Научная статья на тему 'О критериях оценки привлекательности источников информации при разработке продукта инновационного проекта'

О критериях оценки привлекательности источников информации при разработке продукта инновационного проекта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный проект / информационное обеспечение / отбор полезной информации / критерии отбора

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В. В. Калюжный

Предложены новые критерии отбора публикаций в процессе разработки продукта инновационного проекта – инвестиционная привлекательность источника информации и его инновационный потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CRITERIA TO ESTIMATE THE INFORMATION SOURCES ATTRACTIVENESS DURING THE INNOVATION PROJECT PRODUCT DEVELOPMENT

The new criteria of selection publications during development of the innovative project product are offered. They are: investment attractiveness of information generator and his innovative potential

Текст научной работы на тему «О критериях оценки привлекательности источников информации при разработке продукта инновационного проекта»

Посилання на статтю_

Калюжный В.В. О критериях оценки привлекательности источников информации при разработке продукта инновационного проекта / В.В. Калюжный // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006. - № 3(19). - С.27-37.___

УДК 658.589.088.83

В.В. Калюжный

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОДУКТА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Предложены новые критерии отбора публикаций в процессе разработки продукта инновационного проекта - инвестиционная привлекательность источника информации и его инновационный потенциал. Рис. 3, ист. 23.

Ключевые слова: инновационный проект, информационное обеспечение, отбор полезной информации, критерии отбора

В.В. Калюжний

ПРО КРИТЕРП ОЦ1НКИ ПРИВАБЛИВОСТ1 ДЖЕРЕЛ 1НФОРМАЦП ПРИ РОЗРОБЦ1 ПРОДУКТУ 1ННОВАЦ1ЙНОГО ПРОЕКТУ

Запропонован нов1 критерп вщбору публ1кац1й в процес1 розробки продукту Ыновацмного проекту - Ывестицмна приваблив1сть джерела 1нформац1Т I його Ыновац1йний потенц1ал. Рис. 3, дж. 23.

V.V. Kaluzhnyi

ABOUT CRITERIA TO ESTIMATE THE INFORMATION SOURCES ATTRACTIVENESS DURING THE INNOVATION PROJECT PRODUCT DEVELOPMENT

The new criteria of selection publications during development of the innovative project product are offered. They are: investment attractiveness of information generator and his innovative potential.

Постановка проблемы. В литературе, посвященной управлению проектами, будь то целые издания [1-3] или отдельные статьи [4-6], везде, без исключения, говорится о важности информационного обеспечения проектов. Поскольку это мнение специалистов единодушно, есть смысл с ним согласиться. Действительно, неверная информация о ценах, о требованиях рынка, об уровне техники нередко приводит к печальным последствиям - к полному «провалу» проектов [7]. Так, по данным работы [8], из общего числа проектов, связанных с разработкой и выведением на рынок новой продукции, около 40 % терпят крах. При этом около 50 % проектных затрат пришлось на создание и продвижение на рынок изделий, которые так и не нашли своего потребителя. Подобные сведения приводятся и в работе [9]: более 30 % проектных затрат приходится на

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

1

нововведения, которые хотя и получили признание на рынке, но быстро с него сошли. А ведь все зависело, в сущности, от информации, а точнее, от сведений о последних достижениях науки и техники и направлениях их развития.

О том, что информационное обеспечение проектов - это многоаспектная, трудоемкая, кропотливая работа, также говорилось в печати, например, в работах [10-13]. Здесь же отмечалось, что существует еще ряд нерешенных проблем, при этом решение одних неизбежно порождало новые, причем еще в большем количестве и более сложные [2, 12], например, с обработкой мегамассивов информации и с извлечением из них новых прагматических знаний.

Но в последние годы ситуация с информационным обеспечением проектов существенно ослонилась, и одновременно резко возросла ее актуальность. Это произошло под влиянием процессов глобализации мировой экономики, разветвления и доступности каждого предпринимателя к сети Internet, что в итоге привело к непомерному возрастанию потоков информации и обострению конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. К тому же наблюдающийся устойчивый переход от «экономики вещей» к «экономике знаний», породивший жизненную необходимость перехода на инновационные стратегии развития экономик, как отдельных предприятий, так в целых государств, и вынуждает участников экономических процессов более тщательно относиться к выбору продукта проекта из-за роста требований потребителей продукции и услуг вследствие насыщения рынка однотипными предложениями. В таких условиях осуществления предпринимательской деятельности бизнеса проблема информационного обеспечения проектов стала реально актуальной и требует скорейшего решения, поскольку проектная ориентация инновационного развития предприятий Украины сегодня уже стала нормой [14].

