Научная статья на тему 'Конкурентоспособность продукции - важное условие при вступлении Азербайджана в ВТО'

Конкурентоспособность продукции - важное условие при вступлении Азербайджана в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИМПОРТ / ВТО / ТАРИФЫ / СУБСИДИИ / ЭКСПОРТ / ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабиев Рауф

В статье на основе анализа и обобщения большого фактического материала подчеркивается значимость конкурентоспособности продукции. В этой связи в работе рассмотрены плюсы и минусы вступления Азербайджана в ВТО и возникающие разногласия по ценам, таможенным тарифам, субсидиям и др., которые пока не позволяют республике стать полноправным членом этой организации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is stressed in the article the important role of the product competitive ability, considering the pros and contras for the Azerbaijan joining the WTO and the arising contradictions as for the prices, custom tariffs, subventions, etc., that prevents the republic becoming a full member of this organization.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность продукции - важное условие при вступлении Азербайджана в ВТО»

ция бизнеса направлена исключительно на решение перспективных и долгосрочных задач. После их реализации начинается воплощение в жизнь предпринимательской функции, то есть выход на рынок, выработка маркетинговой стратегии, проведение комплекса маркетинговых мер, направленных на повышение сбыта и валового объема прибыли. За счет этого субъект хозяйствования развивается, выходит на новый уровень работы (рис. 4).

Следует отметить, что полноценная концепция интеграции субъектов хозяйствования и выработки антикризисной политики должна базироваться на сочетании, в первую очередь, функций интеграции и администрирования для обеспечения долгосрочных предпосылок развития, а после этого - на предпринимательской функции, которая предусматривает регулирование маркетинга, продвижения и продаж.

Это обеспечит поступательное развитие холдинга в долгосрочной перспективе, а также обусловит диалектику развития организации за счет повышения эффективности при существующих объемах средств организации и размеров экспансии организации на рынках, валовой прибыли и объемов сбыта.

Для этого в документах, которые регулируют деятельность холдинговых образований, необходимо очертить бизнес-центр холдинга, который будет заниматься маркетингом, продвижением и продажами продукции, а также четко описать роялти, которые будут финансово обеспечивать его работу. Возложить на конкретные структурные подразделения ответственность за воплощение следующих бизнес-функций:

■ исследование целевых рынков;

■ составление списков перспективных контрагентов;

■ привлечение перспективных контрагентов;

■ пилотные продажи;

■ дальнейшие продажи и продвижение продукции на новых рынках.

Успешная реализация и контроль исполнения этих компетенций, наряду с остальными управленческими функциями, приведут к росту эффективности и обеспечат присутствие реструктуризируемых кризисных организаций в стратегически значимых отраслях отечественной промышленности.

See: http://innosfera.org/2014/02/econ_agents Литература

1. Адизес И.Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес//Библиотека электронной литературы в формате fb2. 2010. Электронный ресурс: http://www.bookfb2.ru/?р=32833.

2. Krise und Krisenmanagement in den internationalen Beziehungen / Hrsg.: H. Neuhold, H.-J. Heinemann. - Stuttgart, 1989.

Конкурентоспособность продукции -важное условие при вступлении Азербайджана в ВТО

Резюме. В статье на основе анализа и обобщения большого фактического материала подчеркивается значимость конкурентоспособности продукции. В этой связи в работе рассмотрены плюсы и минусы вступления Азербайджана в ВТО и возникающие разногласия по ценам, таможенным тарифам, субсидиям и др., которые пока не позволяют республике стать полноправным членом этой организации. Ключевые слова: конкурентоспособность, модернизация, импорт, ВТО, тарифы, субсидии, экспорт, инновации, инфраструктура.

Рауф Джабиев,

заведующий отделом организации и управления инновациями в промышленности Центра научных инноваций Национальной академии наук Азербайджана, доктор

экономических наук, профессор

В условиях реформирования азербайджанской экономики одним из важнейших факторов развития является повышение ее инновационного потенциала, выпуск конкурентоспособной продукции на мировом рынке. Для этого в стране имеются все возможности: огромные природные ресурсы, минерально-сырьевые источники, макроэкономическая стабильность, высококвалифицированные научные кадры, научно-технологический потенциал, нормативно-правовая база. Все эти факторы - важное условие для вступления Азербайджана во Всемирную торговую организацию. В настоящее время ее членами являются 159 стран, которые в совокупности обеспечивают 97% мировой торговли.

