Научная статья на тему 'Инновационный подход к управлению качеством образования'

Инновационный подход к управлению качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМНЫЙ И ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / HIGHER EDUCATION / INNOVATION IN EDUCATION / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / MODELS AND METHODS FOR EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / SYSTEMATIC AND INTEGRAL APPROACH / LEARNER-CENTERED TRAINING / MODULAR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизходжаева Наиля Назыровна

В статье на материале Республики Узбекистан рассмотрены вопросы управления качеством образования. Дан всесторонний анализ по созданию и внедрению моделей управления образовательными учреждениями республиками. В статье приведены результаты разработки модели управления качеством образования в высшей школе. Рассмотрен системный подход и принцип целостности в модели управления качеством образования. Автор раскрывает возможности личностно-ориентированного обучения в управлении качеством образования. Представлены возможности модульного обучения, а также проектирования содержания обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An innovative approach to quality management education

The paper based on the material of the Republic of Uzbekistan deals with the issues of management of education quality. A versatile analysis of formation and introduction of management models for educational institutions of the republic is given. The paper describes the results of development of a model for education quality management in higher school. A systematic approach and integrity principle in the model for education quality management is considered. The author reveals possibilities of learner-centered training in management of education quality. The possibilities of modular training as well as those of design of training content are presented.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к управлению качеством образования»

УДК 370.12:378

Н.Н. Азизходжаева

Инновационный подход к управлению качеством образования

В статье на материале Республики Узбекистан рассмотрены вопросы управления качеством образования. Дан всесторонний анализ по созданию и внедрению моделей управления образовательными учреждениями республиками. В статье приведены результаты разработки модели управления качеством образования в высшей школе. Рассмотрен системный подход и принцип целостности в модели управления качеством образования. Автор раскрывает возможности личностно-ориентированного обучения в управлении качеством образования. Представлены возможности модульного обучения, а также проектирования содержания обучения.

The paper based on the material of the Republic of Uzbekistan deals with the issues of management of education quality. A versatile analysis of formation and introduction of management models for educational institutions of the republic is given. The paper describes the results of development of a model for education quality management in higher school. A systematic approach and integrity principle in the model for education quality management is considered. The author reveals possibilities of learner-centered training in management of education quality. The possibilities of modular training as well as those of design of training content are presented.

Ключевые слова: высшее образование, инновации в образовании, управление качеством образования, модели и методы управления качеством образования, системный и целостный подход, личностно-ориентированное обучение, модульное обучение.

Key words: higher education, innovation in education, education quality management, models and methods for education quality management, systematic and integral approach, learner-centered training, modular training.

Современный этап развития общества характеризуется развитием рыночных отношений, которые привели к глубоким реформам в институте образования.

Неотъемлемой частью рыночных отношений в работе образовательного учреждения становится менеджмент. Менеджмент - это управление и организация работы образовательного учреждения, имеющий своей целью качество образовательного процесса.

Особенно высокие требования предъявляются к управлению качеством высшего образования. Высшая школа является механизмом воспроизводства всей системы образования и науки.

Управлению качеством образования всегда уделяется большое внимание в работах исследователей. Авторские концепции оценки качества

образования представлены в работах А.П. Егоршина, В.Б. Моисеева, М.М. Поташника, А.И. Субетто и др. Вопросы управления качеством образования разработаны В.П. Панасюк, А.И. Субетто, М.М. Поташником.

Анализ особенностей мониторинга исследований качества образования, создание рейтинговой системы оценок вузов представлены в работах С.Е. Шишова, В.А. Кальняя, В.А. Качанова, Б.А. Прудковского.

Общим для всех направлений является стремление создать систему диагностики образования, определить параметры, показатели и характеристики, которые позволяют оценивать качество образования, осуществлять субъективный контроль и эффективное управление.

