Функциональная востребованность междуагентных услуг как основа иерархической типизации агентов в моделировании их виртуальной сети в рекреации FUNCTIONAL RELEVANCE INTERAGENT SERVICES AS A BASIS OF HIERARCHICAL TYPING AGENTS IN THEIR SIMULATION OF A VIRTUAL
NETWORK IN THE RECREATION
Г лущенко Виталий Васильевич
Сочинский государственный университет, профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, доктор технических наук, профессор, Действительный член РАЕН, е-mail:[email protected]
Аннотация: рассматриваются актуальные вопросы деятельности агентов в рекреациях, предложены иерархия услуг, отвечающая потребностям туристам, исследована сущность междуагентных услуг, разработан вариант внутрирекреационной типизации агентов (организаций и предприятий) рекреации, приведена концептуальная модель виртуальной сети агентов.
Ключевые слова: рекреация, рекреационные функции и услуги, агент-поставщик услуг, иерархия, система, модель, виртуальность.
Abstract: discusses the topical issues of the activities of agents in recreation, proposed a hierarchy of services, which meets the needs of tourists, explores the nature межагентных services, developed a version of the внутрирекреационной typing agents (organisations and companies) for recreation, the conceptual model of a virtual network of agents.
Keywords: recreation, recreational functions and services, agent services provider, hierarchy, system model, potentiality.
Рекреации, как места отдыха и оздоровления населения, в экономике и социальном развитии России занимают с каждым годом все более значимое место. Делу совершенствования рекреационной деятельности служат и типизации видов последней, В основу одной из такой типизации, например, Криворучко В.И. и его соавторы [4] положили виды рекреационных занятий элементарных. Это позволяет не только разрабатывать соответствующие программы и циклы рекреационных занятий формирующих в свою очередь востребуемые потребителями рекреационные услуги (РУ) той или иной дистинации (направления) туризма. В создании данных услуг в рекреации участвуют не только их непосредственные производители, но и прямо или
косвенно, и различные многочисленные организации-поставщики продукции и/или услуг для создания РУ, а также иные экономические и другого характера структуры. Все они классифицированы по отраслевым признакам в статистике и налоговом учете, но их типизация с точки зрения рекреационной деятельности требует дальнейшего углубления, расширения и конкретизации. При этом, полагаем, целесообразно начинать исследование такого рода, исходя из иерархии потребностей туриста в услугах агентов рекреации, которую необходимо определить, а затем разработать на основе востребованности междуагентных услуг и саму иерархическую типизацию агентов, действующих в рекреации. Это позволит, на наш взгляд, более адекватно осуществлять моделирование виртуальной агентной сети (сети агентов), координацию их адаптивной деятельности в рекреации, беря за основу в их целевой функции вектор рекреационной деятельности в составе сети агентов. Последнюю моделирует каждый агент-поставщик рекреационных и других услуг, вариант концептуальной модели которой приведем в конце данной работы на Рис.1..
В научной литературе с различных точек зрения понятию рекреация даются множество определений и толкований. Назовем их кратко. Так, рекреация это: расширенное воспроизводство сил человека; массив времени, в течение которого восстанавливаются производительные силы индивидуума; деятельность, направленная на восстановление здоровья людей; функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории; место отдыха и т.д. Применение данного термина в том или ином ракурсе зависит от объекта и предмета исследования в конкретном научном направлении изучения рекреации. В нашем случае под рекреацией будем понимать курортное место лечебно-оздоровительного, спортивного, познавательного и развлекательного отдыха. К таким рекреациям в России, прежде всего, относят курортные регионы: Кавказские Минеральные Воды (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск); Сочинский курорт (Лазаревский, Центральный, Хостинский и Адлерский (включая п. Красная поляна) районы. Далее идут уже менее масштабные, но значимые рекреации в других территориях Сев. Кавказа,
Черноморского и Азовского побережья России, Центральной и Северо-Западной ее части, Урала, Южной Сибири, Дальнего Востока. Но, безусловно, кроме
этого, надо иметь в виду и то, что в каждом муниципальном образовании,
не
входящих в состав курортных регионов, есть свои места отдыха, используемые для оказания рекреационных услуг местным жителям и их гостям.