Нужно отметить, что наше государство, обладая статусом наблюдателя в ВТО

около 17 лет, с 1997 г. ведет переговоры о вступлении в эту организацию. Согласно правилам ВТО, для этого необходимо осуществить 13 раундов переговоров. Сейчас республика находится на девятом этапе консультаций и провела двусторонние встречи с 50 странами. В дальнейшем предстоят переговоры с США, Японией, Бразилией, Эквадором, Шри-Ланкой, Европейским союзом, Норвегией, Индией, Южной Кореей, Тайванем, Канадой, Швейцарией, Гондурасом и др.

В ходе этого процесса нашей стране следует решить ряд вопросов, среди которых приведение национальной правовой базы в соответствие с требованиями ВТО; снятие бюрократических проволочек и несогласованности действий ряда ведомств в ходе подготовки законопроектов; усовершенствование нормативно-правовых актов, вносящих изменения в механизмы стандартизации и сертификации; обязательства по таможенным тарифам; устранение тарифных и нетарифных преград; развитие конкурентной среды, применение современных технологий и повышение качества продукции; обязательства по субсидиям; защита интеллектуальной собственности; снятие ограничений на открытие прямых филиалов банков в Азербайджане; участие в уставном капитале страховых компаний; прозрачность в деятельности различных структур; устранение монополизма; снижение уровня коррупции; обязательства по лицензированию видов деятельности и правил получения лицензий; введение разрешительной системы в сферах телекоммуникаций, транспорта, гостиничного бизнеса.

Как видим, ряд требований ВТО нацелен на конкурентоспособность продукции при ее производстве и сбыте. Опыт стран, вступивших в эту организацию, также показывает, что основные разногласия между ними происходят из-за нарушения договорных обязательств по качеству товаров, когда они не соответствуют нормативно-технической документации и являются неконкурентоспособными. Возникают разногласия и по таможенным тарифам, пошлинам, ценам, субсидиям и т.д. И здесь в первую очередь страдают те отрасли, которые получают государственную поддержку. К ним, кроме сырьевых, можно отнести машиностроение, металлообработку, сельское хозяйство, легкую, пищевую промышленность и др.

Проводимые в Азербайджане за последние годы реформы, различные эксперименты и преобразования так и не ослабили зависимость экономики от сырьевых ресурсов и не позволили стабильно развиваться таким отраслям, как машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение и др., которые являются наукоемкими и определяют технико-экономический уровень жизненно важных отраслей народного хозяйства. Так, удельный вес углеводородного сырья в экспорте страны колеблется в пределах 85-90%, а в Беларусь поставляется более 90% этого сырья от всего объема экспортируемой продукции.

Однако это не значит, что надо уменьшать добычу и реализацию нефти и газа. Нужно просто правильно использовать результаты, направив их на дальнейшую модернизацию наиважнейших отраслей промышленности на иннова-

ционной основе. Свертывание наукоемких производств значительно сузило технологическую базу обновления машин и оборудования,внедрения в производство новых технологий. Этому же способствовало открытие внутреннего рынка для зарубежных товаров. В ряде отраслей промышленности отставание приобрело необратимый характер, а требуемые затраты на освоение и поддержание современного технологического уровня настолько велики, что предприятия сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая приоритет технически более простым и дешевым аналогам. Такая переориентация привела к насыщению рынка импортной продукцией, и это стало главной причиной вытеснения отечественных производителей машин, различного оборудования для химической, нефтехимической, электротехнической и других отраслей промышленности. Взамен в 2011-2012 гг. из-за рубежа было ввезено подобной техники на сумму свыше 7 млрд долл., что на 15% больше, чем в 2009-2010 гг. Однако насыщение рынка импортом, который должен был сформировать инновационную среду, к сожалению, не дало положительных результатов. Это связано с тем, что ввозимые товары являются новыми по дате выпуска и внешнему виду, но старыми по технико-экономическим параметрам - 5-10-летней давности. Многие руководители предприятий считают, что производство продукции на таком оборудовании конкурентоспособно, а научно-технические разработки, осуществляемые на нем, являются инновациями, инновационным продуктом. Такая позиция заведомо

обрекает нашу страну на технологическое отставание.

