Посилання на статтю_
Асина Н.С. Инновационный потенциал вузов и проктная ориентация управления таким потенциалом / Н.С. Асина // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006 - №1 (17). - С. 110-115._
УДК 330.341.1.001.13
Н.С. Асина
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ И ПРОЕКТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ
Представлена системная модель интеллектуального потенциала вуза, разработанная на основе анализа творческой и научной деятельности его сотрудников. Показана необходимость перехода к инновационной модели этой деятельности и использование проектной ориентации управления коммерциализацией результатов вузовской науки. Рис. 2, табл. 2, ист. 7.
Ключевые слова: вуз научный потенциал, интеллектуальный, инновационный, коммерциализация, системная модель, проектная ориентация, управление проектами.
Н.С. Асша
1ННОВАЦ1ЙНИЙ ПОТЕНЦ1АЛ ВНЗ ТА ПРОЕКТНА ОР1СНТАЦ1Я УПРАВЛ1ННЯ ТАКИМ ПОТЕНЦ1АЛОМ
Представлена системна модель Ытелектуального потенц1алу ВНЗ, розроблена на основ! анал1зу творчоТ та науковоТ д1яльност1 його сп1вроб1тник1в. Показана необхщнють переходу до ЫновацмноТ модел1 ц1еТ д1яльност1 та використання проектноТ ор1ентацп управл1ння комерц1ал1зац1ею результат1в науки ВНЗ. Рис. 2, табл. 2, дж. 7.
N.S. Asina
THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT (HEE) INNOVATION POTENTIAL AND TITS MANAGEMENT PROJECT ORIENTATION
The system model of the HEE intellectual potential, shaped on the base of its employees' creative and scientific activity, is presented. The need of transition to innovation model of this activity and need of application the project orientation in commercialization management of the HEE scientific achievements is shown.
Постановка проблемы. Несмотря на многолетнее обсуждение вопроса поднятия престижа вузовской науки, коммерциализации ее результатов, постоянные попытки МОН Украины решить его в приказном порядке, надо признать, что сегодня радикально изменить пока так ничего и не удалось. И хотя высшие учебные заведения - уникальные предприятия с точки зрения концентрации в одном месте специалистов разного профиля, способных решать на высоком творческом и научном уровне практически любые задачи самостоятельно, то есть без привлечения сторонних исследовательских организаций, вузы продолжают извлекать прибыль, в основном, только за счет образовательной деятельности.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
1
Вузовская наука, как таковая, сегодня существует - это неоспоримый факт. Исследования проводятся, но это все происходит как бы в замкнутом пространстве, внутри вузов, поскольку результаты научной деятельности так и остаются невостребованными рыночными структурами. Невольно складывается впечатление, что вузы ведут исследования и разработки только для удовлетворения своего научного любопытства. И в то же время в вузах, наверное, нет ни одного такого сотрудника, который не желал бы получить должное вознаграждение за результаты своего творческого, а порой, и физического, труда.
На наш взгляд, именно это противоречие - колоссальные интеллектуальные возможности вузов и желание их сотрудников созидать, с одной стороны, но за эту деятельность, почему-то, никто не хочет платить, с другой стороны, - и создает проблему в вопросах коммерциализации результатов вузовской науки.
Нерешенная часть проблемы. Из сказанного можно сделать вывод, что существуют какие-то скрытые причины такого положения в вузовской науке, которые реально тормозят ее выход на рынок. И пока эти препятствия не будут выявлены, невозможно найти эффективного пути их преодоления.
По нашему мнению, одной из таких причин является неправильное трактовки самого понятия «потенциал» вуза. Как бы его не называли: научный, творческий и т.п., истинно он, все же, как это и было всегда, продолжает оставаться именно интеллектуальным потенциалом. Но сегодня ситуация в стране кардинально изменилась. Украина идет по рыночному, инновационному пути развития своей экономики. Следовательно, сегодня и интеллектуальный потенциал вузов также необходимо трансформировать в инновационный потенциал. Отметим, что интеллектуальный и инновационный потенциалы вуза - это ни одно и то же.
Отсутствие модели инновационного потенциала вуза является нерешенной частью проблемы коммерциализации результатов вузовской науки, поскольку именно системная модель позволяет выявить недостающие или ставшие ненужными части системы, которые препятствуют ее дальнейшему развитию.
Целью работы является разработка системной модели инновационного потенциала вуза и на ее основе определение стратегического подхода к выводу на рынок вузовской науки.
Основные результаты исследований. Заявление о том, что сегодня в вузах имеется только интеллектуальный потенциал, а не инновационный нуждается в доказательствах.
В работе [1], наряду с другими, приводится наиболее полное определение понятия «интеллектуальный потенциал», составленное на основе анализа различных высказываний специалистов по этому поводу, согласно которому, интеллектуальный потенциал - уровень интеллектуальных возможностей индивидуума, предприятия, государства и общества, которые могут проявиться в определенных условиях и использованы для достижения определенных целей (потенциал - источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области науки, техники, экономики [2]).
