Научная статья на тему 'Особенности процесса моделирования системы дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования∗'

Особенности процесса моделирования системы дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования∗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рихтер Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются особенности процесса моделирования системы дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования, выделяются ее составляющие, характеризуется структура; описывается автоматизированная дидактическая система как модель педагогического процесса, формулируются принципы ее разработки, анализируются этапы создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рихтер Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса моделирования системы дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования∗»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.018.46

Рихтер Татьяна Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и физики Соликамского государственного педагогического института, [email protected], Соликамск

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса моделирования системы дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования, выделяются ее составляющие, характеризуется структура; описывается автоматизированная дидактическая система как модель педагогического процесса, формулируются принципы ее разработки, анализируются этапы создания.

Ключевые слова: дидактическое обеспечение, дистанционное обучение, модель, педагогические кадры, непрерывное образование.

Richter Tatyana Vasilyevna

Сandidate ofpedagogical sciences, associate professor of the department of mathematics and physics of Solikamsk state pedagogical institute, [email protected], Solikamsk

THE PECULIARITIES OF THE PROCESS OF MODELING THE SYSTEM OF DIDACTIC PROVIDING DISTANCE LEARNING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. In article features of process of modeling of system of didactic ensuring distance learning of pedagogical shots in the conditions of continuous professional education are considered, its com-ponents are allocated, the structure is characterized; the automated didactic system as model of ped-agogical process is described, principles of its development are formulated, creation stages are ana-lyzed.

Keywords: didactic software, distance learning, model, pedagogical staff, continuing education.

В настоящее время процесс становления решение указанной проблемы заключается

современного информационного общества в равном доступе педагогических кадров к

указывает на необходимость предоставле- открытому образовательному пространству,

ния педагогическим кадрам благоприятных направленному на воспитание социально

условий для самоопределения и самореали- активной и всесторонне развитой личности.

зации личности за счет обеспечения возмож- Одним из направлений его формирования

ности получения качественного и непрерыв- является моделирование и совершенствоного профессионального образования. На вание системы дистанционного обучения

наш взгляд, эффективное и целесообразное на всех ступенях непрерывного профессио-

* Исследование выполнено по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Исследование информационно-образовательной среды Верхнекамья в системе непрерывного профессионального образования педагогических кадров с применением дистанционных образовательных технологий»

нального образования, основанного на интерактивном синхронном или асинхронном взаимодействии объектов обучения посредством информационных и коммуникационных технологий [1].

На основе анализа имеющихся определений понятия «дистанционное обучение», а, также учитывая специфику процесса непрерывного профессионального образования педагогических кадров, будем понимать под ним независимый от пространственного и временного расположения субъектов образовательной деятельности учебный процесс, при котором взаимодействие осуществляется на основе телекоммуникационных технологий в специализированной информационно-образовательной среде с возможностью построения индивидуальной траектории обучения.

Развитие системы дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования предъявляет высокие требования к качественному уровню и научному обоснованию процессов проектирования, моделирования и реализации его дидактического обеспечения, под которым понимается учебно-методический комплекс, построенный на основе системных принципов, включающий совокупность взаимосвязанных по целям и задачам образования разнообразных видов учебной информации [2].

При построении системы дидактического обеспечения мы опирались на существующие принципы дидактики (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин, П. И. Пидка-систый и др.) и группу принципов, учитывающих специфику дистанционного обучения (А. А. Андреев, Е. С. Полат, А. В. Хуторской и др.). Основываясь на них, нами сформулированы следующие принципы разработки дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования:

- дидактической полезности (развитие личности педагога в соответствии с поставленными целями; возможность подбора, структуризации содержания и представления его в различных доступных формах с позиции требований социальной актуальности формируемой системы знаний, научно-

сти, учитывающих психофизиологические и возрастные особенности, возможности, потребности субъектов образовательного пространства);

- последовательности и системности (организация эффективной системы дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования);

- учёта специфики изучаемой предметной области и контингента обучаемых (ориентация на индивидуальные особенности обучаемых);

- гибкости, маневренности учебного процесса (модульное построение содержания, осуществление дифференциации обучения в контексте личностно-ориентированного подхода);

- педагогической целесообразности применения информационных и коммуникационных технологий (педагогическая оценка эффективности каждого шага проектирования системы дидактического обеспечения);

- мобильности обучения (создание информационных сетей, баз и банков данных, позволяющих корректировать или дополнять свою образовательную программу обучения);

- обеспечения безопасности информации (наличие организационных и технических способов конфиденциального хранения, передачи и использования определенных сведений);

- интерактивности (использование новых информационных технологий в качестве средств интерактивного общения между участниками образовательного процесса);

- индивидуализации (проведение входного и текущего контролей).