Здесь необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть такой важный аспект, что отличие всех вышеназванных рекреаций состоит в наличии, характере, видах и объемах рекреационных ресурсов, и прежде всего, компонентов природной среды: климат, ландшафт, воды поверхностные и подземные (в т.ч. и минеральные), растительность (включая заповедники и национальные парки), территории с памятниками природы и т.д. Далее идут артефакты и
технологии, обладающие требуемыми свойствами и
потребительским спросом.
В данной работе объектом исследования служат экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности, действующие в рекреациях. В их числе организации туристской индустрии и организации, обеспечивающие их необходимыми компонентами для производства рекреационных услуг. Предметом исследования являются актуальные аспекты управленческих отношений, носящих виртуальный или иначе децентрализованный характер, возникающие между различными агентами в рекреации, в процессах создания рекреационных услуг. Другими словами говоря, это отношения экономического взаимовыгодного взаимодействия и согласованности функционирования всех участников сети агентов рекреации.
В рекреациях, турист, будучи агентом экономическим, получает востребованные им рекреационные услуги, реализуемые ему другим экономическим агентом, входящим в состав туристской индустрии, но уже поставщиком этих услуг, а также и иные услуги других агентов-поставщиков, относящихся к различным отраслям экономики, но действующих в той или иной рекреации региона. При оказании агентом-поставщиком услуг
непосредственно туристам, целый ряд других агентов при этом оказывают ему услуги по поставке своих услуг или продукции для создания первым рекреационных услуг основных, дополнительных и сопутствующих. Таким образом, возникает функциональная рекреационная междуагентная востребованность: от требований (потребностей) агента-туриста (Ат) к агенту-поставщику рекреационных услуг (Ару), к востребованности данным Ару продукции (услуг) других агентов-поставщиков для создания РУ. Здесь возникает и востребованность последними услуг друг друга для создания своей продукции, поставляемой Ару или конечному пользователю.
Всякий действующий объект (агент) в рекреации характеризуется местом, которое он занимает среди других агентов, функциональной ролью в сети агентов, действующих в рекреации, и в конечном счете, результатами получаемых при этом. Агент (предприятие, организация), как система, может быть однофункциональной и многофункциональной. Все функции такой системы [1,8] могут быть условно разделены на три группы: целевая функция; базисные или основные функции; дополнительные функции. Целевая (главная) функция системы - это ее основное функциональное назначение, она отражает не только ее главное назначение, но и сущность, смысл существования системы, т.е. агента действующего в рекреации, а значит, эта функция и лежит в основе вектора его хозяйственно-экономической деятельности. Базисные или основные функции агента, отражая ориентацию системы на рекреационную деятельность, должны представлять собой совокупность макрофункций последней. Основные функции обеспечивают условия выполнения целевой (главной) функции . Дополнительные функции в рекреации, в т.ч. сопутствующие и различные сервисные функции обеспечивают условия выполнения основных функций агентов, позволяют расширить как функциональные возможности системы (агента), так и сферу их применения и/или поставки услуг, продукции [1,6,8].
Как известно, туриндустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, общественного питания, транспорта, объектов санаторнокурортного лечения и отдыха, объектов и средств развлечения, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного
назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [2]. Эти организации туриндустрии свои функции реализуют поставкой услуг потребителям-туристам, которые, в свою очередь, являются агентами-заказчиками на отечественных и/или международных рынках. На рынках, у этих агентов происходят контакты и уторговывание (“утаптывание”) цены [3], Здесь также происходит сверка того каково соотношение цены и качества продукции-услуг в рекреации [9]. Как подчеркивается в [10] ныне в мире примерно каждое 16 рабочее место относится к сервису, т.е. оказанию услуг. Отсюда и значимость этой сферы для экономики.
