Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ФУТБОЛЕ В АСПЕКТЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СХЕМ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ФУТБОЛЕ В АСПЕКТЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СХЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ / ФУТБОЛ / ГЕОМЕТРИЯ ИГРЫ / КОМПОЗИЦИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА / GAME THINKING / GAME SITUATION FOOTBALL / THE GEOMETRY OF THE GAME / COMPOSITION OF THE PLAYING SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернецов Максим Михайлович

В статье предложен новый подход к рассмотрению проблемы формирования игрового мышления спортсменов в аспекте композиции игрового пространства. В настоящее время убедительно обосновывается эффективность методологии ситуационного подхода, как модели обучения в игровых видах спорта. Вместе с тем, отсутствуют объективные критерии классификации игровых ситуаций. В статье предлагается рассматривать игровое пространство с точки зрения геометрической композиции, доступной для восприятия игроков и тренера в каждом игровом моменте. Идентификация игровой ситуации по признаку геометрического расположения в рамках композиционной схемы позволит преодолеть порог субъективного восприятия, сузить спектр информационной неопределённости и самостоятельно принимать решения в рамках общего понимания целей, задач и средств достижения результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF IDEAS ABOUT THE PLAYING SPACE IN FOOTBALL IN THE ASPECT OF COMPOSITIONAL SCHEMES

The article offers the new approach to the problem of forming the game thinking of athletes in the aspect of the composition of the game space. Currently, the effectiveness of the situational approach methodology as a model of training in game sports is convincingly justified. However, there are no objective criteria for classifying the game situations. The article proposes to consider the game space from the point of view of the geometric composition that is accessible to the perception of players and the coach at each game moment. Identifying a game situation based on its geometric location within a compositional scheme will allow you to overcome the threshold of subjective perception, narrow the range of information uncertainty, and independently make decisions within the framework of a common understanding of goals, tasks, and means of achieving results.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ФУТБОЛЕ В АСПЕКТЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СХЕМ»

Сравнивая показатели контрольных упражнений экспериментальной группы, по отношению к контрольной группе, были установлены более высокие результаты в прыжке в длину с места (см) - на 4,05%, в прыжке вверх (см) - на 1,21%. Полученные результаты подтвердили эффективность использования в учебно-тренировочном процессе юных волейболисток упражнений прыжковой направленности согласно методическим рекомендациям. Проведенный педагогический эксперимент с использованием методических рекомендаций, направленных на повышение прыжковой подготовленности позволил установить достоверно высокие показатели контрольных упражнений в экспериментальной группе по отношению к контрольной в прыжковых контрольных упражнениях. Полученные результаты подтверждают правильный подбор прыжковых упражнений в методических рекомендациях.

Контактная информация: voytus61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2020

УДК 796.332

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ФУТБОЛЕ В АСПЕКТЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ

СХЕМ

Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье предложен новый подход к рассмотрению проблемы формирования игрового мышления спортсменов в аспекте композиции игрового пространства. В настоящее время убедительно обосновывается эффективность методологии ситуационного подхода, как модели обучения в игровых видах спорта. Вместе с тем, отсутствуют объективные критерии классификации игровых ситуаций. В статье предлагается рассматривать игровое пространство с точки зрения геометрической композиции, доступной для восприятия игроков и тренера в каждом игровом моменте. Идентификация игровой ситуации по признаку геометрического расположения в рамках композиционной схемы позволит преодолеть порог субъективного восприятия, сузить спектр информационной неопределённости и самостоятельно принимать решения в рамках общего понимания целей, задач и средств достижения результата.

