Научная статья на тему 'Проектноориентированный поиск инвесторов для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности вузов'

Проектноориентированный поиск инвесторов для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвесторы / проект / поиск / интеллектуальная собственность / товар / проектная ориентация / сектор исследований рынка

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. С. Асина

Рассмотрены вопросы поиска потенциальных заказчиков на интеллектуальную продукцию вуза отдельным подразделением. Представлена модель проектноориентированной деятельности сектора маркетинговых исследований рынка интеллектуальной собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT-ORIENTED SEARCH OF INVESTORS FOR COMMERCIALIZATION THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

Questions of search potential customers for the higher educational establishment intellectual production by separate department are considered. The project-oriented activity model of the market research sector at the market of intellectual property is produced.

Текст научной работы на тему «Проектноориентированный поиск инвесторов для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности вузов»

Посилання на статтю_

Асина Н.С. Проектноориентированный поиск инвесторов для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности вузов/ Н.С. Асина// УправлЫня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005 -№2(14). С. 89-100._

УДК 347.77

Н.С.Асина

ПРОЕКТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОИСК ИНВЕСТОРОВ ДЛЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ВУЗОВ

Рассмотрены вопросы поиска потенциальных заказчиков на интеллектуальную продукцию вуза отдельным подразделением. Представлена модель проектноориентированной деятельности сектора маркетинговых исследований рынка интеллектуальной собственности. Рис. 1, табл. 6, ист. 12.

Ключевые слова: инвесторы, проект, поиск, интеллектуальная собственность, товар, проектная ориентация, сектор исследований рынка.

Н.С. Асша

ПРОЕКТНООР1СНТОВАНИЙ ПОШУК 1НВЕСТОР1В ДЛЯ КОМЕРЦ1АЛ1ЗАЦП ОБ'СКПВ 1НТЕЛЕКТУАЛЬНО1 ВЛАСНОСТ1 ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАД1В

Розглянуто питання пошуку потенцшних замовниив на 1нтелектуальну продукц1ю вищого навчального закладу окремим пщроздтом. Представлено модель проектно ор1ентованоТ д1яльност1 сектору маркетингових дослщжень ринку 1нтелектуальноТ власност1. Рис. 1, табл. 6, дж. 12.

N.S. Asina

THE PROJECT-ORIENTED SEARCH OF INVESTORS FOR COMMERCIALIZATION THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

Questions of search potential customers for the higher educational establishment intellectual production by separate department are considered. The project-oriented activity model of the market research sector at the market of intellectual property is produced.

Постановка проблемы. Сегодня в мировой экономике четко просматривается тенденция перехода от экономики вещей к экономике знаний, которая предполагает интенсификацию создания и внедрения во все отрасли народного хозяйства новейших достижений науки и техники [1]. Эти изменения в мировом экономическом пространстве привели к появлению и бурному развитию рынка интеллектуальной собственности, на котором в качестве основного товара выступают патенты на изобретения, ноу-хау, новые знания и коммерческие сделки с ними [2]. Поэтому интеллектуальный потенциал предприятия или

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

1

организации сегодня становится основным рычагом их экономического развития, позволяющим превзойти конкурентов, утвердиться на внутреннем рынке и получить признание на внешнем. Это в полной мере относится и к вузам -организациям, где, благодаря разноплановой научной деятельности происходит постоянное совершенствование и обновление техники, создание высокотехнологичных процессов за счет постоянной «свежести» научной мысли. Но одной из главных проблем современной вузовской науки является превращение интеллектуального потенциала его ученых в реальные источники доходов. Как это сделать? - вопрос, на который приемлемого ответа пока нет.

Нерешенная часть проблемы. Сейчас много говорится о коммерциализации вузовских разработок, но явно не хватает практических приемов и методик, понимания того, с чего именно начать, как продавать готовые разработки и идеи, чтобы добиться успеха. Подавляющее большинство вузов, к сожалению, сегодня не может обеспечить стабильное внедрение в производство своих объектов интеллектуальной собственности, найти финансирование своих проектов, найти партнеров, заинтересованных в приобретении лицензий и т.д.

И в тоже время, производителям товаров и услуг, вступивших на инновационный путь своего развития, нужны новые технологии и товары. Парадокс: одни создают новшества, а другие их ищут, но найти друг друга не могут. Основным препятствием для таких участников инновационных процессов часто становится отсутствие адекватной информации, неумение создавать того, что востребовано рынком, а не то что хочется, но, прежде всего, отсутствием подходов и методик эффективного использования интеллектуального потенциала вуза. Эта задача как раз и возлагается на коммерческие вузовские подразделения. Без новых знаний в этом вопросе, указанные новые структурные подразделения так и останутся обычными патентно-лицензионными отделами, хотя вторая часть их названия безосновательна и продолжает оставаться только лишь лозунгом.