Рекреационные услуги - это услуги, связанные с восстановлением сил, здоровья, проведением отдыха, использованием свободного времени туристов, т. е. лиц, посещающее место временного пребывания в этих и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в месте временного пребывания [2]. К рекреационным функциям (РеФ) по [4] относятся: 1) лечебная, направленная на восстановление здоровья человека;
2) познавательная, ориентированная на развитие духовного потенциала личности; 3) спортивная, нацеленная на развитие физических сил человека, Но кроме этого, выделяют еще одну функцию -это 4) развлекательную. Все эти рекреационные функции реализуются путем оказания различных рекреационных услуг и , прежде всего, основных. Основными рекреационными услугами (ОРУ), реализующие РеФ путем их оказания агентам-туристам (Ат), являются: 1. Размещение (проживание); 2. Питание; 3. Лечение, оздоровление;
4. Спортивные и физкультурные; 5. Познавательные; 6. Развлекательные.
Каждый вид рекреационного сервиса, т.е. обслуживания или иначе оказания услуг конечному пользователю, состоит из совокупности ряда или множества процессов. Согласно принципам менеджмента качества по Международным стандартам серии ИСО 9000:, процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих
входы в выходы [7]. Фундаментом процессов основных рекреационных услуг являются т.н. занятия рекреационные элементарные (ЗРЭ), Они - внутренняя целостная, однородная, не разделимая на технологические компоненты рекреационная деятельность. По некоторым данным зарубежных исследователей число ЗРЭ удваивается каждые десять лет и если в конце ХХ в. их было свыше 50 тыс., то можно предположить, что в настоящее время их более 100 тыс. Но из этого множества, все же выделяют основные виды ЗРЭ: необходимые для оказания услуг различных видов лечения и оздоровления; спорта и физкультуры; познания; развлечений; услуги питания; оказания услуг туристам с использованием различных технических и иных систем; внутреннего аудита; анализа данных деятельности организаций со стороны руководства; управления ресурсами той или иной организации туриндустрии или являющейся агентом-поставщиком.
В создании той или иной ОРУ некоторые поставленные для этого услуги и многие виды продукции являются ее компонентами. Такими, например, компонентами ОРУ являются электроэнергия, различные воды и пищевые продукты, причем имеется продолжение их жизненного цикла (ЖЦ) в этих ОРУ. Так, ЖЦ электроэнергии продолжается и завершается в ЖЦ многих лечебных услуг, например, в услугах, относящиеся к аппаратной физиотерапии: аэрозольтерапия, ультразвуковая, электросветолечение, теплолечения, водолечения, приготовления пищи, электролечения и т.д. Электролечение основано на применении электротока, электрических и магнитных полей с лечебной целью. К электротерапии относятся: гальванизация, лечение
импульсными токами, электросон, электростимуляция ослабленных мышц, лекарственный электрофорез, дарсонвализация, электромагнитотерапия, индукторотерапия, франклинизация, УВЧ-терапия, микроволновая терапия, диатерапия. Аналогично и вода холодная и горячая свои ЖЦ продолжают и заканчивают в водолечении (гидротерапия): души, ванны, обмывания,
обтирания, укутывания. Продолжение ЖЦ имеют и целый ряд пищевых продуктов, из которых приготавливается различные блюда питания согласно меню различных диет. Но здесь надо подчеркнуть, что электроэнергия, вода и
многие другие продукты имеют многофункциональность, т.е. несколько видов потребления и как компоненты лечения, приготовления пищи и как непосредственное потребление туристами, использование на хозтехнужды.
ОРУ познавательные и развлекательные начало своего ЖЦ имеют в объекте размещения, где изучают потребности агентов-туристов, организуют поездки к месту получения познания или развлечения, т.е. основного этапа ЖЦ, который подготавливается и реализуется уже Апр.