Нерешенная часть проблемы. Неизменное увеличение потока публикаций наблюдается с момента появления печати и прессы и уже к 80-м годам прошлого столетия, привело к информационному взрыву [15]. Поэтому вопросами сжатия и формализации информации ученые занимаются давно и постоянно. Кодирование информации позволило существенно упростить последующую обработку потока публикаций и устанавливать закономерности развития интересующих объектов [16-18]. Однако известные методики хотя и указывают, на что следует обращать внимание при анализе литературы, но не предлагают самой процедуры отбора из тематических подборок наиболее ценных сведений, полезных для разработки продукта проекта. Поэтому эта операция чаще всего основана на интуиции экспертов-специалистов, что вносит существенную компоненту субъективизма в вопросах окончательного выбора продукта проекта, а это, как показывает практика, нередко приводит к принципиальным ошибкам.

Более того, сегодня количество даже «отсортированных» источников информации из мегамассива все равно остается довольно большим, что затрудняет окончательный выбор в пользу того или иного из числа отобранных. Однако еще более «жесткую» селекцию источников информации сегодня осуществить пока не удается, поскольку в арсенале ученых просто отсутствуют какие-то еще дополнительные критерии, по которым можно было бы объективно оценить привлекательность и полезность тех или иных источников информации.

Из сказанного следует, что для повышения эффективности проектов, особенно инновационных, где разработка продукта проекта зависима от последних достижений науки и техники, сведения о которых черпаются из литературы, закономерно возникла острая необходимость в ином подходе к

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

оценке и отбору источников информации путем введения новых критериев, но каких - пока остается неизвестным.

Цель работы. Казалось бы, сегодня источник информации уже рассмотрен всесторонне, в достаточной степени структурирован и формализован, и новые критерии в нем выделить практически невозможно. На самом деле это не так. По нашему мнению, каждый источник информации обладает по меньшей мере еще двумя оценочными показателями, полезными для разработчиков продукта проекта. Раскрытие их сущности и является целью данной работы.

Основные результаты исследований. Приступая к разработке нового, инновационного продукта, необходимо не просто ознакомиться, а изучить последние достижения науки и техники в той области знаний, к которой относится разрабатываемый продукт. Не менее важным является и выявление закономерностей развития интересующего объекта, а для этого необходимо затронуть исторический аспект. Названные этапы проектных исследований напрямую связаны с работой с литературой. Хорошо, если тематическая подборка материалов содержит всего лишь несколько десятков источников информации. В этом случае они могут быть изучены по полным их содержаниям. Но если подборка материалов включает сотни публикаций, такой подход неприемлем. И не только с точки зрения затрат времени. Человеку просто невозможно охватить разумом в одночасье такой большой объем информации -что-то важное непременно будет упущено.

В этом случае исследователи традиционно используют реферативную информацию. Сегодня только ВИНИТИ (Россия) издает более 250 выпусков реферативных журналов. Выходят реферативные журналы и в Украине. Поэтому недостатка в подобных изданиях нет ни по одной отрасли [10].

Реферирование публикаций - это первый этап «сжатия» информации. При этом каждая публикация структурируется по двум показателям: библиографические сведения об источнике информации и непосредственно реферат, раскрывающий в предельно кратной форме (обычно до 1200 знаков) его содержание. Поскольку реферат передает основной смысл публикаций, чаще всего результаты исследований или сущность разработки, то потерь информации практически не наблюдается. Особенно удобно пользоваться реферативной информацией при исследовании развития продукта проекта в ретроспективе - реферативные журналы издаются с середины прошлого века. При нынешних темпах развития науки и техники - полувекового временного периода вполне достаточно, чтобы проследить даже смену целых поколений машин и механизмов.

