Научная статья на тему 'Инновационный опыт учителя и его реализация в педагогической практике'

Инновационный опыт учителя и его реализация в педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / PEDAGOGICAL PRACTICES / INNOVATIVE TEACHING EXPERIENCE / PEDAGOGICAL THINKING / A HOLISTIC EDUCATIONAL PROCESS / THE INTRODUCTION OF PEDAGOGICAL INNOVATION / PEDAGOGICAL SKILLS TARGET AUDIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илларионов С. В., Илларионова Л. П., Корнев Д. В.

В статье поднимаются проблемы формирования опыта инновационной деятельности педагога, умений его обобщения и осмысления на основе владения информацией о целостном педагогическом процессе. На основе обобщения практического опыта работы со слушателями курсов повышения квалификации раскрываются пути и возможности формирования умений по анализу, обобщению и трансляции инновационного педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илларионов С. В., Илларионова Л. П., Корнев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE EXPERIENCE OF TEACHERS AND ITS IMPLEMENTATION IN TEACHING PRACTICE

In the article the problems offormation of experience of innovative activity of the teacher, the skill of its compilation and reflection on the basis of the ownership information on a holistic educational process. On the basis of generalization of practical experience of work with listeners of advanced training courses ways and opportunities offormation of abilities on the analysis, generalization and broadcast of innovative pedagogical experience are revealed.

Текст научной работы на тему «Инновационный опыт учителя и его реализация в педагогической практике»

УДК 32

ИЛЛАРИОНОВ С.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, Академия социального управления, г. Москва E-mail: [email protected] ИЛЛАРИОНОВА Л.П.

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Академия социального управления, г. Москва

E-mail: [email protected] КОРНЕВ Д.В.

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедройметодики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, Академия социального управления, г. Москва E-mail: [email protected]

UDC 32 ILLARIONOV S.V.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of a technique of teaching disciplines of an art and esthetic cycle, Academy of social management, Moscow E-mail: [email protected] ILLARIONOVA L.P. Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and psychology, Academy of social management,

Moscow E-mail: [email protected] KORNEV D.V.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of a technique of teaching disciplines of an art and esthetic cycle, Academy of social management,

Moscow

E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ THE INNOVATIVE EXPERIENCE OF TEACHERS AND ITS IMPLEMENTATION IN TEACHING PRACTICE

В статье поднимаются проблемы формирования опыта инновационной деятельности педагога, умений его обобщения и осмысления на основе владения информацией о целостном педагогическом процессе. На основе обобщения практического опыта работы со слушателями курсов повышения квалификации раскрываются пути и возможности формирования умений по анализу, обобщению и трансляции инновационного педагогического опыта.

Ключевые слова: педагогический опыт, инновационный педагогический опыт, педагогическое мышление, целостный педагогический процесс, внедрение педагогической инновации, педагогическое мастерство целевая аудитория.

In the article the problems offormation of experience of innovative activity of the teacher, the skill of its compilation and reflection on the basis of the ownership information on a holistic educational process. On the basis of generalization of practical experience of work with listeners of advanced training courses ways and opportunities offormation of abilities on the analysis, generalization and broadcast of innovative pedagogical experience are revealed.

Keywords: pedagogical practices, innovative teaching experience, pedagogical thinking, a holistic educational process, the introduction of pedagogical innovation, pedagogical skills target audience.

В стремительной динамике обновления и развития педагогических технологий, знания, полученные субъектом образования в академических структурах, быстро устаревают, поэтому педагогу, работающему в современных условиях, необходимо ежедневно держать руку на пульсе и быть готовым к тому, чтобы перестроить организацию педагогического процесса в соответствии с требованиями и задачами сегодняшнего дня. И это является одной из важных проблем, стоящих перед педагогическими работниками сегодня. Компетенции педагогических работников, таким образом, должны быть сориентированы на конечный результат, то есть на образование, воспитание и развитие подрастающего поколения (Д.В. Корнев, И.Э. Смирнова, В.А. Шабунина).

Для подготовки педагогических кадров в российском образовании создана целая система, включающая педагогические колледжи, педагогические вузы, университеты, где имеются педагогические факультеты, учреждения переподготовки и повышения квалификации педагогических

кадров и т.д. Значительное место в профессиональной подготовке педагогического работника занимает обучение умению анализировать свой собственный опыт и опыт своих коллег, а также в умении поделиться лучшими образцами своего личного опыта с коллегами.

