Научная статья на тему 'Программа планирования учебных расходов бюджетного общеобразовательного учреждения'

Программа планирования учебных расходов бюджетного общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
69
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Курченкова А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа планирования учебных расходов бюджетного общеобразовательного учреждения»

УДК 004.42: 37.014.542.3

ПРОГРАММА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

А.Б. Курченкова

(Иркутский государственный технический университет, ann-kurchenkova@yandex.ru)

Описывается программный продукт, предназначенный для управленческих нужд в общеобразовательных учебных учреждениях, в котором реализован алгоритм планирования, основанный на комбинации морфологического подхода и методе экспертного оценивания. Анализируются программные продукты, распространенные в практике управления общеобразовательных учебных заведений, и продуктов, предоставляющих возможности планирования и бюджетирования.

Ключевые слова: планирование, бюджетные расходы, морфологический подход, метод экспертного оценивания.

Необходимость эффективного расходования бюджетных средств в условиях их ограниченности и строгого распределения по статьям бюджетного учета заставляет обращаться к продуктивным методам планирования. Для производственной коммерческой сферы, где внедряется множество новых методов, их выбор достаточно широк, тогда как планирование в непроизводственной сфере, такой как общее образование, в нашей стране основывалось на нормативах. В настоящее время существуют требования (не нормативы) к оснащению образовательного процесса, но их выполнение зависит от финансирования в регионе. Следует отметить, что зачастую финансирование оснащения учебного процесса бывает недостаточным, однако возникли возможности привлечения дополнительных средств за счет как государственных программ, так и спонсорских и прочих взносов.

Среди многообразия программных продуктов, ориентированных на осуществление управленческой деятельности в общеобразовательных учебных учреждениях (1С:ХроноГраф Школа ПРОФ, Парус: Подушевое финансирование в образовании, АВЕРС-Бухгалтерия и др.), отсутствуют программные средства для планирования.

Обзор программных продуктов, предоставляющих возможности планирования и бюджетирования в необразовательной сфере (1С-Рарус: Бюджетное Планирование, ВР1ап, ВшзтезВшМет, PlanDesigner и др.), показывает, что такое ПО позволяет применять математический аппарат, а именно, статистические и математические функции. У некоторых производителей включены возможности программной разработки необходимых модулей, что, безусловно, требует дополнительных материальных вложений на доработку данных продуктов при их и без того высокой стоимости. Программные продукты планирования для бюджетной сферы основываются на нормативном подходе. Отметим также, что ни один из продуктов не включает в себя возможности проведения и обработки результатов экспертного оценивания при планировании, поэтому, чтобы приме-

нить этот метод, необходимо приобрести отдельное ПО.

Таким образом, проблема разработки новых эффективных методов и инструментария для реализации планирования в общем образовании становится актуальной.

Постановку задачи планирования в общем виде можно представить следующим образом. Требуется составить план закупок для материально-технического обеспечения (МТО) учебного процесса на год исходя из объемов финансирования. Для этого необходимо собрать информацию о потребностях в каком-то наименовании.

Реализованная в описываемом программном продукте методика планирования включает выполнение следующих шагов.

1. Сбор данных об объемах финансирования.

2. Регистрация заявок от педагогов на приобретение материально-технических средств для обеспечения учебного процесса.

3. Получение сведений из бухгалтерии о выходе из строя оборудования или об истечении сроков его эксплуатации.

4. Разбиение всех заявленных к приобретению товаров на группы (по учебным предметам или направлениям).

5. Создание экспертных коллегий по каждой группе.

6. Экспертное ранжирование наименований МТО по приоритетам использования в учебном процессе.

7. Оценка согласованности экспертных оценок.

8. Формирование результирующих ранжировок на основе применения метода медианы Кеми-ни по каждой группе и объединение их в банк заявок по всем группам.

9. Построение плана закупок МТО на основе морфологического метода древовидного синтеза

[1], относящегося к методам морфологического последовательного детерминированного поиска

[2]. Этот метод дает возможность выделить показатели оптимальности и ограничения, а также их уточнения в ходе решения задачи, что затруднено

или невозможно в моделях математического программирования.

Таким образом, формируется морфологическая таблица, в каждой строке которой содержатся альтернативы Ац, где i=1, ..., п, п - максимальное количество позиций в итоговых ранжировках по всем группам (учебным предметам) в целом; ¿=1, ..., к, к - количество альтернатив 1-го уровня ранжировки, составленных из товаров 1-го уровня результирующей ранжировки.

Количество строк таблицы соответствует числу элементов в самой большой из ранжировок. Альтернативы формируются комбинаторно, как все возможные сочетания наименований, принадлежащих одному номеру в ранжировке из каждой группы банка заявок. Одновременно с построением строки морфологической таблицы происходит отбор искомой альтернативы по стоимостному фактору, которая и входит в план, то есть альтернативы формируются как сочетания с нарастанием числа элементов, но отбор происходит из всех полученных таким образом альтернатив. Обход всех строк таблицы позволяет получить результирующий план закупок (подробно алгоритм рассмотрен в [3]).

Для построения плана по предложенной методике в разработанном программном средстве выделены следующие функциональные блоки.

Блок администрирования. Позволяет внести следующие базовые установки программы (вызов меню Настройки):

- перечень дисциплин;

- назначение группы пользователю (плановики и эксперты по специализациям);

- права групп пользователей, то есть предметы, которые им доступны для осуществления своей профессиональной деятельности согласно принадлежности к соответствующей группе пользователей;

- точность расчетов (параметр, устанавливающий величину, которую не должна превосходить абсолютная разница между объемом финансирования и суммовым выражением плана);

- объемы финансирования.

