Научная статья на тему 'Концепция обучения в течение всей жизни (lll): от теории к практике'

Концепция обучения в течение всей жизни (lll): от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Образование в течение всей жизни» / программа дополнительного профессионального образования / английский в сфере бизнеса и инноваций / Life Long learning / a program of additional vocational training / English in the sphere of business and innovation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надеждина Елена Юрьевна, Шатурная Елена Алексеевна, Штогрина Юлия Ивановна

В статье рассматривается актуальность концепции обучения в течение всей жизни в Российском образовании. Особое внимание авторы статьи уделяют концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы, которая стала основополагающей при создании программы дополнительного профессионального образования «Английский язык для профессиональных целей в сфере бизнеса и инноваций», реализуемой на базе международного факультета управления Национально Исследовательского Томского Государственного университета при поддержки проекта Европейского союза 544283-TEMPUS-1-2013-1-ES-TEMPUS-JPHES «Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надеждина Елена Юрьевна, Шатурная Елена Алексеевна, Штогрина Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the relevance of the lifelong learning concept in the Russian education. Particular attention is paid to the concept of the federal program of education on the years 2016-2020, which was fundamental in creating additional vocational training course "English for professional purposes in the field of business and innovation", realized on the basis of International Department of Management of the National Research Tomsk State University under the support of EU project 544283-TEMPUS-1-2013-1-ES-TEMPUS-JPHES «Lifelong Language Learning University Centre Network for New Career Opportunities and Personal Development».

Текст научной работы на тему «Концепция обучения в течение всей жизни (lll): от теории к практике»

128

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список литературы

1. Куликова Л.Г. Научно-исследовательская деятельность студентов в вузе на основе интерактивного подхода // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2011. - № 9. - с. 50-53.

2. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ.

пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 272с.

3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения.- М.: Академия,2008.-176с.

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ (LLL): ОТ ТЕОРИИ

К ПРАКТИКЕ

Надеждина Елена Юрьевна,

Канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Национальный исследовательский Томский государственный

университет, г. Томск, Шатурная Елена Алексеевна,

Канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Национальный исследовательский Томский государственный

университет, г. Томск, Штогрина Юлия Ивановна,

Старший преподаватель кафедры социальных наук, Национальный исследовательский Томский государственный

университет, г. Томск,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается актуальность концепции обучения в течение всей жизни в Российском образовании. Особое внимание авторы статьи уделяют концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы, которая стала основополагающей при создании программы дополнительного профессионального образования «Английский язык для профессиональных целей в сфере бизнеса и инноваций», реализуемой на базе международного факультета управления Национально Исследовательского Томского Государственного университета при поддержки проекта Европейского союза 544283-TEMPUS-1-2013-1-ES-TEMPUS-JPHES «Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни».

ABSTRACT

The article discusses the relevance of the lifelong learning concept in the Russian education. Particular attention is paid to the concept of the federal program of education on the years 2016-2020, which was fundamental in creating additional vocational training course "English for professional purposes in the field of business and innovation", realized on the basis of International Department of Management of the National Research Tomsk State University under the support of EU project 544283-TEMPUS-1-2013-1-ES-TEMPUS-JPHES «Lifelong Language Learning University Centre Network for New Career Opportunities and Personal Development».

Ключевые слова: «Образование в течение всей жизни», программа дополнительного профессионального образования, английский в сфере бизнеса и инноваций.

Keywords: Life Long learning, a program of additional vocational training, English in the sphere of business and innovation.

Образование играет принципиально новую роль в современном мире. Сегодня именно идеология непрерывного образования концептуально определяет образовательную мировую политику. В России изменение системы образования связано также с внутренними политическими и социально-экономическими трансформациями, которые предъявляют образовательной сфере новые условия существования. В частности, особого внимания заслуживает обучение взрослых. Как известно, идея «учиться всю жизнь» родилась на Западе и там успешно реализуется, обеспечивая человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста.

Согласно статистическому ежегоднику «Образование в Российской Федерации: 2007» в разделе непрерывное образование (включая статистику образования взрослых), в России непрерывным образованием охвачено 22,4 процента взрослого населения. Но достоверность этой цифры вызывает сомнения по нескольким основаниям.