В разных областях экономики, права и др. применяются разные трактовки понятия агента. Так, по [5] под агентом экономическим [economic actor, agent] понимается действующее лицо в экономике (как физическое, так и юридическое), которое может принимать экономические решения, самостоятельно составлять хозяйственные планы и действовать согласно им, получать задания на производство или распределение тех или иных продуктов или услуг, выступать в качестве их покупателя. Другие термины, отражающие то же понятие: экономический субъект; хозяйственный (иногда —
хозяйствующий) субъект; лицо, принимающее решения (ЛПР). К экономическим субъектам (агентам, ЛПР) независимо от организационноправовых форм и видов собственности этот автор относит предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения (в том числе банки и кредитные учреждения), их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды; а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность [5].
Приведем еще одно характерное, на наш взгляд, определение понятия агента, данное Карповым Ю.Г., агент - это некоторая сущность, которая обладает активностью, автономным поведением, может принимать решения в соответствии с некоторым набором правил, может взаимодействовать с
окружением и другими агентами, а также может изменяться
(эволюционировать). Он же подчеркивает, что цель агентных моделей -
получить представление об этих глобальных правилах, общем поведении
системы, исходя из предположений об индивидуальном, частном поведении ее отдельных активных объектов и взаимодействии этих объектов в системе. Рост производительности компьютеров и достижения в информационных технологиях, использованные в AnyLogic, сделали возможным реализацию агентных моделей, содержащих десятки и даже сотни тысяч активных агентов [12].
Полагаем, что поскольку ныне в экономике и управлении в числе выделенных пятнадцати областей исследования выделена и область - рекреация и туризм есть, то целесообразно, на наш взгляд, дать и авторскую интерпретацию понятия агент в сфере рекреации. Но это сделаем уже после иерархической типизации агентов функционирующих в рекреации. Но до этого, предварительно выскажем несколько концептуальных суждений. Прежде всего, это то, что в экономике государства под понятием сфера услуг понимается совокупность отраслей экономики, предоставляющих услуги населению. Рекреационная сфера услуг - это часть этой сферы, но находящаяся в определенном регионе, и для получения продукции-услуги конечному пользователю необходимо, как правило, прибыть в рекреацию, т.е. совершить туристскую поездку или путешествие. Далее, в рекреации осуществляют свою деятельность и агенты, как уже отмечалось выше, не только оказывающие основные и иные рекреационные услуги, но и иные агенты, осуществляющие различные виды сервиса, а также и те, которые в [7] именуются как заинтересованная сторона, то есть лицо, или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации. Ими могут быть не только потребители, но и владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество. Причем, группа может состоять из организации, ее части или из нескольких организаций [7].
Как нам кажется, вышеназванный перечень и известную в ИСО 9000: 2000 схему Система менеджмента качества, основанная на процессном подходе, следует расширить это понятие, добавив в “заинтересованные стороны” и структуры законодательные и исполнительные федерального, регионального и муниципального уровня. И прежде всего, тех, которые многом определяют,
изменяют или корректируют составляющие финансового механизма, который во многом в рекреации и туризме прямо или косвенно влияет на уровень менеджмента качества рекреационных услуг и результативность последнего. И это важно еще и потому, что такие действующие законы РФ, как ФЗ “ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” и ФЗ " О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и
курортах” не касаются конкретно этого важнейшего экономического инструмента, т.е. упомянутого выше финансового механизма (налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы) в сфере рекреации и туризма, Конечно, это определяют другие общегосударственные нормативно-правовые акты, зачастую рассматривающие услуги рекреации и туризма со стороны только налоговой доходности от агентов этой сферы. При этом порою, как бы, забывается, что главной миссией государства является обеспечение здоровья, сохранность и безопасность жизни. И поэтому властные органы надо побуждать к более глубокой заинтересованности в судьбе отечественных рекреаций и туризма, путем включения нужных положений в различные Российские государственные стандарты, в т. ч. и по менеджменту качества.
Результат функционирования любых агентов в рекреации - это услуги, т.е. удовлетворение потребностей различных агентов. Под потребностями в общем случае понимаются потребности человека во всем необходимом для его жизнедеятельности. Фундаментальные теоретические определения иерархии (пирамиды) потребностей были в 20 в. даны А. Маслоу и продолжают развиваться в последующих исследованиях ученых. Так, например, по Лопатникову Л.И. - иерархия потребностей это подразделение потребностей по их важности (настоятельности) для человека, в которых различают две группы: элементарные (физиологические); социальные, как потребности более высокого уровня. По степени настоятельности внутри этих групп имеются деления: в первом случае - это жилище, пища, одежда, а во втором - это передвижение, получение информации о мире и т.д.