Кроме того, в процессе работы ввезенного оборудования и по мере сокращения амортизационного срока (10-12 лет) возникает необходимость в капитальном, среднем и текущем ремонтах, для чего требуются запасные части, детали, комплектующие изделия, которые также приходится закупать за рубежом. К тому же предприятия, приобретая импортную технику, не имеют права ее совершенствовать, поскольку она надежно защищена патентами на изобретение. Поэтому покупатель вынужден вновь и вновь приобретать «модернизированную» продавцом технику и, по существу, все время находится в зависимости от ее поставщиков [1].

К примеру, немецкий производитель гидроабразивного станка запрещает потребителям его разбирать, отслеживает местонахождение по GPS, регулярно снимает все данные о его использовании и даже может остановить работу удаленно, через Интернет. Поэтому значительная часть оборудования, которое мы получаем по импорту, устроена таким образом, что мы в полной мере зависим от решений, которые принимаются в других странах, вплоть до включения в работу самого станка [2].

В свое время Центром научных инноваций при Академии наук Азербайждана были подготовлены и разосланы 87 научным учреждениям академического, вузовского и отраслевого сектора соответствующие формы для определения в них инновационных разработок. Согласно полученной информации, таковые имелись лишь в 11 организациях, или 12,6%, но

они, к сожалению, не получили практического применения, хотя на некоторые были выданы патенты. Остальные учреждения вместо требуемых сведений выслали план научно-исследовательских работ, а некоторые вообще проигнорировали запрос. Из этого следует, что ряд организаций не всегда могут отличить научно-техническую продукцию от инновационной.

В числе проблем, влияющих на отставание экономики республики в инновационной сфере - несовершенство законодательной базы, разрушение воспроизводственного процесса, изношенность и моральное старение основных фондов, негативные последствия переоценок основных фондов, недостаток собственных средств у промышленных предприятий, их переориентация на импортные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры, отсутствие общенациональной информационной системы, слабая интеграция с различными странами в инновационной сфере и др. [3].

К примеру, проблема использования основных фондов является важной составляющей национального богатства республики. Известно, что новое оборудование - залог выпуска конкурентоспособной техники и технологий, а научно-технические разработки, освоенные на старых установках, далеко не всегда становятся инновационным продуктом. Между тем, с сожалением следует отметить, что в республике более трети оборудования морально и физически устарело, средний срок его службы приблизительно в 3-4 раза больше, чем в развитых странах мира. А если учесть,

что коэффициент обновления основного капитала за годы независимости упал более чем вдвое, то для полной замены несовременной техники потребуется порядка 15 млрд долл. Причем ее снова придется менять после истечения амортизационного срока (10-12 лет), и так без конца. Поэтому столь резкое увеличение жизненных циклов орудий труда осложнило управление инновационным процессом для большинства промышленных предприятий Азербайджана. В результате в республике оказался пропущенным целый цикл воспроизводства основного капитала, и в настоящее время имеет место его некомпенсируемое выбытие. В развитых странах мира его коэффициент составляет 4-4,5%, а в наиболее перспективных отраслях экономики - 7-9%. Это значит, что знания специалистов в соответствующих сферах устаревают за 7-9 лет. Выход из сложившегося положения видится в обновлении основных фондов, прежде всего, в нефтегазовой, легкой, пищевой промышленности, сельском хозяйстве, нефтехимическом машиностроении и др.

В 2012 г. инвестиции в экономику страны составили чуть более 25 млрд долл., из них свыше 8 млрд пришлось на иностранные вложения, значительная часть которых была направлена в нефтяную сферу. Внутренние инвестиции в объеме 17 млрд долл. распределились так:более 80% были вложены в нефтегазодобывающий и перерабатывающий секторы, остальные ушли на пополнение оборотных средств предприятий, капитальный средний и текущий ремонт, возврат кредитов и процентов по ним. И только около 1% собственных средств

предприятия направили на техническое перевооружение. При таких темпах полное обновление основных фондов займет 20-25 лет (при сохранении проектных мощностей функционирующих предприятий). Поэтому важно сконцентрировать средства на сравнительно узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект.

