Научная статья на тему 'Инновационный потенциал педагогов'

Инновационный потенциал педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО АКТИВНЫЕ ШКОЛЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / INNOVATIVE TEACHERS' POTENTIAL / INNOVATION-ACTIVE SCHOOLS / NETWORK INTERACTION / MODULE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Алла Степановна

Образовательные учреждения как открытые системы. Инновационно активные образовательные учреждения Уральского региона. Системное научно-образовательное взаимодействие. Направления взаимодействия. Инновационный потенциал педагогов. Модульные образовательные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиденко Алла Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал педагогов»

инно

ВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГОВ

Алла Степановна Сиденко,

профессор Академии повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва

Образовательные учреждения как открытые системы — совокупность взаимосвязанных образовательных элементов, постоянно обменивающихся с другими социальными системами и друг с другом информацией, интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами. Так как любая социальная система всегда основывается на человеческих отношениях, то именно человек — важный фактор возникновения, функционирования и развития подобных систем.

• инновационно активные школы • сетевое взаимодействие • модульные программы • инновационный потенциал педагога

С2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно активных образовательных учреждений Уральского региона организовано системное научно-образовательное взаимодействие по ряду направлений, особенно интересующих школы в условиях реализации государственных программ развития общего образования на период до 2020 года1. Среди основных укажем сле дующие:

1 Гапонцева М.Г., Гапонцев В.Л., Фёдоров В.А. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2008. № 9. С.100—110; Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88—94; Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // 2010. № 8. С. 32—42; Давыдова Н.Н., Суслов А.А. Управление развитием научно-образовательной сети // Университетское управление: практика и анализ.

2011. № 5. С. 39-44; Сиденко А.С., Хмелёва

В.С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 4.

• образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии

и реализация изменений;

• теория и практика ноосферного образования в парадигме интеграции естественных и гуманитарных наук XXI века;

• дидактико-технологическое обеспечение комплексного развития творческих способностей человека;

• социализация и гражданское становление личности в образовательном пространстве;

• непрерывное образование в условиях новой образовательной парадигмы;

• информационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия ОУ в рамках университетских комплексов.

Особое внимание в работе сети уделяется проблеме развития инновационного потенциала педагогов как важного ресурса развития системы образования .

2 Пермякова И.Г., Давыдова Н.Н. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающихся образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №1. С. 55-57; далее с. 122.

С 2011 года сеть инновационно-активных школ Уральского региона является Федеральной экспериментальной площадкой АПК и ПРО (г. Москва) (далее ФЭП).

Анализ исследований по работе сети инновационно активных ОУ Уральского региона позволил выделить ряд противоречий:

• между необходимостью подготовки педагогов к решению задач инновационного развития системы образования и недостаточной готовностью традиционной системы повышения квалификации к реализации этой деятельности;

• между необходимостью развития горизонтальных структур повышения квалификации и недостаточностью научно-педагогических исследований, предлагающих научно обоснованные пути такого развития;

• между потребностью развития личностно-профессиональных контактов и взаимодействия педагогов и слабо развитыми в педагогической практике новыми организационными формами повышения квалификации, адекватными этой потребности.

Проблема исследования

Отмеченные противоречия определили тему, связанную с поиском современной организационной формы развития инновационного потенциала педагогов, позволяющей с учётом профессионального опыта и образовательных запросов оперативно готовить их к решению

Решетняк Л.В., Давыдова Н.Н. Временное творческое содружество как основа деятельности кафедры начальных классов образовательного учреждения повышенного статуса // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 1. С .46—48; Сиденко А.С., Болмазова Е.В., Сиденко Е.А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 1; Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4; Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012. С. 56-64.

задач развития системы образования. Объект исследования — развитие инновационного потенциала педагогов ОУ Уральского региона. В качестве предмета исследования выступает сетевое взаимодействие как новая организационная форма развития инновационного потенциала педагогов ОУ. Цель работы ФЭП — определить эффективность использования сетевого взаимодействия в подготовке педагогов к решению задач инновационного развития образования с учётом профессионального опыта и образовательных запросов.

За основу при разработке деятельности ФЭП взята гипотеза о том, что сетевое взаимодействие сможет обеспечить эффективную подготовку педагогов к «вызовам» времени, если оно будет:

• построено с учётом современного научного понимания принципов образования взрослых в условиях сетевого взаимодействия;

• содержательно ориентировано на актуальные проблемы профессиональной педагогической деятельности, связанные с инновационным развитием системы образования;

• построено с учётом ресурсов, возможностей и потребностей субъектов сетевого взаимодействия;

• обеспечено современным научно-методическим сопровождением процесса обучения.

Основные задачи деятельности ФЭП

1. Разработка содержания сетевого взаимодействия в интересах развития инновационного потенциала педагогов.

2. Обоснование содержания и структуры научно-методического сопровождения.

3. Разработка и апробация элементов научно-методического сопровождения инновационной деятельности ОУ — членов сети.