Исходя из функциональной востребованности (функциональный спрос) агентами-туристами, т.е. необходимости или потребности, обусловленной присущими данным видами рекреационным услугам (благам) имеющих требуемые потребительские качества, полагаем в виде одного из вариантов предложить следующую иерархию услуг в рекреации:
В первом (верхнем) уровне иерархии, на наш взгляд, должны находиться, основные рекреационные услуги (ОРУ) агентов-поставщиков (Аору) этих услуг. При этом в его первой подгруппе: 1. Размещение (проживание); 2. Питание;
3. Лечения, оздоровления; 4. Спортивные и физкультурные; а во второй подгруппе: 1. Познавательные; 2. Развлекательные.
Второй уровень иерархии услуг в рекреации - это услуги, чей ЖЦ продолжается в ОРУ или заканчивается непосредственным его потреблением. Здесь можно выделить подгруппы: электроэнергии, воды, тепла, пищевых продуктов, медикаментов и препаратов и т.д. Третий уровень - услуги транспортные с их подгруппами: путешествия (перевозки) туристов, грузов авиа-, жд-, авто-, морреч транспортом. Четвертый уровень - сервис специализированными фирмами оборудования, аппаратов, различных технических систем агента-поставщика ОРУ. Пятый уровень - это услуг турагентов и туроператоров. Шестой уровень - услуги агентов -заинтересованная сторона, а также прочих сторонних агентов.
Данная иерархия услуг в рекреации позволяет далее в разработке
модели иерархической типизации агентов действующих в рекреации, исходить из функциональной рекреационной востребованностью межагентных услуг, как из основы этой типизации. В нашем случае, предстоит распределение, разделение агентов действующих в рекреации, не по отраслевому признаку, а по группам, обладающих неким другим общим существенным признаком в рекреации региона. И такой признак, уже отмечен выше, но необходимо здесь учитывать и целевые функции агентов, вектор которых - это специализация в создании рекреационных услуг и/или участие в этом, содействие этому своим сервисом с использованием природных, лечебно-оздоровительных, познавательных спортивных и иных ресурсов, включая и артефакты.
Представим, как возможный вариант, иерархической типизации агентов, действующих в рекреации, в следующей модели:
1 Г руппа. Аору - агенты-поставщики (производители) основных рекреационных услуг (ОРУ): размещения (проживание), питания, лечения и оздоровления, спортивных и физкультурных.
Подгруппы 1 группы:
1.1. Санаторно-курортного лечения: санатории, пансионаты с лечением, курортные поликлиники и больницы.
1.2. Оздоровительного профиля и отдыха, пансионаты, центры, лагеря, курортные парки и лесопарки, пляжи.
1.3. Размещения: спальные корпуса санаториев и пансионатов, гостиницы, отели, кемпинги, морские и речные круизные лайнеры, квартиры и комнаты частного сектора.
1.4. Агенты питания: пищеблоки здравниц, диетические столовые, кафе, рестораны, закусочные.
1.5. Спортивные объекты: спортивные центры санаториев и пансионатов, плавательные бассейны, спортивные и туристские базы, стадионы, ледовые катки, различные тренажерные, горно-лыжные центры, ипподромы и др.
2 Г руппа. Апр - агенты-поставщики ОРУ познавательного и развлекательного назначения.
Подгруппы 2 группы:
2.1. Агенты-поставщики ОРУ познавательного значения: музеи,
исторические, памятные и природные достопримечательные места, уникальные артефакты.
2.2. Агенты-поставщики ОРУ развлекательно характера: концертные залы, театры, танцевальные залы и площадки,
3 Г руппа. Ат - агенты-туристы, конечные потребители.
4 Группа. Атоа - агенты, являющиеся туристскими операторами и туристскими агентами.
