Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональной компетентности преподавателей в условиях ссуза'

Совершенствование профессиональной компетентности преподавателей в условиях ссуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / СИСТЕМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратьева Ольга Юрьевна

Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов в техникуме: наличие системы работы с педагогическими кадрами, организация научно-методической работы, деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратьева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональной компетентности преподавателей в условиях ссуза»

УДК 371.123

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ССУЗА

PERFECTION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN CONDITIONS OF SPECIALIZED SECONDARY INSTITUTIONS

О. Ю. Ратьева O. Y. Ratyeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов в техникуме: наличие системы работы с педагогическими кадрами, организация научно-методической работы, деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Abstract. Pedagogical conditions which promote the perfection of professional competence of teachers in technical secondary school: availability of system of work with pedagogical stuff, organization of scientifically-methodical work, studying, generalization and distribution of advanced pedagogical experience are revealed and experimentally proved.

Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателей, система работы с педагогическими кадрами, научно-методическая работа, педагогический опыт.

Keywords: teachers professional competence, system of work with pedagogical stuff, scientific-methodological work, pedagogical experience.

Актуальность исследуемой проблемы. Роль образования на современном этапе общественного развития состоит в формировании основ для устойчивого социальноэкономического и духовного развития России, в кадровом обеспечении экономики, в утверждении позиций России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, науки, высоких технологий и экономики. Образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Профессиональное образование является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования. Роль системы среднего профессионального образования трудно переоценить, так как более трети работающих на производстве составляют специалисты со средним профессиональным образованием. В условиях модернизации российского образования качество подготовки специалистов может быть достигнуто только при условии эффективного управления учебно-воспитательным процессом, обеспечения высокой профессиональной компетентности каждого педагога.

Поэтому совершенствование профессиональной компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений является актуальной проблемой педагогики профессионального образования. Ее решение позволяет повысить качество деятельности ссуза, усилить его конкурентоспособность. Повышение профессиональной компетентности педагога особо ценится в современных условиях, когда возрастает общественная потребность в профессиональной инициативе, все более ценится не репродуктивный, а творческий характер отношения к своей работе.

Материал и методика исследований. Методологической основой исследования являются философские положения о социальной сущности человека. Теоретической основой выступают концептуальные представления о сущности и особенностях педагогической деятельности, развитии профессиональной компетентности учителя (Б. С. Гер-шунский, В. А. Сластенин и др.), компетентностный подход в образовании (И. А. Зимняя, В. А. Сластенин и др.), теоретические представления о формировании личности учителя в системе непрерывного образования (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.), исследования по проблемам качества профессионального образования (В. И. Андреев, А. Н. Майоров и др.), работы в области оценки качества педагогической деятельности (Р. Х. Шакуров, А. К. Маркова и др.).

Использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический и сравнительный анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, констатирующий и формирующий виды эксперимента, методы измерения и обработки экспериментальных данных, системный и качественный анализ.

Базой исследования явилось ФГОУ СПО «Чебоксарский механико-технологический техникум». Исследованием было охвачено около 50 преподавателей техникума.

Результаты исследований и их обсуждение. Большинство отечественных и зарубежных ученых сходятся во мнении, что профессиональная компетентность педагога определяется профессиональными знаниями и умениями, мотивами деятельности, стилем общения, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала, владением методикой преподавания предмета, способностью понимать студентов и взаимодействовать с ними, обладанием профессионально значимыми личностными качествами [5].

Несмотря на большое число исследований, вопросы формирования и повышения профессиональной компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений изучены недостаточно полно. Под компетентностью мы понимаем способность специалиста применять знания для решения конкретных практических задач в соответствии с его компетенцией. Основы профессиональной компетентности закладываются в процессе профессионального образования. Затем они формируются в самостоятельной работе [4].

В ходе констатирующего эксперимента нами выявлены следующие основные педагогические условия повышения профессиональной компетентности преподавателей в условиях ссуза:

1) целенаправленная системная работа с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетентности;

2) организация научно-методической работы;

3) деятельность администрации учебного заведения по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Работа руководителей с педагогическими кадрами подразумевает целенаправленную системную деятельность директора, его заместителей, предметных методических объединений по совершенствованию профессиональной компетентности преподавателей, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта [1].

Эта деятельность выполняет диагностическую, воспитывающую, обучающую, развивающую, стимулирующую, контрольно-оценочную функции. Она направлена на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Главное в работе с педагогическими кадрами - это оказание реальной, действенной, своевременной помощи педагогам в совершенствовании профессиональной компетентности. Высокий профессионализм педагогов способствует глубокому овладению знаниями, более качественной подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

К работе в средних специальных учебных заведениях нередко привлекаются квалифицированные профессионалы, хорошо знающие предмет своей специальности, но не имеющие психолого-педагогической подготовки. Поэтому обучение часто является репродуктивным. Но для обеспечения высокой результативности учебно-воспитательного процесса преподаватель ссуза должен оптимально сочетать специальные предметные знания и педагогические знания, умения, навыки.