В соответствии с предложенными принципами нами выделены следующие составляющие дидактического обеспечения дистанционного обучения (ДО) педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования: содержательная и управляющая.

Основой качественного и эффективного процесса подготовки педагогических кадров в условиях дистанционного образования является наличие его модели, представляющей соответствующую информационно-пред-

метную среду, в качестве которой целесо-

Рис. 1. Структура дидактического обеспечения дистанционного обучения пе агогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования

Рис. 2. Структура автоматизированной дидактической системы

образно использовать автоматизированную дидактическую систему (АДС), синтезирующую в себе предметный дидактико-мето-дический компонент, а также многофункциональную компьютерную поддержку (рис. 2).

Функциональное обеспечение является динамической структурой и позволяет моделировать образовательный процесс. Оно включает педагогический сценарий, содержащий целенаправленную, личностно-ориентированную, методически выстроенную последовательность методов для достижения педагогических целей и технологический, составляющий последовательность информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария.

Проведенный анализ существующих подходов к созданию учебно-методического комплекса позволил обобщить и выделить этапы создания АДС: подготовительный, проектировочный и заключительный (рис. 3).

Наиболее важным, на наш взгляд, является этап проектирования АДС, кото-

рый сводится к созданию педагогического и технологического сценариев курсов. В совокупностиони составляют функциональное обеспечение, являющееся моделью системы дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования. В ней находят отражение процесс, этапы, процедура построения АДС.

Мы предположили, что использование АДС как модели дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования будет способствовать интенсификации процесса обучения.

Нами была разработана АДС по курсу повышения квалификации «Дистанционное образование: сущность, технологии, особенности организации» для преподавателей НПО, СПО, ВПО, учителей общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Рис. 3. Этапы с оздания автоматизированной дидактической системы

Приступая к разработке содержания и структуры АДС, мы руководствовались вышеизложенными положениями. При этом учитывались результаты анкетирования обучающихся, уровень их подготовленности, индивидуально-типологические особенности, специфика эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников образовательного процесса.

Система дидактического обеспечения дистанционноге обучения может состоять из следующих основных подсистем: хранилище дистанцлесных курсов, электронная биОлиотека, подсистема средств интелак-тивного взаимодействия субъектов учебного процессо, подсистемо промежуточного и итогового контроля знаний, подсистема поддержки процесса дистанционного обучения.

Проанализируем требования к структуре информационных ресурсов образовательной направленности, которые позволят не только оптимально определить объем учебных

материалов, но и эффективно организовать учебный процесс. Следует разграничивать содержимое олектронной библиотеки и хранилища дистанционных курсов. Эле-менттрной структурной единицей хранения электронно й библиотеки является документ, а дистанционного курса - учебный модуль. Под учебным модулем понимается логически единую совокупность учебной информации, представляющую собой элементарную единицу учебного оурса [5].

Общие принципы создания дистанционных курсов и виртуальйой электронной библиотеки, д также организнция доступс к ним должны обеспечивать возможность их интеграции. При создании хранилища дио-танционных курсов и электронной библиотеки с системой поддержки процесса обучения необходимо выполнять ряд дидактических, методических и технических требований.

Дидактические требования. Перечень и содержание дисциплин должны соот-

ветствовать Государственному Образовательному Стандарту по соответствующей специальности, чем определяется общая трудоемкость их изучения. Объем учебного материала должен соответствовать требованиям к уровню соответствующих программ профессиональной подготовки. Электронная библиотека при этом играет вспомогательную роль и служит дополнительным источником информации для более полного удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Методические требования. При разработке гипертекстовых учебных материалов для дистанционных курсов применяется модульный принцип их компоновки. Структура типового дистанционного курса, интегрированного в систему сопровождения учебного процесса, включает следующие функциональные модули: расписание; учебные материалы; самотестирование, упражнения; контрольные задания; контрольные тесты; средства общения (электронная конференция, эмулятор электронной почты); административный модуль; модуль помощи [3].

