Научная статья на тему 'Инновационный подход к распределению средств на материально-техническое обеспечение в непроизводственной сфере (на примере образовательных учреждений)'

Инновационный подход к распределению средств на материально-техническое обеспечение в непроизводственной сфере (на примере образовательных учреждений) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ В НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ / MANAGERIAL-ORGANIZATIONAL INNOVATIONS / EDUCATIONAL SYSTEMS / ORGANIZATIONAL SCHEME FOR COSTS PLANNING / COSTS PLANNING FOR MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT IN NON-PRODUCTIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курченкова Анна Борисовна

Разработана организационная схема планирования расходов на материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, нацеленного на инновации. Предложена новая методика планирования расходов на материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. В основе схемы планирования заложена идея распределения материальных ресурсов, базирующаяся на оценке приоритетности направлений матер иально-технического оснащения образовательного учреждения в соответствии с актуальными задачами организации, в объемах выделенного финансирования. Предлагаемая методика распределения ресурсов в непрои зводственной сфере основывается на методах экспертного оценивания и морфологического синтеза, который позволяет осуществлять последовательное построение плана и его количественную оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TO FUNDS ALLOCATION FOR MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT IN NON-PRODUCTION SPHERE (ON EXAMPLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS)

The author develops an organizational scheme to plan costs for material and technical support of educational institutions aimed at innovations. A new procedure to plan costs for material and technical support of educational institutions is pr oposed. The foundation of the planning scheme is the idea of allocation of material resources, based on the assessment of the priority of courses for material and technical equipping of educational institutions in accordance with the relevant objectives of the organization within the amount of funding allocated. The proposed procedure of resource allocation in non-production sphere is based on the methods of expert evaluation and morphological synthesis, which enables consistent construction of the plan and its quantitative assessment.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к распределению средств на материально-техническое обеспечение в непроизводственной сфере (на примере образовательных учреждений)»

- совершенствование таможенного регулирования экспорта лесобумажной продукции путем поэтапного увеличения экспортных пошлин на необработанную древесину с целью роста экспорта продукции высокой добавленной стоимости;

- отмена таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, не производимых в России для технического оснащения производств по глубокой переработке древесины;

- установление госзаказа на поставку деревянных домов для социальных нужд, что позволит привлекать частные инвестиции для строительства заводов по производству деревянных домов;

- создание условий наибольшего благоприятствования со стороны администраций регионов, местного населения для реализации проектов по глубокой переработке древесины;

- беспрепятственное получение земельных участков под строительство производств по глубокой переработке древесины и др.

Необходимо более интенсивно развивать государственно-частное партнерство в области финансирования НИОКР в лесном комплексе. Государство могло бы финансировать поисковые научные разработки и совместно с бизнесом внедрять в производство эффективные опытно-конструкторские разработки.

По каждому конкретному инвестиционному проекту, в котором принимает участие государство, составляется инвестиционное соглашение, в котором указываются формы, размеры, условия участия государства, а также бизнеса, обязанности сторон и другие параметры соглашения.

Библиографический список

1. Кожемяко Н.П. Управление стратегическим развитием но-государственного партнерства // М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», лесного сектора Российской Федерации на принципах част- 2011. 160 с.

УДК [001.895:658.7]:37.014.542.3

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ СРЕДСТВ НА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

Л

А.Б.Курченкова'

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Разработана организационная схема планирования расходов на материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, нацеленного на инновации. Предложена новая методика планирования расходов на материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. В основе схемы планирования заложена идея распределения материальных ресурсов, базирующаяся на оценке приоритетности направлений материально-технического оснащения образовательного учреждения в соответствии с актуальными задачами организации, в объемах выделенного финансирования. Предлагаемая методика распределения ресурсов в непроизводственной сфере основывается на методах экспертного оценивания и морфологического синтеза, который позволяет осуществлять последовательное построение плана и его количественную оценку. Ил. 8. Табл. 6. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: управленческо-организационные инновации; образовательные системы; организационная схема планирования расходов; планирование расходов на материально-техническое оснащение в непроизводственной сфере.

INNOVATIVE APPROACH TO FUNDS ALLOCATION FOR MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT IN NON-PRODUCTION SPHERE (ON EXAMPLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS) A.B. Kurchenkova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author develops an organizational scheme to plan costs for material and technical support of educational institutions aimed at innovations. A new procedure to plan costs for material and technical support of educational institutions is proposed. The foundation of the planning scheme is the idea of allocation of material resources, based on the assessment of the priority of courses for material and technical equipping of educational institutions in accordance with the relevant objectives of the organization within the amount of funding allocated. The proposed procedure of resource allocation in non-production sphere is based on the methods of expert evaluation and morphological synthesis, which enables consistent construction of the plan and its quantitative assessment.