Методологически исследование базируется на концепции непрерывного образования,

синергетическом и андрагогическом подходах применительно к дополнительному профессиональному образованию педагогов. Реализация этих подходов в исследовании позволяет рассматривать развитие инновационного потенциала педагогов как часть системы непрерывного профессионального педагогического образования и выявить особенности формирования и разработки программ развития инновационного потенциала педагога ОУ в логике сетевого взаимодействия на основании андра-гогических принципов. В работе ФЭП используются теоретический анализ философской и научно-педагогической литературы, законодательных и нормативно-правовых актов и документов; методы синтеза, сравнения, обобщения, анкетирование учителей. Изучаются возможности и особенности подготовки учителей по модульным программам развития инновационного потенциала педагогов, оценка результатов развития инновационного потенциала учителя в рамках сетевого взаимодействия.

Развитие инновационного потенциала учителя в рамках ФЭП ведётся в идеологии сетевого взаимодействия, на это указывают следующие признаки:

• наличие объединяющей цели, основанной на заинтересованности всех участников взаимодействия в использовании совместных ресурсов для подготовки педагогов к решению задач инновационного развития системы образования в условиях информационного общества;

• наличие множества узлов сети (ОУ), представленных отдельными педагогами и образовательными учреждениями, и структурированными связями между ними, в основе которых — добровольное объединение ресурсов, принятие взаимной ответственности и обязательств;

• распределённый характер сети, в основе кото рого — наличие отдельных педагогов и образо вательных учреждений, служащих базовыми площадками сети, обладающих достаточными образовательными, материально-техническими, экспертными и кадровыми ресурсами;

• открытость ОУ сети друг для друга, выра жающаяся в том, что субъекты сетевого вза

модействия могут участвовать в формировании и реализации программ повышения квалификации, разработке учебно-методических материалов, обсуждении и распространении достигнутых в ходе обучения результатов;

• преимущественной ролью «горизонтальных» взаимодействий, предоставляющих участникам равные возможности при формировании совместных решений.

Под инновационным потенциалом педагога мы понимаем совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, выражающих готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. В инновационный потенциал педагога включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Таким образом, сущность развития инновационного потенциала педагога в поиске путей разрешения индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих при осуществлении инновационной деятельности. Этот процесс предполагает обогащение знаний и умений педагогов, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством вовлечения их в инновационный поиск, в непрерывное творческое переосмысление действительности, что приводит к совершенствованию мастерства и профессионализма.

-

Для успешной работы в области инновационной педагогики учитель должен обладать:

• способностью генерировать новые идеи, проектировать и моделировать их в конкретной деятельности;

• высоким уровнем культурной грамотности, интеллектуальной и эмоциональной развитостью;

• открытостью личности новому, гибкостью мышления и толерантностью.

В ходе анализа теоретических подходов к проблеме развития инновационного потенциала педагога на научно-образовательных семинарах сети был выделен ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:

• развитие инновационного потенциала педагога должно осуществляться на основе ком-петентностного подхода;

• развитие инновационного потенциала педагога непрерывно, так как становление инновационной практики — постоянно изменяющийся процесс;

• развитие инновационного потенциала педагога происходит путём его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных событиях;

• образование педагога организовано как непрерывный процесс достижения поставленных образовательных задач и создания новых;

• так как любая деятельность человека включает решение задач, целесообразно организовывать сопровождение развития инновационного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;

• для развития инновационного потенциала педагога необходимо поэтапное формирование представлений о путях стратегического и среднесрочного развития ОУ и организация совместного проектирования предстоящей деятельности, в том числе освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых для её реализации.

Реализация инновационного потенциала отдельного педагога особенно результативна при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий, в нашем случае — научно-образовательной сети.

Научно-методическое сопровождение развития инновационного потенциала педагога

В условиях сетевого взаимодействия это специально организованный процесс взаимодействия между субъектами образовательной деятельности, в результате которого каждый участник получает квалифицированную помощь в построении собственного ориентационного поля профессионального развития. Содержание и структура научно-методического сопровождения включают:

• совокупность модульных образовательных программ повышения квалификации по современным проблемам инновационного развития системы образования;

• систему стажировок участников взаимодействия в базовых площадках сети;

• консультационную поддержку участия

в научных семинарах и научно-практических конференциях разного уровня по проблемам выявления путей инновационного развития системы образования;

• многообразие форм проведения мероприятий сети, в том числе с использованием средств ИКТ (трансляционные тематические педагогические советы, веби-нары, сетевые мастер-классы, мастерские, подиумные и панельные дискуссии, работа временных творческих содружеств и коллективов, участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня);

• поддержку участия педагогов в профессиональных конкурсах разного уровня;

• нормативный пакет, включающий документы по регламентации сетевого взаимодействия в рамках ФЭП.

