Научная статья на тему 'Инновационный потенциал Азербайджана в условиях независимости'

Инновационный потенциал Азербайджана в условиях независимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабиев Рауф Мирзоевич

В статье рассматриваются роль и значение инноваций в экономике Азербайджана, показаны причины, сдерживающие внедрение в хозяйственную практику научно-технических достижений и даны рекомендации по улучшению работы в этом направлении.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t was investigated role and substance of innovation in the economy of Azerbaijan, demonstrated the main causes which restrict of implantation into the economic reality of scientific-and-technical progresses and also recommended for doing improvement in this direction.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал Азербайджана в условиях независимости»

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

Инновационный потенциал Азербайджана в условиях независимости

В статье рассматриваются роль и значение инноваций в экономике Азербайджана, показаны причины, сдерживающие внедрение в хозяйственную практику научно-технических достижений и даны рекомендации по улучшению работы в этом направлении.

В условиях независимости и реформирования Азербайджанской экономики одной из ключевых задач является улучшение инновационной деятельности и практического использования научно-технических достижений, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на мировом рынке. Без научно-технического прогресса (НТП) нет и не может быть какого-либо прогресса в обществе.

Отличительной чертой НТП на современном этапе является ускоренный переход к наиболее прогрессивным технологическим процессам и гибким производствам, позволяющим оперативно перестраиваться на выпуск новой, более качественной продукции, отвечающей мировым стандартам.

Следует отметить, что НТП является неотъемлемой частью в механизме реформирования экономики Азербайджана. В своем развитии НТП охватывает фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство.

В основе управления НТП лежит стратегия опережающего технико-экономического развития с концентрацией имеющегося научно-технического потенциала на ключевых участках нового технологического уклада. Основными элементами здесь являются:

► восприимчивость экономики к НТП;

► выбор и оценка приоритетных направлений НТП и стимулирование их реализации;

► опережающее развитие фундаментальных исследований;

► создание благоприятных условий для разнообразных высокоэффективных форм научно-технического творчества и интеграции науки и производства;

► опережающее развитие научно-технического потенциала в условиях международной конкуренции. Сегодня любая страна, успевающая за темпами

развития НТП, достигает конечных целей социально-экономического развития быстрее и с большими результатами, чем страны, игнорирующие это положение.

Все великие державы стали великими благодаря достижениям в науке и технике. Из многих стран, функционирующих в рыночной экономике, лишь

Р. М. Джабиев,

д. э. н., профессор, главный научный сотрудник Центра экономических реформ Министерства экономического развития Азербайджанской Республики

It was investigated role and substance of innovation in the economy of Azerbaijan, demonstrated the main causes which restrict of implantation into the economic reality of scientific-and-technical progresses and also recommended for doing improvement in this direction.

ограниченное число относится к индустриально развитым странам. Это связано с тем, что в этих странах высокими темпами внедряется новая прогрессивная техника и технология, соответствующая по своим параметрам мировым стандартам. К примеру, в США до 70% прироста ВВП обеспечивается интеллектуально-информационной сферой (наука, образование, связь и т. п.).

Согласно оценкам США, «...на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), приходится 9 долларов роста ВВП [1]. Это говорит об изменении качественного содержания конкуренции, которая непосредственно связана с научно-техническим прогрессом и информационным обеспечением экономики.

Государственная научно-техническая политика США — важнейшая составляющая экономической, промышленной, военной и внешней политики страны. Ни одно правительство США, начиная с 1945 года, не обходилось в своих программах без этого. Через все принятые программы красной нитью проходит тезис о том, что только наука и техника, опирающиеся на поддержку государства, могут обеспечить США сегодня, и особенно завтра, технологическое и экономическое лидерство в мире и конкурентоспособность американских товаров.

Лидируя в сфере науки и техники, такие государства, как Америка, Япония, Германия, Франция, Китай, Израиль и другие страны, все активнее завоевывают новые и новые рынки и, таким образом, сохраняют за собой конкурентоспособность по многим направлениям науки и техники. Например Япония, не имеющая природных ресурсов, за счет науки и опережающего развития наукоемких отраслей достигла очень больших результатов.