Подгруппы 4 группы:
4.1. Агенты, являющиеся туристскими операторами, т.е.
осуществляющие туроператорскую деятельность (по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
4.2. Агенты, являющиеся туристскими агентами, т.е. осуществляющие турагентскую деятельность (по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем(далее - турагент).
5 Г руппа. Агенты - организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников пешеходных туристских походов, рыбалки, охоты, сбора грибов и т.д.
6 Г руппа. Аппт- агенты-поставщики услуг или иной продукции, используемых объектом туриндустрии в рекреации, как компоненты ОРУ и в иных целях энергетической и иной продукции:
Подгруппы 6 группы:
6.1. Агенты-поставщики электроэнергии, газа, нефтепродуктов, угля;
6.2. Агенты-поставщики воды питьевой и минеральной, услуг канализации;
6.3. Агенты-поставщики тепловодоснабжения;
6.4. Агенты-поставщики пищевых продуктов;
6.5. Агенты-поставщики медикаментов и препаратов;
7 Группа. Атр - агенты-поставщики транспортных услуг: путешествия (перевозки) туристов, грузов (авиа-, жд-, авто-, морреч).
8 Группа. Ас - Агенты - различных видов сервиса (обслуживания) агента-поставшика ОРУ.
Подгруппы 8 группы:
8.1. Агенты сервиса технических систем производства Аору;
8.2. Агенты-организации операторов туристских информационных систем;
8.3. Скорая Медицинская помощь;
8.4. Спецавтохозяйства, сандезинфекции центры, прачечные и химчистки;
8.5. Эксплуатационно-дорожные предприятия;
8.6. Охранные фирмы;
8.7. Иные агенты: поверки измерительной приборов и техники и т.д.; поставки моющих средств;
9 Группа. Азс - Агенты - заинтересованная сторона, прочие сторонние агенты.
Подгруппы 9 группы:
9.1. Владельцы организаций-агентов производителей (поставщиков) рекреационных услуг;
9.2. Инвесторы-партнеры агентов-поставщиков рекреационных услуг;
9.3. Банки, обслуживающие агентов-поставщиков рекреационных услуг и агентов-партнеров;
9.4. Ассоциации, некоммерческие союзы, объединения и т.п.
9.5. Работники организаций-агентов производителей (поставщиков) рекреационных услуг;
9.6. Агенты-структуры федерального, регионального и муниципального уровня, участвующие в формировании и корректировке финансового механизма в сфере рекреации и туризма, а также ведущие надзор или контроль исполнения всеми агентами нормативно-правовых актов;
9.7. Организации средств массовой информации (СМИ), рекламы.
Рассмотренные в совокупности аспекты позволяют, используя выше приведенные общеэкономические понятия агент, применительно к нашей теме, в расширенной трактовке под понятием агент в рекреации понимать юридическое или физическое лицо, организация или гражданин:
а) поставщики (производители), формирующие и затем представляющие на туристском рынке свою продукцию - рекреационные услуги;
б) выступающие в роли доверенного лица, посредника или уполномоченного совершать определенный круг действий, связанный с формированием и/или продвижением, реализацией рекреационных услуг, как от своего имени, так и от имени другого лица (принципала и др.), по поручению и в интересах этого лица;
в) которое может выступать в качестве потребителя (клиент, заказчик, покупатель, конечный пользователь - турист);
г) партнеры-поставщики различной продукции агенту-поставщику для производства основных рекреационных и сопутствующих услуг;
д) организации сервиса технических систем агентаОпроизводителя рекреационных услуг;
е) являющиеся заинтересованной стороной в успехе деятельности агента-производителя. Такой стороной, помимо потребителя, могут быть владельцы, партнеры, банки, инвесторы. ассоциации, работники организации и др.
ж) федерального, регионального и муниципального уровня структуры, участвующие в формировании и корректировке финансового механизма в сфере рекреации и туризма, а также ведущие надзор или контроль исполнения всеми агентами нормативно-правовых актов.