В работе [3] отмечалось, что деятельность по коммерциализации вузовской науки должна возлагаться на специальные подразделения вузов. При этом особо подчеркивалось, что их деятельность должна иметь проектную ориентацию, т.е. каждый случай коммерческого использования интеллектуального потенциала вуза необходимо рассматривать как проект и управлять им по всем правилам науки управления проектами. Однако в этой работе не раскрыт механизм действия такого структурного подразделения вуза, в частности, поиска партнеров, покупателей интеллектуальной продукции, инвесторов.

Целью работы является организация работ на фазе инициализации проектов по коммерциализации интеллектуальной продукции вузов в современных условиях научной и экономической их деятельности.

Результаты исследований. Каждый раз, вспоминая о вузовской науке, мы говорим об интеллектуальном потенциале вуза. И это верно, поскольку потенциал - это возможность использования чего-то для достижения поставленных целей [4]. Здесь все в порядке: действительно, интеллектуальный потенциал вуза неисчерпаем, в плане создания чего-то нового. Но ведь речь идет о совершенно ином. О реализации готовых разработок на внутреннем и внешнем рынках. И в этом случае следует говорить не об интеллектуальном, а об инновационном потенциале вуза - способности создавать продукцию, востребованную рынком. Если вуз научится создавать именно востребованную продукцию, то вопрос о поиске партнеров и инвесторов, в принципе, не будет возникать. Востребованная продукция сама найдет своего покупателя. Остается

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

лишь ускорить этот процесс. А для этого необходима интенсификация поисково-аналитической деятельности, чтобы не оказалось, что потенциальные заказчики находятся где-то рядом, но вуз их не видит. Безусловно, максимальная эффективность поисковых работ будет обеспечена, если их осуществлять в рамках проектов, главной целью которых является установление партнерских отношений между инвесторами и вузам. Конечным продуктом таких проектов становятся заключенные договора об инвестировании интеллектуального потенциала вуза. С чего начать? Естественно, с фазы инициализации проекта, которая может протекать по следующему сценарию.

Прежде всего, необходимо оценить направление развития рынка интеллектуальной собственности, т.е. в каких отраслях народного хозяйства наблюдается повышенный спрос на новейшие разработки. Косвенно эту информацию можно извлечь из структурированного потока в Украине заявок на выдачу патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели. Во-первых, такая информация позволяет понять какая отрасль промышленности и какими темпами будет развиваться в ближайшие годы, а, во-вторых, сегодня уже мало кто патентует ради собственного удовольствия, поскольку эта процедура платная. А по этой причине большинство разработок патентуется в надежде получить реальную прибыль.

Сведения о патентовании технических решений по отраслям народного хозяйства можно оперативно получить из ежегодных отчетов Департамента интеллектуальной собственности Украины [5] или из журнала «1нтелектуальна власнють», где обычно публикуются выдержки из указанных отчетов. В качестве примера, ниже приведены сведения за последние пять лет о подаче заявок в Укрпатент на изобретение по отдельным отраслям науки и техники. Для удобства пользования представленной информацией, эти данные проранжированы по количеству поданных заявок (табл. 1).

Приведенной информации по 31 отрасли вполне достаточно чтобы оценить устойчивость патентования изобретений в течение 5 лет. Общая тенденция уменьшения количества поданных заявок за 2004 год связана с принятием нового Гражданского кодекса Украины [6], в соответствии с которым, отменены декларационные патенты, для получения которых не требовалось существенных финансовых вложений и анализа технических решений, поскольку этот вид охранных документов выдавался по формальным признакам. Отмена декларационных патентов теперь вынуждает изобретателей осуществлять поиск на новизну своих предложений и отсеяла, к сожалению, малоимущих изобретателей, а заодно, к счастью, и тех, кто просто оформлял заявки на предложения, заведомо не имеющих изобретательского уровня.