Следует отметить, что в годы советской власти при централизованно-плановой системе задачи НТП определялись планами по новой технике, выполнение которых стимулировалось денежным вознаграждением. Поэтому предприятия стремились как можно больше внедрять у себя новую технику и технологию.

Однако освоение и внедрение новой техники, а затем разработанные по ним стандарты и произведен-

ная продукция в те годы не соответствовали международным стандартам и не были конкурентоспособными (за исключением сырьевых отраслей и отдельных видов продукции). Причина состояла в том, что сами стандарты разрабатывались с большими отклонениями от сопоставимых стандартов. В лучшем случае, разрабатываемые стандарты и технико-экономические параметры по той или иной продукции сопоставлялись с аналогичной продукцией, производимой в какой-либо из республик СССР.

Несмотря на существование в те годы на предприятиях, объединениях, министерствах и ведомствах республики множества различных служб по контролю за качеством продукции, большая часть выпускаемой продукции, в том числе и маркируемой «Знаком качества», не соответствовала международным стандартам и не была конкурентоспособной. По нашим расчетам, уровень производимой в республике продукции в те годы соответствовал международным стандартам лишь на 3-5% (кроме сырьевых ресурсов).

Еще в 1989 году известный геополитик Збигнев Бжезинский пророчески заметил: «Меня беспокоит проблема увеличивающегося разрыва в технологическом и социально-экономическом развитии между Западом и Советским Союзом. Если он будет и дальше расти, то Советский Союз не станет органической, неразрывной частью общеевропейского дома, а будет его периферией» [2].

Распад СССР, разрыв хозяйственных связей между бывшими союзными республиками привел к разрушению единого научно-технического и технологического пространства, объединившего эти страны. Между тем, процесс включения научно-технического потенциала в структуры рыночной экономики оказался неподготовленным ни теоретически, ни практически. За годы реформ Азербайджан растратил почти весь свой накопленный научно-технический и высококвалифицированный кадровый потенциал в связи с тем, что научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты и бюро самоликвидировались из-за глубокого спада производства и падения спроса на их продукцию.

Кроме того, в процессе приватизации было разрушено множество научно-технических комплексов, строившихся по принципу «институт — экспериментальный завод». Общая схема разрушения была такова: научно-исследовательский институт оставался в руках государства в виде государственного учреждения, а опытное производство на заводе переходило в частную собственность. В результате сложилась парадоксальная ситуация: завод не знает, что производить, а институт не знает, где будут реализованы их инновации.

Поэтому, к сожалению, республика вступила в рыночную экономику с низким научно-техническим потенциалом, изношенными и устаревшими фондами и неконкурентной продукцией.

Взятая на вооружение концепция развития рыночных отношений, которая затем должна была создать финансовые рычаги за счет привлечения частного капитала для возрождения науки и техники, во многом оказалась несостоятельна.

Поэтому вот уже более 10 лет экономика республики ориентируется, в основном, на богатые природные ресурсы, дарованные народу страны Богом. Эта же продукция является конкурентоспособной на мировом рынке. Что касается конкуренции на уровне предприятий, фирм и компаний, то ее, по существу, нет. Кроме того, для современного Азербайджана материально-техническая база производственного потенциала характеризуется отсутствием сберегающих технологий, а также низкой степенью интеллектуализации производственных процессов. За годы независимости указанные характеристики дополнились новыми негативными явлениями, к которым можно отнести:

► остановку предприятий и крупномасштабный спад производства в отраслях экономики;

► ускорение морального и физического износа оборудования;

► почти полную неконкурентоспособность выпускаемой продукции;

► утрату традиционных рынков сбыта готовой продукции;

► интенсивное развитие отраслей топливно-сырьевого комплекса и их экспортную ориентацию;

► утечку инженерно-конструкторских кадров на другие производства, а также за пределы страны;

► безработицу и ухудшение жизни населения страны. Поэтому в этих условиях резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в начале 1990-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений, составляла около 70%, то в 1995-2002 гг. — 10-15%.