1. В Национальном докладе на КОНФИТЕА VI приводятся другие данные. Там сказано, что всеми формами образования взрослых охвачено около 30 процентов населения России [1]

2. Все показатели, имеющие отношение к нашей стране, за исключением формального образования, примерно в два раза ниже средневропейских и в три-четыре раза отстают от лидирующей группы. Обращение к Методологическим комментариям по разделу «Непрерывное образование» выявило, что по европейским странам представлены данные Евростата за 2003 год (http://epp.eurostat.ec.europa.eu), а по России - данные исследования «Непрерывное образование», проведенного ГУ-ВШЭ в 2006 году, следовательно, отставание еще более серьезное.

3. Классификация форм образования не совпадает с той, которую использует EUROSTAT. Четко выделенное дополнительное профессиональное образование, значительный объем которого сертифицирован и, в соответствии с нашим законодательством, завершается выдачей государственных документов, должно быть отнесено к формальному, а самообразование - к информальному. Но самообразование в нашей стране трактуется как неформальное индивидуальное обучение, которое, в отличие от формального и дополнительного образования, не

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

129

удостоверяется получением диплома или иного документа.

На наш взгляд попыткой разрешить вышеупомянутые разногласия является распоряжение об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы [2]. В ее рамках будут реализованы комплексные проекты по созданию и внедрению новой структуры вузов, а также модернизированы технологии заочного образования. Целью концепции является "обеспечение условий эффективного развития российского образования, формирование конкурентоспособного человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном".

Концепция включает в себя пять основных задач. Среди них:

- создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;

- развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;

- реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;

- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов. Концепцией предусматривается включение в Программу комплексных проектов по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов, модернизации технологий заочного образования, переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками, реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, совершенствованию системы оценки качества профессионального образования, привлечению работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций.

Попыткой решения одной из вышеперечисленных задач в рамках языкового образования является проект Европейского союза 544283-TEMPUS-1-2013-1-ES-TEM-PUS-JPHES «Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни», реализуемый авторами на базе международного факультета управления Национально Исследовательского Томского Государственного университета. В рамках данного проекта была разработана и реализуется программа дополнительного профессионального образования «Английский язык для профессиональных целей в сфере бизнеса и инноваций», объемом 120 часов. Программа содержит профессионально-ориентированный иноязычный

материал, необходимый для формирования коммуникативной иноязычной компетенции во всех видах речевой деятельности и направлена на совершенствование коммуникативных навыков, необходимых для успешного профессионального общения на иностранном языке (английский). Программа предполагает погружение в речевую среду английского языка, обучение официально-деловой и профессионально-деловой устной и письменной коммуникации, формирование профессиональных навыков составления и перевода документов, ведения переговоров, проведения заседаний, дискуссий, пресс-конференций и презентаций на английском языке, спонтанное общение в диалогических профессионально-деловых ситуациях. Цель программы формирование и совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции слушателей. Актуальность программы обусловлена острой необходимостью осуществления межъязыковой и межкультурной коммуникации на иностранном языке в конкретных профессиональных, деловых, и научных сферах для укрепления экономических связей путём интеграции российского предпринимательства в мировые финансовые структуры, развития дружественных связей граждан Российской Федерации с населением зарубежных стран. Программа имеет модульную структуру, в ней отражены современные тенденции языкового профессионального образования в рамках концепции LLL, а именно:

- подход к обучению как к процессу преобразования жизненного и профессионального опыта

- большой акцент делается на самообразовании, преподаватель лишь организатор процесса

- переход к модульному принципу построения образовательных программ

- широкое использование новых образовательных технологий, интерактивных форм обучения, проектных методов.

Программа рассчитана на широкое использование современных технических средств обучения, использование информационных и коммуникационных технологий, позволяющих формировать индивидуальную траекторию обучения. Все аудиторные занятия проходят в классах, оснащенных аудио, видео и проективным оборудованием. Входящая, текущая и итоговая оценка знаний осуществляется по средствам образовательной платформы MOODLE. До начала обучения слушателям программы было предложено пройти входное тестирование с целью получения дополнительной информации об уровне подготовленности аудитории, выявления ожиданий слушателей и последующей адаптации практического материала к требованиям аудитории. Тест состоял из 75 вопросов и включает в себя три раздела: грамматика (40 вопросов), лексика (15 вопросов) и чтение (15 вопросов). В каждом вопросе необходимо выбрать один правильный ответ. Время тестирования - 90 минут. Дополнительно слушателям было предложено ответить на ряд вопросов, позволяющий в последствие скорректировать тематику курсов. В результате опроса был определен список модулей (Таблица 1):

Таблица 1

Наименование модулей программы

№ п/п Наименование модулей (курсов) разделов и тем

I Selection of personnel

1.1 Тема 1. Процесс устройства на работу. Виды собеседований при трудоустройстве.