Особое внимание следует обратить на крайние позиции представленного ряда отраслей науки и техники. В них сконцентрировано наибольшее и наименьшее количество подаваемых заявок. Это важная информация для интеллектуального потенциала вуза. Такая «полюсная» концентрация заявок связана с характером решаемых задач. Обычно, большое количество заявок наблюдается в тех отраслях, где решаются проблемы прикладного характера, т.е. производству необходимы конкретные технические решения, направленные на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Малое количество патентных заявок или их полное отсутствие, свидетельствует о том, что для дальнейшего развития этих отраслей, скорее всего, необходимо предварительное решение проблем научного характера, поскольку имеющийся уровень знаний пока не позволяет разработать конкретные технические решения, приемлемые для производства. Однако, малое количество заявок может свидетельствовать и об ином. Например, в отрасли вообще нет проблем,

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

3

все изучено и разработано, а достигнутый уровень вполне удовлетворяет потребителя продукции, или отрасль секретная, или к ней в настоящее время нет интереса - «умирающая» отрасль. Такую оценку можно сделать на основании дополнительных исследований интересующей отрасли.

В табл. 1 сведения о подаче заявок сгруппированы по отраслям науки и техники. Разумеется - это «грубая» информация. Для ее уточнения, естественно, необходима детализация. Для этого необходимо каждую отрасль расчленить на группы в соответствии с Международной патентной классификацией. Это позволяет конкретизировать направления, уже в самой отрасти и выделить из них наиболее перспективные. Такая детализация с помощью указанного классификатора может осуществляться до сколь-угодно малого уровня, вплоть до конструктивных особенностей одного технического объекта.

Таблица 1

Приоритеты распределения заявок на изобретения по отраслям науки и техники

№ п/п Направление науки и техники Г о д ы

2000 2001 2002 2003 2004 I

1 Здоровье, развлечения 909 1232 1423 1608 423 5595

2 Медикаменты 548 665 797 839 453 3302

3 Приборы (измерение, оптика, фото) 497 627 768 778 294 2964

4 Химия (органическая) 498 539 605 511 121 2274

5 Транспортные средства 329 415 491 453 287 1975

6 Формовка (металла) 359 349 377 438 229 1752

7 Сельское хозяйство 260 329 395 400 229 1613

8 Электричество (оборудование) 286 322 359 431 215 1613

9 Сепарация, смешивание 308 349 403 363 183 1606

10 Двигатели или насосы 281 283 316 413 252 1545

11 Химия (неорганическая) 217 340 381 381 184 1503

12 Металлургия 209 337 352 360 229 1487

13 Химия (биохимия, пр-во сахара, кожи) 314 349 348 329 119 1459

14 Пищевые продукты 247 335 370 321 147 1420

15 Освещение, отопление 170 235 266 326 221 1218

16 Бурение, горное дело 234 253 295 246 110 1138

17 Строительство 161 203 279 336 116 1095

18 Общее машиностроение 148 204 245 222 111 930

19 Приборы (регулиров., вычисление) 129 138 208 215 128 818

20 Формовка (обработка материалов) 168 176 192 181 86 803

21 Химия (красители, масла) 160 155 163 186 98 762

22 Электричество (схемы, техника связи) 175 133 163 166 121 758

23 Оружие, взрывные работы 99 105 129 144 35 512

24 Химия (макромолекулярные соедин.) 87 98 104 104 49 442

25 Приборы (муз.инструм., накоп. инфор) 81 95 95 101 49 421

26 Предметы личного и домаш. обихода 52 61 78 77 25 268

27 Текстиль и эластичные материалы 41 48 73 70 27 259

28 Ядерная физика 20 34 35 39 22 150

29 Полиграфия 23 32 35 30 28 148

30 Бумага 8 11 27 16 21 83

31 Микроструктурные и нанотехнологии - - - - - -

32 Прочие (неклассифицированные) 191 372 417 2521 839 4340

Всего: 7240 8813 10189 12605 5778 44625

Как видим, сведения о подаче заявок на изобретения позволяют выявить перспективные направления, нуждающиеся либо в прикладных разработках, либо в научных исследованиях. Понимая, что средства на проведение опытно-конструкторских, научных и прикладных исследований у вузов крайне ограничены, ошибка в выборе конкретных направлений должна быть сведена к минимуму. Поэтому необходима дополнительная информация. 4 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

За такой информацией обратимся, опять же, к отчетам Департамента интеллектуальной собственности Украины. Теперь нас должны интересовать сведения по странам, патентующим свои разработки на территории Украины. Патентную деятельность на территории Украины иностранные компании осуществляют лишь в том случае, если они видят прямую и быструю отдачу от инвестиций в отрасли (для иностранцев даже сама процедура патентования стоит немалых средств). Сведения о странах, патентующих свои изобретения в Украине, за последние шесть лет проранжированы и представлены в табл. 2, из которых следует, что абсолютными лидерами в этом вопросе являются США и Германия. Разумеется, каждую страну можно рассматривать и с позиции подачи заявок по направлениям отраслей науки и техники. По данным Укрпатента, наиболее количество заявок относится к сельскому хозяйству (из них 79 % приходится на удобрения), к медицине (из них 86 % - это медикаменты) и к органической химии. По заявкам иностранцев можно оценить их интерес к нашему рынку. Проведя исследования по классам заявок и сопоставив их с аналогичными показателями украинских заявителей, можно скорректировать выбор направлений интеллектуальной деятельности вуза. Но... Все не так просто.