Однако по многим отраслям знаний количество рефератов за последние полвека достигло десятков, а порой и сотен тысяч печатных единиц. И проблема обработки такого количества даже сжатой информации возвратилась. Банальное уменьшение объема рефератов («Блиц-информация», «Экспресс-информация») не дало желаемого результата - количество источников осталось прежним, а полезность уменьшилась из-за потери ценных сведений.

Это привело к разработке новых подходов к обработке больших массивов публикаций, основанных на получении количественных показателей и их последующей статистической обработке. Ярким представителем нового поколения таких методов по праву можно считать контент-анализ [19], где по частоте появления в печати ключевых слов оценивают состояние интересующего объекта. Этот метод находит широкое применение в социологических науках, а позже был адаптирован и для анализа научно-технической информации [20-21].

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

3

Последующее развитие методов формализации содержания источника информации привело к тому, что на сегодняшний день и в них принято выделять четыре группы показателей, которые можно свести в одну строку в виде набора кодов, отражающих с помощью символов не только само содержание публикации, но и дополнительные «неявные» сведения, дающие более полное представление об исследуемом объекте [12]:

- «паспортные» данные публикации (позволяют установить: когда, где и кто написал для оценки надежности информации (по издательству), профессионализма (по известности автора), давности и пр.);

- статистические показатели (отражают этапы жизненного цикла объекта исследований и глубины проработки, современное состояние);

- качественные показатели (отражают внутреннее содержание объекта);

- изотерические показатели (позатекстовая реальность, отражающая мотивы неудовлетворенности автора публикации ранее существующей ситуации или неудовлетворенность известными объектами).

Анализ каждого источника информации по перечисленным показателям, безусловно, позволяет отобрать из массива публикаций наиболее интересные для данного инновационного проекта. При этом исследователь опирается на «сухую» статистику, и чем больше будет массив информации, тем ниже риск принятия неверного решения в отношении разработки продукта проекта. Такую работу может выполнить любой специалист в области информатики.

А вот специалист-производственник или маркетолог высокого класса экспертную оценку и отбор полезных публикаций осуществляет совершенно иначе - он руководствуется преимущественно опытом и интуицией. Конечно, он может объяснить, что в данной публикации привлекло его внимание, однако, скорее всего, это будет связано с иными, ранее накопленными знаниями. Поэтому обычный специалист в области информатики может и не обратить внимания на ту информацию, которую бы эксперт-специалист не упустил бы.

Оба варианта отбора источников информации объединяет одно: так или иначе, специалистами оценивается их привлекательность для данного проекта. Это слово выделено нами специально, поскольку является ключевым. Дело в том, что в методологии управления проектами постоянно упоминается об инвестиционной привлекательности проекта - она оценивается на прединвестиционной его фазе. И странным кажется, что при анализе источников информации этот их показатель отсутствует. То есть по этому критерию информация не оценивается. Не менее странным выглядит и то, что при изучении публикаций с целью разработки инновационного продукта отсутствует критерий оценки инновационности предложения или инновационного потенциала, хотя слово «инновация» присутствует даже в самом названии этого типа проектов.

На наш взгляд это серьезное упущение, и восполняя пробел, мы предлагаем дополнительно ввести следующие два показателя:

- инвестиционная привлекательность источника информации, показывающая, стоит ли вкладывать средства в данное направление;

- инновационный потенциал источника информации, показывающий стадии разработки объекта, то есть степень готовности к практическому применению и перспективу его дальнейшего совершенствования.

Смысл предложенных показателей заключается в следующем.

В начале жизненного цикла у каждого объекта есть в запасе огромный инновационный потенциал, поскольку любой объект, как известно [22], можно совершенствовать до бесконечности. Но начало жизненного цикла объекта начинается с его разработки, которой часто предшествуют исследования.

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

Поэтому публикации исследовательского характера, в принципе, посвящены описанию начала жизненного цикла будущего объекта. К тому же результаты любых экспериментов открывают множество путей создания новых и альтернативных объектов. В то же время, как показывает практика, инвесторы вкладывают средства в исследования неохотно, то есть инвестиционная привлекательность исследовательского труда низкая. Вероятно, это связано с предпринимательским менталитетом: формулы, методики, графики, таблицы -неизбежные атрибуты исследовательской работы - сами по себе для производства не нужны. Нужны конкретные разработки, сделанные на их основе, которые можно предложить потребителю продукции или услуг.