1Курченкова Анна Борисовна, соискатель кафедры автоматизированных систем, программист ФГБОУ ВПО «ВСГАО» e -mail: ann-kurchenkova@yandex.ru

Kurchenkova Anna, Competitor for a scientific degree of the Department of Automated Systems, Programmer of Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education "East Siberian State Academy of Education" (GOBU VPO "VSGAO")

8 figures. 6 tables. 4 sources.

Key words: managerial-organizational innovations; educational systems; organizational scheme for costs planning; costs planning for material and technical support in non-productive sphere.

В настоящие время в России только формируется новая модель экономического роста, которая основывается на частных инициативах, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Однако государственная политика, в том числе в бюджетной сфере, на сегодняшний день не в полной мере обеспечивает стимулирование инновационного развития страны.

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. № 163-р, стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. А для реализации этой цели предполагается решение ряда задач, одной из которых является обеспечение инновационного характера базового образования.

Там же отмечается, что количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться, с одной стороны, недостаточным, а с другой - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации.

Однако если не велика доля распространения инноваций в общем образовании в целом, то организационно-управленческим инновациям в ней уделяется еще меньшее внимание. Уже доказано, что организационно-управленческие инновации позволяют создать необходимые условия для осуществления инноваций других типов и являются основой для организации целостного инновационного процесса. Следует отметить, что, несмотря на важность вопросов, связанных с реализацией организационно-управленческих инноваций в образовательных учреждениях, в настоящий момент в литературных источниках, посвященных различным вопросам анализа и построения инновационного процесса, им не уделяется достаточного внимания.

Таким образом, разработка и внедрение инноваций в управление образовательными некоммерческими учреждениями является актуальной задачей, поскольку с новыми полномочиями подобного рода организациям необходимо расширять и механизмы их эффективного применения.

Распространенная на сегодняшний день методика планирования расходов на материально-техническое обеспечение в образовательных системах (общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального обучения и т.п.) обладает явными

недостатками, возникающими из-за отсутствия утвержденных законом норм расходов на материально-техническое обеспечение (регламентированы только расходы на заработную плату), методик их детализированного расчета и финансирования, способного обеспечить в полной мере рекомендуемые требования к оснащению. Отсутствуют также инструментальные средства поддержки принятия плановых решений в такой специфичной непроизводственной сфере, как образовательная деятельность.

Таким образом, в условиях существенного разрыва между требованиями к оснащению учебного процесса и объемами финансирования, приходящимися на эти нужды, необходимо разрабатывать методики планирования и распределения, позволяющие эффективно расходовать бюджетные средства для оснащения учебного процесса.

Опишем кратко задачу распределения финансовых ресурсов для материально-технического обеспечения образовательного учреждения. Необходимо в рамках выделенного финансирования удовлетворить заявки подразделений на приобретение средств материально-технического обеспечения учебного процесса, при этом эффективно и полно его израсходовав.

Анализ распространенных методов распределения ресурсов в производственном секторе позволяет сделать вывод о том, что ни один из них не адаптирован для решения задачи распределения средств на материально-техническое оснащение в непроизводственной сфере. Заметим, что морфологический метод дает возможность выделить показатели оптимальности и численные (стоимостные) ограничения, а также их уточнения в ходе решения задачи, что затруднено или невозможно в моделях математического программирования. А применение метода экспертных оценок как вспомогательного элемента для ранжирования по важности единиц материально-технического оснащения позволит повысить скорость и эффективность составления плана закупки. Таким образом, поставленная задача при реализации решения требует машинно-ориентированного алгоритма, который достаточно удобно построить на основе метода морфологического синтеза, в частности, морфологического метода блочно-лабиринтного синтеза.

В основе схемы планирования заложена идея распределения материальных ресурсов, базирующаяся на оценке приоритетности направлений материально-технического оснащения образовательного учреждения в соответствии с актуальными задачами организации в объемах выделенного финансирования. Методика позволяет осуществить распределение материальных ресурсов и оценить его эффективность с двух позиций - соответствия задачам образовательного учреждения (субъективная) и выполнения требований (нормативов) к оснащению образовательного учреждения (объективная).

Опишем иформационно-логическую схему решения задачи планирования расходов на материально-техническое обеспечение образовательного учреждения и анализа его эффективности (рис. 1).

