Научная статья на тему 'Инновации в системе управления образовательным учреждением'

Инновации в системе управления образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1263
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / MANAGERIAL AND ORGANIZATIONAL INNOVATIONS / EDUCATION SYSTEMS / PLANNING COSTS FOR MATERIAL AND TECHNICAL EQUIPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курченкова Анна Борисовна

Выделены ориентиры, заложенные в современном законодательстве относительно направлений развития образовательных систем. Показано, что инновации в образовании не отражены в статистической отчетности, публикуемой в официальных источниках, но и публикуемые данные по муниципальным организациям говорят о том, что доля организационно-управленческих инноваций является самой низкой. Рассмотрены подходы к определению понятия организационно-управленческих инноваций. Исходя из классификации функций управления и структуры образовательной системы предложена схема взаимосвязи видов инноваций в структуре элементов образовательной системы, ориентированной на инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курченкова Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The article identifies guiding lines in the present-day legislation regarding the development cources of educational systems. It is shown that innovations in education are not reflected in statistical reporting published in official sources. On the other hand, the published data by municipal organizations say that the percent of organizational and managerial innovations is the lowest. The article discusses the approaches to the definition of the concept of organizational and managerial innovations. Based on the classification of management functions and the structure of the educational system, it proposes a correlation scheme of innovation types in the structure of the elements of the educational system focused on innovations.

Текст научной работы на тему «Инновации в системе управления образовательным учреждением»

что у предприятий аграрной сферы достаточно длительный производственный процесс, неравномерное поступление выручки, а также колоссальные риски, в которых сельскохозяйственные предприятия осуществляют свою деятельность. Но если рассматривать только сельское хозяйство, то для него уровень такой налоговой нагрузки высок.

Одним из основных недостатков существующей налоговой системы, как, впрочем, и десятки лет назад, является высокий уровень изъятия средств в бюджеты

и внебюджетные фонды независимо от финансового состояния товаропроизводителя. Безусловно, необходима более гибкая система налогообложения сельскохозяйственных предприятий, достигнуть которой пока не удается.

Поэтому развитие налогообложения в сельском хозяйстве должно учитывать исторические аспекты, обоснованность предоставления льгот при налогообложении, а также зарубежный опыт, но с учетом специфики отрасли.

Библиографический список

1. Анифимов А.М. Экономическое положение и классовая борьба крестьян в Европейской России в 1881-1904 гг. М., 1984. С. 110-111.

2. Попов Г. Налоговая реформа // Независимая газета. 2000. Июнь. С. 8.

3. Милохин Д.В., Сметанин А.Ф. Колхозная деревня в по-

слевоенные годы, 1946-1958: социально-экономические аспекты развития / отв. ред. А.А. Попов. М.: Наука, 2005. 292 с.

4. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX-XX вв.: учеб. пособие. 2008. 416 с.

УДК [001.895:658]:37.014.542.3

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Л

А.Б.Курченкова'

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Выделены ориентиры, заложенные в современном законодательстве относительно направлений развития образовательных систем. Показано, что инновации в образовании не отражены в статистической отчетности, публикуемой в официальных источниках, но и публикуемые данные по муниципальным организациям говорят о том, что доля организационно-управленческих инноваций является самой низкой. Рассмотрены подходы к определению понятия организационно-управленческих инноваций. Исходя из классификации функций управления и структуры образовательной системы предложена схема взаимосвязи видов инноваций в структуре элементов образовательной системы, ориентированной на инновации. Ил. 4. Табл. 1. Библиогр. 18 назв.

Ключевые слова: управленческо-организационные инновации; образовательные системы; планирование расходов на материально-техническое оснащение образовательного процесса.

INNOVATIONS IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION A.B.Kurchenkova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article identifies guiding lines in the present-day legislation regarding the development cources of educational systems. It is shown that innovations in education are not reflected in statistical reporting published in official sources. On the other hand, the published data by municipal organizations say that the percent of organizational and managerial innovations is the lowest. The article discusses the approaches to the definition of the concept of organizational and managerial innovations. Based on the classification of management functions and the structure of the educational system, it proposes a correlation scheme of innovation types in the structure of the elements of the educational system focused on innovations.

4 figures. 1 table. 18 sources.