По мере движения объекта по жизненному циклу в печати начинают сначала появляться, а потом становятся преобладающими публикации иного характера. Это публикации об обмене опытом и публикации рекламного характера, которые свидетельствуют о том, что какие-то объекты не только уже разработаны, но и поставлены на производство, причем успешно. Понятно, инновационный потенциал такого объекта заметно снижается, поскольку его жизненный цикл завершается. Но при этом начинает расти его инвестиционная привлекательность: риск вложения средств в новый и уже «раскрученный» объект сводится к минимуму, что подтверждается опытом других предприятий.

Естественно, публикации могут быть чисто теоретического характера, представляющие начало жизненного цикла объекта, и публикации чисто рекламного характера готовой продукции, указывающие, в сущности, на завершение жизненного цикла. Разумеется, есть и «смешанные» публикации, которые освещают промежуточные этапы разработки объекта. К ним следует отнести в первую очередь всевозможную обзорную информацию. Понятно, что в информационном массиве могут встречаться публикации как с теоретическим уклоном, так и с уклоном в практические разработки. Из этого можно сделать следующий важный вывод.

Любой мегамассив информации всегда содержит полный набор публикаций, отражающих жизненный цикл описываемого в нем объекта.

С учетом изложенного нам представляется целесообразным структурировать массив источников информации в соответствии с жизненным циклом объекта, что позволит оценить их полезность по предложенным выше критериям. Такое распределение публикаций в виде шкалы представлено ниже на рис. 1.

Предложенное структурирование источников информации, разумеется, условное, но в сочетании с детализацией по типам (патенты, статьи и т.д.), хронологии и прочих критериальных показателей, о которых говорилось выше [12], появляется реальная возможность резко уменьшить количество отобранных для детального анализа публикаций и повысить надежность принятия решения о создании того или иного продукта в рамках инновационного проекта.

Реальное применение предложенных критериев для оценки массива информации покажем на следующем примере.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

5

Рис. 1. Инвестиционная привлекательность (1) и инновационный потенциал (2) источников информации в соответствии с жизненным циклом (ЖЦ) объекта

В 40-е годы прошлого века была изобретена автоматическая сварка металлов под слоем флюса, которая нашла широкое применение при изготовлении листовых конструкций (железнодорожных цистерн, корпусов кораблей, баллонов, резервуаров и пр.). В начальный период процесс сваривания листов металла проходил довольно медленно, но по мере совершенствования оборудования скорость возрастала. И к середине 60-х годов уже было разработаны такие сварочные головки, которые обеспечивали «...невиданную для тех времен скорость сварки...» (Б.Е.Патон). Но при этом возникла проблема: на концах сварного шва стали появляться трещины. Вначале их образование связывали с низкой производственной дисциплиной и культурой производства. Однако стабильность появления этого дефекта заставила задуматься и начать исследования в данном направлении, результаты которых, естественно, опубликовывались в печати.

Поэтому чтобы оценить состояние этого вопроса на сегодняшний день, естественно, необходимо обратиться к литературе. В первую очередь воспользуемся информационной базой ВИНИТИ, где издаются реферативные журналы, и выясним, что существует отдельный выпуск реферативного журнала «Сварка». Далее поисковой системе зададим ключевые слова «концевые трещины» и получим перечень публикаций (65 штук), посвященных рассматриваемой проблеме. Распределение их по годам и типам представлено на рис. 2.

Итак, высокоскоростное сварочное оборудование разработано в середине 60-х годов. К этому периоду относится и появление концевого растрескивания, то есть зарождение технической системы, назовем ее «методы предотвращения концевых трещин». Начало жизненного цикла этой технической системы ознаменовали статьи 1967 года, которые были посвящены раскрытию и описанию проблемы. Затем наступает двухлетняя пауза в публикациях -выжидающая позиция, надежда, что проблема как-то решится сама или просто

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

исчезнет. Может, надо просто навести порядок, поднять технологическую дисциплину, культуру производства? Однако организационные мероприятия ничего не дали: проблема оставалась открытой, а рост объема сварных конструкций только лишь ее обострил, перевел в разряд актуальных. Это послужило толчком к началу исследований. Это подтверждается появлением в печати в первой половине 70-х годов ряда статей исследовательского характера, посвященных изучению концевых трещин.