По аналогии с этим определением, но используя уже другую терминологию, дадим определение интеллектуального потенциала вуза.
Интеллектуальный потенциал вуза - уровень интеллектуальных возможностей его сотрудников продуцировать новые знания, преимущественно в виде объектов промышленной собственности и объектов авторского права,
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
которые постоянно проявляются и используются для достижения, преимущественно, внутренних целей вуза.
Прокомментируем приведенное определение.
Уровень интеллектуальных возможностей (способность генерировать новые знания и воплощать их в конкретные формы, удобные для дальнейшего использования на практике [1]), действительно, высокий. Сегодня, в силу ограниченного финансирования вузов, в них сохранились только высококвалифицированные специалисты - энтузиасты своего дела, которые, к тому же, из-за постоянного изменения образовательных программ, внедрения новых прогрессивных форм организации учебного процесса, изменений в экономике, повышения квалификации, подготовки диссертаций, работы в исследовательских лабораториях и пр., постоянно совершенствуются.
Постоянное проявление интеллектуальных возможностей вызвано, в основном, требованиями высшей школы подтверждения сотрудниками вузов своего профессионализма и квалификации посредством публикаций результатов своей научно-педагогической деятельности. Эти требования косвенно отражены в перспективных планах развития вузов, в которых обязательно имеются такие показатели, как: «подача заявок на изобретения» (заметим, в планах не указываются иные объекты промышленной собственности), «издание учебников, учебных пособий и монографий», «издание методической литературы», «публикация статей» «защита диссертаций». Немалую роль в этом процессе играет и энтузиазм сотрудников. Иное объяснение именно постоянного проявления интеллектуальных возможностей трудно представить на фоне практически полного отсутствия заказов со стороны предприятий и мизерного финансирования бюджетной науки. Но все перечисленное - это внутренние цели вуза и к рынку отношения не имеют.
Мы умышленно пропустили комментарии к фрагменту определения «продуцирование новых знаний». Его следует рассмотреть более подробно, поскольку за ним как раз и скрываются объяснения использования в вузах модели именно интеллектуального потенциала, а не инновационного.
Для доказательства этой гипотезы, обратимся к информации Департамента интеллектуальной собственности Украины, касающейся регистрации объектов промышленной собственности, представленной в работе [3] и приведенной здесь в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Показатели регистрации охранных документов на объекты промышленной собственности
Объекты промышленной собственности Зарегистрировано и выдано охранных документов
1 квартал 2002 1 квартал 2003 1 квартал 2004 1 квартал 2005 1 квартал 2006
Всего зарегистрировано 2684 3096 3182 5886 6338
Изобретения (20-летние) 664 913 691 962 980
Полезные модели 64 144 191 1873 1875
Промышленные образцы 245 349 289 324 535
Знаки для товаров и услуг 1711 1790 2011 2737 2948
Таблица 2
Количество заявок на изобретения и полезные модели, поданных юридическими лицами
Заявители Количество заявок на изобретения и полезные модели
1 квартал 2002 1 квартал 2003 1 квартал 2004 1 квартал 2005 1 квартал 2006
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17) 3
Всего подано заявок
В натуральном выражении 1397 1475 1209 1511 1769
Все академии наук Украины
В натуральном выражении 215 209 175 227 232
В % от общего кол-ва 15,4 14,2 14,5 15,0 13,1
Все вузы Украины*
В натуральном выражении 356 368 323 422 487
В % от общего кол-ва 26,6 24,9 27,0 28,1 27,6
* сведения приводятся по 82 вузам. Остальные вузы не подавали заявок в указанные периоды
Анализируя приведенную информацию (табл. 2), следует отметить, что менее одной сотни вузов (на фоне десятков тысяч других предприятий) ежегодно подают четверть всех заявок на изобретения и полезные модели, что является прямым подтверждением наличия у них высокого интеллектуального потенциала. В то же время, сопоставляя данные табл. 1 и 2, а точнее, совпадения характерных спадов 2004 года (связано с принятием нового Гражданского кодекса Украины, в соответствии с которым отменены декларационные патенты на изобретения), можно предположить, что основными объектами промышленной собственности, разрабатываемыми в вузах, являются изобретения и промышленные образцы. Но эти объекты не обязательно создаются для рынка, в то время как полезные модели и торговые марки - это объекты, создаваемые преимущественно для коммерциализации и защиты прав участников рыночных отношений. Количество именно этих объектов промышленной собственности, как видим, неизменно нарастает, без каких-либо спадов. Из этого можно сделать вывод, что в вузах практически не разрабатывают объекты промышленной собственности с коммерческой направленностью, что является косвенным подтверждением существования в вузах модели интеллектуального потенциала, которая по своей сущности плохо вписывается в экономические процессы, характерные для настоящего времени.