Key words: managerial and organizational innovations; education systems; planning costs for material and technical equipment of educational process.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. №163-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» отмечается, что количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельно-

сти, невелико. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер, и они с трудом распространяются на всю систему образования. Охват качественным образованием, необходимый для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться, с

1Курченкова Анна Борисовна, соискатель кафедры автоматизированных систем, программист Восточно-Сибирской государственной академии образования, e-mail: [email protected]

Kurchenkova Anna, Competitor for a scientific degree of the Department of Automated Systems, Programmer of the East Siberian State Academy of Education, e-mail: [email protected]

одной стороны, недостаточным, а с другой - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации.

В этом же документе подчеркивается стратегическая цель государственной политики в области образования, заключающаяся в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Для реализации этой цели предполагается решение ряда задач, одной из которых является обеспечение инновационного характера базового образования.

Однако, если невелика доля распространения инноваций в общем образовании в целом, то организационно-управленческим инновациям в ней уделяется еще меньшее внимание. К сожалению, не выделены, например, статистические данные по инновациям в образовании в сборнике «Индикаторы инновационной деятельности: 2009», выпущенном Федеральной службой государственной статистики.

Проанализировав приведенные в нем данные, можно отметить, что доля управленческих инноваций меньше технологических в 2-3 раза по объемам, однако выше маркетинговых. Тем не менее, организационные инновации в муниципальных организациях занимают последнее место по объемам (таблица).

в современной литературе, посвященной различным аспектам анализа и регулирования инновационного процесса, им не уделяется достаточного внимания. Это может объясняться как специфическими отличиями управленческих инноваций от инноваций других типов, так и сложностью их оценки [11,с.4].

Рассмотрим, как этот вид инноваций описывают в научных, научно-методических и учебных изданиях, так как в них присутствуют авторские толкования.

Д. Биркиншау, профессор Лондонской школы бизнеса, характеризует управленческие инновации как внедрение новых практик, процессов и структур, представляющих собой значительный отрыв от текущих норм [18].

Е.Т. Гребнев определяет управленческое нововведение как любое целенаправленное изменение технологии управления, ориентированное на замену существующего механизма управления или его элементов с целью ускорения, облегчения или улучшения выполнения поставленных задач [6, с.21].

Г.В. Гетманова считает, что управленческая инновация - это перестройка деятельности персонала предприятия на основании нового знания, которая изменяет культурные, информационные и инструментальные характеристики организации, впервые в ней используется и ускоряет, улучшает, облегчает решение управленческих задач, либо позволяет решать такие, которые прежними методами не решались [5, с. 50-51].

Инновационная активность организаций по формам собственности*

Форма собственности Совокупный уровень инновационной активности организаций, проценты Удельный вес организаций, осуществлявших инновации отдельных типов, в общем числе организаций, проценты

2006 2007 технологические организационные маркетинговые

Государственная 9,7 9,1 8,6 7,8 3,1 3,0 1,8 1,9

Федеральная 14,2 13,9 12,7 12,2 5,0 4,7 2,7 2,8

Субъектов Федерации 5,0 4,5 4,2 3,6 1,1 1,3 0,9 1,1

Муниципальная 3,0 3,0 2,6 2,5 0,8 0,9 0,3 0,2

Частная 11,2 11,1 9,6 9,3 3,6 3,7 2,8 3,1

Потребительской кооперации 3,1 3,4 2,3 3,2 0,9 0,4 1,4 0,6

Общественных организаций 6,1 6,1 5,1 4,7 1,4 1,6 1,0 0,6

Смешанная 14,1 16,4 12,7 14,7 4,4 5,4 3,7 4,1

* Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, оптовая торговля.

Таким образом, можно отметить, что разработка и внедрение инноваций в управлении общим образованием необходима, поскольку приобретенные новые полномочия в рамках реформы образования способствуют расширению механизмов их эффективного применения.

Управленческие инновации позволяют создать необходимые условия для осуществления инноваций других типов и являются основой для реализации инновационного процесса в целом во всей организации. Однако, несмотря на важность вопросов обеспечения реализации управленческих инноваций в организации,

В. В. Коровин уточняет управленческую инновацию как результат разработки и внедрения новых принципов, методов и структур управления, изменяющих внутреннюю среду предприятия и соответствующих внешним ему изменениям [8, с. 17].

П.И. Ваганов определяет управленческие инновации как «целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, ориентированное на замену элементов системы управления или системы управления в целом, с целью ускорения или улучшения решения по-

ставленных перед предприятием задач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла продуктов, технологий и предприятия в целом» [4, с.35] .