Модульные образовательные программы

Организационно-методической особенностью развития инновационного потенциала педагогов ОУ в условиях сетевого взаимодействия является реализация модульных образовательных программ, ориентированных на развитие профессиональной компетентности участников взаимодействия,

расширение их профессиональных контактов и создание условий для обмена опытом. Образовательная программа «Инновационные процессы в образовании» рассматривает на основании правительственной концепции и стратегии модернизации образования парадигмальные изменения в целях, содержании, методах, технологиях обучения и воспитания на основе инновационных подходов. Цель программы — актуализация знаний слушателей, постановка и освещение проблем, достижение понимания участниками сетевого взаимодействия представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к изучаемым темам. Основные задачи образовательной программы направлены на:

• изучение основных проблем развития инновационных процессов в образовании, экспертизы и мониторинга уровня развития основных составляющих инновационного образования, оценки коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки, определения их эффективности;

• формирование умений применять полученные знания к различным областям инновационной деятельности: кадровые и социально-педагогические процессы, инновационное поведение, общение, межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде;

• формирование готовности участников программы к осуществлению инновационной деятельности, в том числе на овладение методиками диагностики профессионально важных качеств педагога-инноватора;

• овладение методологией разработки инновационного проекта, управления инновационными процессами в образовании, формами индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в системе инновационного образования.

Модули программы: «Государственная политика в сфере образования»; «Инновационные процессы в образовании»; «Оценка деятельности современного ОУ»; «Экономико-финансовые основы управления современной школой»; «Маркетинговые ресурсы в управлении развитием образовательного учреждения»; «Развитие содержания образовательного процесса

в условиях введения ФГТ и ФГОС нового поколения»; «Деловое администрирование». Обучение организовано с учётом «принципа свободы», так как обеспечивается возможность выбора обучаемым индивидуальной образовательной траектории на основе блочно-модульного подхода к реализации программы обучения. Первый модуль «Государственная политика в сфере общего образования» инвариантный и обязательный для всех слушателей. Обучение практико ориентировано и осуществляется с использованием интерактивных методов, занимающих до 60—70% общего времени. Практическая направленность обучения обеспечивается благодаря использованию потенциала базовых и стажировочных площадок сети. Модульное построение образовательных программ обеспечивает:

• высокую степень гибкости содержания программ и адекватность задачам инновационного развития;

• возможность оперативной коррекции содержания программы в соответствии с запросами слушателей без изменения её общего замысла;

• непосредственное использование слушателями освоенных компетентностей

в практике профессиональной деятельности до окончания освоения программы;

• стимулирование профессионального роста слушателей и мотивацию к самообразованию;

• построение процесса развития инновационного потенциала педагогов с учётом личного профессионального опыта и образовательных запросов.

Основные формы работы со слушателями

Это интерактивная лекция, цель которой — актуализировать знания по теме, поставить и осветить проблему, достичь понимания слушателями информации посредством рефлексивных процедур, стимулировать интерес к изучаемой теме.

Практикум предполагает выполнение практических заданий индивидуально или в небольших группах, направленных на освоение и отработку технологий и методик инновационного менеджмента.

Индивидуальные консультации представляют собой внеаудиторную форму работы преподавателя с отдельным слушателем, включающую обсуждение тех материалов и заданий, которые либо вызывают трудности у слушателя, либо связаны с углублённым интересом к проблеме.

Иные формы работы — групповая и совместная работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуаций, презентация портфолио. Обучение проводят представители Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва). Результат обучения — проектная инициатива участников сетевого взаимодействия, направленная на разработку механизма управления, который обеспечивает системные изменения жизнедеятельности конкретного ОУ на среднесрочный период.

Сессионная подготовка

В её ходе различаются два уровня разрабатываемых проектов:

а) образовательные проекты, направленные на достижение конечных результатов обучения, воспитания и развития школьников посредством совершенствования жизнедеятельности школы;

б) управленческие проекты, направленные на создание институциональных механизмов (инструментов) управления в школе, которые

способны не только обеспечить решение образовательных задач, но и привести к системным изменениям образовательного учреждения.

Общий итог работы научно-образовательной сети — организация государственно-общественных слушаний результатов разработки проектных инициатив участников сетевого взаимодействия. Результативность подготовки педагогических кадров к решению задач инновационного развития системы образования в рамках сетевого взаимодействия выявляется по следующим критериям:

• критерий качества — позволяет оценить эффективность программы по мере изменения профессиональной позиции каждого участника взаимодействия и готовности к освоению новых профессиональных ролей, развитию горизонтальной или вертикальной карьеры (когнитивно-технологическая составляющая развития инновационного потенциала педагога);

• критерий отношения — позволяет оценить удовлетворённость участников сетевого взаимодействия содержанием программы, определить, насколько они осознают значимость и необходимость организованного профессионального общения для совершенствования собственной профессиональной педагогической деятельности (рефлексивная составляющая повышения квалификации).

Важный итог сетевого взаимодействия по направлению развития инновационного потенциала педагогов ОУ заключается в том, что используемые формы повышения квалификации позволяют обеспечить существенное расширение спектра профессиональных ролей в рамках профессии. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.