Научная статья на тему 'Инновационный подход в обучении изобразительной деятельности младших школьников, направленный на развитие композиционного мышления'

Инновационный подход в обучении изобразительной деятельности младших школьников, направленный на развитие композиционного мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигинцева О. Н.

В статье рассматриваются методические положения авторской разработки поурочного планирования по программе общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», представляющие актуальность в современных условиях начальной школы. Даются понятия композиции и композиционного мышления. В основной части статьи раскрываются ресурсы компьютерных технологий в обучении. Далее рассматриваются примеры заданий и форм уроков, расширяющие кругозор младших школьников в области композиции в логической последовательности базовой программы по четырём годам обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в обучении изобразительной деятельности младших школьников, направленный на развитие композиционного мышления»

2. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. -Москва-Белгород, 1993. - 208 с.

3. Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности / Л.И. Рувинский. - М.: Мысль, 1984. - 140 с.

4. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В.Э. Чудновский. - М., 1986. - С. 75-76.

5. Чудновский, В.Э. Нравственная устойчивость личности / В.Э. Чудновский. - М.: Педагогика, 1981. - С. 25-27.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ

© Чигинцева О.Н.*

Институт психологии и педагогики детства Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются методические положения авторской разработки поурочного планирования по программе общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», представляющие актуальность в современных условиях начальной школы. Даются понятия композиции и композиционного мышления. В основной части статьи раскрываются ресурсы компьютерных технологий в обучении. Далее рассматриваются примеры заданий и форм уроков, расширяющие кругозор младших школьников в области композиции в логической последовательности базовой программы по четырём годам обучения.

В учебно-воспитательном процессе устаревшие подходы и формы обучения часто способствуют торможению развития мышления учащихся. В нашей авторской разработке поурочного планирования по программе общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», написанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского [1], мы сохраняем инвариантную часть программы (цели, задачи, содержание, логическую последовательность ведения занятий) и предлагаем новый подход в обучении изобразительной деятельности, направленный на развитие композиционного мышления.

♦ Старший преподаватель кафедры Эстетического воспитания

Композиционное мышление является одним из видов художественно -образного мышления. На это центральное в изобразительном искусстве и его преподавании понятие указывают такие художники и искусствоведы, как: Н.Н. Волков, Б.М. Неменский, А.В. Свешников, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов и др. Этот термин более наглядно определяет связь процесса изображения на плоскости и основных законов композиции.

Согласно определению в эстетическом словаре, композиция рассматривается как «значимое соотношение частей художественного произведения» [4, С. 155]

При рассмотрении предложенной нами педагогической проблемы обучения изобразительному искусству через композицию мы предлагаем следующее определение композиционного мышления. Это вид художественно-образного мышления, направленный на экспериментирование с пространственной организацией отдельных частей внутри целого, обусловленный закономерностями композиции, ведущий к созданию целостного образа мира. Композиционное мышление раскрывается поэтапно в трёх слоях композиции: линейном, цвето-тональном и содержательном.

Для развития композиционного мышления младших школьников мы учитываем особенности их зрительного восприятия и мышления. Отметим, например, такие особенности, как: эмоциональное переживание удовольствия или неудовольствия от восприятия изображенного события, неустойчивость внимания младшего школьника, быстрая утомляемость, увлечённость процессом рисования, лепки, конструирования, сочинительства. Раскрытие программных тем имеет качественное различие по уровням, соответствующим годам обучения: уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений, изобразительной деятельности, переплетающейся с игрой и фантазией - для первоклассников; уровень понятийных знаний, осознанного решения композиционных задач в практической деятельности - для учащихся остальных классов начальной школы.

Анализируя процесс обучения изобразительной деятельности младших школьников в современных условиях, мы пришли к необходимости более полного раскрытия потенциала компьютерных технологий. По мнению педагога Т.В. Селивановой: «Включение в художественное образование компьютера как информационного ресурса, инструмента для творчества и средства обучения видится наиболее перспективным и эффективным методом воспитания самомотивирующегося, креативного и компетентного ученика» [3].

