126
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
• Контроль за соблюдением нормативных требований к условиям организации образовательного процесса (создание условий для реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО).
• Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работникам ДОУ.
• Развитие взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.
В состав функций Совета ДОУ входят:
• Рассмотрение, обсуждение и рекомендация к утверждению на педагогическом совете ДОУ основной образовательной программы, программы развития, проекта годового плана на текущий год.
• Рассмотрение, обсуждение и рекомендации к утверждению Устава ДОУ и изменений в Устав и другие локальные акты [2].
Организация управления Советом ДОУ осуществляется со стороны первого руководителя. В состав Совета ДОУ входят представители всех категорий работников: педагоги, вспомогательный и обслуживающий персонал, представители администрации и общественности. На заседания Совета ДОУ приглашаются представители учредителя (Главный бухгалтер по вопросам оплаты труда в новых условиях финансирования; председатель районной профсоюзной организации), общественных организаций (представители депутатского корпуса).
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Морозова Лада Владимировна
Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта СЗИУ, РАНХиГС при Президенте Российской
Федерации, г. Санкт-Петербург Морозов Олег Германович
Заместитель руководителя, Государственного бюджетного учреждения, Ленинградской области, «Центра спортивной подготовки по волейболу»
Таким образом, реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивается взаимодействием государственных и общественных структур, деятельность которых регламентируется федеральными нормативными документами. Локальными актами дошкольной образовательной организации.
Литература
1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие. -Саратов, 2006.
2. Аникеева Н.В.Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении //Нововведения в управлении образованием / под ред. А.М.Моисеева.- М., 2004.
3. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения: монография/В. Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф Ильясов и др.; науч.ред. : В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова. -Челябинск: ЧИППКРО, 2012.-240с.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
АННОТАЦИЯ
Авторы статьи рассматривают формы и методы интерактивного обучения в образовательном процессе по физическому воспитанию в вузах. Актуальность применения интерактивных технологий обусловлена требованиями, которые предъявляет ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы через формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
ABSTRACT
Authors of article consider forms and methods of interactive training in educational process on physical training in higher education institutions. Relevance of application of interactive technologies is caused by requirements which are imposed by FGOS to results of assimilation of the main educational program through formation of common cultural and professional competences.
Ключевые слова: компетенция, физическое воспитание, инновации, интерактивные технологии, модернизация, мотивация, контакты.
Keywords: competence, physical training, innovations, interactive technologies, modernization, motivation, contacts.
Главной целью высшего образования является подготовка высокопрофессиональных, конкурентоспособных квалифицированных кадров, способных обеспечивать социально-экономическое и культурное развитие нашей страны, независимо функционировать в условиях рыночной экономики по выбранной специализации.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Наряду с традиционными и известными образователь-
ными системами и формами организации учебного процесса по физическому воспитанию на первый план были поставлены приоритеты развития общекультурных и профессиональных компетенций.
В связи с этим приобретает актуальность внедрения в учебный процесс Северо-Западного института управления (СЗИУ) по физической культуре новых форм организации и методов формирования физической культуры студента. Система должна быть направлена на корректировку деятельности студента с традиционных целей (развитие физических качеств) на инновационные (формирование общих компетенций в области физической культуры). То
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
127
есть система должна оказать помощь студенту в выстраивании стратегии здорового образа жизни, способности управлять своим физическим состоянием в зависимости от личностных и профессиональных задач.
Формирование общих компетенций в области физической культуры ведёт к переориентации образовательного процесса с обязательным использованием ECTS как критерии академических результатов и модульных технологий организации образовательного процесса.
Компетентностный подход при организации образовательного процесса подразумевает изменение общей структуры дисциплины, форм организации как теоретических, так и практических разделов, принципов взаимодействия преподавателя и студента. И это значит, что приоритетными в работе преподавателя являются диалогические методы общения, совместные поиски истины, разнообразие творческой деятельности. Все это возможно реализовать при использовании интерактивных методов обучения [2, с. 272].