Интересные исследования моделей и методов управления качеством образования проведены в Республике Узбекистан. Образовательные процессы в Узбекистане сводятся к синтезу государственной и региональной образовательных политик и программ, направленных на удовлетворение потребностей государства, общества и личности.

В исследованиях Ш. Курбанова и Э. Сейтхалилова всесторонне рассмотрены вопросы качества образования, организации и управления образовательными учреждениями. Основная идея управления, по мнению авторов, заключается в создании условий для достижения высокого качества образования, развития личностных характеристик, способностей, таланта, активности личности в творческой деятельности как обучаемых, так и субъектов образовательного процесса.

Управление образовательным учреждением складывается из создания гибкой системы подготовки кадров, развития проектов и поддержки экспериментов с новыми педагогическими технологиями, поддержки творческой молодёжи, её социальной защищённости. Также следует эффективно использовать интеллектуальный банк педагогического персонала, материальные и финансовые средства, необходимо формировать личность в образовательном процессе, внедрять информационные технологии.

В республике проведена значительная работа по созданию и внедрению моделей управления образовательными учреждениями. Эти вопросы рассмотрены в исследованиях Р. Ахлиддинова, Р. Джураева, У. Иноятова, Ш. Курбанова, А. Найн, У. Нишаналиева, А. Орлова, Х. Рашидова, Э. Сейтхалилова и др. Широкое распространение получила линейно-штабная структура управления. В её основе лежат отношения административного подчинения линейных руководителей. При линейнооперативной модели управление образовательным учреждением происходит через создание штаба. Главное её достоинство - в возможности оперативного решения управленческих задач различной степени сложности. Недостатком является большое неконтролируемое число членов такого штаба и, как следствие, перепоручение функций управления от одного администратора к другому. В такой модели не просматривается главная задача управления - эффективность образовательного процесса

с позиций демократизации, гуманизации и качества образования. Это исследования Г.Х. Попова и Г.Л. Джавадова.

Интегральная модель управления рассмотрена в работах Т.В. Орлова. Эта модель разработана на основе требований к конечному продукту

- специалисту. Эта модель отличается комплексным характером образовательного процесса, она нацелена на развитие личности обучающегося. Интегральным критерием служит модель специалиста, выпускаемого из стен образовательного учреждения. Это обуславливается тем, что в профессиональных учреждениях существует тесный контакт теоретического и производственного обучения. Но, по мнению исследователей, считать такую модель объективной нельзя. Как свидетельствуют данные проводимых исследований, государственные образовательные стандарты предполагают разработку модели выпускника в соответствии с установленными требованиями и потребностями рынка труда. Под эти требования разрабатывается модель выпускника. Конкурентоспособность выпускника, его трудоустройство и адаптация к рынку труда может обеспечить только качество образования: уровень личностного развития выпускника, его способностей, профессиональных знаний, умения и навыков.

В исследованиях Т.В. Орлова, В.С. Лазерева и Э.А. Сейтхалилова анализируется территориально-автоматизированная система управления образовательным учреждением. В этой модели главенство принадлежит региональному компоненту стандарта. Для разработки и использования такой системы в образовательном учреждении необходимо создать достаточные условия и тогда требования каждой последующей ступени будут вытекать из предыдущей ступени. Недостатком этой модели является недостаточное внимание к качеству образования.

Э.А. Сейтхалилов, анализируя действующие модели управления образовательным учреждением, отмечает ряд недостатков. Он считает, что эти модели не в полной мере обращены к личности обучающегося и к его развитию; модели плохо контролирует качество образования; они слишком централизованы, в них мало самостоятельности на уровне заместителей директоров и руководителей структурных подразделений; они мало способствуют развитию педагогического коллектива и не обеспечивают развитие эффективных педагогических технологий; они не обладают адаптацией к изменяющимся условиям как внутренней, так и внешней среды образовательного учреждения.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что все исследования по управлению качеством образования можно разделить на две большие группы: первую группу составляют исследования описательно-

объяснительного типа, вторую группу составляют исследования формирующего типа.

