Научная статья на тему 'Инновационная сущность профессионально-практической подготовки специалистов'

Инновационная сущность профессионально-практической подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова О. В.

В статье раскрывается сущность и особенности инновационного подхода к профессионально-практической подготовке будущих специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, формированию профессионально-практических умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная сущность профессионально-практической подготовки специалистов»

ББК 4481.28

ИННОВАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

О. В. Котлярова ЮУрГУ

В статье раскрывается сущность и особенности инновационного подхода к профессионально-практической подготовке будущих специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, формированию профессиональнопрактических умений и навыков.

В настоящее время подготовка специалиста высшей школы ориентируется на изменения в содержании и организации деятельности и их инновационной направленности. Поэтому деятельность педагога высшей школы напрямую связана с изменениями в методологической и технологической подготовке специалиста, т.е. с «инновационной педагогикой».

Термин «инновационная педагогика» и соответствующее направление научных исследований появились в Западной Европе и США еще в середине 60-х годов XX века. В нашей стране в течение 90-х годов были созданы Центр и Институт педагогических инноваций.

В высшей школе инновационная педагогика сталкивается со многими проблемами, главная из которых это «стандартизация» учебного плана, которая представляет собой «процесс воспроизводства одинаковых черт, характеризующих как сущность личности, так и формы ее проявления по заранее заданному образцу» [2, с. 17]. Поэтому отсутствие гибких учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, реальной возможности выбора дисциплин лишает студента способности к творчеству, к восприятию и созданию нового.

Проблема инновационной педагогики высшей школе - это поиск многообразия форм, методической реализации обучения студентов на протяжении всего пребывания их в вузе.

Анализ педагогической практики показывает, что инновация в высшей школе должна быть системной, ценностной, а также должна учитывать факторы, как собственно нововведений, так и их социокультурной среды.

Слово «инновация» - латинского происхождения, в переводе означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Нововведение (инновация) - это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу (организацию, поселение, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы [1].

Инновационный процесс имеет свой «жизненный цикл», изменяемый во времени. В научной литературе выделяют несколько этапов инновационного процесса:

1) рождение новой идеи;

2) изобретение (воплощение в какой-либо продукт-образец);

3) нововведение - практическое применение полученного новшества, его доработка;

4) распространение новшества, т.е. его широкое внедрение в новые сферы;

5) господство новшества в конкретной области (на этом этапе новшество перестает быть таковым, появляются альтернативные более эффективные замены);

6) сокращение масштабов применения новшества, связанное с заменой его новым продуктом.

Анализ научных исследований показывает, что следует выделить три этапа исследования нововведений.

Первый этап связан с изучением факторов, способствующих или препятствующих успеху нововведений, и с анализом эмпирического материала, различных классификаций новшеств.

Второй этап рассматривается как изучение собственно инновационного процесса, включая механизмы переноса нововведений из одной культурной среды в другую.

На третьем этапе анализируются различные типы инновационных ситуаций, разрабатываются методы оценки риска, формируются рекомендации в области нововведений.

Инновации всегда сопровождают педагогическую деятельность. Без нее немыслимо развитие личности.

Обозначившийся в настоящее время переходный период к новым рыночным производственным отношениям поставил ряд вопросов о необходимости новых ориентиров, которые позволили бы человеку более успешно реагировать на неожиданные, часто меняющиеся условия производственной деятельности.

Одна из задач современной высшей школы заключается в том, чтобы научить будущего специалиста адаптироваться в условиях быстрой смены поколений техники, технологий, меняющихся условий труда и производства, постоянного обновления профессиональных знаний, переоценки сложившихся стереотипов.

На сегодняшний день рынок требует специалистов с высокой профессиональной культурой и гибким мышлением, поэтому усиление профессионально-практической подготовки в университетском образовании должно быть приоритетно.

Система профессиональной подготовки для сферы социально-культурного сервиса и туризма существует более 10 лет. Однако проблема педагогической методики подготовки кадров туристских специальностей является до сих пор весьма актуальной, поскольку масштабы подготовки кадров для рынка труда значительно возросли и сегодня более 200 учебных учреждений России ведут образовательную деятельность для социальнокультурной сферы и туризма.

Мы предлагаем концептуальную модель организации и осуществления профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии в рамках теоретического обучения по основным профессиональным дисциплинам на основе требований государственных образовательных стандартов в объеме практических занятий, осуществляемых в форме выездов (практик-туров), т.е. в структуре выездных практических занятий.

Разработанная методика помогает получить определенные профессионально-практические навыки, вырабатываемые на основе приобретенных умений, которые во время профессиональной практики реализуются комплексно и становятся профессиональными навыками.

Такой подход к обучению позволяет воспитывать у студентов профессиональные ценности профессионально-практической подготовки с первого года обучения, постепенно увеличивая арсенал практических умений, которые во время профессиональной практики реализуются комплексно и становятся профессиональными навыками.