Таблица 2

Приоритеты распределения заявок на изобретения по странам

№ п/п С т р а н ы Г о д ы

1999 2000 2001 2002 2003 2004 I

1 США 482 466 413 394 339 381 2475

2 Германия 346 338 383 348 352 325 2092

3 Франция 147 122 136 125 144 194 868

4 Россия 54 87 111 89 74 95 510

5 Великобритания 138 113 79 50 55 46 481

6 Швейцария 56 75 55 91 88 92 457

7 Швеция 62 62 40 70 55 79 368

8 Нидерланды 45 66 49 50 37 63 310

9 Дания 37 45 45 45 30 39 241

10 Италия 41 24 20 28 26 46 185

11 Япония 25 24 25 22 28 30 154

12 Бельгия 20 16 27 23 17 34 137

13 Австрия 16 14 27 22 21 16 116

14 Канада 22 13 16 13 13 25 102

15 Израиль 23 16 18 10 7 15 89

16 Финляндия 7 11 16 17 17 17 85

17 Венгрия 16 12 12 21 4 19 84

18 Испания 7 9 14 12 19 15 76

19 Беларусь 9 6 3 11 19 15 63

20 Австралия 8 6 2 19 10 12 57

21 Люксембург 6 10 6 6 6 10 54

22 Норвегия 11 7 11 7 9 4 49

23 Корея 6 9 10 6 2 15 48

24 Чехия 4 3 9 6 10 9 41

25 Польша 5 5 4 2 6 13 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Индия - - - - 19 14 33

27 Хорватия 2 - 6 4 4 10 26

28 Словакия 1 8 1 6 2 2 20

29 Ирландия - 3 2 5 3 4 17

30 Китай 2 3 1 3 4 4 17

31 Лихтенштейн 6 3 1 1 - - 11

32 Болгария 1 1 1 - 1 2 6

33 Бразилия - - - 2 - 1 3

34 Греция - - - 1 1 1 3

35 Казахстан - - - 1 2 - 3

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14) 5

36 | Д р у г и е 28 40 38 48 46 43 243

Всего: 1633 1617 1601 1556 1478 1690 9575

Проведенных нехитрые сопоставлений количества заявок по разным основаниям могут ввести и в заблуждение. Из этого следует, что приведенных в отчетах Укрпатента статистических данных, явно не достаточно для окончательных выводов. Вероятность ошибочного выбора остается довольно высокой. Поэтому необходимы дополнительные исследования, той же информации.

Исходя из концепции, что любая явная информация несет в себе и дополнительную, скрытую, но объективно существующую информацию. Именно она может оказаться не менее ценной для снижения риска принятия неправильного управленческого решения. Однако для поиска скрытой информации в рядах статистических данных, необходимы опыт работы с информационными массивами, отход от стандартных шаблонов, что позволит, не только увидеть реальную картину, но и найти новые оценочные критерии. Поясним это утверждение.

Обратим внимание на такие важные показатели, как динамика подачи заявок на изобретения, которые явно просматриваются в рядах данных, представленных в табл. 1 и 2.

По данным табл. 2 не трудно заметить, что количество подачи иностранных заявок за последние два года носит явно нарастающий характер, чего не скажешь о данных, представленных в табл. 1. Мы уже отмечали, что уменьшение общего количества заявок в Украину связано с отменой декларационных патентов. Но этот закон, судя по данным табл. 2, не повлиял на подачу заявок иностранцами. Следовательно, уменьшение общего количества заявок связано только с национальными заявителями. Такое заключение наводит на мысль, что в некоторых отраслях заявки подавались лишь для количества (за декларационные патенты плата была мизерной), чтобы показать, например, инновационную активность отрасли. Но такая активность ложная и не позволяет оценить реальное состояние отрасли по этому показателю. Однако истинность инновационности отраслей можно оценить по косвенным показателям. Одним из них является доля поданных заявок в 2004 году из общего числа заявок, поданных в 2003 году, большинство из которых направлялись для получения декларационных патентов. Такое сопоставление данных позволяет выявить степень приверженности отраслей инновационной стратегии: чем выше это отношение, тем меньше подавалось заявок на декларационные патенты и больше на «полные» патенты, требующие проведения экспертизы. Такие заявки, в большинстве случаев, содержат реальные разработки и на них возлагаются реальные надежды. Этот показатель, назовем его «коэффициент остаточности», принципиально меняет картину оценки эффективности направлений инновационной деятельности по отраслям. Расчетные значения коэффициента остаточности и ранжирование отраслей приведены в табл. 3.