Ключевые слова: игровое мышление, игровая ситуация, футбол, геометрия игры, композиция игрового пространства.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p398-403

INNOVATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF IDEAS ABOUT THE PLAYING SPACE IN FOOTBALL IN THE ASPECT OF COMPOSITIONAL

SCHEMES

Maksim Mikhailovich Chernetsov, the candidate of pedagogical sciences, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract

The article offers the new approach to the problem of forming the game thinking of athletes in the aspect of the composition of the game space. Currently, the effectiveness of the situational approach methodology as a model of training in game sports is convincingly justified. However, there are no objective criteria for classifying the game situations. The article proposes to consider the game space from the point of view of the geometric composition that is accessible to the perception of players and the coach at each game moment. Identifying a game situation based on its geometric location within a compositional scheme will allow you to overcome the threshold of subjective perception, narrow the range of information uncer-

tainty, and independently make décisions within the framework of a common understanding of goals, tasks, and means of achieving results.

Keywords: game thinking, game situation football, the geometry of the game, composition of the playing space.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день технологии обучающих программ в детско-юношеском футболе требуют инновационных методов, т.к. сохраняются затруднения в области формирования творческого игрового мышления и принятия самостоятельных решений в игровых ситуациях [1, 2, 4, 5]. В качестве прогрессивных взглядов на обучение игровым действиям в спортивных играх рассматривается ситуационный подход с использованием понятий «ситуационная техника» и «игровая ситуация» [1, 2, 6]. На смену дискретному изучению технических действий приходят методы целостного обучения, где игра дифференцирована на отдельные ситуации в соответствии с задачами игрового момента [1, 4, 5]. Критериями выделения игровых ситуаций являются пространственно-временные и динамические характеристики, которые, по возможности, наиболее точно соответствуют соревновательной модели [2, 4]. Среди нерешенных вопросов остается проблема быстрого переключения внимания между игровыми ситуациями и отсутствие четких критериев типизации для применения адекватных средств достижения цели [1, 2].

Гипотеза исследования - предполагается, что дифференцированное и детальное исследование игрового пространства позволит конкретизировать педагогические требования к реализации ситуационного подхода при обучении игровым действиям в футболе.

Цель исследования - выявить композиционную структуру игрового пространства в футболе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В статье делается акцент на геометрической композиции игрового пространства и выявлении объемно-пространственных схем, как системообразующего принципа при выборе стратегии ведения игры и действия игроков (игровых паттернов). Понятие композиции при организации игрового пространства предполагает внутреннюю содержательную организованность и завершённую целостность всех элементов. Важно отметить несводимость свойств композиции к простой сумме составляющих частей, а также структурность и иерархичность всех элементов. Композиционную структуру определяют идея (игровой замысел) и функциональное значение (получение преимущества в игровых ситуациях), при этом материал, формы и технические приёмы являются средствами выражения и достижения [3].

Описываемое в статье игровое пространство является геометрической, пространственной, динамически изменяющейся структурой, которая состоит из базовых (разметка поля и игровые зоны) и вариативных элементов (формообразования игроков). Базовая структура футбольного поля подразумевает прямоугольные поперечные (защитная, средняя, атакующая) и продольные зоны (фланговая, полуфланговая, центральная), которые служат основой для дифференциации игровых линий и амплуа игроков (рисунок. 1). В качестве системообразующего фактора выступает целевая зона (ворота), и пространство вокруг нее (штрафная площадь), где протекают ключевые моменты матча.

Современные тактические схемы предполагают такую организацию пространства, при которой все наиболее важные поперечные и продольные зоны футбольного поля контролируются хотя бы одним игроком. Опираясь на базовую структуру игрового пространства с учетом смыслового и функционального значения, выявим структуру уровней организации игры.

Компоновка - первый уровень организации игры, подразумевающий заполнение игрового пространства между своими воротами и воротами соперника по длине и ширине футбольного поля.