Учебные материалы включают: полно -текстовый лекционный материал; графики, рисунки, интерактивные элементы (задачи с приведенным решением, упражнения) и другие компоненты, необходимые для успешного изучения материала; дополнительные источники информации (статьи и другие документы электронной библиотеки, ссылки, список рекомендуемой литературы); глоссарий терминов. Средства самоконтроля степени усвоения материала, промежуточного и итогового контроля знаний содержат: контрольные вопросы и задания, вопросы для обсуждения на телеконференциях; задачи без приведенного решения с автоматизированной проверкой правильности решения; сетевую систему тестирования. При разработке электронной библиотеки гипертекстовых документов также применяется модульный принцип, но организация информационного наполнения здесь иная. С одной стороны документы сгруппированы по тематическим рубрикам, с другой - по авторам.

Поскольку система дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования организована по модульному принципу, предус-

мотрена возможность самостоятельного (независимого от дистанционных курсов) использования электронной библиотеки, в силу того, что не все пользователи ставят перед собой цель пройти курс обучения. Однако и в этом случае зарегистрированные пользователи могут обратиться к модераторам телеконференции за консультацией или направить электронное письмо эксперту с использованием эмулятора электронной почты.

Технические требования. При разработке и эксплуатации системы дистанционного обучения может использоваться платформа Windows КТ. Система имеет трехуровневую архитектуру.

При разработке дистанционных курсов и электронной библиотеки применяются открытые интернет-стандарты, обеспечивающие возможность обучения, обновления материалов, управления учебным процессом и общее администрирование с помощью стандартных программных средств [4].

Все разработанные дистанционные курсы и электронная библиотека имеют единую систему управления и сопровождения (поддержки), основанную на интегрированной работе серверов. Данный подход особенно важен для снижения затрат на производство и обновление содержания учебных материалов дистанционных курсов и электронной библиотеки.

В процессе непрерывного образования педагогических кадров необходимо разграничить права доступа к данным и функциональным модулям созданных ресурсов разным категориям пользователей (обучаемые/ пользователи, преподаватели, администраторы учебного процесса, модераторы телеконференций, технические администраторы) для защиты данных от несанкционированного доступа и непреднамеренного разрушения.

Система поддержки процесса непрерывного образования педагогических кадров включает: базу данных; систему администрирования пользователей; систему администрирования и управления учебным процессом; методические рекомендации для преподавателей и администраторов учебного процесса.

Программный комплекс для поддержки процесса обучения, пополнения электронной библиотеки и автоматизированной сборки дистанционных курсов обладает следующими характеристиками:

- возможностью быстрого создания учебных курсов, пополнения электронной библиотеки и обновления учебных материалов;

- возможностью моделирования структуры дистанционных учебных курсов на основе модульного принципа, когда одни и те же модули, если это необходимо, могут быть включены в несколько учебных курсов в пределах одной программы обучения;

- возможностью быстрого формирования учебных групп и предоставления доступа к различным образовательным ресурсам, хранящимся на сервере;

- возможностью определения различного уровня доступа к учебным и иным материалам, связанных с учебным процессом, для пользователей, преподавателей, модераторов, администраторов;

- возможностью мониторинга успеваемости обучающихся со стороны преподавателей и администраторов на протяжении всего времени обучения.

На этапе внедрения и эксплуатации электронной библиотеки организаторы учебного процесса обеспечивают набор обучаемых. Преподаватели поддерживают процесс самостоятельного изучения материала пользователями, обновляют содержание учебных материалов по мере необходимости и пополняют электронную библиотеку документами. Кроме того, на плечи преподавателей лягут обязанности по организации и управлению системой дистанционных консультаций в форме асинхронных телеконференций.

Опишем функциональную модель системы дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного образования. Модель направлена на решение трех взаимосвязанных задач:

- создание и накопление банка цифровых материалов в виде курсов дистанционного обучения и материалов электронной библиотеки;

- привлечение внешних информационных ресурсов образовательной направленности (дистанционных курсов, электронных библиотек);

- организация процесса обучения.

Для создания банка цифровых материалов необходимо создать специализированные технические отделы, занимающиеся производством курсов дистанционного обучения. При этом к функциям технического отдела

относятся следующие направления: помощь преподавателям в структурировании учебных материалов; поддержка программной оболочки курсов дистанционного обучения; аудио- и видеосъемка для курсов дистанционного обучения; тиражирование курсов дистанционного обучения; размещение курсов дистанционного обучения на серверах для обеспечения доступа посредством Интернет; техническое сопровождение курсов дистанционного обучения.