Блок ввода исходных данных. Представлен справочником «Материально-техническое обеспечение» и журналом «Регистрация заявок».

Справочник «Материально-техническое обеспечение» (вызов меню Планирование ^ Справочник МТО) позволяет осуществлять импорт внешних данных, содержащих список наименований и характеристики МТО (дата приобретения, срок полезного использования, количество), и непосредственное ведение списка имеющейся в учебном учреждении материально-технической базы (создание, редактирование, удаление записей).

Журнал «Регистрация заявок» (вызов меню Планирование ^ Заявки) предоставляет возможность автоматически формировать заявки на приобретение наименований МТО учебного процесса взамен наименований с истекающим сроком полезного использования в указанном периоде. Кроме того, осуществляется регистрация заявок, сгруппированных по учебным дисциплинам. При регистрации необходимо указать наименование товара, количество и цену.

Блок экспертного оценивания. Выполняет несколько функций по обеспечению проведения экспертизы:

- авторизированный вход в программу;

- непосредственное проведение экспертного ранжирования (вызов меню Экспертные оценки ^ Ранжирование МТО) путем переноса из первого списка, предложенного в форме, во второй в необходимом порядке наименований (существует возможность перемещения наименований внутри второго списка и возврат в первый);

- вывод протоколов ранжирования для каждого эксперта (вызов меню Экспертные оценки ^ Результаты экспертных оценок ^ Развернутые результаты);

- анализ качества экспертных оценок (выводится вместе с итоговыми результатами экспертных опросов в виде рассчитанного коэффициента конкордации и его расшифровки);

- формирование результирующего ранжирования (вызов меню Экспертные оценки ^ Результаты экспертных оценок ^ Итоги по предметам).

С

Начало работы программы

)

Блок администрирования

Корректировка точности расчетов, объемов финансирования

Блок ввода первоначальных данных для расчетов

Т

Блок экспертного оценивания

Т

Блок планирования

с

т

Корректировка заявок (количество,

цены на товары)

Завершение работы "Ч программы

Позиция в ранжировке Число альтернатив

1 2 к

1 А11 А12 Ац А1к

2 А21 А22 Ад А2к

1 А„ А12 Ац А1к

п Ап1 Ап2 А • Апц Апк

Блок планирования. Предназначен для решения задачи расчета плана ранжирования (вызов меню Планирование ^ Расчет плана). Пробные экземпляры плана могут создаваться в нескольких вариантах за счет варьирования параметра погрешности и сохранены обязательно с разными именами.

Помимо этого в блоке решаются задачи по учету его фактического исполнения при внесении данных о фактическом исполнении плана (то есть о реальных закупках), в котором осуществляется обновление справочника МТО в части наименований и количественных показателей.

На рисунке представлена структурная схема программного средства поддержки принятия решений планирования учебных расходов.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что предложенное программное средство позволяет быстро составить план закупок учебного оборудования в рамках выделяемого финансирования, эффективно распределяя финансовые ресурсы и максимально учитывая потребности в МТО учебного процесса.

Данный программный продукт успешно апробирован в нескольких общеобразовательных школах и профессиональном лицее г. Иркутска.

Методика, реализованная в описанном программном средстве поддержки принятия решений, может быть применена для организации планирования всюду, где есть необходимость распределения финансовых средств для выполнения заявок на приобретение некоторого оснащения в непроизводственной некоммерческой сфере.

Литература

1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. 368 с.

2. Одрин В.М. Морфологический синтез систем: постановка, классификация методов, морфологические методы «конструирования»: препр. 86-3. Киев: Институт кибернетики, 1986. 37 с.

3. Курченкова А.Б. Методические и алгоритмические основы проектирования средства поддержки принятия решений при планировании учебных расходов общеобразовательного учреждения. Информационные и математические технологии в науке и управлении // Информационные и математические технологии в науке и управлении: тр. 13-й Байкальской всеросс. конф. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2008. Ч. 2. 334 с.

УДК 027.021:378:004 (470.56)

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА

И.П. Болодурина, д.т.н.; Т.В. Волкова, кт.н..; П.А. Болдырев

(Оренбургский государственный университет, prmat@mail.osu.ru, tv@mail.osu.ru, library_oit@mail.osu.ru)

В статье рассматриваются информационные технологии, применяемые в управлении учебным процессом и в работе научной библиотеки Оренбургского государственного университета. Описаны задачи автоматизации учебного процесса и библиотечно-библиографических процессов, установлено их взаимодействие при формировании библиотечного фонда. Представлена технология интеграции библиотечно-информационной системы в образовательную среду вуза.

Ключевые слова: информационные технологии, автоматизация, учебный процесс, библиотечно-библиографи-ческий процесс, интегрированная информационно-аналитическая система.

Интеграция библиотек в учебную и научную деятельность вузов обусловлена развитием биб-лиотечно-информационных технологий и потребностями общества в изменении вузовских образовательных систем. Одним из направлений существующего взаимодействия подразделений университета и библиотеки является их совместная работа по организации учебного процесса (УП), в основе которой лежит формирование библиотечного фонда. Взаимодействие осуществляется исходя из стратегии создания информационной среды в университете, требований к построению единого образовательного пространства вуза и формирова-

нию учебных фондов, соответствующих потребностям вуза и обеспечивающих направленную подготовку специалистов.

В настоящее время в Оренбургском государственном университете (ОГУ) в рамках комплексной автоматизации деятельности вуза достаточно успешно функционируют программные комплексы информационно-аналитической системы (ИАС) ОГУ, позволяющие обрабатывать информационные потоки, связанные с УП и библио-течно-библиографическими процессами (ББП).

Решение задачи комплексной автоматизации является одним из основных требований, позво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.