Рисунок 1 - Базовая структура игрового пространства с учетом поперечных и продольных игровых линий (атака, защита, полузащита)

Концентрация и распределение игроков вдоль продольной и поперечной оси подразумевают создание зон с более насыщенным или разреженным количеством футболистов, а также избегание пустых неконтролируемых участков перед своими воротами. Из рисунка 2 видно, что при схеме 1-4-4-2 в центральной зоне сконцентрировано 6 игроков,

Амплуа игроков сами по себе подразумевают первичную компоновку и организацию пространства, но количество игроков в каждой из линий акцентирует внимание своей команды на атаке или обороне. Индивидуальная задача игрока заключается в соблюдении правил командной компоновки и осознании своего пространственного расположения в пределах своей зоны ответственности. Однако, только расстановка по амплуа ничего не говорит о специфических замыслах тренера на предстоящий матч. В первом приближении это лишь зоны ответственности каждого из игроков. В ходе матча компоновка игроков при владении мячом может отличаться от игры в обороне. Наиболее гармоничный переход от одной схемы к другой обеспечивает динамическое равновесие и баланс игровых действий. Чрезмерное насыщение атаки неизбежно приведет к снижению оборонительного потенциала и наоборот.

Конструирование - второй уровень организации пространства, который предполагает схему взаимодействия внутри каждой из поперечных игровых линий.

Конструктивные схемы предполагают объединение отдельных точек (игроков) в плоскостные фигуры - ромбы, треугольники, квадраты. В каждой из трех игровых зон могут быть различные фигуры. В защите чаще всего встречаются линейно-квадратные формы или блоки. В средней линии ромбовидные, а в нападении треугольные или незамкнутые широкоугольные (рисунок 3).

Рисунок 3 - Варианты компоновки игроков в пространстве при различных схемах игры

Геометрия передвижения футболистов и передач мяча имеет свои четкие отличия в линиях атаки, защиты и полузащиты. Форма взаимодействия группы игроков вытекает из смыслового содержания игровой ситуации, а также конструктивной схемы, соответствующей замыслу тренера. При одной и той же компоновке могут быть различные варианты взаимодействия игроков.

По схеме 1-4-3-3 игроки центральной зоны взаимодействуют в треугольнике, в отличие от линейного построения при игре 1-4-4-2. Объемно-пространственные фигуры не являются статическими образованиями, а находятся в динамическом преобразовании на основе постоянно действующего формообразующего принципа.

Композиция - третий уровень организации пространства игры. Предполагает целостное взаимодействие фигур и линий в геометрии футбольного поля, а также смысловое содержание командной тактики. Все элементы находятся в динамическом взаимодействии между собой и выстраиваются относительно фигур соперника (рисунок 4).

С J \

Я

1° • у { А • 7

1.4.3.

1.4. < <=

Рисунок 4 - Композиционная структура взаимодействия игроков между линиями при различных схемах игры

Мяч является подвижным центром композиции, относительно которого выстраиваются все остальные фигуры, а разметка футбольного поля с игровыми зонами статической константой. Атакующие игроки стремятся доставить мяч в зону перед воротами ближе к центральной оси поля, а защитники выдавливают его к боковым линиям. Чем ближе к воротам и центральной оси, тем больше шансов забить гол.

Целостная композиция рождается в тот момент, когда совокупность форм и фигур приобретает более высокий смысл с новыми свойствами. В случае неоднократного воспроизведения композиционных схем и ритмо-темповой структуры у команды появляется узнаваемый рисунок игры. Если рассматривать игру на футбольном поле, как искусство или вид творческой деятельности, то процесс реализации тактического замысла должен подразумевать наличие композиции, которая становится игровым системообразующим принципом. Пространственное положение игроков относительно друг друга и ритм взаимодействия служит инструментом к построению новых вариантов композиционных схем для достижения результата. Тактика игры предполагает использование динамически изменяющейся комплексной геометрической композиции. Фигуры на плоскости вступают во взаимодействие и создают отношения между собой - линии напряжения, траектории движения, сжатие и раскрытие пространства.