1.2 Тема 2. Основные приемы и методы поиска и подбора персонала. Передовые компьютерные системы подбора персонала

1.3 Тема 3. Составление резюме и сопроводительного письма.

1.4 Тема 4. Видовременные формы глагола. Словообразование

130 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

№ п/п Наименование модулей (курсов) разделов и тем

II Company structure and corporate culture

2.1 Тема 1. Виды компаний и формы собственности. Предпринимательство: примеры мирового успеха.

2.2 Тема 2. Корпоративная культура: виды и особенности.

2.3 Тема 3. Видовременные формы глагола: Past Tenses. Речевые клише

III Business communication

3.1 Тема 1. Язык и культура организации: проведение деловых встреч, переговоров и ведение протокол совещаний.

3.2 Тема 2. Телеконференция. Беседа по телефону.

3.3 Тема 3. Условные предложения. Речевые клише.

IV International Business Style

4.1 Тема 1. Культурные стереотипы и ценности. Культурные особенности принятия решений и подписания контрактов..

4.2 Тема 2. Гостеприимство и неформальное общение в международном бизнесе

4.3 Тема 3. Пассивный залог. Фразовые глаголы.

V Business correspondence

5.1 Тема 1.Основы бизнес корреспонденции: знакомство с различными типами писем

5.2 Тема 2. Структура формального и неформального делового письма

5.3 Тема 3. Речевые клише, используемые в бизнес корреспонденции

VI Information systems and communication

6.1 Тема 1. Информационные системы и коммуникация

6.2 Тема 2. Средства массовой информации и бизнес.

6.3 Тема 3. Фразовые глаголы. Сравнительные конструкции. Вводные слова.

В результате более 40 сотрудников инновационных предприятий г. Томска и Томской области смогли пройти обучение в 3 пилотных группах. 89% слушателей отметили максимальную приближенность тематики курсов к сфере их практической деятельности; пригодность результатов к практическому внедрению, развитию и совершенствованию после окончания обучения. Анкетирование слушателей позволило оценить и подтвердить жизнеспособность и востребованность создания подобных программ и определить дальнейшие перспективы. Одной из возможных перспектив является развитие взаимодействия с региональными центрами UNICO, созданных в рамках вышеупомянутого проекта. Региональные центры UNICO представлены в шести субъектах Сибирского Федерального округа Российской Федерации (Томск, Барнаул, Кемерово, Новосибирск, Красноярск и Чита), а также в Кыргызстане (Бишкек и Нарын), Таджикистане (Душанбе).

Взаимодействие будет направленно на создание и распространение структурных и технологических инноваций в языковом профессиональном дополнительном образовании, обеспечивающих высокую мобильность специалистов на рынке труда.

Список литературы

1. Развитие и состояние дел в области образования взрослых//Национальный доклад РФ. URL: http://www.unesco.org/es/ confinteavi/national-repo-rts/ europe-and-north-america, с. 2. (дата обращения 19.08.2015)

2. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы// URL: http: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 17.08.2015)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Невзорова Ирина Борисовна

преподаватель Мурманского колледжа экономики и информационных технологий

АННОТАЦИЯ

Обозначена специфика формирования готовности будущих техников-программистов к профессиональной деятельности в процессе обучения математике в контексте компетентностного подхода.

ABSTRACT

Specificity offormation of readiness of the future engineers-programmers to professional work in teaching mathematics in the context of competence approach.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, общие и профессиональные компетенции, ком-петентностный подход

Keywords: readiness to professional activity, and overall professional competence, competence approach

Социально-экономическая обстановка, складываю- определило социальный заказ перед организациями СПО

щаяся на данном этапе развития общества, выявило серь- на подготовку специалистов среднего звена, удовле-езную проблему российской экономики, как нехватка творяющими требованиям работодателей, быть конку-высококвалифицированных кадров на рынке труда. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.