В середине 70-х также появляются первые патенты - первые рекомендации по практическому предотвращению концевых трещин. Вероятно, они были не очень удачными и требовали дальнейшего исследования проблемы, скорее, уточняющего характера, поскольку о трещинах, в общем-то, почти все уже известно. Поэтому во второй половине 70-х годов количество статей исследовательского характера заметно снизилось, зато резко возросло количество патентов. Вторая половина 70-х - период массовой разработки практических предложений, внедрение которых позволяет исключить образование концевых трещин в швах

В начале 80-х годов наблюдается «затишье» в публикациях, что позволяет предположить, что проблема концевого растрескивания, в принципе, уже решена. К концу первой половины 80-х появляются еще несколько публикаций уточняющего и улучшающего характера. Дальнейшее отсутствие патентов свидетельствует о том, что рассматриваемая проблема полностью решена. Последующие публикации носят обзорный и исторический характер, не внося ничего нового в решение проблемы, что свидетельствует о завершении жизненного цикла технической системы «концевые трещины.

о

• о статьи

о • о • патенты

о о • о

о о • • о о

о • • • • о о

о о • о • • • о • о

о о о о • о • • • • • о о

о о о о о • о о • • • • о • • • о о о о

1967 70 72 74 76 78 80 82 84 86 88 90 92 94 96 98 00 02 04

Время, годы

Рис. 2. Количество источников и структура массива публикаций, посвященных концевым трещинам при сварке

Кстати, если внимательно посмотреть на распределение по годам статей и патентов, посвященных концевым трещинам, можно заметить любопытную закономерность: наблюдается три волны публикаций теоретического (статьи) и прикладного (патенты) характера. Первая волна статей - 1967 год - постановка проблемы, вторая - 1971 - 1979 годы - исследование проблемы, третья - 1981 - 1992 годы - уточнение и подведение итогов. Первая волна - 1974 год - проба решить проблему, вторая - 1977 - 1979 годы - массовое решение проблемы, третья - 1983 - 1984 годы - улучшение имеющегося. Можно заметить и еще одну закономерность: волны статей предшествуют волнам патентов -результаты теоретических исследований материализуются в конкретных изделиях и технологиях. Скорее всего, эти закономерности характерны для всех технических систем, но эта гипотеза нуждается в проверке. Наличие закономерностей в массиве публикаций позволяет сделать вывод о том, что они всегда отражают жизненный цикл технической системы.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

7

Теперь рассмотрим этот же информационный массив с точки зрения инвестиционной привлекательности публикаций. Итак, 1967 год - первые публикации, посвященные постановке и описанию проблемы. Конечно, в этот временной период говорить об инвестиционной привлекательности не приходится. Бытует основное мнение, что проблема, скорее всего, надумана, решится сама, все сводится к организационным мероприятиям, направленным на повышение культуры производства. Естественно, за это платить никто не хочет, что подтверждается двухлетней паузой: финансирования исследований нет, нет и публикаций. С 1970 года начинаются исследования, скорее всего, на «голом» энтузиазме, но к результатам проявляется интерес, надежда на разработку конкретных предложений, и, очевидно, появляется финансирование науки, хотя и неспешное, незначительное.

Пик финансирования приходится на разработку новых объектов и их патентование. В этот период инвесторы безбоязненно вкладывают средства, поскольку за них будут созданы конкретные объекты. Этот этап развития технической системы имеет самую высокую инвестиционную привлекательность. Как, впрочем, и последующий - усовершенствования - то есть этап «подгонки» готовых технических решений под какие-то конкретные нестандартные ситуации. К завершению жизненного цикла инвестиционная привлекательность постоянно будет оставаться высокой: как только где-то возникнет локальная проблема, лучше приобрести сразу же готовые разработки, чем начинать исследования. Из этого можно сделать вывод, что по мере развития технической системы отражаемая в массиве информации инвестиционная привлекательность публикаций возрастает. Понятно, что патенты и реклама более инвестиционно привлекательны, чем теоретические статьи и публикации исследовательского характера.