Как видим, в зависимости от типа показателей, приоритетные направления изобретательской активности по отраслям резко меняются. Коэффициент остаточности (Кост) лишь пример. Очевидно, можно найти и дополнительные коэффициенты. Чем их будет больше, тем ниже риск принятия ошибочного решения.

Следует отметить, что заявки на получение патентов, поданные в Укрпатент, в сущности, характеризуют состояние внутреннего (национального) рынка интеллектуальной собственности. Для выхода на внешний рынок

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

необходимо провести аналогичные аналитические исследования по бюллетеням и отчетам патентных ведомств тех стран, сотрудничество с которыми планируется.

Еще в большей степени убедиться в правильности выбора перспективных направлений исследований и опытно-конструкторских работ можно добавив к уже имеющийся информации статистический анализ публикаций из реферативных журналов [7]. Поскольку указанный источник информации издается иным ведомством (ВНИИПИ, Россия), то он является независимым и содержит дополнительную информацию: сведения о статьях, докладах, выставках и пр.

Таблица 3

Приоритеты распределения заявок на изобретения по показателям

№ П о к а з а т е л и

п/п Направление науки и техники общее подано Общ

кол-во заявок ранг в 2004 г. ранг Кост ранг ранг

1 Здоровье, развлечения 5595 1 423 2 0,26 23 5

2 Медикаменты 3302 2 453 1 0,54 11 1

3 Приборы (измерение, оптика, фото) 2964 3 294 3 0,38 20 5

4 Химия (органическая) 2274 4 121 13 0,24 24 11

5 Транспортные средства 1975 5 287 4 0,63 6 1

6 Формовка (металла) 1752 6 229 6 0,52 13 4

7 Сельское хозяйство 1613 7 229 6 0,57 9 2

8 Электричество (оборудование) 1613 8 215 8 0,50 14 6

9 Сепарация, смешивание 1606 9 183 10 0,50 14 7

10 Двигатели или насосы 1545 10 252 5 0,61 7 2

11 Химия (неорганическая) 1503 11 184 9 0,48 15 8

12 Металлургия 1487 12 229 6 0,64 5 3

13 Химия (биохимия, пр-во сахара, кожи) 1459 13 119 14 0,36 21 13

14 Пищевые продукты 1420 14 147 11 0,46 17 12

15 Освещение, отопление 1218 15 221 7 0,68 4 5

16 Бурение, горное дело 1138 16 110 17 0,45 18 14

17 Строительство 1095 17 116 15 0,36 21 15

18 Общее машиностроение 930 18 111 16 0,50 14 13

19 Приборы (регулиров., вычисление) 818 19 128 12 0,59 8 10

20 Формовка (обработка материалов) 803 20 86 19 0,48 15 16

21 Химия (красители, масла) 762 21 98 18 0,53 12 14

22 Электричество (схемы, техника связи) 758 22 121 13 0,73 3 9

23 Оружие, взрывные работы 512 23 35 21 0,24 24 20

24 Химия (макромолекулярные соедин.) 442 24 49 20 0,47 16 18

25 Приборы (муз.инструм., накоп. инфор) 421 25 49 20 0,48 15 18

26 Предметы личного и домаш. обихода 268 26 25 24 0,32 22 22

27 Текстиль и эластичные материалы 259 27 27 23 0,39 19 21

28 Ядерная физика 150 28 22 25 0,56 10 19

29 Полиграфия 148 29 28 22 0,93 2 15

30 Бумага 83 30 21 26 1,31 1 17

31 Микроструктурные и нанотехнологии - 31 - 27 - 24 23

32 Прочие (неклассифицированные) 4340 839 839

Перечисленные выше процедуры позволяют, в совокупности, оценить и выбрать наиболее перспективные направления научно-исследовательской деятельности вуза с учетом его профиля. Поиск же инвесторов по такой

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

7

информации достаточно затруднен, хотя бы по той причине, что придется выявлять по заявкам конкретных авторов и фирмы, а количество заявок исчисляется тысячами. Поэтому необходимо искать иной путь. Наиболее простым и доступным из них является поиск потенциальных партнеров через Internet.