По мнению П.И. Ваганова, управленческие инновации осуществляются в трех основных формах адаптационных механизмов: структурного, административного и информационного. С ним соглашаются Соколов Д.В., Юркан Е.И., определяя управленческие инновации как изменения в системе управления компанией, обеспечивающие эффективную настройку внутренней среды компании в соответствии с динамикой внешней среды [16].

В Приказе Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2009 г. N 237 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций» предложена следующая трактовка:

«Организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. Организация не обязательно должна быть первой, внедрившей эти организационные инновации. Не имеет значения, были инновации разработаны Вашей организацией или другими организациями» [2].

В Руководстве Осло [15] организационная инновация определяется как внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей.

Организационные инновации могут быть направлены на повышение эффективности предприятия посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (таким, как некодифици-рованные знания из внешних источников) или уменьшения затрат на снабжение.

Отличительной особенностью организационной инновации от прочих организационных изменений на предприятии является внедрение какого-либо организационного метода (в деловую практику, в организацию рабочих мест или во внешние связи), ранее не использовавшегося и являющегося результатом реализации стратегических решений руководства.

Согласимся с определением П.Н. Ваганова, достаточно полно отражающего сущность управленческих инноваций и их целевую направленность.

Следует отметить, что у различных авторов встречаются термины «управленческие инновации»,

«организационные инновации» и «организационно-управленческие инновации». Где-то это просто различные названия одного и того же «содержания», где-то определения принципиально разграничиваются. Так, например, по мнению В.Масленникова, в России организационно-управленческие инновации традиционно понимаются как изменение организационной структуры компании или корпоративные изменения (слияния и поглощения) [14].

В [15] организационные инновации трактуются как изменение в организации производства, а управленческие инновации - как изменения в структурах и методах управления компанией.

Мы будем использовать термин «организационно-управленческие инновации» как наиболее широкую трактовку, включающую вышеперечисленные инновации в совокупности.

Говоря об организационно-управленческих инновациях, отметим, что специалисты по теории управления выделяют различные функции, а также их разные классификационные критерии.

Под функциями управления понимают относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей предприятия. Однако, несмотря на разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.

Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым предприятием. Они делят управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку очередности выполнения во времени в целях достижения результата.

К числу общих большинство авторов относят следующие функции:

1) целеполагание;

2) планирование;

3) организацию;

4) координирование (регулирование);

5) стимулирование;

6) контроль (учет, анализ деятельности).

Общие функции определяются деятельностью

предприятия как хозяйствующего субъекта, характерными деловыми обычаями и действующим законодательством. Эти функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Неудовлетворительная реализация любой из них отрицательно сказывается на результатах деятельности предприятия в целом.

Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. [13, с.35-36] дополняют функции управления образовательной системой с учетом специфических особенностей социально-педагогического характера (рис. 1):

— Информационно-аналитическую,

— Мотивационно-целевую,

— Планово-прогностическую,

— Организационно-исполнительскую,

— Контрольно-диагностическую,

— Регулятивно-коррекционную.

Информационно-аналитическая

Контрольно-диагностическая

Рис. 1. Взаимосвязь функций управления

Также авторы [13] подчеркивают, что среди выделенных функций управления системообразующим будет целеполагание. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой образовательной системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать.

Как отмечает Шатон Г.И. [17], при наличии инноваций в системе образования (учебные заведения нового типа, негосударственная система образования, изменение содержания образования и технологий преподавания, изменения самой философии и методологии образования, появление учебно-методических комплексов и т.д.) не произошло реального изменения в управлении образовательной системой. А так как инновации становятся парадигмой государственной политики Российской Федерации в сфере образования на современном этапе, то их реализация является одной из важнейших задач для образовательных систем.

Эффективность системы образования в России в значительной степени обусловлена эффективностью ее составляющих - региональных (под регионом здесь и далее понимается субъект Федерации), субрегиональных, территориальных, межмуниципальных и муниципальных образовательных систем (ОС), а также образовательных учреждений (ОУ). Необходимость их развития (совершенствования, оптимизации и т.д.) признается всеми безоговорочно, однако относительно того, что следует изменять и как изменять, единое мнение отсутствует [9, с.57]. Уровни образовательных систем приведем на рис. 2.

В сфере образования главенствующая роль в настоящее время отводится инновациям.

В законе РФ «Об образовании» говорится, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

— преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

— сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

— органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений

и организаций;

— объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования [1].