И последнее. Рассмотрим этот же информационный массив с точки зрения инновационного потенциала публикаций. В начале жизненного пути инновационный потенциал массива информации огромен: трещины в швах имеются - это факт, значит, с ними все равно придется бороться, а как - пока неизвестно, приемлемы любые предложения. Но проведение исследований уже ограничивает спектр направлений поиска возможных решений проблемы, что снижает в какой-то степени инновационный потенциал. По мере разработки оборудования и технологий для борьбы с трещинами, т.е. решения конкретных задач, инновационный потенциал массива публикаций заметно снижается, и в конце жизненного цикла вообще сводится к нулю: все решено и нет надобности в создании нового для данной технической системы - она уже история. Все вышеизложенное относительно жизненного цикла и критериев оценки показано на рис. 3.

1967 70 72 74 76 78 80 82 84 86 88 90 92 94 96 98 00 02 04

Время, годы

Рис. 3. Соответствие инвестиционной привлекательности и инновационного потенциала этапам жизненного цикла массива публикаций

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

Результаты проведенных исследований показывают, что по тематической подборке публикаций, посвященных интересующему объекту, можно не только изучить его жизненный цикл, но и оценить его инвестиционную привлекательность и инновационный потенциал с использованием предложенных критериев. Возможно, в отдельно взятой публикации эти критерии определить не всегда удается точно - нужен опыт, но они хорошо проявляются в тематических подборках литературных материалов. И чем больше массив информации, тем ярче они видны, тем более точно можно осуществить селекцию публикаций. А значит, гипотеза о возможности использования дополнительных критериев для анализа литературных источников информации подтверждается.

Изучение объекта посредством кодирования публикаций по ранее известным методикам, предложенным автором, в сочетании с новыми, описанными выше, - это новый и специфический анализ источников информации, он требует от исследователя определенных знаний и учений и, конечно же, наличия соответствующего методического инструментария.

Предложенный подход к обработке публикаций своеобразен и обеспечивается набором специального методического инструментария, который раньше не применялся для этих целей. Возможно, его надо выделить в отдельное новое научное направление, которое можно было бы назвать «информетрия», то есть, буквально, измерение (оценка) эффективности продукта инновационного проекта посредством изучения формализированных показателей мегамассива информации. В его основе лежит ретроспективный анализ непрерывного потока публикаций в мировой прессе, что позволяет определить этапы жизненного цикла конкретного продукта, а по нему уже судить о перспективах последующего. При таком подходе появляется возможность на каждый момент времени оценить инвестиционную привлекательность и скрытый инновационный потенциал интересующего объекта и принять соответствующее обоснованное решение о целесообразности использования его как основы продукта проекта [23].

Конечно, результаты проведенных исследований получены на основе априорных рассуждений и нуждаются в более глубокой проработке, в частности, необходима разработка оценочных шкал, а для этого потребуются новые исследования в данном направлении, но их проведение - дело времени.

Выводы. Установлено, что массив информации, содержащий тематическую подборку публикаций, касающихся одного и того же вопроса, является четким отражением жизненного цикла реального объекта, и по характеру публикаций можно достаточно судить о стадии его развития. Выявлено, что по мере развития объекта меняется (в обратной зависимости) его инвестиционная привлекательность (в сторону увеличения) и инновационный потенциал (в сторону уменьшения). Эту скрытую информацию содержит каждый источник информации, но наиболее ярко она проявляется при анализе совокупностей публикаций. Новые показатели публикаций необходимо использовать в качестве критериев отбора информации в процессе разработки продукта инновационного проекта, что позволит более точно определить перспективность разработки, и тем самым повысить эффективность инновационных проектов.

P.S. Благодаря методикам сбора и анализа информации, разработанным автором, на проведение исследования публикаций по концевым трещинам потребовалось времени меньше, чем на написание этой статьи...

ЛИТЕРАТУРА

1. Воропаев В.И. Управление проектами. - М.: Аланс, 1995. - 225 с.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

9

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебн. пособие / Под общ. ред. И.И.Мазура. - 2-е изд. - Омега-Л, 2004. - 664 с.