Основные задачи первой группы связаны с анализом существующей практики управления, с выяснением факторов, обуславливающих различия в успешности реализации управленческих функций, с построением на

этой основе теоретических моделей, позволяющих объяснить наблюдаемые явления и выработкой рекомендаций по изменению практики управления.

Исследования формирующего типа предлагают разработку модели новой управленческой деятельности, такая модель строится от общего к частному и логика этой модели требует движения от теоретических моделей к их единичным реализациям.

Нами была предпринята попытка разработать модель управления качеством образования в высшей школе. При разработке такой модели основной целью явилось личностно-профессиональное развитие будущего специалиста.

В педагогической теории разработаны различные образовательные модели.

Модель образования как управление государственно-ведомственной организацией. В этой модели образование рассматривается как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства, определяется социальный заказ, модель специалиста, цели и содержание образования.

Традиционная модель образования является моделью систематического академического образования. В основе этой модели - способ передачи универсальных элементов культуры прошлого. Традиционалисты опираются на соблюдение и передачу известных знаний, умений и способов деятельности. Эта модель профессионального образования решает задачу формирования базовых знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей.

Модель развивающего образования предполагает организацию образования через широкую кооперацию деятельности образовательных учреждений разного типа и уровня.

Рационалистическая модель образования обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление будущих специалистов к существующему обществу. В рамках этой модели осуществляется передача и усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяли бы обучающимся безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В ходе реализации этой модели приобретается адаптивный уровень поведения. Узкий утилитаризм

рационалистической модели, отсутствие творчества, самостоятельности, ответственности педагогов и обучающихся ограничивает использование этой модели в образовании.

Феноменологическая модель образования предполагает индивидуальный характер обучения с учётом личностных особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям.

Неинституциональная модель образования ориентирована на организацию открытых негосударственных образовательных учреждений.

В основу разработанной модели управления качеством образования положена объективно существующая система. Эта модель на первой ступени предполагает предметно-преобразующую деятельность преподавателя и систему учебно-познавательной деятельности студентов. Модель строится на описании фундаментальных процессов обучения, характеризуется количественными и качественными изменениями. Структура модели может быть представлена тремя уровнями:

- первый уровень включает предметно-преобразующую деятельность преподавателя;

- второй уровень включает дидактическую систему организации учебно-воспитательного процесса;

- третий уровень включает взаимодействие участников учебного процесса - преподавателя и студентов.

Представленные уровни модели управления качеством образования образуют иерархическую структуру и в реальном образовательном процессе неотделимы руг от друга.

Содержание структурных уровней модели управления качеством образования на первом уровне обосновывают сущностные свойства про-цессаы обучения. К этим свойствам были отнесены характеристики, обеспечивающие непрерывность образования, а также его внутреннее содержание. В основе этого содержания - процесс мышления и познания. Была выявлена генетическая составляющая процесса обучения, определён состав и структура внутреннего содержания, установлен системообразующий компонент учебного процесса как целостности.

На втором этапе реализации модели управления качеством образования изучались возможные способы и варианты опосредования процессов мышления и познания в целостном процессе обучения. Был выявлен характер связи дидактических средств и содержания научного знания, состав, структура и генезис дидактической системы.

На третьем уровне учебный процесс рассматривался в его целостности, устанавливалось взаимодействие преподавателя и студентов. Приёмы деятельности преподавателя и студентов расценивались как форма выражения внутреннего содержания и сущности учебного процесса.

Три уровня разработанной модели соответствуют категориальной структуре, в которой выделены три категории: исходная, центральная и завершающая.

Исходная категория выражает субстанциональное единство всей предметной области теории. Центральная категория включает сущность, завершающая - характеризуется необходимой формой проявления сущности.

Модели управления качеством содержания образования - процесс мышления и познания. Была выявлена генетическая составляющая процесса обучения, определен состав и структура внутреннего содержания,

установлен системообразующий компонент учебного процесса как целостности.