Для поддержки интеллектуального потенциала в надлежащей форме в структуре вуза достаточно наличия всего двух отделов - патентно-лицензионного и отдела научно-технической информации, что и наблюдается реально. Графически модель интеллектуального потенциала вуза представлена рис. 1, из которого следует, что стимула для коммерциализации (входные параметры модели) разработок (патентов), просто нет.
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
Рис. 1. Системная модель интеллектуального потенциала вуза
Единственным положительным результатом деятельности вуза по такой модели, является самоудовлетворение его сотрудников и количественный рост публикаций и патентов, удостоверяющих прошлые достижения, в то время как получение прибыли от научной деятельности, практически не ожидается.
Поэтому, чтобы адекватно реагировать и соответствовать происходящим в стране экономическим процессам, сегодня вузам необходимо перейти на иную модель - модель инновационного потенциала, в которой интеллектуальный потенциал является, хотя и весомой, но всего лишь частью новой системы. При таком подходе необходима, как сама реорганизация служб, обеспечивающих творческую и научную деятельность, так и методов управления. Только в такую схему списываются отделы коммерциализации, которые должны создаваться в соответствии с приказом МОН Украины [4].
Если учесть, что инновации - это новые знания, воплощенные в продукты или процессы и реализованные на рынке для удовлетворения потребностей и получения прибыли [5], то тогда понятие «интеллектуальный потенциал вуза» можно сформулировать следующим образом:
Инновационный потенциал вуза - способность продуцировать новые корпоративные знания, востребованные рынком, для получения прибыли от научной и творческой деятельности и для достижения, как внутренних, так и во внешней среде целей вуза.
Приведенные определения интеллектуального и инновационного потенциалов похожи, однако, их отличает глубокий смысл. Вроде бы создаются также объекты промышленной собственности и объекты авторского права, но это объекты, которые ждет рынок!. Ведь ожидание - это желание удовлетворить в чем-то свои потребности. Следовательно, такие знания, воплощенные в продукцию, сразу же найдут своего покупателя. А если имеется материальная заинтересованность, нет надобности в планах обязывать сотрудников созидать - научная деятельность будет развиваться автоматически. Графическое изображение такой модели представлено на рис. 2.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17) 5
Рис. 2. Системная модель инновационного потенциала вуза
Главной задачей отдела коммерциализации является поиск партнеров. О том, как это делать, мы подробно останавливались в работе [6]. При этом каждый заказ на разработку инновационного продукта необходимо рассматривать как самостоятельный проект. Проектная ориентация процессов реорганизации и развития любого предприятия или организации сегодня признана во всем мире, как наиболее прогрессивная. Наличие разноплановых и большого количества специалистов в вузах предполагает, что тематика заказов на научные разработки также будет разнообразной, причем одновременно могут и должны поступать десятки предложений, которые, в итоге, формируют портфель заказов или, как мы сказали, портфель проектов. Поэтому единственным вариантом успешной работы модели инновационного потенциала вуза может быть только управление портфелем проектов создания и, главное, реализации объектов интеллектуальной собственности вузов. Схема механизма вовлечения интеллектуального потенциала вуза посредством управления портфелем проектов в экономику государства описана нами в работе [7].
Выводы. Инновационная стратегия развития экономики Украины предполагает наличие соответствующих инновационных структур в вузах. Ведение в структуру вуза отдельно взятого отдела - коммерциализации - не может решить проблему выхода на рынок вузовской науки без трансформации интеллектуального потенциала вуза в инновационный, и без применения новых форм управления таким потенциалом. Учитывая, что внешняя среда будет предлагать портфель заказов, эффективно использовать методологию управления проектами, как наиболее подходящую для решения таких задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калюжный В.В., Калюжная Ю.В. Об употреблении специальных терминов участниками инновационных процессов // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005. - № 1 (13). - С. 49-62.
2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П.Прохоров. - М-С-Пб.: Норинт, 1997. - 1456 с.
6 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
3. Промислова власнють у цифрах. Показники дiяльностi Державного департаменту штелектуальноТ власност та Державного пiдприeмства «УкраТнський шститут промисловоТ власностЬ за I квартал 2006 року. - КиТв: МОН УкраТни, ДД1В, Укрпатент, 2006. - 15 с.
4. Наказ мастерства освiти i науки УкраТни "Про створення пщроздов комерцiалiзацiТ об'eктiв штелектуальноТ власностГ. № 533 вiд 26 червня 2004 р.
5. Калюжный В.В. Современные трактовки понятия "инновация" и его уточнение с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2003. - № 1 (6). - С. 86 - 99.
6. Асина Н.С. Проектноориентированнш поиск инвесторов для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности вузов // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005. - № 1(13). - С. 89-100.
7. Асина Н.С. Особенности интеллектуального капитала вуза и механизм его коммерциализации // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005. - № 4 (12). - С. 117-125.
Стаття надмшла до редакцп 16.02.2006 р.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
7