В настоящее время развитие и финансирование НТП в стране осуществляется, в основном, тремя секторами: государственными организациями; вузовским сектором и самостоятельными предприятиями, фирмами и компаниями, финансирующими собственные программы НИОКР. На начало 2003 года в стране действовало 137 научно-исследовательских и научных организаций, в числе которых 96 научноисследовательских институтов. В этих научных учреждениях численность специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, составила в 2002 году 11,8 тыс. человек, из них 633 доктора наук и 3209 кандидатов наук, соответственно, 5,4 и 27,2%.

Численность научно-педагогических работников, выполняющих научные исследования и разработки на кафедрах вузов, в 2002 году составила 11 тыс. человек, из которых число докторов наук составляет 7% и кандидатов наук — 43,5%. Этими тремя секторами в 2002 г. объем выполненных научно-технических работ составил в сумме 19 млн долл., в том числе научно-исследовательских работ — 12 млн долл. и фундаментальных работ — 7 млн долл.

Однако финансирование науки осуществлялось в крайне незначительных размерах, хотя в бюджете республики выделяемые средства ежегодно росли. Так, в 1995 году расходы на науку составили 19,6 млрд манат (4,4 млн долл.), в 2000 году — 46,6 млрд манат (10,4 млн долл.) и в 2002 году — 57,1 млрд манат (11,7 млн долл.). За 1995-2002 годы расходы на науку выросли в 2,9 раза. В то же время удельный вес расхо-

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

дов на науку в общих расходах бюджета был низким по сравнению с передовыми странами: в 1995 году — 0,9%, в 2000 году — 1,1% и в 2002 году — 1,2%. В передовых странах, таких как США, этот показатель равен 3,5-3,8%.

В мировой практике общепринято, что расходы на науку не должны быть менее 2% ВВП. В Швеции этот показатель равен 3,8%, Израиле — 3,5%, Японии — 2,9%, в США — 2,7%, у нас в республике с 1995 г. по настоящее время он равен 0,2% [3].

Столь низкие расходы на финансирование науки привело к резкому падению престижности научного и инженерного труда, снижению притока в науку талантливой молодежи и миграции способных людей из научной сферы в коммерческие структуры, а также за рубеж. Свидетельством тому является миграция из стран СНГ в Израиль более 200 тыс. прекрасно подготовленных специалистов. И неудивительно, что с их появлением Израиль стал одной из ведущих стран в мире в области индустрии высоких технологий.

Понимая, что будущее страны в значительной степени зависит от успехов в области новейших технологий, правительство Израиля более 10 лет назад утвердило проект технологических «теплиц». Проект позволяет любому исследователю или рационализатору осуществить свежую техническую идею и превратить ее в готовую продукцию. Финансирование на первом этапе работ осуществляется государством. Технологическая «теплица» — это и бесплатное предоставление производственного помещения, и оснащение средствами производства, и необходимое финансирование, а также административная и юридическая помощь.

Смелые технологические идеи представляются на рассмотрение специалистов и, будучи признанными, получают возможность дальнейших разработок и доведения их до стадии готовой рыночной продукции.

Хочется привести еще пример из опыта США по осуществлению научно-технических разработок в приоритетных направлениях экономики. В настоящее время развитие НТП в США регулируется преимущественно тремя основными секторами национального научно-технического комплекса: государственными органами, финансирующими НТП; научно-техническим сектором (университеты, научные центры и федеральные лаборатории) и промышленностью, финансирующей собственные программы НИОКР. Эти три сектора руководствуются разнообразными целями в развитии науки и техники. Однако, когда возникает необходимость, средства этих трех секторов могут быть распределены в те сферы науки и техники, которые позволяют добиться крупных прорывов в НТП (например, Интернет, компьютерная безопасность, «Аполлон», сверхпроводимость и т. д.).