Стоит отметить слабую роль амортизационного фонда как одного из финансовых источников в обновлении и модернизации предприятий. В структуре затрат в 2012 г. норма амортизационных отчислений составляла порядка 10%. Если принять ее за основу, то в соответствии со стоимостью основных производственных фондов в промышленности, а это 46 млрд долл., перенесенная стоимость на вновь произведенную продукцию составит 4,6 млрд долл. Это именно та сумма, которая необходима для замены и обновления морально и физически устаревшего оборудования. Однако, как отмечалось выше, из собственных средств предприятий на обновление парка машин и оборудования было израсходовано меньше средств, чем полагалось. Это объясняется тем, что на многих из них отчисляемые с помощью амортизационного фонда средства на возмещение изношенной части основных фондов идут на внутренние нужды.

Несколько слов хотелось сказать и о сельском хозяйстве республики, удельный вес которого в ВВП составляет 5,3%, в нем занято 37,9% трудоспособного населения. Сегодня традиционными отраслями остаются производство зерна, фруктов, овощей, винограда, хлопка, чая, таба-

ка и др., развивается животноводство. Однако, к сожалению, многие из них являются неконкурентоспособными. Ежегодно сельскому хозяйству государство выделяет многомиллионные субсидии. Так, горюче-смазочные материалы и удобрения фермерам продаются на 50% дешевле стоимости. На каждый гектар посаженных зерновых им выдается 100 евро. Они освобождены от всех налогов, кроме налога на землю. Эти субсидии позволяют Азербайджану частично уменьшить зависимость от импорта сельхозпродукции. Но все это не покрывает издержек производства. К примеру, в доходах американского производителя хлопка 1 доллар - это прибыль от продажи, а 2 доллара - субсидии [4].

Кроме того, высокие таможенные пошлины на сельхозтехнику, тракторы, комбайны, поставляемые по импорту, резко влияют на удорожание продовольствия и, в конечном счете, снижают стимулы для его производства. В соответствии с правилами ВТО члены этой организации несколько снизили таможенные тарифы и субсидии на сельскохозяйственную продукцию, в результате чего в бывших странах СНГ, вступивших в ВТО, ее производство замедлилось в большинстве отраслей, а в некоторых - и вообще остановилось. К примеру, Киргизия 27 декабря 1998 г. первая из Содружества присоединилась к ВТО, что привело к полному уничтожению поголовья знаменитых тонкорунных овец и многих других пород животных. По сравнению с советским периодом производство собственного мяса в Киргизии сократилось в 30 раз, сельхозпродукции -

в 35-37, а промышленность и вовсе исчезла.

Украина присоединилась к ВТО 16 мая 2008 г. Однако после трех лет членства десятки национальных предприятий понесли убытки. Особенно проиграли технологичные отрасли и агропромышленный комплекс. К 2012 г. производство автомобилей снизилось в 6 раз, остановились 50 сахарных заводов, резко вырос импорт продуктов питания. Ввоз иностранной свинины увеличился с 13 до 40%, импорт капусты, лука и моркови - в 18,5 раза, яблок и абрикосов - в 5 раз. Против украинского экспорта после вступления в ВТО продолжают действовать ограничения по 37 товарным группам с их общим ежегодным объемом более 1,2 млрд долл. [5].

Россия, которая вступила в ВТО в августе 2012 г., взяла на себя максимальное количество обязательств - 164, что в среднем в 2 раза больше, чем у других стран. При этом снижение ставок импортных пошлин и квот составило около 30%, и это коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья [6].

Глава финансового комитета Сената США Макс Бокус отмечал, что вступление России в ВТО выгодно, прежде всего, американским рабочим и фермерам: «Мы не будем понижать ни одного из наших тарифов или вносить любые другие изменения в наши торговые права. Россия, с другой стороны, понизит свои тарифы и откроет свой рынок для американского экспорта». Об этом же заявил и посол США в Москве Майкл Мак-фол: «Вступление России в ВТО - это подарок не России, а американским фермерам, промышленникам».