Выездные практические занятия (ВПЗ) -это активная форма практических занятий, позволяющая реализовать профессиональнопрактические навыки, базирующиеся на знаниях теоретического лекционного материала, осуществляемой самостоятельной работе студентов, должностных инструкциях и т.д.

Они (ВПЗ) представляют собой учебный тур, разработанный и реализуемый по принципу самодеятельного туризма.

Тур выездного практического занятия проводится в рамках учебного процесса и является обязательным условием для овладения студентами конкретными практическими знаниями, умениями и навыками специалистов социально-культурного сервиса и туризма в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В ходе выездных практических занятий студенты приобретают навыки и умения разработки, организации и управления учебными турами, т.е. на практике реализуется менеджмент туроперейтинга.

Менеджмент туроперейтинга осуществляется студентами старших курсов при овладении навыками специальных дисциплин: экскурсоведения, рекламной и выставочной работы, географии туризма и отдыха, организации въездного и внутреннего туризма, организации питания и размещения и т.д.

Таким образом, в учебном цикле осуществляется многофункциональная деятельность своеобразной виртуальной турфирмы, и все действия студентов - это определенные роли в деловой игре «учебный тур». При этом в действие вовлекаются одновременно студенты всех курсов.

Студенты младших курсов являются одновременно «помощниками» менеджера вир-

туальной турфирмы и потенциальными потребителями обучающих программ, т.е. «клиентами» «турфирмы».

На младших курсах (в рамках дисциплин «Введение в специальность», «Культурноисторические центры», «Курортно-рекреационные ресурсы», «Человек и его потребности») обязательным является участие в практик-туре по Уральскому региону. За I и II курс студенты обязаны посетить и практически освоить Пермскую и Свердловскую области и республику Башкирия, ресурсы которых составляют основной туристский потенциал Уральского региона. При этом туры за пределы Челябинской области являются комплексными и охватывают весь спектр услуг, представленный в туристской отрасли.

Заключительным этапом изучения туристских ресурсов Урала является посещение и освоение основных туристских объектов Челябинской области:

- курорты (Увильды, курорты Миасско-Чебаркульской зоны, Хомутининской группы, «Урал» и т.д.);

- спелеоресурсы (Серпиевские пещеры, Сикияз-Тамак, карстовый лог Шемеряк и т.д.);

- гидроресурсы (сплав по р. Ай, Юрю-зань), горнолыжные центры (Абзаково, Ад-жигардак, Миньяр, «Солнечная долина»);

- объекты экологического туризма (НП «Зюраткуль» и «Таганай», Ильменский заповедник);

- культурно-исторические центры области (Аркаим, г. Миасс, г. Златоуст, г. Магнитогорск, г. Касли, памятник ЮНЕСКО «Пороги»),

Изучение туристских ресурсов Челябинской области студенты осваивают в ходе однодневных выездов в течение учебного года (без ущерба для других учебных дисциплин), а также в «выездную» неделю, или во время II учебной практики «Туристские ресурсы», совершив комплексную экспедицию: Челябинск - г. Миасс - Ильменский заповедник - курорт Кисегач - г. Златоуст - НП «Зюраткуль» -Пороги - Серпиевские пещеры - сплав по р. Юрюзань.

В целом практика представляет собой комплексный сбор информации по всем туристским ресурсам Уральского региона (реализация практики осуществляется за 4 недели выездных практических занятий на I и II курсе).

Студенты III курса в рамках дисциплин «Сервисная деятельность» и «Связь с общественностью» участвуют в практик-туре за пределами Уральского региона (г. Казань, г. Тю-

мень, г. Тобольск, г. Санкт-Петербург, «Золотое кольцо» и т.д.), где они дают сравнительную оценку «сервиса» в региональных и федеральных масштабах. Также, изучая дисциплину «Транспортное обслуживание» и участвуя в практик-туре, студент объективно оценивает преимущества различных видов транспорта для перемещения на дальние расстояния.

На IV курсе в учебном процессе основной объем времени занимают дисциплины специализации, такие как «Технологии выездного, въездного и внутреннего туризма», «География туризма и отдыха», «Экскурсоведе-ние», «Технологии гостиничного сервиса» и др., в результате освоения которых реализуется национально-региональный компонент образовательной программы подготовки специалиста по сервису и туризму. В соответствии с требованиями ГОС ВПО, для овладения практическими навыками будущему специалисту необходимо принять участие в организации выездного практик-тура, направление которого определяется преподавателями учебного заведения, осуществляющего профессиональную подготовку в рамках рабочих программ в соответствии с профессиональнопрактической концепцией подготовки специалистов по сервису и туризму.

На V курсе студент-дипломник занимается внедрением инновационных технологий и программ на региональном рынке. Для обеспечения качественной подготовки выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом, необходимо формирование образовательной самостоятельности, которое связано с исследовательским подходом, реализуемым в ходе написания дипломной работы. Поэтому студент-дипломник самостоятельно выбирает географический регион учебного тура, изучает спрос на данное направление и занимается непосредственно разработкой, организацией и реализацией учебного практик-тура, потенциальными клиентами которого могут являться студенты «младших» курсов или туристы, привлеченные к разработанному туру, реализуемому на базе предприятия социальнокультурного сервиса и туризма.