К сожалению этот путь поиска инвесторов не находит широкого применения в вузах. Очевидно, это связано с отсутствием специальной службы занимающейся конкретно этими вопросами. Безусловно, отдельные научные сотрудники вуза используют сетью Internet для этих целей, но такие изыскания часто локальные, направлены на решение небольших или частных проблем. Не редко индивидуальный поиск оказывается малорезультативным из-за отсутствия системного подхода, слишком ссуженного направления поиска, не знания законов информационных систем, нерегулярности проведения поисковых работ по банальной причине - нехватки времени. Все это неизбежно приводит к чрезмерным затратам времени с почти нулевым результатом, минимальному удовлетворению своих потребностей.

Повысить эффективность поисковых работ можно путем перехода от единичных случайных и спонтанных поисков к общевузовской системе сбора и анализа информации. Системный подход позволит выявить научные направления, на которые в частном порядке, как правило, внимания не обращается, например, на проблемы и новые разработки на стыке наук, решение которых возможно только на межкафедральном и, даже, на межвузовском уровне (например, создание медицинского оборудования).

Чтобы подтвердить вышесказанное, обратимся к сети Internet и посмотрим, какие предложения инвесторов, какая продукция продается и на какую продукцию имеется спрос.

Приведенная информация не только позволяет скорректировать творческую деятельность научных коллективов вузов, но и вступить в прямой диалог с потенциальными заказчиками, которые часто ставку делают на уже созданную и освоенную продукцию. А такая продукция, в силу временного фактора, морально устаревает с момента ее создания поскольку находится в «статике», в то время как запросы общества непрерывно изменяются и требуют более совершенных объектов. Диалоги с инвесторами, продавцами и покупателями показывают, что общение с научной общественностью часто им «открывает глаза» и они охотно идут на финансирование новых разработок. Ниже (табл. 4-6) приводится несколько примеров спроса и предложений из Internet.

В приведенных таблицах представлена лишь мизерная доля информации всего из трех сайтов. Их же - сотни! Только один сайт «Украина промышленная» [11] содержит более пятидесяти страниц объявлений «продам» и «куплю» (даже менеджера по технологии патентования разработок). Здесь, как говорится, работы непочатый край. И если ее проводить регулярно, то обязательно «сработает» пресловутый принцип Парето (80/20): на сто запросов - 20 из них окажутся результативными. Это оптимистичный прогноз. Но и пессимистичный прогноз, по нашему мнению, также будет результативным. Дейл Корнеги считает, что если на 100 предложений получают всего 7 ответов (а не предложений к сотрудничеству), то это уже хорошо. И если одно из 100 предложений позволит заключить сделку, то все затраты на поиск партнеров полностью оправдываются [12].

Поэтому ответ на вопрос о том, где искать таких предпринимателей, довольно прост. Достаточно заглянут в Интернет. Там имеются сотни сайтов, начинающихся со слов "Ищу технологии, машины, материалы...". Это целый кладезь тематики исследований и разработок, за которые готовы платить.

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

Предложение инвесторов [8]

№ п/п Содержание предложения

1* Инвестиции до 1500000 $ в различные проекты на территории РФ и СНГ. Необходимые требования: окупаемость проектов - до 5 лет, рентабельность - от 20 %, проекты должны быть подтверждены бизнес-планом, обязательны аннотации. Рассматриваем различные инновационные идеи, ноу-хау и изобретения.

2* Американская инвестиционная компания на взаимовыгодных условиях прокредитует любые проекты. Сумма не ограничена, срок кредитования от 10 до 25 лет. Гибкие условия кредитования, без залога и поручителей, под бизнес-план, при условии жесткого мониторинга.

3* Венчурная компания профинансирует только венчурные проекты, либо купит идеи в любой области деятельности человечества, с возможностью реализации и развития проекта в России и за рубежом. От вас - суть идеи, либо бизнес-план, преимущества и недостатки идеи, стоимость проекта, условия распределения прибыли, цена идеи.

4* Предлагается сотрудничество в области химического производства. Ваша идея, наши производственные и финансовые ресурсы. Предпочтение отдается импорто замещающим или экспортно ориентированным видам химической продукции.