На втором уровне реализации модели управления качеством образования изучались возможные способы и варианты опосредования процессов мышления и познания в целостном процессе обучения. Был выявлен характер связи дидактических средств и содержания научного знания, состав, структура и генезис дидактической системы.

На третьем уровне учебный процесс рассматривался в его целостности, устанавливалось взаимодействие преподавателя и студента. Приёмы деятельности преподавателя и студента расценивались как форма выражения внутреннего содержания и сущности учебного процесса.

Модель управления качеством образования опирается на позиции системного анализа и на принцип целостности. Системный подход характеризует взаимодействие системы непрерывного образования с внутренними и внешними подсистемами глобальной образовательной системы.

В модели управления качеством образования предусмотрена активность и самостоятельность действующих субъектов. Принцип системности дополнялся принципом деятельности. В содержание понятия «система» была включена динамика элементов системы, их внутреннее развитие, а также алгоритм их взаимодействия. Познавательная и пред-метно-преобразующая деятельность рассматривалась как целое, которое включало динамику и технологию осуществления деятельности в целях получения качественного нового результата.

Стержнем модели явилось содержание деятельности в структуре учебного процесса.

Деятельность в условиях учебного процесса - это взаимодействие объекта и субъекта, ориентированное на получение качественного результата, как в форме знаний, так и опыта деятельности участников процесса.

В основу деятельности нами была положена технология получения продукта деятельности. Этот подход является отличием от субъективнообъективной характеристики деятельности. Включая в модель управления качеством образования организацию познавательной деятельности, мы также предполагали формирование научных знаний, приёмы и способы их получения. Исходным явился способ познавательной деятельности, который обладает сущностными характеристиками учебного процесса, всеми его основными свойствами. Ведущими в этом ряду свойств являются его динамичность, т.е. деятельность и системность, которая включает целостность, а также генетического развитие. Процесс организации обучения осуществляется с использованием различных дидактических средств.

Модель управления качеством образования

А

К

X

Г

ю

о

о

X

л

ч

>

о

Стержневую основу дидактической системы управления качеством образования составили личностно-ориентированное профессиональное образование и технологии личностно-ориентированного обучения. Дидактическая система определялась личностно-ориентированной парадигмой профессионального образования, которая рассматривает личностноориентированное образование как особый тип образования.

Результат Мониторинг

Личностно-ориентированное обучение было направлено на развитие таких профессиональных функций специалистов, как коммуникативность, ответственность, рефлексия, работоспособность, профессиональная самостоятельность, инициативность и активность. Развитие таких качеств связано с использованием личностно-ориентированных технологий, применяемых при изучении учебных предметов.

Система управления качеством образования опирается на модульное обучение. Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б. Скиннера и получают своё теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Рассела, М. Гольдшмида, К. Курха, Г. Оуенса и др.. Интерес различных исследователей к модульному обучению обуславливается стремлением к достижению разнообразных целей.

В исследованиях М. Гольдшмида и Дж. Рассела рассматривается удобный темп обучения и подходящие для конкретной личности способы обучения. В работах Дж. Клингстеда и С. Курха рассматривается помощь обучающимся в определении сильных и слабых сторон.

Е.М. Дурко, С.И. Куликов и Г. Оуэлс интегрируют различные методы и формы обучения, И. Прокопенко, М. Чошанов и П. Юцавичене рассматривают модульное обучение как способ достижения высокого уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности.

В исследованиях М.Н. Катханова и М.А. Анденко раскрываются возможности установления междисциплинарных связей и решения проблем взаимодействия между специальными кафедрами высшей школы.

Цель модульного обучения заключается в создании наиболее благоприятных условий развития личности путём обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню её базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

В модели управления качеством образования были использованы следующие особенности модульного обучения: обязательная проработка каждого компонента дидактической системы; чёткая структуризация содержания обучения; последовательное изложение теоретического материала и система оценки и контроля усвоения знаний, позволяющая корректировать процесс обучения.