Не видя в науке источника быстрого дохода, государственная власть республики поставила ее в крайне непривилегированное социальное положение, а ученых — в разряд малоимущих. Хотя на финансирование науки затрачиваются немалые средства, ко-

торые ежегодно увеличиваются, однако зарплата ученых все еще не обеспечивает им достойного существования. К примеру, зарплата доктора наук, профессора в отраслевых научно-исследовательских организациях республики составляет около 70 долларов в месяц, в США, Франции, Германии — от 1500 до 2000 долларов в месяц. Поэтому более 70% научных работников республики, помимо основной работы, подрабатывают на побочных работах на стороне. Это относится и к академикам, и к докторам наук, и к профессорам.

Кроме того, научные центры Азербайджана по своей материально-технической базе обеспечены в десятки раз хуже, чем западные и российские. Поэтому страшно обидно становится за отечественную науку, где много званных, но мало избранных.

Сегодня столь низкие расходы на науку усугубляют проблему морального и физического износа оборудования. Низкий уровень капитальных вложений с начала 1990-х годов не в состоянии обеспечить даже простое воспроизводство в промышленности республики. Приостановить процесс катастрофического падения производственного потенциала предприятий, обеспечить стабилизацию и рост производства весьма проблематично в условиях, когда до половины средств амортизационного фонда предприятий используется на потребление или покрытие недостатка оборотных активов. В результате воспроизводство подавляющей части общественного продукта происходит на устаревшей технологической основе, что и обусловливает его низкую конкурентоспособность.

В промышленности республики износ основных производственных фондов на начало 2002 года составил 65,8%, а в таких отраслях, как мебельная, — 85,3%, нефтедобыча — 76,6%, добыча металлических руд — 72,7% и т. д.

Фактически срок службы производственного оборудования в промышленности республики за 19902002 годы достиг 25-30 лет при средненормативном сроке 12-13 лет.

Что касается выбытия и обновления основных фондов в промышленности республики, то здесь эти темпы слишком низки для расширенного воспроизводства. Так, в 2000-2001 гг. в промышленности республики выбыло производственных фондов, соответственно, 0,6 и 0,4%. Во многих отраслях промышленности выбытие производственных фондов находилось на уровне 0,1 и 0,3%, а в отдельных отраслях основные фонды вообще не заменялись.

Обновление основных фондов также осуществлялось медленно, как и их выбытие. В промышленности республики в 2002 году уровень обновления основных фондов составил 1,7%. И хотя старение основных фондов в промышленности республики в целом было компенсировано вводом новых фондов, однако большая их доля приходилась на целлюлозно-бумажную промышленность — 9,7%, табачную — 8,1%, химическую промышленность — 6,8% и т. д.

В связи с наличием в промышленности республики большого количества морально и физически изношенного оборудования эффективность его ежегодно снижалась. Так, если в 1990 году фондоотдача

составляла 262%, то в 1995 году она снизилась до 70%, а в 2002 году до — 44%.

Поэтому для дальнейшего обновления, реконструкции и модернизации основных фондов республики требуются большие инвестиции. По нашим расчетам, для обновления, реконструкции и модернизации изношенных и устаревших основных фондов в промышленности республики потребуются средства в размере порядка 6-7 млрд долларов. Таких средств ни в бюджете республики, ни у предприятий, ни у населения нет и не предвидится в ближайшей перспективе. В 1995-2002 гг. объемы внутренних инвестиций, выделенных на расширение, реконструкцию и модернизацию оборудования, составили в совокупности 3353,8 млн долларов.

Все вышеизложенное приводит к отставанию Азербайджана от индустриально развитых стран, снижению конкурентоспособности продукции, ухудшению структуры народного хозяйства, падению спроса экономики на научно-техническую продукцию, на научно-технические достижения в области передовых технологий.

В настоящее время в республике в области науки и техники, можно сказать, отсутствует продуманная политика государства. В республике сегодня, по существу, нет органа, который отвечал бы за науку. Госкомитет по науке и технике, во главе которого долгие годы стоял всемирно известный ученый, академик А. Мирзаджанзаде, Указом Президента был упразднен. Новая же структура пока не создана. Между тем, во многих странах СНГ функционируют подобные структуры. Поэтому необходимо срочно восстановить эту структуру (неважно, как она будет по-новому называться).