Педагогический опыт включает в себя систему педагогических знаний, умений, навыков, способов творческой организации педагогического процесса. Творческий подход к организации профессионально-педагогической деятельности, применение новых технологий в достижении ожидаемого результата обычно связывают с инновацией. Инновации характерны не только для педагогической деятельности. Инновации имеют место в любой профессиональной деятельности человека и поэтому требуют изучения, осмысления с целью применения положительных результатов в массовой практике. В тоже время инновации сами по себе не появляются, они есть результат творческих научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не

© Илларионов С.В., Илларионова Л.П., Корнев Д.В. © Illarionov S.V., Illarionova L.P., Kornev D.V.

может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация, как средство и как процесс, предполагает введение чего-либо нового, нестандартного. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося (Дунаева Н.В.,СластенинВ.А, Хмель Н.Д. и др.).

Таким образом, чтобы результативно применять инновации в педагогическом процессе, учитель должен обладать сформированным педагогическим мышлением, поскольку вся поступающая информация от процесса самообразования, курсов повышения квалификации, изучения опыта коллег и т. д. должна быть преобразована через педагогическое мышление учителя. Педагогическое мышление —это профессиональная мыслительная способность учителя, которая даёт возможность осмыслить, проанализировать, сравнить, обобщить, оценить воспитательскую практику, делать методические открытия, активно, творчески и эффективно осуществлять организацию педагогического процесса в образовательном учреждении. В то же время педагогическое мышление учителя не должно запаздывать с осмыслением педагогической реальности, в противном случае результат педагогической деятельности может носить деструктивный характер, что, естественно, отразится на воспитании и обученииучащихся. Чтобы педагогический процесс носил продуктивный характер, необходима систематическая работа учителя над собой, над стереотипами установок, привычным мышлением, выводами и оценками и т. д.

В результате ежедневной систематической работы над переосмыслением педагогической реальности через педагогическое мышление возникает новая система установок, понятий, подходов, идей, теорий, концепций, т. е. образуется новое мышление. Новое педагогическое мышление способствует поиску научно достоверных, адекватных оценок изменившейся педагогической реальности, создание современных систем, подходов, структур, форм и методов. Развитие педагогической науки способствует постоянному обновлению педагогического мышления, как главного условия совершенствования школьной практики.

Сегодня в практике работы школ ещё существуют шаблоны, которые влияют на сознание теоретиков и практиков, сдерживающих прогресс самой науки, сковывающих воспитательскую деятельность учителей и воспитателей. Например, полное превосходство учителя над учеником и отсутствие понимания основ организации взаимодействия учителя и ученика,т.е. недостаточное знание теории целостного педагогического процесса и умений применять теоретические знания в практике. А между тем, инновационный педагогический опыт можно наработать тольков-ладея глубокими теоретическими знаниями о целостном педагогическом процессе и обладая сформированным педагогическим мышлением. В противном случае это будет не инновационный опыт, наработанный систематической практикой, основанной на глубоких теоретических знаниях, а некоторые наиболее удачные методические приёмы, полученные в результате проб и ошибок педагогической практики. Такие результаты педагогической деятельности вряд ли могут представлять интерес для широкой педаго-

гической общественности. Следовательно, педагогические инновациидолжны носить системный характер, включающий в себя педагогическийопыт, осмысленный через призму целостного педагогического процесса и представленный в доступной понятной для учителя форме.

Здесь следует особо остановиться на понимании системного подхода в создании инновационного педагогического продукта. Любые открытые системы являются жизнеспособными только при условии, что они обмениваются энергией, информацией. Открытая система может стать закрытой, если в неё не поступает энергия в любой форме и, следовательно, компоненты ее остаются неизменны. Педагогический процесс, безусловно, открытая система, поскольку идёт постоянный обмен информацией с окружающей средой: чем более открытой является система, тем она более эффективна. В педагогическом процессе постоянно происходит обмен информацией учителя с учащимися, учащиеся обмениваются информацией между собой, учитель обменивается информацией с коллегами, тем самым черпая для себя необходимый объем знаний, который актуализируется им в его профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, у педагога нарабатывается свой собственный опыт. Но, как известно, опытность не всегда зависит от стажа работы. Можно много лет проработать в школе и так и не приобрести необходимого педагогического опыта. Учителей, обладающих педагогическим опытом, можно назвать только тех, кто на протяжении определённого времени целенаправленно и критически мог оценивать свою педагогическую деятельность (деятельность своих коллег) с одной единственной целью, чтобы каждый следующий день, проведённый в школе, был более продуктивнее, чем предыдущий. А это возможно только в том случае, если учитель владеет педагогической теорией и может дать аргументированное объяснение той или иной педагогической ситуации, возникающей в процессе его профессионально-педагогической деятельности.