Не потому ли США ежегодно в бюджете предусматривает экспортные субсидии в размере 1,5 млрд долл., хотя разрешенная их величина составляет 600 млн. долл., и не сокращает эту статью расходов, несмотря на многолетние требования членов ВТО [7]?

Обобщая изложенное, можно утверждать, что пока Азербайджан не готов к вступлению в ВТО в связи с тем, что продукция, производимая многими предприятиями республики, неконкурентоспособна и не отвечает требованиям ВТО. Кроме того, низкие таможенные тарифы на экспортируемые товары и незначительные субсидии на сельскохозяйственную продукцию могут окончательно подорвать устои промышленного и аграрного производства. В результате значительно пострадают бизнесмены, фер-

меры, из-за остановки многих предприятий еще больше увеличится безработица, повысится бедность и т.д.

Отвечая на вопрос французских предпринимателей о дате вхождения Азербайджана в ВТО, президент страны Ильхам Алиев отмечал: «Мы работаем над этим вопросом. Мы находимся в процессе двусторонних консультаций со странами-партнерами, и этот процесс успешно продолжается. Однако, если мы сегодня присоединимся к Всемирной торговой организации, это может оказать негативное влияние на развитие предпринимательства в сельской местности. Это может создать определенные проблемы, связанные с занятостью. Некоторые наши товары могут утратить конкурентоспособность». Поэтому следует продолжить процесс диверсификации,

инвестирования и стимулирования частного сектора и стать членом ВТО в то время, когда экономика Азербайджана будет находиться в лучшем состоянии [8].

See:

http://innosfera.org/2014/02/azerbaijan_wto

Литература

1. Волынец-Руссет Э. Международная торговля промышленной собственностью для модернизации промышленного производства // Международная экономика. 2012, №10. С. 8.

2. Дмитрий Медведев встал к станку. Газ. «Бакинский рабочий». 3 августа, 2013. «РБК дейли».

3. Джабиев Р. Проблемы модернизации производства на инновационной основе в промышленности Азербайджана» // Общество и экономика. 2012, №2. С. 87-98.

4. Иноземцев В. Свобода торговли всегда ориентирована на потребителя // Экономические новости России и содружества. №16, август 2012. С. 5.

5. Ушачев И.Г. О мерах по обеспечению конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО // Материалы международной научно-практической конференции. - Баку, 2012. С. 49-50.

6. Козловский Е.А. ВТО и МСК. Экономические стратегии 2012, №5. С. 46.

7. Ушачев И.Г. О мерах по обеспечению конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО. Материалы международной научно-практической конференции. - Баку, 2012. С. 44, 47.

8. Газ. Зеркало. - Баку, 29 сентября 2012.

Казахстан на пороге ВТО

Казахстан рассчитывает вступить во Всемирную торговую организацию в нынешнем году. Активные действия в этом направлении ведутся этой страной уже много лет и находятся на последнем этапе. Есть предположения, что в течение 2014 г. будут закончены все переговорные треки по товарам, услу-

гам, сельскому хозяйству и по системным вопросам. В целом на сегодняшний день они практически закрыты. Остались два вопроса, связанных с тарифной гармонизацией при вступлении Казахстана в ВТО и с местным содержанием, которые также близки к завершению. ■

Процесс вступления Беларуси в ВТО

^^ время визита в Брюссель 21 января состоялась встреча заместителя министра иностранных дел Беларуси Александра Гурьянова с заместителем генерального директора по торговле Европейской комиссии Питером Балашем. На встрече обсуждался процесс вступления нашей страны в ВТО, рассмотрены вопросы взаимодействия между Беларусью и ЕС в торгово-экономической сфере. Александр Гурьянов также провел перегово-

ры с директором департамента России, Восточного партнерства, Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннаром Вигандом. Стороны обсудили возможности привлечения технической помощи ЕС, в том числе в сфере укрепления экспортного потенциа ла республики.

Подготовила Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.