Сегодня необходима новая структура научных организаций и кардинально обновленная тематика исследований, подчиненная национальным и стратегическим интересам республики.

В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов следует опираться на приоритетные научнотехнические направления, внедряемые на конкурсной основе, при гарантированном государственном финансировании. Следует также широко практиковать государственные заказы на научно-технические разработки на конкурсной основе.

Для реставрации приоритетных и перспективных предприятий, повышения их конкурентоспособности необходимо от купли-продажи средств производства перейти к отношениям проката (лизинга). Важно организовать общереспубликанскую сеть крупных, средних и мелких центров проката оборудования, научных приборов и вычислительной техники.

С целью повышения эффективности научно-технических разработок следует вывести из-под налогообложения средства, направляемые на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства, а также на ввод новых мощностей. Льготы по налогам должны быть введены и для наиболее приоритетных сфер деятельности в народном хозяйстве. Необходимо расширить систему налоговых льгот для научных организаций и, прежде всего, для малых и средних инновационных предприятий.

Следует создать специфичную для рынка интеллектуального труда инфраструктуру: сеть инновационных банков, бирж, коммерческо-посреднических организаций, инженерных фирм и т. д. Ее материализация требует нового государственного подхода, нового экономического мышления. Следовательно, нужна гибкая республиканская программа подготовки и переподготовки всех эшелонов творческих кадров, организация системы непрерывного образования, обеспечения возможности ее динамичного приспособления к изменениям задач научно-технического прогресса. Конечно, мы понимаем, что государство сегодня не в состоянии финансировать науку в необходимых объемах. Здесь сказывается то обстоятельство, что роль государства в управлении экономикой сокращается. В настоящее время доля государственного сектора в ВВП составляет 25%, а негосударственного сектора — 75%. Следовательно, экономический, в том числе и научный, потенциал страны сосредоточивается сегодня в частном секторе.

Мировой опыт свидетельствует, что научно-инновационная деятельность наиболее эффективно развивается на малых и средних предприятиях. В экономически развитых странах на долю частного сектора приходится большая часть финансирования НИОКР: в Японии — 72,2%, США — 59,4%, ФРГ— 61,1%, Франции — 48,7% и т. д.

Наш частный сектор, на долю которого приходится большая часть ВВП, пока не проявляет должной активности к НИОКР, а в своей деятельности не опирается на достижения НТП.

В соответствии с опросом, проведенным Госкомстатом среди промышленных предприятий республики, были установлены факторы, препятствующие инновациям.

Экономические факторы:

► недостаток собственных денежных средств;

► недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

► низкий платежеспособный спрос на новые продукты;

► высокая стоимость нововведений;

► высокий экономический риск;

► длительные сроки окупаемости. Производственные факторы:

► низкий инновационный потенциал предприятий;

► недостаток квалифицированного персонала;

► недостаток информации о новых технологиях;

► невосприимчивость предприятий к нововведениям;

► недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями [4].

Необходимы продуманные меры для преломления мышления и осмысления частным сектором данной проблемы.

Где же выход? Что можно сделать для дальнейшего улучшения и совершенствования инновационной деятельности и практического использования научно-технических достижений, обеспечивающих конкурентоспособность нашей продукции на мировых рынках?

Прежде всего, «...для сохранения научного потенциала нужно решить главную задачу — востребован-

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ность научных результатов» — считает Нобелевский лауреат, академик Жорес Алферов.

Наиболее актуальной задачей для Азербайджана является подготовка большого количества профессионалов — инженеров, ученых, технологов современного уровня, способных аккумулировать все достижения мировой науки и культуры и передать их новому поколению. Это возможно лишь на основе новых методов образования, которое способно сохранить и увеличить интеллектуальную элиту и тем самым обеспечить переход страны на уровень общества высоких технологий. Однако решить проблему современного образования, достаточно качественного и, вместе с тем, общедоступного, можно, лишь используя современные образовательные технологии, основанные на новейших достижениях информационных технологий (а не только вычислительной техники) и средств связи. Это требует гигантских усилий и определенных затрат. Создав систему современного высо-котехнологизированного общедоступного и качественного образования, мы сможем решить и все остальные проблемы развития инновационных процессов и внедрения высших технологий во все сферы жизни, производства, быта и культуры. Не решив эту первую проблему, невозможно решить и все остальные.