Выездные практические занятия мы рассматриваем как инновационный процесс в системе профессионального образования, так как они являются комплексным и целенаправленным процессом распространения новшест-

ва, целью которого является удовлетворение профессиональных потребностей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям системы образования специалиста по сервису и туризму.

М.М. Поташник отмечает, что инновационный процесс имеет сложное строение, он полиструктурен (т.е. многообразен по своей структуре). Согласно его теории, мы можем утверждать, что выездные практические занятия также многообразны по своей структуре.

Здесь важна деятельностная структура, выраженная совокупностью компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.

Субъектная структура проявляется во взаимосвязи всех субъектов, принимающих участие в выездных практических занятиях: студенты-«дипломники» - менеджеры учебной поездки, студенты старших (третьего и четвертого) курсов - помощники менеджеров при организации ВПЗ, студенты младших (первого и второго) курсов - потребители туристского продукта, преподаватели вуза -осуществляют общий контроль за подготовкой и ходом ВПЗ, также в ходе практик-тура участвуют поставщики услуг (питания, размещения, транспорта, анимационных программ и т.д.).

Уровневая структура выездных практических занятий проявляется на федеральном (система ВПЗ внедрена в некоторых вузах России), региональном, городском и внутри-вузовском уровнях.

Система ВПЗ подчиняется взаимодействию четырех видов управленческих действий: планированию, организации, руководству, контролю, поэтому мы можем говорить об управленческой структуре занятий.

По типу новшества все нововведения можно разделить на две группы: материально-технические и социальные. Выездные практические занятия целесообразно отнести к социальным новшествам, так как для них характерна тесная связь с общественными отношениями, культурой региона, сильнее зависимость от личных качеств субъектов ВПЗ и т.д.

Именно на совершенствование процесса развития личности студента направлено педагогическое нововведение выездных практических занятий. Так как если бы опирались только на содержание обучения, или методы проведения занятий, не касаясь личности студента, то нарушили бы древнюю заповедь «не

навреди», и подобная инновация не могла быть в педагогике оценена положительно.

Формы, способы и сферы проявления творческих начал в педагогической деятельности неразрывно связаны с формированием педагогической культуры. Социальное взаимодействие в ходе выездных практических занятий обеспечивает актуализацию инновационной культуры личности студента и преподавателя.

Педагогическую культуру можно трактовать как сотворчество, в ходе которого создаются новые ценности. Долгое время в большинстве вузов страны поведение студентов в учебном процессе было строго детерминировано и пассивно. Эта пассивность противопоказана освоению ценностей, их можно приобрести только в условиях свободы выбора и самостоятельной стратегии получения общекультурной подготовки [2].

Мы считаем, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста по сервису и туризму, необходимо предоставить студентам возможности для самореализации, самоорганизации, самовоспитания и саморазвития. Такие возможности предоставляются при организации практик-тура, когда студент самостоятельно выбирает направление маршрута, организует технологический процесс подготовки (договоры с поставщиками услуг, разработка анимационной программы, экскурсии и т.д.), набирает группу туристов или экскурсантов, является групповодом на маршруте.

Управление выездными практическими занятиями осуществляется на четырех уровнях: целеполагающем, прогнозирующем, организационно-процессуальном и контрольно-корректирующим.

Организация выездного практического занятия начинаться с определения целей. Исходя из важности профессиональнопрактической подготовки студента, основной целью ВПЗ является освоение учащимися самостоятельно конструируемого нового опыта во время организации учебного маршрута.

Прогностический уровень позволяет обосновать возможные решения перспективного характера. Прогноз - это основанное на определенных данных предсказание, предвидение изменений в развитии факультета [3].

Прогностический уровень включает информационно-аналитическую деятельность и выбор варианта действия, заключающегося в планировании деятельности с целью воздействия на процесс.

Организационно-процессуальный уровень предполагает обеспечение реализации намеченных планов, непосредственное управление их реализацией. При организации выездных практических занятий студенты ставятся в инициативную позицию в ходе подготовки практик-тура, а преподаватель занимает позицию помощника-партнера в расширении и освоении учащимися практических навыков и умений.

Контрольно-корректирующий уровень предполагает обеспечение контроля за ходом подготовки к ВПЗ, а также итоговый контроль (проведение итоговой отчетной конференции). Он обеспечивает наличие обратной связи, самоконтроля и последующей коррекции.

В числе ключевых направлений перестройки профессионального образования выделяется интеграция образования, науки и производства, переход к новым принципам их

взаимодействия. Сближение вуза и производства, интеграция учебной, научной и производственной деятельности студентов подготовлены всей историей развития системы высшего образования и выразились в проявлении новых организационных форм и методов обучения.

Литература

1. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики / А.И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989. -198 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. По-дымова. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224 с.

3. Третьякова, Т.Н. Проблемы инновационного подхода к управлению профессиональной подготовкой студентов / Т.Н. Третьякова. - Челябинск: ЮУрГУ, 1999. -179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.