УДК 378
А. С. ЗАХАРЧЕНКО, т О. С. ТРЕТЬЯКОВА ■
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ
В статье раскрывается проблемы и особенности инновационного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов туриндустрии в контексте интеграции непрерывной профессиональной подготовки.
Ключевые слова: инновация, нововведение, жизненный цикл, закономерности педагогических инноваций, инновационные процессы, функции инновационного профессионального образования.
При исследовании научной проблемы инновационности управления профессиональной подготовкой в области туристского образования необходимо определить принципиальную методологическую ориентацию исследования, точку зрения, с которой рассматривается объект изучения, как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.
Современная концепция образования ставит своей целью формирование целенаправленных процессов обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающихся констатацией достижения гражданином определенных образовательных уровней. В связи с созданием единого экономического сообщества перед высшей школой стоит задача включаться в широкомасштабные интеграционные процессы, которые наблюдаются в европейской высшей школе, связанные с подготовкой специалистов высшей квалификации, разработанной в странах Западной Европы, США, Японии, Канады. Следовательно, в управлении профессиональной подготовкой в сфере туристского образования необходимо найти место в образовании мирового «социума культуры», к чему стремятся образовательные системы всех стран мира, открывая границы внутреннего рынка для сотрудничества.
Для этого необходимо выравнивание системы профессиональной подготовки на основе образовательных стандартов, унификации дипломов высшего образования. Это обеспечивает эволюционное преобразование сложившейся системы образования в принципиально новый тип, в полной мере отвечающий условиям развития демократического общества.
На современном этапе общественного развития туристское образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы туристского образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического развития региона и духовного развития личности обучающегося.
На наш взгляд, в условиях регионов наиболее приемлемой концепцией управления туристским образованием является интеграция образования, вклю-
чающая непрерывность профессионального образования: начальное — среднее — высшее, а также инновационный подход к проектированию педагогического процесса.
Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.
Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. А. И. Пригожий определяет его так: «нововведение (инновация) — это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу, организацию, поселение, общество, относительно стабильный элемент». Таким образом, нововведение рассматривается как процесс с целенаправленной деятельностью людей-ин-новаторов [1].
Исследователи инновационных процессов (А. С. Ахи-зер, А. Г. Кругликов, Н. И. Лапин, А. И. Пригожий, Б. В. Сазонов, Н. П. Степанов, В. С. Толстой, и др.) выделяют два подхода к изучению структуры инновационных процессов: предметно-феменологический или предметно-технологический на микроуровне индивидуального новшества, а также макроуровень — взаимодействие отдельных нововведений. Первый подход расчленяет структуру процесса нововведения на части, с содержательной его стороны, т.е. рассматривается некоторая новая идея, воплощающаяся в действительность. Второй подход определяется взаимодействием отдельных нововведений: их сочетанием, конкуренцией, последовательной сменой [2].
Рассматривая микроструктуру инновационного процесса, мы выделяем концепцию «жизненного цикла» нововведения, исходя из того, что нововведение есть процесс, протекающий во времени. В этом процессе можно вычленить этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание новшества: 1) рождение новой идеи или возникновения концепции новшества; 2) изобретение, т.е. создание новшества, воплощенного в каком-либо объекте; 3)мнововведе-ние, в результате которого происходит практическое применение полученного новшества; 4) распространение новшества; 5) господство новшества в конкретной области профессиональной подготовки; 6) сокращение масштабов применения новшества.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
Таким образом, нововведение мы рассматриваем как комплексный целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов учебных заведений и общества новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям системы и поиска способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности. Инновационный процесс связан с переходом в качественно иное состояние, с ревизией устаревших норм и положений, ролей, а зачастую и с их пересмотром.
Инновационный процесс обладает определенной устойчивостью благодаря наличию механизмов само-воспроизводства. Различные наборы этих механизмов и их сочетания обусловливают многообразие инновационных процессов, индивидуальный облик каждого из них. Все многообразие инновационных процессов авторы системной концепции нововведений относят к двум наиболее значимым формам: простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что новшество создается лишь в той организации, в которой его производство было впервые освоено; расширенное воспроизводство новшества, характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации.
Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику новшества, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения новшество в образовании характеризуется динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающий социум, так и обратное влияние последнего на само нововведение. Динамика этих характеристик во времени и образует жизненный цикл нововведений в области образования [1].
Полный жизненный цикл педагогических инноваций включает в себя пять стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис. Таким образом, нововведение в образовании есть динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (инновационный процесс), так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл). Структура инновационного процесса меняется по мере перехода новшества от одной стадии к другой. В свою очередь от динамических характеристик новшества зависят его конечные результаты — завершенность и эффективность. Завершенность новшества, или степень реализации его потенциала, зависит от того, насколько успешно протекают все стадии инновационного процесса. Критическим моментом является переход от простого воспроизводства к расширенному — на практике этот переход во многих случаях не осуществляется, что обусловливает незавершенность соответствующего нововведения и существование многих инновационных проблем. Эффективность нововведения в образовании — это влияние реализованного потенциала нововведения на различные параметры образовательной системы, в которой осуществляется инновационный процесс.
Рассматривая систему основных понятий педагогической инноватики, Р. Н. Юсуфбекова выделяет три блока в структуре инновационных процессов в системе образования: блок создания нового в педагогике; блок восприятия, освоения и оценки нового; блок использования и применения нового [3].
М. М. Поташник отмечает, что инновационный процесс имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре) и выделяет следу-
ющую иерархию структур: деятельностная, субъектная, уровневая, и содержательная структуры, структура жизненного цикла; управленческая и организационная структуры [4].
По сути инновационные процессы системны: они включают многие компоненты, но их простая сумма недостаточна без структурных связей и закономерностей, характеризующих инновационный процесс в целом.
В педагогических исследованиях среди закономерностей протекания инновационных процессов выделяется четыре закона: закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, закон финальной реализации инновационного процесса, закон стереотипизации педагогических инноваций, закон цикловой повторяемости и возвраща-емости педагогических инноваций. Сущность закона необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды заключается в том, что любой инновационный процесс в системе образования с неизбежностью вносит при своей реализации необратимые деструктивные изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. Закон финальной реализации инновационного процесса связан с тем, что любой инновационный процесс, в начальном звене которого находится педагогическое новшество, должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться. Закон стереотипизации педагогических инноваций состоит в том, что любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. Сущность закона цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций заключается в повторном возрождении новшества в новых условиях.
В педагогических исследованиях выделяются два типа инновационных процессов в области образования. Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств, путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. Второй тип нововведений — инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно-культивируемой междисциплинарной деятельности.
Согласно теории А. И. Пригожина, все виды нововведений можно классифицировать: по типу новшества; по механизму осуществления; по особенностям инновационного процесса [1].
В исследованиях Э. Роджерса выделяется несколько этапов восприятия новшества: этап ознакомления человека с новшеством ( awareness stage ); этап проявления интереса ( interest stage ); этап оценки (evaluation stage ); этап апробации( trial stage ); этап окончательного восприятия ( adoption stage ) [5].
Таким образом, стратегия инновационного образования предполагает мобилизацию всех социальных, коммуникационных резервов организации и самоорганизации профессиональной подготовки.
В обществе все большее распространение получает ориентация именно на инновационный тип обучения, в то время как в учебных заведениях преобладает традиционная система обучения и воспитания. Это противоречие во многом объясняет неподготовленность общества к столкновению с новыми ситу-
ациями социальной жизни, неготовность своевременно отозваться на возникновение проблемы — политической, экономической, экологической и др.
Инновационность как характеристику педагогического процесса мы относим не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам. Инновационность — это прежде всего открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного мнения. Инновационная деятельность на высоте ее конструктивных возможностей призвана осуществляться в динамике столкновения и взаимного обогащения различных «открытий», способных к самокритике и в то же время к риску принятия на себя свободы ответственности, позиций.