В нашем понимании, компьютер как информационный ресурс помогает создавать презентации PowerPoint для проведения бесед с привлечением самого разнообразного наглядного материала в электронном виде. Зрительный ряд может быть организован на основе книжных иллюстра-

ций, репродукций произведений, представляющих все виды и жанры исторического наследия изобразительного искусства. Кроме того, компьютер используется как средство диагностики и проведений мониторинга развития композиционного мышления ребёнка.

Компьютер как средство обучения даёт возможность наглядно сопоставлять различные средства композиции, например, контраст и нюанс, вертикальный и диагональный ритм, симметрию и асимметрию; ставить композиционную задачу; создавать яркие и эффективные обучающие продукты. Использование интерактивной доски с подключением графических программ (например, CorelDraw, AdobePhotoshop) помогает на этапе объяснения нового материала или закрепления изученного. Это средство обучения быстро изменяет характеристики формы, перемещает объекты, варьирует цветовую гамму.

Компьютер становится инструментом для творчества в специально организованной учебной среде, создающей условия для выполнения учащимися некоторых заданий в компьютерной графике, предлагаемых в нашем электронном учебном пособии.

Перейдём к рассмотрению особенностей заданий, демонстрирующих инновационный подход в преподавании изобразительного искусства по этапам обучения в начальной школе.

Содержательная направленность программы первого года обучения связана с обогащением представлений о пространстве и цвете в мире живой и неживой природы. Содержание каждого из четырех разделов программы Б.М. Неменского для первого класса [1, С. 13-25] раскрывается нами по-новому - через переживание ритма, контраста, симметрии, которые присущи восприятию пространства детьми и доступны для изучения в реальном мире и в искусстве. Урок в первом классе предлагается начинать в игровой форме, что позволяет выдумывать «оживляющие» детали, ассоциативно связанные с учебным заданием по композиции.

Задания, расширяющие кругозор младших школьников в области композиции, формулируются следующим образом: «Изобразить радость и грусть с помощью озорных и плавных линий (разных видов ритма)», «Украшение крыльев бабочки с использованием резко отличающихся цветов и форм (контраста) или похожих друг на друга цветов и форм (нюанса)», «Изображение дома в виде буквы алфавита, имеющей одинаковые правую и левую части (симметрия строения) или резко отличные правую и левую части (несимметрия)».

Во втором классе основными направлениями обучения становятся: развитие образного восприятия пространства; формирование представлений о вымышленном и реальности в сказке и мире; развитие образного восприятия цветовой композиции: цвет и музыка, цвет и настроение.

Задания для второго класса [1, С. 25-35] основаны на изучении композиции в связи с закономерностями ритма, контраста, симметрии. Для

ознакомления с ритмом в природе и искусстве в наших авторских разработках предлагаются задания: «Украшение воротничка для платья, подзора, кокошника, закладки для книги узором заданной формы с использованием двух видов ритма», «Изображение весенних ручьёв: задумчивых и стремительных с использованием двух видов ритма». Для изучения контраста в природе и искусстве разработаны следующие задания: «Изображение осеннего леса в контрастной и нюансной гамме», «Украшение богатырских доспехов, кокошников, воротников заданной формы с использованием контраста или нюанса в цвете и форме». Рассматривая симметрию в природе и искусстве, мы предлагаем такие задания: «Изображение сказочных, несуществующих животных, птиц и даже растений с применением симметрии и несимметрии в строении фигур», «Конструирование ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения с применением симметрии и несимметрии в форме и украшении».

В программе для третьего и четвертого классов обозначено направление более полного ознакомления с композиционными средствами в природе и искусстве.