5** Требуются партнеры для заключения производственного соглашения на разработку и изготовление полосовых и режекторных фильтров на поверхностных акустических волнах в диапазоне частот 20.900 МГц в корпусах типа Б!Р, й!Р, ¿Мй.

Q** Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН осуществляет поиск энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования с целью предложения их предприятиям области. Технологии должны быть готовы (или близки) к выходу на рынок. Цент готов содействовать заключению коммерческих или лицензионных соглашений.

у*** Предприятие интересуют рецептуры и технологии изготовления импортнозамещяющих видов клеев, красок и другой аналогичной продукции

Интернет-портал МНТЦ предоставляет зарубежным компаниям возможность использовать знания и опыт ученых СНГ для решения научных и технологических задач. Им предоставляется возможность найти дополнительные источники финансирования в лице зарубежный государственных и частных компаний, готовых предоставить средства для реализации интересующих их проектов.

* Электронная рассылка «Инновационные предложения», выпуски 87, 89, 90. ** По материалам сайта «Российская сеть трансфера технологий». *** Журнал «Инновации». - 2005. - № 1. ***** По материалам сайта "Виз1пеззРа|1пег".

Таблица 5

Предприятия ищут новые материалы и новые технологии [9]

№ п/п Перечень интересов

1 Предприятие, производящее насосы, вентили и другое оборудование для перекачки агрессивных и абразивных сред, применяемое в литейном производстве, добыче минералов, производстве цементов, стекла и керамики, в дноуглубительных работах и т.п. ищет новые технологии для расширения ассортимента своей продукции, в т.ч. с приобретением лицензий или патентов.

2 Предприятие ищет новые материалы, товары, технологии, процессы и системы для производства сенсоров уровня и потоков жидкостей, радиочастотных и высоковольтных реле, других высокоточных и производительных сенсоров и измерителей, в т.ч. с приобретением лицензий или патентов.

3 Предприятие, производящее изделия для автомобильной промышленности ищет новые химические продукты с улучшенными качествами, в т.ч. с повышенной износостойкостью, качествами антикоррозионного покрытия, газопроницаемостью, электропроводностью и электроизоляцией. Представляет особый интерес: новые полимерные материалы и новые технологические процессы. Возможно приобретение лицензий, особенно по производству таких полимеров как полиуретаны, поливинилы, полистиролы. Интересуют также новые акрилы, катализаторы, энзимы. Предпочтение отдается уже запатентованным технологиям и товарам.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

9

Нужны технологии и оборудование по переработке отходов [10]

№ п/п Перечень интересов

1 Нужны технология и оборудование для производства полимерпесчаной черепицы и плитки из бутылок ПЭТ (Россия, Тольятти).

2 Нужны технология и оборудование для производства полимерпесчаной черепицы (Украина, Луцк)

3 Интересует программное обеспечение для разработки ПНОЛРО и паспортов на опасные отходы (Россия, Волгоград)

4 Нуждаюсь в оборудовании и технологии по переработке костей после обвалки мяса, с получением ликвидной продукции (Беларусь, Минск)

5 Куплю оборудование для производства травянистой муки (Россия, Малоярославец)

6 Нужно компактное оборудование для переработки пластиковых бутылок в кровельные материалы (Беларусь, Минск)

7 Нужны предложения по использованию отходов пенопласта (Украина, Днепропетровск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Приобретем оборудование и технологии по извлечению никеля из отработанных катализаторов (Украина, Киев)

Выше изложена краткая информация об оценке перспективных направлений научной и творческой деятельности и о поиске инвесторов. Поскольку работы, как видим, не мало, ее необходимо возложить на новые вузовские структуры коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, выделив в них отдельный сектор маркетинговых исследований рынка интеллектуальной собственности. Модель работы такого проектноориентированного сектора, на наш взгляд, можно представить в следующем виде (рис. 1).

Конечной целью деятельности этого сектора является формирование портфеля реальных проблем, решение которых будет востребовано потребителем, а также формирование базы данных о потенциальных потребителях для реализации прошлых заслуг ученых вуза - объектов интеллектуальной собственности.

При этом работу сектора необходимо рассматривать как самостоятельный проект, продуктом которого является формализованное и достаточно подробное описание каждой проблемы. Сам же портфель проблем - ни что иное, как альтернативы такого проекта, которые, в соответствии с методологией управления проектами, должны получить обоснование о приемлемости их решения в данном вузе. Обоснование проблемы и ее полная формализация должно осуществляться в прямом диалоге с потенциальным заказчиком, что позволит максимально выявить все особенности и нюансы, как технического и финансового, так и организационного характера. Толька такая проблема может рассматриваться как готовая к решению. Но кем? Разумеется, вузом.