Как отмечает Т. Н. Третьякова, инновационная деятельность в сфере профессионального образования имеет достаточно широкий спектр конкретных областей и конкретных предметов своего приложения. Она направлена на существенное повышение качества образования и качества личности; создание новых интеллектуальных или наукоемких образовательных технологий, учебников и учебного оборудования; развитие законодательства и нормативной базы; формирование нового типа или усовершенствование образовательного менеджмента, новых научнообразовательных структур и организационных форм в системе образования; улучшение образовательных услуг, повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, конкурентоспособности образовательных учреждений, национальной системы образования в целом, а также профессиональной ориентации будущих специалистов и профессиональной адаптации выпускников [6].
Исследование показало, что профессиональное образование инновационного типа по своей сути является системообразующим, интегрирующим процессом и научным поиском, поскольку оно предполагает не только использование в учебном процессе новых научных знаний, но включает сам творческий поиск в образовательном инновационном процессе.
Таким образом, современные учебные заведения становятся мощными научно-образовательными и инновационными комплексами, центрами определяющего влияния на социально-экономическое, технологическое, образовательное и культурное развитие регионов.
Исходя из теории интегрированного маркетинга образовательных систем, предложенного Т. Н. Третьяковой, можно выделить следующие основные функции инновационного подхода к профессиональной подготовке в сфере туристского образования: сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций; проблематизация действительности, видение в ней непосредственно не воспринимаемых коллизий и несоответствий; критическое отношение к нормам; рефлексия и построение системы смыслов; открытость среде, и профессиональным новшествам в частности; творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданности; стремление к самореализации, к воплощению в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни; субъектиро-вание элемента содержания в личностно-смысловое содержание, т.е. наделение личностным смыслом [7].
Опираясь на обозначенные функции инновационного профессионального образования научная, научно-техническая и инновационная политика в системе профессионального туристского образования в регионе нами осуществляется исходя из ряда основных принципов: единство научного и образователь-
ного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции; оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления; поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-технического творчества молодежи; многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных программ; поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере; интеграция науки и образования в международное общество.
Направления научных исследований и инновационной деятельности структурного подразделения вуза, осуществляющего профессиональную подготовку специалистов туриндустрии, мы согласовываем с приоритетами федеральной и региональной научной, научно-технической и инновационной политики с учетом специфики туристского образования.
Для достижения поставленной цели мы определяем следующие основные задачи: развитие научных педагогических исследований как основы профессионального образования, базы подготовки современного специалиста; органическое сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с конкурентоспособными разработками в области образования; приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров; дальнейшее совершенствование системы планирования и финансирования инновационной деятельности структурных подразделений учебного заведения, создание условий для организационно-правовой и процессуально-деятельностной поддержки инновационных процессов на уровне кафедр и деканатов, созданных вузом; поддержка разработок в сфере профессиональных технологий с целью проектирования на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной интеграции в этой области, создание условий для возможности зарубежных стажировок; создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области педагогических инноваций, обеспечивающих повышение инновационной активности в системе образования; привлечение в систему образования дополнительных внебюджетных финансовых средств.
Реализация полноценной системы профессиональной подготовки возможна лишь в условиях интеграции образовательных программ в системе колледж-вуз-послевузовское образование. Именно такая система профессионального туристского образования создана в Уральском государственном университете физической культуры.
Внедряемая система профессиональной подготовки выражает форму обновления высшего образования, которое заключается в том, чтобы обеспечивать получение обучающимися профессии соответствующей квалификации и знаний, адекватных мировому уровню и уровню развития личности.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
Анализ показал, что в основу новой концепции российского высшего образования положен принцип приобретения студентами профессиональных компетенций в контексте единой общечеловеческой культуры. Это позволяет сформулировать другую задачу — дать основы научных знаний, научить их использовать методы социально-гуманитарных и естественно-математических наук в своей профессиональной деятельности.
Действенным инструментом изменения методов и содержания обучения являются государственные образовательные стандарты профессионального образования, которые введены в действие впервые в истории российской школы в 1995 — 1996 гг.