В третьем классе акцент переносится на освоение пропорциональных отношений: «больше-меньше», «выше-ниже», во сколько раз, «мера всех вещей - человек», «золотое сечение»; пространственного расположения форм в природе и в искусстве; воспитание восприимчивости к ощущению света и цвета, заложенной в произведениях изобразительного искусства различных жанров. Темы, предлагаемые в базовой программе для третьего класса [1, С. 35-45], рассматриваются сквозь призму композиционных закономерностей. Формулировки заданий приобретают большую определённость благодаря акцентированию одного средства композиции, например, пропорций: «Изучение и изображение архитектурного памятника с учётом пропорциональных отношений в композиции фасада», «Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления с учетом пропорций в фигуре клоуна» и др. Часть заданий целесообразно рассмотреть с точки зрения передачи светотени: «Создание проекта оформления витрины магазина с учётом освещённости товара», «Создание праздничного или тихого, грустного натюрморта с передачей светотени предметов» и др. Некоторые темы заданий неизбежно затрагивают проблему передачи пространственных отношений в изображении: «Изображение парка, сквера с передачей перспективных сокращений природных и искусственных объектов», «Изображение музейного интерьера с фигурами зрителей с выделением трёх перспективных планов».

Для обогащения пространственных представлений предлагается использовать форму уроков, которая бы создавала условия для эксперимента с различными характеристиками пространства. Например, совершая символическое движение по продуманным маршрутам с помощью гео-

графической карты, краткого содержания книги, картины, фильма, информации о музейных сокровищах, о морском дне, мы выбираем форму уроков-путешествий. «Заочное» проживание маршрута каждым учеником в коллективном путешествии активизирует работу воображения.

В наших авторских разработках для четвёртого класса учебный материал подаётся в логической последовательности базовой программы [1, С. 45-59], но приобретает конструктивность за счёт ознакомления школьников со следующими категориями композиции. При рассмотрении равновесия в природе и искусстве учащимся предлагается выполнить следующие задания: «Изображение природы через детали, характерные для японских художников с передачей равновесия двух элементов композиции - ветки дерева и птицы и т.п.», «Изображение фигур олимпийских спортсменов в движении с передачей динамики композиции». Понятие стиля и его особенностей по отдельным историческим эпохам раскрывается в следующих заданиях: «Изображение женских и мужских образов с передачей элементов костюма и орнамента в русско-византийском стиле», «Поэтапная работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения готического стиля в архитектуре, одежде человека, его окружении». Гармония в природе и искусстве рассматривается как обобщение всех изученных средств композиции. Итог раскрывается в таких заданиях, как: «Изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу на основе гармонии всех средств композиции», «Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево), с противопоставлением гармонии и диссонанса» и др.

Для активизации композиционного мышления предлагается такая форма обобщающего занятия, как уроки-путешествия во времени. Нами разработаны компьютерные презентации для информационного обеспечения этих уроков по темам: «Эволюция композиционных представлений в истории живописи и графики», «История анималистического жанра», «История портрета», «История пейзажа».

Идея развития композиционного мышления особенно актуальна в современных условиях художественного образования в начальной школе, так как позволяет учащимся в процессе изобразительной деятельности экспериментировать с линиями и цветом; приучает мыслить категориями композиции; развивает диалогичность общения; умение сравнивать несколько вариантов решения одной и той же изобразительной задачи; даёт детям первичные навыки художественной работы в компьютерной графике. В целом инновационный подход направлен на поиск эффективного содержания, методов, форм деятельности, сотрудничества, педагогического экспериментирования и постоянной диагностики.

Список литературы:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы [Текст]: Под руководством и редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008. - 142 с.

2. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

3. Селиванова, Т. В. Проблемы интеграции компьютерных технологий в творческое образование - http://www.iho-seminar.ru.

4. Эстетика [Текст]: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Шашкова Ю.Н/

Базовый межшкольный методический центр № 74329, г. Магнитогорск

Данная статья посвящена аспектам непрерывного образования: повышению квалификации инженерно-педагогических работников в методическом центре, при этом научной основой для организации личностно-профессионального роста взрослых людей является анд-рагогика.

Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль. V Международная конференция по образованию взрослых, состоявшаяся в 1997 году в Гамбурге, назвала образование взрослых «ключом XXI века».

Современное состояние образования взрослых в России таково, что оно не входит в перечень уровней государственного системы образования. Образование взрослых включено в систему непрерывного образования

♦ Заместитель руководителя по НМР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.