Педагогический процесс, как социальная система, состоит из единства составляющих его компонентов, где все компоненты находятся в соподчинённости и взаимовлияют друг на друга. Так, изменение цели влечёт за собой изменение задач, содержания, средств, форм, методов и приёмов. Учитель и учащиеся тоже являются компонентами педагогического процесса, но учитель является ещё и организатором педагогического процесса[8, с. 63].Педагогу важно знать, что для понимания сущности педагогического процесса необходимо усвоить весь состав его компонентов, отражающих не только участников, но и элементы их деятельности: педагоги, учащиеся, родители, цель, задачи, содержание, средства, формы, методы, приемы и задания, а также особенности каждого из них, что даст возможность наметить внутренние связи, объективно существующие между ними в реальном педагогическом процессе. Анализ взаимосвязи компонентов педагогического процесса важен не только в плане повышения эффективности практической работы учителя, он имеет существенное значение и для моделирования положительного опыта школы, и для получения ожидаемых результатов. Это возможно в том случае, если взаимодействие компонентов педагогического процесса можно рассматривать как целостную систему. Выбор средств, форм, методов, приемов и технологий,

определяющих успех в достижении поставленных задач, зависит от тех методологических позиций, на которых находится педагог.

Таким образом, целостное представление структуры педагогического процесса является платформой, которая может стать основой для накопления, анализа и осмысления педагогического опыта конкретного учителя и опыта своих коллег. После проведённого урока учитель, достаточно ясно представляя структуру педагогического процесса и увидев функциональное значение всех его компонентов, сможет профессионально проанализировать урок, выявив все положительные и отрицательные моменты проведённого занятия, акцентировав своё внимание на тех компонентах педпроцесса, которые, по его мнению, требуют доработки. В то же время автор занятия может выделить наиболее успешные фрагменты урока, которые могут войти в методическую копилку учителя.

Так, при систематическом анализе уроков, выявляя положительные и отрицательные стороны каждого урока, на основе системного подхода, нарабатывается педагогический опыт, который со временем обогащается, совершенствуется педагогическое мастерство учителя. Впоследствии положительный опыт, добытый в результате кропотливой теоретический и практической работы, должен быть оформлен в доступную для понимания широкой педагогической общественности форму. После чего положительные результаты успешного опыта могут стать предметом его распространения ивнедрения в школьную практику. Формы распространения и внедрения положительного педагогического опыта могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они удовлетворяли основное требование - были просты и понятны для учителей-практиков. Это могут быть методические пособия, отдельные модули по проведению уроков, кейсы, схемы и т.д. Вопросам распространения положительного педагогического опыта посвящено много различных научных исследований, поэтому мы не ставим перед собой задачу останавливаться на этом.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что положительный педагогический опыт может быть наработан только на основе глубоких теоретических знаний о сущности и структуре педагогического процесса, на основании которых систематически анализируются уроки. Научившись анализировать собственные уроки, формулировать правильные выводы, можно изучать и осмысливать опыт коллег, выявляя положительные и отрицательные стороны конкретного занятия.

Положительный чужой педагогический опыт можно использовать в своей работе, но не путём слепого копирования, а, предварительно осмыслив его, педагогически проанализировать, только затем применить к конкретной ученической аудитории. Это сделать необходимо, поскольку педагогическая деятельность не является рецептурной: невозможно дать рецепты на все случаи жизни и на решение всех педагогических ситуаций, так как все учащиеся разные, и методы, которые подходят для работы с одним ребёнком, абсолютно могут быть непригодны в работе с другим. Следовательно, к восприятию и применению чужого опыта тоже нужно быть подготовленным, то есть, уметь видеть его в системе, уметь выявлять те элементы, которые, с точки зрения изучающего этот опыт педагога,

могут быть использованы в работе и обеспечивать положительный результат.

Эксперимент, проведённый в Академии социальной работы, а также в городах Московской области, таких как Дмитров, Пушкин, Королев, Балашиха, Подольск со слушателями курсов повышения квалификации дал свой положительный результат. Суть эксперимента заключалась в следующем: в рамках изучаемой программы «Инновационные подходы к музыкальному воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО, слушателям был дан краткий теоретический курс по теории целостного педагогического процесса, а также схема анализа урока на основе педпроцесса, по которой предлагалось проанализировать собственные занятия и занятия своих коллег. Слушателям было дано задание: изучить лекционный материал по теории вопроса и сделать видеозапись собственного музыкального занятия. Далее, согласно предложенной схеме анализа урока проанализировать собственное занятие, после чего каждый из слушателей смог продемонстрировать свою видеозапись вместе с собственным анализом занятия в аудитории слушателей. Слушатели анализировали урок автора, обсуждали как положительные, так и отрицательные моменты занятия. Следует отметить, что обсуждение видео-записейуроков проходило корректно в строгом соблюдении этических норм и выдвинутых требований к анализу урока.