Такое развернутое толкование понятия агент, предложенные иерархия услуг и типизация агентов в рекреации, позволяет, не только
идентифицировать [8] агентов в рекреации, но и увидеть и рассмотреть некоторые особенности задачи моделирования сети агентов, которую создает Аору, Ее концептуальный вариант представлен на рис.1.
Первая особенность - это то, что главная фигура ее - это агент-
турист
(Ат), его требования к Аору, Апр и другим А, прямо или опосредованно.
Вторая - какой-либо подчиненности в сети друг другу у агентов нет.
Третья - агент основных рекреационных услуг (Аору) выступает “концентратором” сети агентов. Здесь подчеркнем, что в нашем случае под агентом основных рекреационных услуг понимаются объекты туристской индустрии типа санаторно-курортного учреждения (санаторий, пансионат с лечением или иначе здравница), познавательного и развлекательного характера.
И наконец, четвертая особенность моделирования сети агентов в рекреации - элементы такой виртуальной сети должны быть связаны между собой, не только договорными отношениями, но и общей квазикорпоративной культурой и постоянно действующими системами телекоммуникации. В отличие от старых иерархических систем в таких сетях агентов управленческие отношения заменяются на экономическое влияние друг на
друга через общий интерес - успешно функционировать в условиях риска, содействовать партнерам по бизнесу постоянно адаптировать последний
Рис.1 Концептуальная модель виртуальной сети агентов в рекреации
Виртуальную (децентрализованную) сеть агентов в рекреации региона, модель которой формирует Агент ОРУ, являясь в ней концентратором для всех агентов, с системных позиций как систему можно описать, представив ее множеством агентов, услуг агентов в рекреации, свойств (качеств) услуг и отношений:
S(Аору) = ({А}, {и}, {п}, {г}),
где: А-агенты, и- услуги агентов, п-свойства (качества) услуг, г-отношения.
Вышеизложенное позволяет: далее разработать структуру агентной модели [6] виртуальной реальности пространства рекреации в региональной экономике; строить алгоритм расчета параметров взаимодействий агентов,
автономных и децентрализованных по отношению к друг другу; агентам интеллектуально взаимодействовать, в принятии решений [11], используя также для этого паутинообразные или иные модели анализа де-факто цен и объемов реализации агентоми-поставщиками услуг на рынке и учитывать все это в развитии адаптивности организаций туриндустрии [3]
Литература
1. Варжапетян А.Г., Глущенко В.В. Системы управления: исследования и компьютерное проектирование.- М.: Вузовская книга, 2000.
2. ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 (в ред. от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
3. Глущенко В.В. Гипотезы агентов, де-факто цен и объемов реализации услуг в адаптивной деятельности организаций туриндустрии./ С б. научн. трудов ИММТ 2013- Сочи, СГУ, 2013.
4. Криворучко В.И. и др. Занятия рекреационные элементарные / Экология, курорты, здоровье, туризм. Словарь-справочник. - М.: Медицина, 1997.
5. Лопатников Л.И. Агент экономический / Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки, 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003.
6. Глущенко В.В. Виртуальные структуры управления и агентное моделирование в формировании и реализации туристского продукта. / Управление экономическими системами: Электронный научный журнал, 2012. № 5. Ц^: http://www.uecs.ru
7. МС ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
8. Глущенко В.В. Актуальные аспекты системного и процессного
подходов в исследованиях экономики и управления. / Управление
экономическими системами: Электронный научный журнал, 2013. № 7. Ц^: http://www.uecs.ru
9. Романова Г.М. Для туристической индустрии России актуальна проблема соотношения цены и
качества./www.nepгussia.гu>news/maximum/353:02.08.201
10. Джангиров А.П. Сервис - экономический потенциал рынка оздоровительного туризма. - М.: Из-во- Международный институт системной организации науки, 2011.
11. Глущенко В.В. Системы управления: интеллектуализация поддержки принятия решений. - СПб: Судостроение, 2004.
12. Карпов Ю.Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование на AnyLogic 5. // БХВ Петербург, С. Петербург, 2006.