Творческая работа тренера заключается в том, он изначальные идею или конечный образ, который конструируется схематично, наполняет элементами (индивидуальные свойства игроков и их функции). Команда, которая умеет сохранять композиционное единство элементов при активном противоборстве соперника, имеет преимущество. В связи с тем, что фигуры не могут быть статичными, т.к. становятся предсказуемыми для соперника, то игроки стремятся их создавать из хаотического на первый взгляд состояния, но искусство и творчество рождается в тот момент, когда игроки соединяют отдельные «точки» игрового пространства в объемные фигуры и композиционные схемы, исходя из общего понимания игры. Целостность композиции позволяет в любой игровой ситуации сохранять согласованность взаимодействий между линиями и создавать численное преимущество на отдельных участках поля.

В качестве наглядности приведем интерактивную карту передач матча ЧМ 2018 г. «Испания - Россия» и «Англии - Швеция» [7], которая отражает особенности компонов -ки игроков на футбольном поле, а также геометрического композиционного взаимодействия (рисунок 5). Кроме ярко выраженного участия вратаря в организации атак у сборной Англии, можно выделить большую дистанцию между линиями и игроками, а также большее количество игроков и передач мяча вдоль продольной оси.

Рисунок 6 - Интерактивная карта передач мяча между игроками как отражение композиционной структуры

организации игры

ВЫВОДЫ

Таким образом, организация игрового пространства посредством компоновки, конструирования и композиции, может являться объективным критерием идентификации

игровых ситуаций и их последовательности возникновения во время матча. Геометрическая локация футболиста во время матча является отправной точкой для восприятия игрового момента, которая диктует дистанцию и интервал при расположении относительно своих партнеров по команде. Теория и методика обучения самостоятельному принятия решений в футболе должна включать идею композиционной структуры игрового пространства, как системообразующего принципа организации игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козин В.В. Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов / В.В. Козин // Наука и спорт: современные тенденции. — 2014. - Т. 3, № 2. - С. 74-83.

2. Макаров, Ю.М. Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов / Ю.М. Макаров, А.А. Чуркин, А.А. Рамзайцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 104-109.

3. Некрасов А.И. Теория архитектуры / А.И. Некрасов - Москва : Стройиздат, 1994. - 477 с.

4. Пегов, В.А. Игровое мышление как мышление в пространстве / В.А. Пегов, М.М. Чернецов // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография. Выпуск II. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2013. - С. 33-45.

5. Чернецов, М.М. Проблема формирования игрового мышления в аспекте понятия: «энтелехия игры» / М.М. Чернецов, В.А. Пегов// Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 291-296.

6. Яхонтов, Е.Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е.Р. Яхонтов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2006. - С. 242-254.

7. Interactive Passing Networks. - URL: https://karun.in/blog/interactive-passing-networks.html (дата обращения: 16.09.2020).

REFERENCES

1. Kozin, V. (2014), "Situational composition in technical and tactical training of athletes", Science and sport: modern trends, Vol. 3, No. 2, рр. 74-83.

2. Makarov, Yu., Churkin, A. and Ramzaytseva, A. (2012), "Training situational techniques of ball throws in handball using a system of expanded algorithms ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (92), рp. 104-109.

3. Nekrasov, A. (1994), Theory of architecture, Stroyizdat, Moscow.

4. Pegov, V. and Chernetsov, М. (2013), "Game thinking as thinking in space"Science and education: modern trends: collective monograph, "Interactive plus", Cheboksary, Issue 2, рp. 33-45.

5. Chernetsov, M. and Pegov, V. (2017) "The problem of forming game thinking in the aspect of the concept: "entelechy of the game", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (152), pp. 291-296.

6. Yakhontov, E. (2006) "Theoretical justification for the introduction of the concept of "situa-tional technique" into the scientific and methodological use of sports games", Sports games in physical education, recreation, and sports, materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 242-254.

7. Karun Singh (2018), "Interactive Passing Networks", available at: https://karun.in/blog/interactive-passing-networks.html (accessed 16.09.2020).

Контактная информация: Chernetsov-smolsport@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2020

УДК 373+612+796

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ 9-10 ЛЕТ

Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Римма Михайловна Васильева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии РАО, Москва; Владимир Васильевич Мышьяков, старший препо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.