инновационной экономики, основанной на знаниях.

В целом, предложенный нами подход адаптивен к сложившейся системе функционирования мировой и национальных образовательных систем и ориентирует конкретных участников образовательного процесса на поиск и разработку методических приемов моделирования своего развития в условиях глобализации образования и мировой экономики.

Литература

1. Абалкин Л.И. Роль государства и борьба с экономическими догмами // Экономист. 2008. № 9.

2. Кузьминов Я.И. Академическая свобода и стандарты поведения // Вопросы экономики. 2006.

3. Коржуев А.В., Кобков В.А. Традиции и инновации в профессиональном образовании. - МГУ, 2003.

Л.Г. Скамай

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ -ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ

СОВРЕМЕННОГО ТИПА

ENTREPRENEURIAL MANAGEMENT - INNOVATIVE COMPONENT OF THE TRAINING MANAGERS OF THE MODERN TYPE

Аннотация: в дискуссии, которая ведется в настоящее время по проблемам подготовки современных управленцев, не рассматривается ряд важных вопросов, связанных с подготовкой менеджеров-предпринимателей и владельцев бизнеса. Статья рассматривает вопросы, связанные с ролью собственника (владельца) в управлении компании, а также применение инноваций в управлении, которые реализует менеджмент организации. В современных условиях чрезмерный упор делается на прикладные аспекты управления - процессы, методы, функции, структура и др. - что подменяет понимание того, кто реализует концептуальное управление организацией и скрывает особую роль собственников, выступающих предпринимателями-менеджерами, а также менеджерами-предпринимателями.

Ключевые слова: предпринимательское управление, владелец бизнеса, собственник, менеджер, программы обучения.

Abstract: in the debate that is currently on the preparation of modern managers do not consider several important issues related to the preparation of business managers business owners. The article addresses issues related to the role of the owner (the owner) in the management and use of innovations in management, which implements the management of the organization. In modern conditions the excessive emphasis on applied aspects of management - the processes, methods, functions, structure, etc. - which replaces the understanding of who implements the conceptual management of the organization and hides the special role of owners, entrepreneurs, managers, speakers, as well as managers, entrepreneurs.

Keywords: entrepreneurial management, business owner, the owner, manager, training programs.

© Л.Г. Скамай, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.