Поэтому распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 21 августа 2004 года утверждена «Программа обеспечения общеобразовательных школ в Азербайджанской Республике информационными и коммуникационными технологиями на 20052007 годы».

Далее, чтобы приблизить уровень научно-технического развития предприятий и организаций республики к современному уровню, необходимы многомиллиардные инвестиции, которых в стране нет. Где их взять? Вся надежда на иностранных инвесторов. Но и они неохотно вкладывают средства в ненефтяные отрасли экономики. Запад заинтересован в развитии Азербайджана как полусырьевого государства, но не как производителя технически сложной продукции.

Но так или иначе, реставрация отдельных приоритетных отраслей экономики или отдельных предприятий должна начинаться на базе новой конкурентоспособной техники и технологии. Иначе никому не нужна будет производимая нашими предприятиями неконкурентоспособная продукция.

Поэтому для реставрации приоритетных отраслей экономики и отдельных предприятий необходимо финансирование фундаментальных и перспективных прикладных исследований для внедрения этих разработок в приоритетные структуры экономики. Для этого необходимо провести инвентаризацию имеющегося научно-технического потенциала страны.

Переориентацию научных исследований и экспериментальных разработок на обеспечение приоритетных направлений развития науки и техники необходимо начинать с учетом первоочередных важнейших инновационных проектов, имеющих первостепенное государственное значение. Необходима максимальная концентрация усилий и средств на небольшом количестве самых прорывных участков.

Реставрацию можно начинать с нефтяного машиностроения, на долю которого в советские времена приходилось более 70% продукции всего нефтяного машиностроения СССР. Здесь есть и опыт, и высококвалифицированные кадры, да и средства могут быть найдены.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции в ненефтяных отраслях промышленности необходима поддержка сильных и конкурентоспособных предприятий, способных увеличить производство продукции, пользующийся спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Для решения этих вопросов необходимо создать фонд, в котором можно будет сосредоточить специальные средства для внедрения новых технологий в приоритетных отраслях и предприятиях республики.

Важно отметить, что экономике Азербайджана присущ ряд глубинных долговременных факторов, предопределяющих объективную необходимость интегрированного взаимодействия со странами СНГ и, в первую очередь, с Россией. Это связано с тем, что экономика Азербайджана по своей структуре, размещению производительных сил, кооперационным связям, использованным технологиям, стандартам и техническим условиям, принципам организации производства и подготовки кадров органически связана с Россией и со странами СНГ. Поэтому в настоящее время существует объективная необходимость для Азербайджана и стран СНГ и, в частности, России совместного решения многих научно-технических вопросов и других проектов путем объединения финансовых, материальных, трудовых, производственных и других ресурсов.

В целях активизации межгосударственной инновационной деятельности в научной, научно-технической и производственно-технологической сферах разработана Концепция межгосударственной инновационной политики государств-участников СНГ на период до 2005 года, утвержденная решением Экономического совета СНГ от 22 июня 2001 года.

Сегодня в странах СНГ, в т. ч. и в Азербайджане, постепенно наступает взаимное осознание и понимание по ряду наиважнейших вопросов, в т. ч. и в вопросах инноваций. Поэтому необходимо заново пересмотреть и переосмыслить задачи в этом направлении.

Впрочем, от того, какую стратегию по инновационной политике и практическому использованию научно-технических достижений выберут наши реформаторы, будет зависеть эффективность экономики и конкурентоспособность выпускаемой продукции предприятиями страны на мировом рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. А. А. Трифилова. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, с. 15.

2. Независимая газета, 12 марта, 2004.

3. А. П. Мельничук. Внешняя экономическая деятельность. М.: Икфэкмос, 2003, с. 76.

4. Статистический сборник. Промышленность Азербайджана, с. 142, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.