Реализация данной схемы предполагает решение следующих задач:

1) определение структуры плана расходов на материально-техническое обеспечение учебного процесса;

2) определение модели потребностей образовательного учреждения в материально-техническом оснащении образовательного процесса, удовлетворяющей структуре плана расходов;

3) выбор либо разработка методики планирования расходов на материально-техническое оснащение образовательного учреждения;

4) выбор экономических показателей для оценки сбалансированности плана.

Структурно-логическая схема планирования учебных расходов образовательного учреждения может быть представлена согласно рис. 2.

Процесс решения задачи планирования расходов на материально-техническое оснащение образовательного учреждения представлен на 11М1_-диаграмме (рис. 3).

Формулировка задач ОУ на предстоящий период и оценка их реализованное™

Формирование банка заявок

Экспертное ранжирование и поиск результирующей ранжировки

У V

Данные об объемах финансирования, контингенте, ценах на МТО

Анализ плана

1

Задание на закупку

Рис. 1. Информационно-логическая схема решения задачи

Планирование учебных расходов

Экспертное оценивание

Планирование

Проведение экспертного ранжирования

Анализ качества экспертных оценок

Получение результатов экспертного ранжирования

Расчет плановых значений расходов

Занесение в БД фактического исполнения плана закупок материально-технического обеспечения

Расчет коэффициента материально-технического оснащения

Анализ реапизованности задач ОУ на данный период

Рис. 2. Структурно-логическая схема планирования учебных расходов

Для оценки эффективности планирования необходимо провести его анализ. Направления оценки представлены на рис. 4. Расчет средних коэффициентов оснащенности производился в следующей последовательности:

1) Определение коэффициентов оснащенности по каждой группе наименований (комплектам) по формуле:

Фактическое количество (1)

' Нормативное количество

где i - номер комплекта материально-технического оснащения;

2) Определение средних коэффициентов оснащенности по дисциплинам (подразделениям)по формуле

Е К,

СрКдисц - 1

(2)

Формулировка задач ОУ на предстоящий период и оценка их реализованности

Работа с экспертной группой

отрицательная

Данные об объемах финансирования, контингенте, иенах

Экспертное ранжирование

Положительная

Расчет результирующей ранжировки

Расчет плана

т

1

т

Вывод задания на закупку

Отчет о коэффициентах оснащенности

1

1

Рис. 3. UML-диaгрaммa процесса решения задачи планирования расходов на материально-техническое оснащение

образовательного учреждения

п

п

Анализ эффективности плана

Объективная оценка (Расчет коэффициента оснащенности МТО и дисперсии)

Субъективная оценка (Анализ реализованности задач ОУ на данный период)

Рис. 4. Направления оценки эффективности планирования расходов на материально-техническое оснащение

образовательного учреждения

где i - номер комплекта материально-технического оснащения, п - количество комплектов для обеспечения нужд преподавания дисциплины;

3) Определение коэффициентов средней оснащенности в целом по организации по формуле

X СРКдисц

Ср.К =

j=1

(3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где j - номер учебной дисциплины, m - количество учебных дисциплин.

А также оценим их динамику по годам планирования с использованием предложенной методики.

Субъективную оценку проведем путем сопоставления результатов опросов по картам реализованности задач (рис. 5) до внедрения закупок по плану и после, также по годам планирования с использованием предложенной методики для выявления характера динамики перехода задач с данного уровня реализо-ванности на более высокий.

Повторяем шаги (5) и (6) до тех пор, пока либо п-¡=3, либо будут выделены группы с согласованными оценками.

Таким образом, двигаясь «сверху», т.е. от оценки сочетаний с наибольшим количеством, отсекая группы с согласованными оценками, сократим трудоемкость вычислений, которая существенно снизится по сравнению с расчетами согласованности оценок экспертов для всех возможных сочетаний.

Предложенная методика может быть применена и для поддержки принятия плановых решений в организациях, где есть необходимость распределения финансовых средств для выполнения заявок на приобретение материально-технического обеспечения в непроизводственной некоммерческой сфере.

Среди программных продуктов, предлагаемых на рынке для управленческих нужд в общеобразовательных учебных учреждениях, нет таких, которые бы содержали средства поддержки принятия плановых

m

Задачи Оценка

Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть кружков, факультативов, индивидуальных занятий и дополнительного образования 1

0 -Задача не реализована; 1 - Задача частично реализована; 2 - Задача полностью реализована

Рис. 5. Бланк опроса оценки реализованности задач

Для анализа причин несогласованности экспертных оценок предлагается провести выделение групп с согласованными оценками по следующей схеме:

1. Составляем все возможные сочетания экспертов из п по п-1 >3 (где п - количество экспертов).

2. Проверяем на согласованность оценок каждую группу, полученную на шаге (1).