Как отмечает Н. И. Ковалева, в разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области туризма принимали участие лучшие профессорско-преподавательские силы вузов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Тольятти, Омска, Челябинска, Владивостока и др.
Проделанная работа по разработке российских государственных образовательных стандартов внесла существенный вклад не только в российскую высшую школу, но и в образовательную систему мирового сообщества. Стандарты профессиональной подготовки позволяют обеспечить единство образовательного пространства на территории России, создать необходимые условия для расширения академических свобод, достижения высокого качества и преемственности образования во всех регионах. Стандарты способствуют обновлению структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ, позволяют сформулировать требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по каждому из направлений гуманитарных и социальноэкономических знаний.
Они определяют уровень минимальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник вуза, чтобы получить документы о соответствующей квалификации [8].
Анализ показал, что государственные образовательные стандарты включают в себя два компонента: федеральный и региональный. Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной дисциплины образовательной программы. Он определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям).
Региональный компонент определяет ту часть содержания основных профессиональных образовательных программ, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов. Порядок установления регионального компонента государственного образовательного стандарта определяется Законом Российской Федерации «Об образовании». При этом введение регионального компонента не должно приводить к снижению уровня требований, установленных федеральным компонентом. Определенная стандартом структура и система дисциплин, с одной стороны, позволяет преодолеть однобокость в образовании, технократические тенденции в подготовке специалистов естественнонаучного и технического профиля, с одной стороны, а с другой — сократить существенный разрыв социально-гуманитарного образования от естественнонаучных и технических вопросов современной культуры.
Введение в действие государственных образовательных стандартов профессионального образова-
ния создает структуру образования, позволяющую готовить специалистов, ориентированных на деятельность как теоретического, так и практического характера, осуществлять при этом процесс обучения и воспитания в рамках целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественнонаучных и гуманитарных составляющих. Эта стратегия реализуется по многим направлениям, одно из которых — включение в основные профессиональные образовательные программы гуманитариев цикла математических и общих естественнонаучных дисциплин. Учебным заведениям предоставлена реальная возможность осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин.
Разработка регионального аспекта профессиональных образовательных программ позволила выявить и объединить усилия различных преподавателей вуза по формированию региональной составляющей, сформировать коллективное мнение ведущих профессорско-педагогических кадров по структуре образовательных программ и содержанию профессиональной подготовки, учитывающей конъюнктуру рынка труда и запросы рынка потребителей образовательных услуг. Научно обоснованная система организации профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии позволяет создавать гибкие образовательные программы, легко трансформируемые в зависимости от «сезонности» колебаний потребительского рынка труда и рынка образовательных услуг.
Библиографический список
1. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. — М., 1989. — 244 с.
2. Лапин Н. И., Пригожий А. И., Сазонов Б. В., Толстой В. С. Нововведения в организациях (Общая часть исследовательской программы) // Структура инновационного процесса. — М.: Наука, 1981. — 198 с.
3. Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М. : Высш. шк., 1991.— 316 с.
4. Поташник М. М, Хомерики О.Г. Структура инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. — 1994. - № 5.
5. Rogers E. M., Agarwala-Rogers R. Communication in Organizations. — N. Y., Free Press, 1976. — 209 р.
6. Третьякова Т. Н. Теоретические основы управления профессиональной подготовкой специалистов: Монография. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. — 292 с.
7. Третьякова Т. Н. Педагогические проблемы маркетинга образования : монография. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. — 213 с.
8. Ковалева Н.И. Учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов в области сервиса и туризма : монография. — М. : МГУС, 2006. — 154 с.
ТРЕТЬЯКОВА Ольга Сергеевна, преподаватель кафедры туризма и сервиса института туризма и социально-культурного сервиса.
ЗАХАРЧЕНКО Александра Сергеевна, преподаватель той же кафедры.
Статья поступила в редакцию 15.12.2008 г.
© А. С. Захарченко, О. С. Третьякова