Интерактивное обучение - это способ познания, реализовываемый в виде общей деятельности преподавателя и обучающихся. Принцип интерактивной организации образовательной деятельности предполагает, что процесс обучения является целенаправленным, дифференцированным, диагностируемым и управляемым. Все участники этого процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, вместе ищут пути решения проблемы, оценивают действия однокурсников и свои личные шаги, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [1, с. 50-53].
Актуальность модернизации процесса физического воспитания и всеобщее применение активных и интерактивных технологий обучения обусловлены особенностями усваивания изучаемого материала. Из практики образовательного процесса на кафедре « Физической культуры и спорта» в СЗИУ было выявлено, что лекция (восприятие на слух) усваивается на 10-12%; презентация (зрительное восприятие) - на 40-45%, а активная деятельность студентов - более чем на 90%. Этот фактор и подтолкнул преподавательский состав нашей кафедры к совершенствованию процесса физического воспитания студентов.
Целью совершенствования процесса физического воспитания является создание доброжелательной атмосферы, когда студент испытывает свою умственную состоятельность, свою значимость, что делает сам процесс обучения более продуктивным и эффективным. В сравнении с привычными на протяжении многих лет формами проведения занятий, в интерактивном обучении устанавливаются доверительные отношения между преподавателем и обучаемым. Во время процесса активность преподавателя не может преобладать над инициативностью студента, и целью преподавателя становится дать возможным проявить студентам свою активность и предприимчивость.
При организации интерактивного обучения важно соблюдать следующие условия:
• доверительные, положительные отношения между преподавателем и студентами;
• толерантность во взаимоотношениях преподавателя со студентами и студентов между собой;
• констатация фактов из личного ("педагогического") опыта, опыта обучающихся, демонстрирование ярких примеров, образов;
• многообразие форм и методов подачи информации, видов деятельности обучающихся, их мобильность;
• введение внешней и внутренней мотивации деятельности.
Педагогический процесс физического воспитания студентов с применением интерактивных образовательных технологий предполагает совершенно новую от привычной логику образовательного процесса. В её сути лежит формирование иного опыта и его теоретического понимания через применение. Интерактивное обучение усиливает мотивацию и повышает заинтересованность студентов в обсуждение проблем, что дает эмоциональный заряд к дальнейшей активности студентов в поиске решения, стимулирует их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным и предметным. Интерактивные технологии помогают устанавливать личные контакты, обмениваться информацией; эффективно управлять своей деятельностью и временем, выдвигать и формулировать идеи и свои проекты [3, с. 176].
Методы интерактивного обучения применительно как при изучении теоретического материала, так и на практических учебных и самостоятельных занятиях по физической культуре. Одним из используемых интерактивных методов является метод проектов. Так, например, студентам 3 курса, студентам вечернего и заочного обучения, которые уже сформировали некоторые представления о проведении занятий, их целях и т.д., предложено спроектировать занятие (подготовить обдуманный и обоснованный план занятия), соответствующее поставленным целям и задачам. Этот метод очень эффективен при работе в тренажерном зале. Подобные проектные занятия позволяют студентам более глубоко понять, для чего необходимы те или иные тренажёры, упражнения, и какое влияние они оказывают на организм.
В организации образовательного процесса специальных медицинских групп (СМГ) также эффективны интерактивные формы обучения. Студенты распределяются по минигруппам в зависимости от заболеваний. Далее преподаватель лишь регулирует процесс: подготавливает необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. С помощью компьютерных технологий удобно проводить контроль над выполнением письменных заданий таких как:
• описание этиологии имеющегося заболевания;
• написание двигательных противопоказаний и рекомендаций по заболеванию;
• описание возможных осложнений при несоблюдении двигательного режима;
• ведение дневника самостоятельного обследования и самоконтроля;
• методические разработки занятий физическими упражнениями при имеющемся заболевании;
• составление комплекса корригирующих упражнений по диагнозу.
Такой формат занятий помогает налаживать эмоциональные контакты между учащимися, снимает нервную нагрузку обучающихся, тем самым обеспечивает выполнение воспитательных задач.