Из этого следует, что одной из составляющих деятельности сектора является изучение внутренних возможностей вуза решать те или иные проблемы, т.е. изучение структуры интеллектуального потенциала вуза. Решение такой задачи носит научный характер, поскольку работы по исследованию и оценке возможностей и знаний вуза ранее никем не проводились.

Вторым направлением деятельности сектора является поиск покупателей на уже готовые объекты интеллектуальной собственности. В общем-то, это работа маркетолога, но в ней есть определенные особенности из-за специфики объекта купли-продажи. Часто запатентованный объект интеллектуальной собственности существует «на бумаге» или в виде опытного образца. Это дает возможность внесения в него изменений в соответствии с желаниями

10

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

конкретного заказчика. Но при этом такие изменения могут выйти за пределы правовой охраны. В этом случае необходим диалог и с авторами и с заказчиками о дальнейшем правовом статусе такого модернизированного объекта интеллектуальной собственности. Согласование таких взаимодействий между партнерами также возлагается на указанный сектор.

Потенциальные потребители

Сбор информации

Внешние связи

Анализ информации

СЕКТОР МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО Й СОБСТВЕННОСТ

V

Внутренние возможности

Портфель реальных проблем

Рис. 1. Системная модель сектора маркетинга рынка интеллектуальной собственности

Подготовленные портфель проблем и портфель заказов в формализованном виде и являющиеся результатом аналитической деятельности сектора должны передаваться в следующее структурное подразделение по коммерциализации интеллектуальной собственности, которое их рассматривает уже как проектные идеи, готовые к решению в рамках вуза. Но это тема отдельная.

Выводы. Сегодня вуз традиционно находится в режиме ожидания поступления предложений. Однако, как показала практика, такая позиция не дает желаемого результата. Это связано, с одной стороны, с незнанием инвесторов о возможностях вузах, а, с другой, - на рынке частные предприятия и предприниматели предлагают свои услуги по проведению исследований. Из этого следует, что вузам необходимо переходить в активную фазу поиска партнеров и инвесторов. Для этого вуз должен разработать проектноориентированную стратегию поиска и возложить ее реализацию на специальный маркетингово-исследовательский сектор подразделения по коммерциализации интеллектуальной собственности, конечной задачей которого является формирование портфеля проблем и портфеля заказчиков на приобретение или модернизацию уже созданных объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, указанный сектор будет давать информацию для научной деятельности на перспективу и одновременно информацию, направленную на реализацию прошлых достижений ученых вузов, что, в целом, позволяет реально начать процесс коммерческого использования интеллектуального потенциала вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пигоров Г.С., Таран Ю.Н. Интеллектуализация социально-экономического развития страны // Сб. науч.-методич. матер. «Новационно-творческое образование и интеллектуализация социально-экономического развития страны» / Ред. Ю.Н.Таран, Г.С.Пигоров. - Днепропетровск: ГметАУ, ГНОЦ «Творчество», 1999. - С. 70 - 87.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

11

2. Цибульов П.М., Чеботарьов В.П. Популярно про штелектуальну власнють. - К.: Мiжнародний науковий комитет, 2003. - 56 с.

3. Асина Н.С. Проекты создания интеллектуального капитала и конкурентоспособность высших учебных заведений // управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пiд ред. В.А.Рач. - 2004. - № 2 (10). - С. 86 - 90.

4. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П.Прохоров. - М-С-Пб.: Норинт, 1997. - 1456 с.

5. Рiчний звт 2004. Державний департамент штелектуальноТ власностк - К.: ДД1В, 2005. - 112 с.

6. Цивтьний кодекс УкраТни.№ 435-!У вiд 16.01.2003 р.

7. Калюжний В.В. Про вибiр первинного джерела шформацп для попередньоТ оцiнки комерцiйноТ пропозицiТ в шновацмних проектах // Управлiння проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2001. - № 1 (3). - С. 93 - 103.

8. hpptwww.sbras.nsc.ru. - Вход 04.08.2005.

9. hpptwww.sciteclibrary.ru. - Вход 21.07.2005.

10. hpptwww.waste.com.ua. - Вход 21.07.2005.

11. hpptwww.ukrindustrial.coiTi.ua. - Вход 20.01.2005.

12. Карнеги Д. Как завоевывать людей и оказывать влияние на людей. - Екатеринбург: Литур, 2001. - 720 с.

Стаття надшшла до редакцп 26.05.2005 р.

12

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.