Федеральный уровень

Региональный уровень

С убрегиона льный, межмуниципальный уровень

Муниципальный уровень

Территориальный уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень образовательного учреждения

Рис. 2. Шесть уровней образовательных систем

Подчеркнем, что в рамках такого определения «минимальной» образовательной системой является отдельное образовательное учреждение [9, с. 59].

Образовательная система включает в себя 4 подсистемы (рис. 3):

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ \ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 1___I СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ1 \ СИСТЕМЫ Л

СОЦИАЛЬНЫЕ -----^ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

СИСТЕМЫ \ СИСТЕМЫ

Рис. 3. Подсистемы образовательной системы [9, с. 59]

Если в педагогической и социальной подсистемах внедряется множество инноваций, то, как показывает анализ литературы по педагогике и управлению образовательными системами, организационно-управленческим инновациям в общеобразовательном учреждении уделяется значительно меньше внимания.

Полагаем, что комплексную инновационную деятельность образовательного учреждения можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 4.

Рис. 4. Виды инноваций в системе элементов образовательной системы

Таким образом, инновационная активность образовательного учреждения характеризуется взаимодействием подсистем: педагогической, социальной, экономической и организационно-управленческой.

Библиографический список

Обеспечение инновационного характера деятельности образовательного учреждения осуществляется в большей степени через процессные инновации в педагогической и социальной подсистемах. Однако и организационно-управленческие инновации в экономической и организационных подсистемах также не менее важны. Поэтому важно отметить, что только комплексное их осуществление позволяет добиваться наибольших результатов.

В качестве организационно-управленческих инноваций особо следует выделить задачи планирования, в частности, расходов на обеспечение образовательного процесса общеобразовательного учреждения, ориентированного на инновации, так как их эффективность в рамках бюджетного финансирования является весьма актуальной в условиях рыночной экономики. А в Федеральном законе от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Федеральной программы развития образования» в разделе VI «Обеспечение ресурсами системы образования» отмечается, что поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса. Рассмотрение вопросов, связанных с рациональным использованием бюджетных средств, является темой дальнейшего исследования.

1. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 27 декабря 2009 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»

2. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2009 г. N 237 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р об утверждении Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»

4. Ваганов П.И. Методологические проблемы управленческих инноваций. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 178 с

5. Гетманова Г.В. Диагностика и внедрение управленческих инноваций в деятельности предприятия: Спец. 08.00.05 - экономика и управление нар. хозяйством: дис. канд. экон. наук С-Пб., 2005. 188с.

6. Гребнев Е.Т. Управленческое нововведение. М.: Экономика, 1985. 159 с.

7. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 488 с.

8. Коровин В.В. Управленческие инновации в процессе реструктуризации крупного машиностроительного предприятия: Спец. 08.00.05 - экон-ка и упр-е нар. хозяйством: дис. канд. экон. наук УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2002. 164 с.

9. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. М.: Эгвес, 2009. 156 с.

10. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Совместная публикация ОЭСР и Евро-стата. М.: ЦИСН, 2010. 192 с.

11. Соколов Д.В., Юркан Е.И. Управленческие инновации:

механизмы реализации Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 106 с.

12. Управленческие нововведения в США: проблема внедрения /под ред. Ю.А.Ушанова АН СССР, Институт США и Канады, М.: Наука, 1986. 247 с.

13. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов /под ред. Т.И. Шамовой М.: Владос, 2002 . 320 с.

14. Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях // Национальный доклад Ассоциации Менеджеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.amr.ru/press/news/detail.php?ID=6554. Дата обращения 14.03.2011.

15. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям /перевод с английского, изд. 2 испр. Оригинал-макет подготовлен издательством ЦИСН. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files2/y10_2010/166239/ruk.oslo.pdf. Дата обращения 13.03.2011

16. Соколов Д.В., Юркан Е.И. Формирование механизмов организационной поддержки управленческих инноваций. //Проблемы современной экономики 2007. №4(24) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23011. Дата обращения 13.03.2011.

17. Шатон Г. И. Теоретический анализ проблемы управления образовательными системами [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.irex.ru/press/pub/polemika/03/sha. Дата обращения 13.03.2011.

18. Birkinshaw Julian. How Management Innovation Happens, MIT Sloan Management Review, -sum. 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sloanreview.mit.edu/the-magazine/2006-summer/47415/how-management-innovation-happens/#ref1. Дата обращения 13.03.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.