И в заключении можно сделать вывод, что внедрение интерактивных методов в образовательный процесс по физическому воспитанию позволяет улучшить контроль над усвоением знаний и способность применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях. Интерактивные технологии формируют устойчивую потребность в занятиях физической культурой и в дальнейшем мотивируют студентов придерживаться здорового образа жизни.
128
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Список литературы
1. Куликова Л.Г. Научно-исследовательская деятельность студентов в вузе на основе интерактивного подхода // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2011. - № 9. - с. 50-53.
2. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ.
пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 272с.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения.- М.: Академия,2008.-176с.
КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ (LLL): ОТ ТЕОРИИ
К ПРАКТИКЕ
Надеждина Елена Юрьевна,
Канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Национальный исследовательский Томский государственный
университет, г. Томск, Шатурная Елена Алексеевна,
Канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Национальный исследовательский Томский государственный
университет, г. Томск, Штогрина Юлия Ивановна,
Старший преподаватель кафедры социальных наук, Национальный исследовательский Томский государственный
университет, г. Томск,
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается актуальность концепции обучения в течение всей жизни в Российском образовании. Особое внимание авторы статьи уделяют концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы, которая стала основополагающей при создании программы дополнительного профессионального образования «Английский язык для профессиональных целей в сфере бизнеса и инноваций», реализуемой на базе международного факультета управления Национально Исследовательского Томского Государственного университета при поддержки проекта Европейского союза 544283-TEMPUS-1-2013-1-ES-TEMPUS-JPHES «Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни».
ABSTRACT
The article discusses the relevance of the lifelong learning concept in the Russian education. Particular attention is paid to the concept of the federal program of education on the years 2016-2020, which was fundamental in creating additional vocational training course "English for professional purposes in the field of business and innovation", realized on the basis of International Department of Management of the National Research Tomsk State University under the support of EU project 544283-TEMPUS-1-2013-1-ES-TEMPUS-JPHES «Lifelong Language Learning University Centre Network for New Career Opportunities and Personal Development».
Ключевые слова: «Образование в течение всей жизни», программа дополнительного профессионального образования, английский в сфере бизнеса и инноваций.
Keywords: Life Long learning, a program of additional vocational training, English in the sphere of business and innovation.
Образование играет принципиально новую роль в современном мире. Сегодня именно идеология непрерывного образования концептуально определяет образовательную мировую политику. В России изменение системы образования связано также с внутренними политическими и социально-экономическими трансформациями, которые предъявляют образовательной сфере новые условия существования. В частности, особого внимания заслуживает обучение взрослых. Как известно, идея «учиться всю жизнь» родилась на Западе и там успешно реализуется, обеспечивая человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста.
Согласно статистическому ежегоднику «Образование в Российской Федерации: 2007» в разделе непрерывное образование (включая статистику образования взрослых), в России непрерывным образованием охвачено 22,4 процента взрослого населения. Но достоверность этой цифры вызывает сомнения по нескольким основаниям.
1. В Национальном докладе на КОНФИТЕА VI приводятся другие данные. Там сказано, что всеми формами образования взрослых охвачено около 30 процентов населения России [1]
2. Все показатели, имеющие отношение к нашей стране, за исключением формального образования, примерно в два раза ниже средневропейских и в три-четыре раза отстают от лидирующей группы. Обращение к Методологическим комментариям по разделу «Непрерывное образование» выявило, что по европейским странам представлены данные Евростата за 2003 год (http://epp.eurostat.ec.europa.eu), а по России - данные исследования «Непрерывное образование», проведенного ГУ-ВШЭ в 2006 году, следовательно, отставание еще более серьезное.
3. Классификация форм образования не совпадает с той, которую использует EUROSTAT. Четко выделенное дополнительное профессиональное образование, значительный объем которого сертифицирован и, в соответствии с нашим законодательством, завершается выдачей государственных документов, должно быть отнесено к формальному, а самообразование - к информальному. Но самообразование в нашей стране трактуется как неформальное индивидуальное обучение, которое, в отличие от формального и дополнительного образования, не