3. Если группы с согласованными оценками не выделены, или есть эксперты, не включенные в группы с согласованными оценками, то составляем все возможные сочетания из п-к по (п-к)-2>3 (где к - количество экспертов, вошедших в группы с согласованными оценками).

4. Повторяем шаг (2).

5. Если группы с согласованными оценками не выделены или есть эксперты, не включенные в согласованные группы, то составляем все возможные сочетания из п-к по (п-к)н>3 (где ¡-номер итерации, т.е. уменьшаем на каждой итерации количество членов в сочетании), но такие, что не вошли в группы с согласованными оценками на предыдущей итерации.

6. Повторяем шаг(2).

решений по распределению финансовых ресурсов для материально-технического оснащения. В них присутствуют лишь отдельные элементы планирования.

Разработанное автором инструментальное средство позволяет решить следующие задачи при автоматизации поддержки принятия решений планирования расходов на материально-техническое обеспечение (рис. 6).

Входные и выходные данные инструментального средства планирования МТО ОУ представлены в табл. 1.

В рамках инструментального средства также можно решать задачи поиска, учета необходимых сведений и формирования отчетной документации.

Анализ эффективности планирования предложенной методикой проводился по двум направлениям:

- Объективная оценка (Расчет среднего коэффициента оснащенности МТО и дисперсии);

- Субъективная оценка (Анализ реализованности задач ОУ на данный период).

Входные данные Выходные данные

- Перечень учебных дисциплин. - Данные о наличии и состоянии изношенности материально-технического обеспечения ОУ. - Заявки на приобретение материально- технического обеспечения (наименование, количество, цена, тип). - Экспертные оценки. - Сведения о нормативах оснащенности средствами МТО. - Отчет «Реестр МТО». - Отчет «Заявка». - Отчет «Реестр заявок». - Отчет «Реестр протоколов экспертного опроса». - Отчет «Итоги по дисциплинам». - Отчет «Задание на закупку».

Таблица 1

Входные и выходные данные инструментального средства планирования МТО

Планирование расходов в непроизводственной сфере

X

Ввод исходных данных

Экспертное оценивание

Администрирование прав пользователей, настройка показателей точности расчетов, установки наименований и количества дисциплин

Ведение базы данных о наличии и состоянии изношенности материально-технического обеспечения

Проведение экспертного ранжирования

Анализ качества экспертных оценок

Получение результатов экспертного ранжирования

Учет заявок на приобретение

материально-технического

обеспечения

Планирование

Расчет плановых значений расходов

Занесение в БД фактического исполнения плана закупок материально-технического обеспечения

Обмен данными с до. ПС

Загрузка данных о материально-техническом обеспечении

Выгрузка данных об исполнении плана

Расчет коэффициента оснащенности материально-техническим обеспечением учебного процесса

Анализ реализованное™ задач ОУ на данный период

Рис. 6. Информационно-функциональная схема автоматизированного инструментального средства

планирования МТО в непроизводственной сфере

В табл. 2 представлены данные об изменении количества учащихся, норматива расходов на МТО на одного учащегося и объемах финансирования на МТО по годам исследования.

В табл. 3 представлены данные об изменении объемов финансирования на МТО по годам исследования.

Коэффициенты средней оснащенности в целом по организации представлены в табл. 4.

В табл. 5 представлены данные об изменении значения дисперсии оснащенности по годам исследования.

Субъективная оценка проводилась по данным сопоставления опросов персонала образовательного учреждения по картам, представленным на рис. 5 до внедрения плана закупок и после, также по годам планирования с использованием предложенной методики.

Сопоставление динамики количества реализованных задач представлено в табл. 6.

Таким образом, доля задач, перешедших на более высокий уровень реализованности, в 2008-2009гг. составила 6/9, в 2009-2010гг. - 7/9, в 2010-2011гг. -8/9 (рис. 7).

Расчет объемов финансирования на МТО по организации

Таблица 2

До применения методики С применением методики

2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011

Количество учащихся 902 912 920 800 807 928

Норматив расходов на 1 уч. 400,00 400,00 400,00 552,00 552,00 455+2112*12/928=482,55

Объем финансирования 360800,00 364800,00 368000,00 441600,00 445464,00 447806,40

Таблица 3

Расчет коэффициента оснащенности МТО в целом по организации_

До применения методики С применением методики

2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011

Прирост финансирования на МТО 4000 3200 73600 3864 2342,4

Прирост финансирования на МТО % - 1,11 0,88 20,0 0,88 0,53

Таблица 4

Расчет коэффициента оснащенности МТО в целом по организации_

Годы ОУ До применения методики С применением методики

2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011

Лицей 35,6 36,8 37,4 40,6 44,3 47,9

Таблица 5

Значения дисперсии оснащенности по годам исследования_

До применения методики С применением методики

2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011

Дисперсия 19,9 18,1 19,1 7,1 5,8 4,0

Таблица 6

Динамика реализованности задач_

——^^^^ Оценки Задача не Задача частично Задача полностью

Количество —— реализована (0) реализована (1) реализована (2)