В результате нескольких систематических занятий по анализу уроков, проведённых со слушателями, можно отметить, что речь у нихобогатиласьнаучным тезаурусом, они научились лучше видеть собственное занятие и занятия своих коллег, воспринимали уроки более целостно, определяя компоненты педагогического процесса в системе и взаимосвязи. Научились отличать главное и второстепенное в ходе проведения урока. Более осознанно стали подходить к формулировке целей и задач, отбору содержания материала, выбору форм, методов и приёмов. По мнению самих слушателей, они увидели в учащихся -субъектов совместной учебно-познавательной деятельности, также у них добавилась уверенность в работе, более осознанно стали относится к планированию занятий.

Таким образом были заложены основы совершенствования педагогического мастерства, посредством умения анализировать собственный опыт и опыт своих коллег. Некоторых из слушателей заинтересовала и научно-методическая работа: появилось желание изложить свой опыт в форме написания статьи, методической разработки урока, подготовки мастер-класса и видео-урокаи т.д. Высказывались пожелания подготовки серии видеоуроков в качестве электронного учебного пособия для использования его в обучающем процессе с применением дистанционных технологий [3, с. 27].В ходе работы со слушателями курсов обращалось внимание на формирование у них умений донести идеи автора, результаты его опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. Целевой аудиторией могут выступать учителя общеобразовательных школ, воспитатели, музыкальные руководители детских садов и пр. Таким образом, трансляция и внедрение лучшего педагогического опыта среди широкой педагогической общественности, является одним из важнейших условий развития педагогического мастерства современного учителя.

Библиографический список

1. Алдошина М.И. Ценностная основа формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей. Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. С.168 - 173.

2. ДунаеваН.В. Библиотека инновационного вуза. Университетская книга. 2009. 5. С. 56 - 57.

3. Илларионов С.В., Илларионова Л.П. Плюсы и минусы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. ЦИТИСЭ. 2015. № 2. С. 27.

4. Корнев Д.В. Формирование профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования. Человеческий капитал. 2014. № 7. С. 67-71.

5. Сластенин В.А. Педагогические сочинения. М.: Изд. Дом Магистр-пресс, 2000. 488 с.

6. СмирноваИ.Э. Компетентностно-ориентированный учебный процесс: психолого-педагогичские аспекты. Психология обучения. 2014. № 3. С. 33-46.

7. Смирнова И.Э. Психологические основы формирования компетентности современного специалиста. Социальная политика и социология. 2013. № 3-2 (95). С. 280 - 294.

8. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя.- Алматы: Гылым, 1998. 320 с.

9. ШабунинаВ.А., МамышеваЮ.И. Контекстное обучение как фактор самоопределения студентов. Профессиональное определение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 375 - 379.

References

1. AldoshinaM.I. Value basis of the formation of the jetnojesteticheskoj culture of the future teachers. -Siberian pedagogical magazine. 2008. No. 4. Pp. 168-173.

2. DunaevaN.V. Library Innovation University. -University book. 2009. 5. Pp. 56-57.

3. IllarionovS.V., IllarionovL.P. pros and cons of training using distance learning technologies. CITISJe. 2015. No. 2. Pp. 27.

4. KornevD.V. formation of professional competence of teachers further education. Human capital. 2014. No. 7. Pp. 67-71.

5. SlasteninV.A. Pedagogical works. M.: Izd. House Master press, 2000-488 with.

6. SmirnovaI.E. competence-oriented learning process: psycho-pedagogichskie aspects. -Educational psychology. 2014. No. 3. Pp. 33-46.

7. Smirnova I.E. Psychological bases of formation of the modern expert competence. Social policy and sociology. 2013. No. 3-2 (95). 280-294.

8. Hop N.D. theoretical bases of training teachers.-Almaty: gylym, 1998. 320 c.

9. Shabunina V.A., Mamysheva Y.I. Context education as a factor of self-determination of students. Professional definition of youth innovation region: problems and perspectives: a collection of articles on materials of all-Russian scientific-practical Conference. 2016. Pp. 375-379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.