Необходимость привлечения внешних информационных ресурсов образовательной направленности и дистанционных курсов, разработанных в других образовательных учреждениях для дистанционного обучения педагогических кадров, обусловлена главным образом тем, что формирование банка информационных ресурсов, полностью удовлетворяющих образовательные потребности педагогов, только силами специалистов учреждений является практически невыполнимой задачей.

Накопление цифровых материалов предполагает создание в учреждениях дистанционного обучения педагогических кадров в рамках непрерывного профессионального образования экспертов по анализу приобретаемой цифровой информации и выработке рекомендаций для дальнейшего внедрения в учебный процесс. Прошедшие экспертизу материалы формируют медиатеки образовательных учреждений, а также размещаются на серверах в электронных библиотеках и хранилищах дистанционных курсов.

При организации системы дистанционного обучения в сфере непрерывного образования педагогических кадров возможно применение двух моделей, реализующих процесс обучения, которые не противоречат друг другу, и могут применяться в зависимости от типа образовательного учреждения, осуществляющего дистанционное обучение и конкретного контингента обучаемых: одноуровневой и двухуровневой.

Одноуровневая модель имеет следующую структуру: образовательное учреждение,

осуществляющее дистанционное обучение педагогических кадров - средства коммуникации для осуществления процесса дистанционного обучения - слушатели курсов дистанционного обучения. Двухуровневая модель имеет отличную структуру: обра-

зовательное учреждение, осуществляющее дистанционное обучение педагогических кадров - средства коммуникации для осуществления процесса дистанционного обучения - центры поддержки дистанционного обучения на местах - слушатели курсов.

Отличие двухуровневой модели от одноуровневой заключается в том, что большую часть технической и организационной работы по реализации процесса обучения берет на себя представительство, в функции которого входит: тьюториал; техническое, методическое и организационное сопровождение процесса дистанционного обучения.

Участниками процесса дистанционного обучения являются:

- Преподаватель (методист) - работник образовательного учреждения, являющейся автором курса обучения педагогических кадров.

- Тьютор - методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в преподавательский состав системы дистанционного обучения и осуществляющий методическую, а также организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.

- Координатор - работник представительства образовательного учреждения, осуществляющий организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.

- Обучаемый - педагогические кадры.

- Технический консультант - работник представительства образовательного учреждения, осуществляющий технический консультации и техническую помощь в реализации процесса дистанционного обучения.

Немаловажную роль при организации процесса дистанционного обучения педагогических кадров играет технический аспект. Исходя из состояния коммуникаций, финансовых и технических возможностей образовательных учреждений фикации можно предположить, что наиболее перспективным на ближайшие два года будет являться широкое внедрение кейс-технологий, не требующих больших затрат на эксплуатацию сети Интернет для доставки основного содержания учебных материалов, качественных каналов связи и возможности постоянного доступа к сети. Следует отметить, что применение кейс-технологии в отрыве от других дистанционных образовательных

технологий по нашему мнению не вполне оправдано. По крайней мере, для организации промежуточного контроля знаний обучающихся целесообразно применять средства электронной почты.

Таким образом, внедрение разработанной модели дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования позволит представить способ реализации содержания обучения с помощью упорядоченной и целесообразной совокупности методов, средств и форм, направленных на организацию самоуправляемой, умственной деятельности педагогических кадров по формированию умений приобретать новые знания из различных источников, овладевать способами, приемами и методами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в нестандартных ситуациях, находить и решать учебные проблемы, на основе самостоятельного поиска и анализа информации конструировать свои знания, прогнозировать и анализировать результаты исследовательской деятельности.

В заключение отметим, что анализ современных средств обучения, основой которых являются электронные образовательные ресурсы нового поколения, спроектированные на основе принципов модульности, вариативности, интерактивности, а также возможностей их использования в процессе дистанционного обучения позволяет констатировать тот факт, что они способствуют эффективному решению методических и психолого-педаго-гических проблем дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования.

Библиографический список

1. Калмыков А. А. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. - М., 2010. - 180 с.

2. Лобанов Ю. И. Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 352 с.

3. Лобачев С. Л. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. -М.: МЭСИ, 2008. - 104 с.

4. Полат Е. С. Дистанционное обучение. -М.: ВЛАДОС, 2008. - 192 с.

5. Щенников С . А. Открытое дистанционное образование. - Изд-во Наука, 2002. - 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.