3. Чорна М.В. Проектний аналiз: Навчальний поабник. - Харгав: Консум, 2003. - 228 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Калюжный В.В. Роль информации в проектах // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - Луганськ: Вид-во СНУ iм.

B.Даля, 2000. - № 2(2). - С. 140-144.

5. Калюжний В.В. При критерп достатност техычноТ шформацп для прийняття ршень на початковш фазi проекту // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2000. - № 1(1). -

C. 149-155.

6. Калюжный В.В. Оперативная оценка экономического состояния разных отраслей промышленности посредством мегамассивов информации // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2004. - № 3(11). -С. 160-167.

7. Дурович А.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск: Финансы, учет, аудит, 1997. - 464 с.

8. Кондратенко Е. Только рискующий достигнет цели // Капитал. - 1997. - № 2. - С. 5052.

9. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А.Ирикова. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 414 с.

10. Калюжный В.В. О выборе первоначального источника информации для предварительной оценки коммерческого предложения в инновационных проектах // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред.

B.А.Рач. - 2001. - № 1(3). - С. 93-103.

11. Калюжний В.В. Сучасн проблеми шформацшного забезпечення шновацшних проекпв // Глобалiзацiя та управлшня проектами у ХХ1 стол^: Матерiали науково-практичноТ конференцп (9-10 жовтня 2003 р.) / За заг. ред. А.Чемериса. - Львiв: ЛР|Ду НАДУ,

2003. - 208 с., С.97-100.

12. Калюжный В.В. Проблема получения новых прагматических знаний из мегамассивов информации для повышения эффективности инновационных проектов // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2004. - № 2 (10). - С. 63-77.

13. Калюжный В.В. Актуальность проблемы информационного обеспечения инновационных проектов // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2004. - № 1(9). -

C. 39-54.

14. Бушуев С.Д., Гончарова К.А. Формирование национальной культуры управления проектами через проекты реструктуризации предприятий // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2000. - № 2 (2). - С.7-10.

15. Чурсин Н.Н. Популярная информатика. - К.: Техшка, 1982. - 158 с.

16. Калюжний К.К. Методика опрацювання патентноТ документаци на дошвестицшшй стадп проекту // 1нтелектуальна власнють. - 2000. - № 4. - С. 48-49.

17. Калюжный В.В. Методика обработки массивов информации на прединвестиционной стадии проекта. Учебное пособие. - Луганск: Изд-во ВНУ, 2001. - 88 с.

18. Калюжный В.В. Методология использования мегамассивов информации в инновационных проектах для оптимизации потребительских свойств продукта проекта // Мiжнародн. конф. „1нновацшний розвиток на основi технолопчноТ зртосл в управлшня проектами". Тези доповщей / Вщповщний за вип. С.Д.Бушуев. - К.: КНУБА,

2004. - С. 53-56.

19. 1ванов В.Ф. Конвент-аналiз: Методолопя i методика дослщження ЗМК: Навч. поабник / Наук. ред. А.З.Москаленко. - К.: 1СДО. - 112 с.

20. Калюжный В.В. Методика обработки патентной документации на прединвестиционной стадии проекта // Тези доповщей наук.-техн. та шформ.-консульт. семшару: "Перспективи та актуальн проблеми правовоТ охорони i ринкового використання штелектуальноТ власностГ, Харьюв, 24 лютого 2000 р. - Харьюв: ХДПУ, 2000. - 188 с.

10

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

21. Калюжный В.В. Методика обработки патентной документации на прединвестиционной стадии проекта // Вюник Харьгавськ. держ. полтехн. ун-ту. Спец. випуск "1нтелектуальна власнють". Збiрка наукових праць. Вип. 93. - Харьгав: ХДПУ. - 2000. -256 с.

22. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979. - 176 с.

23. Калюжний В.В. lнформетрiя - новий науковий напрям в оцЫц i прогнозуванн бiзнесу // 1нтелектуальна власнiсть та Ыновацп в контекстi формування репонально'Т стратегií розвитку малого i середнього бiзнесу: lнформацiйнi матерiали науково-практичноТ конференцп / Укладач: Коваль У.О. - Львiв: Львiвтехнополiс, 2006. - С. 82-84.

Стаття над1йшла до редакцп 12.07.2006 р.

"Управлiння проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.