<» <5 Количество на начало периода 8 1 0

о о сч см Количество на конец периода 3 5 1

■ О О Количество на начало периода 4 5 0

о о сч см Количество на конец периода 2 4 3

1 о Количество на начало периода 5 4 0

О О сч см Количество на конец периода 1 3 5

Рис. 7. Доля задач, перешедших на более высокий уровень реализованности

Учебные года

Рис. 8. Сопоставление динамики оснащенности по организации, дисперсии оснащенности по предметам

и прироста финансирования

На рис. 8 видно, что динамика изменения объемов финансирования и оснащенности намного меньше динамики изменения дисперсии оснащенности по

предметам. Таким образом, можно заключить, что предложенная методика планирования расходов на материально-техническое оснащение способствует

уменьшению разрыва между показателями оснащенности по учебным дисциплинам (подразделениям) и способствует решению задач (рис. 7), стоящих перед образовательным учреждением. Представленная ме-

тодика позволяет осуществлять планирование не на основании субъективного подхода руководителя, а на основе оперативных данных об оснащенности МТО и результатах экспертного исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Закон Иркутской области от 22.02.05года № 108- ОЗ «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области на 2005год» Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».

2. Закон Иркутской области от 12 января 2006 г. №9- ОЗ «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области на 2006 год» Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».

3. Закон Иркутской области от 17 октября 2007 г. № 91-

ОЗ «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области» Доступ из справ.- правовой системы «Гарант». 4. О внесении изменений в Закон Иркутской области от 14 июля 2011 г. № 17-ОЗ «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области (с изменениями от 19 июля 2010 г., 30 марта, 14 июля 2011 г.)» Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».

УДК 332.8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛОГО ДОМА, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ

О.В.Литвинова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведен анализ и определены наиболее значимые показатели и характеристики жилого дома, оказывающие воздействие на величину затрат на ремонт. Приведены математические методы, позволяющие провести исследование затрат на ремонт жилищного фонда, а использование выборочных эмпирических данных и математического аппарата дали возможность сделать выводы о взаимосвязи и взаимодействии явлений и процессов, происходящих в течение всего жизненного цикла объектов недвижимости. Ил. 5. Табл. 6. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: затраты на ремонт; математические методы; показатели; экономическая эффективность; математическая статистика; удельные затраты.

IDENTIFICATION OF APARTMENT HOUSE PARAMETERS AND FEATURES, AFFECTING REPAIR COST AMOUNT O.V. Litvinova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article analyzes and identifies the most important parameters and characteristics of an apartment house, affecting the amount of repair costs. It provides mathematical methods that enable to conduct a study of costs for housing stock repairs, whereas the use of selective empirical data and mathematical tools enabled to make conclusions on the relationship and interaction of phenomena and processes occurring during the real estate life cycle. 5 figures. 6 tables. 6 sources.

Key words: cost of repairs; mathematical methods; parameters; economic efficiency; mathematical statistics; unit cost.

Для принятия решения о времени и способе ремонта жилого дома необходимо иметь четкие критерии целесообразности такого решения в соответствии с экономической эффективностью. При этом положительный экономический эффект может быть достигнут за счет экономии на затратах.

Все расчеты проводятся на основе данных по ремонту жилых домов города Иркутска за 2007-2010 гг.

Для анализа и определения наиболее значимых показателей и характеристик жилого дома, оказывающих то или иное воздействие на величину затрат на ремонт, возможно применение различных экономико-математических методов. Использование выборочных эмпирических данных и математического аппарата должно позволить сделать по возможности объектив-

ные выводы о взаимосвязи и взаимодействии явлений и процессов, происходящих в течение всего жизненного цикла объектов жилищного фонда.

На текущий момент наука накопила множество математических методов анализа, которые условно могут быть разделены на эвристические и алгоритмические методы.

Эвристические методы используются для решения сложных проблем, не позволяющих выделить пошаговый алгоритм нахождения решения поставленной задачи. Эвристические методы используют опыт решения сходных задач в прошлом, накопленный опыт, учитывают ошибки, а также разрешают использование интуиции в процессе поиска решения. Например, в методе иерархически направленного перебора воз-

1Литвинова Ольга Владимировна, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: B9149Ü3215Ü. Litvinova Olga, Associate Professor of the Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: 891490S2150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.