Технологичность при использовании модульного обучения определялась структуризацией содержания обучения, чёткой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы в форме модульной программы, а также вариативностью структурных организационно-методических единиц.

Теория и практика использования модульного подхода к дидактической системе управления качеством образования исходила из того, что модульное обучение основывается на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения. В процессе использования модульного

подхода к обучению осуществлялось изменение целей, содержания обучения и способов управления познавательной деятельностью.

В контексте модульного обучения дидактические цели рассматривались на трёх уровнях:

- первый уровень: оперативные учебные цели конкретных видов занятий, которые формулировались на языке знаний, умений, мыслительных операций и социально-коммуникативных навыков;

- второй уровень: учебные цели предметов, отражающие содержание и специфику самой учебной дисциплины.

Второй уровень рассматривался как комплексная дидактическая цель, которая реализовалась всей модульной программой.

- третий уровень: общепедагогические цели, отражающие модель или квалификационную характеристику специалиста и предусматривающие необходимые предметные и профессиональные знания, умения и качества личности.

Дидактические функции модульного обучения, определялись гносеологическими и операционными целями. Реализация гносеологических целей обеспечивается теоретическим содержанием учебного материала. Реализация операционных целей обеспечивается практической частью учебного содержания и предполагает формирование умений и навыков обучающихся.

Система управления качеством образования предполагает проектирование содержание обучения в соответствии с целями обучения, общедидактическими принципами и критериями. Система базируется на соблюдении принципов структуризации содержания обучения и должна быть обеспечена дидактическими материалами, проблемными и прикладными задачами.

Дидактическая система модульного обучения реализуется в соответствии с принципом структуризации. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

Принцип вариативности обеспечивает уровневую дифференциацию содержания обучения и направляется на создание условий обучаемым для индивидуального темпа продвижения по различным вариантам модульной программы.

Принцип обратной связи обеспечивает управление учебным процессом путём системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала модуля.

Реализация особенностей и специфических принципов модульного обучения обеспечивает гибкость учебного процесса, в котором используется и содержательная гибкость, и структурная гибкость. Содержательная гибкость отражается в возможности, как дифференциации, так и интеграции содержания обучения. Структурная гибкость обеспечивается динамичностью и мобильностью структуры модульной программы и возможностью гибкого расписания учебного процесса.

Основу системы управления качеством образования составляет личностно-ориентированное профессиональное образование и технологии личностно-ориентированного обучения.

Основное подходы реализации процесса личностноориентированного обучения предполагают формирование мотивации учения в процессе работы с учебным материалом; создание ситуации успеха, и творческой атмосферы, и свободы самовыражения в учебном материале; организацию изучения учебной темы как самостоятельного порождения нового опыта; сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы.

Такой подход к личностно-ориентированному обучению позволяет обеспечить вариативность содержания образования и обеспечить усиление развивающей функции содержания образования.

В ходе мониторинга определяется эффективность системы управления качеством образования.

Список литературы

1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологи и педагогическое мастерство: учеб. пособие для магистрантов всех специальностей. - Ташкент: ТГПУ имени Низами, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ахлиддинов Р. Управление образованием в Узбекистане: проблемы, поиск, решения / Р. Ахлиддинов, Д. Олдройт, А. Ходжаев, Ф. Насырова, М. Камилова. - Ташкент: ЕС - ЖАСИС, 1999.

3. Гулямитдинов С.З., Перегудов Л.В. Научно-методические основы обеспечения качеств и конкурентоспособности кадров // Таълим муаммолари. - 1998. - № 3.

4. Кваша В. Педагогические инновации как объект управленческой деятельности // Диагностика в педагогическом творчестве: сб. науч. тр. - М., 1996. - С. 37-42.

5. Курбанов Ш., Сейтхалилов Э. Управление качеством образования: моногр. - Ташкент: Шарк, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.