Таким образом, обеспечение профессионального роста педагогов, повышение уровня их профессиональной компетентности является одним из важнейших видов деятельности администрации Чебоксарского механико-технологического техникума (ЧМТТ).

Главным направлением деятельности руководителя по выявлению профессиональной компетентности преподавателей является изучение позиции преподавателя по отношению к студентам, его педагогического мастерства, коммуникативной культуры, личностных особенностей и особых способностей.

Изучение профессиональной компетентности преподавателей необходимо руководителю для того, чтобы понимать, какими образовательными возможностями обладает педагогический состав, в каком направлении необходимо совершенствовать его научнопедагогический потенциал [2].

В новых социально-экономических условиях работа с педагогическими кадрами в Чебоксарском механико-технологическом техникуме выстроена на основе формирования и аналитической оценки у каждого преподавателя ключевых компетенций, которые должны, в свою очередь, способствовать гармоничному развитию личности студентов.

Совершенствоваться в профессии можно путем повышения квалификации в специально созданных для этого структурах, но главное место занимает систематическое самообразование, которое делает возможным пополнение, обновление знаний. Активизация саморазвития педагога немыслима без планомерного и грамотного педагогического руководства. Обязательным условием повышения профессиональной компетентности педагогов является активная восприимчивость к рекомендациям науки и опыту новаторов [6].

Данные проведенного нами анкетирования свидетельствуют о том, что педагоги высоко ценят деятельность администрации техникума по повышению профессиональной компетентности непосредственно на местах, отмечают, что это способствует повышению эффективности образовательного процесса (92 % респондентов).

В ходе констатирующего эксперимента нами было установлено, что руководители техникума в процессе мониторинга основное внимание уделяют реализации преподавателями обучающей функции. Поэтому педагоги в ходе учебных занятий не обращают должного внимания на подготовку и реализацию других функций.

Анкетирование преподавателей ЧМТТ в целях выявления типичных затруднений в совершенствовании своей профессиональной деятельности показало, что наибольшие трудности вызывают:

1) в учебной деятельности: умение определять и разъяснять цели учебных занятий (24 % респондентов), применение нетрадиционных форм и методов обучения (11,1 %), разработка и внедрение новых дидактических средств (8,9 %), методика создания контролирующих заданий по изучаемым темам (8,9 %);

2) во внеурочной деятельности: методическое обеспечение внеурочных мероприятий (15,6 %), организация внеурочной работы по предмету (8,9 %).

В ходе наблюдения за учебно-воспитательным процессом в техникуме мы пришли к выводу, что руководители и педагогический коллектив считают, что методическая работа играет значительную роль в осмыслении инновационных идей, сохранении и упрочнении педагогических традиций. Целями традиционной методической работы являются обобщение педагогического опыта, повышение квалификации педагогов и педагогического мастерства.

Однако традиционная методическая работа уже не может соответствовать современным условиям. Внедрение научного аспекта в методическую работу продиктовано требованиями повышения качества и эффективности развития образования, использования прогрессивных педагогических технологий. Научно-методическая работа направлена на изучение, анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта, на разработку методики преподавания по конкретным учебным дисциплинам, на совершенствование педагогического мастерства преподавателей.

Нами выделены следующие проблемы осуществления научно-методической работы в техникуме:

1) преобладание ориентации на технологический подход;

2) недостаточный учет индивидуальных особенностей педагогов;

3) понимание помощи преподавателям как усиление требований;

4) недостаточно высокий уровень методологической культуры.

Устранение этих причин способствует созданию благоприятного климата в коллективе, что положительно сказывается на повышении эффективности учебновоспитательного процесса.

Научно-исследовательская работа преподавателей техникума является определяющим фактором развития образовательного учреждения. От нее во многом зависят уровень преподавания и творческий настрой всего коллектива учебного заведения. Ежегодно в техникуме проводится смотр-конкурс методических работ преподавателей, направленный на активизацию внедрения инноваций. Расширяется использование в учебном процессе информационных образовательных технологий.

Повышенное внимание в ЧМТТ уделяется деятельности по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта. Обобщение педагогического опыта - это способ профессиональной рефлексии. При недостаточном уровне рефлексии педагог нередко навязывает студентам свой способ мышления и действия [3]. Это затрудняет и замедляет развитие студентов. В ЧМТТ создана творческая группа, которая изучает опыт работы педагогов, определяет формы обобщения и распространения передового педагогического опыта. Ежегодно проводятся семинары и научно-практические конференции по данной тематике.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что педагоги стали в большей мере ориентироваться и на процесс, и на результат обучения. Это означает, что они осуществляют адекватное планирование образовательного процесса.

Также нами были выявлены факторы, мешающие педагогу успешно справиться с задачей обобщения собственного педагогического опыта. Некоторые педагоги не понимают, зачем обобщать свой педагогический опыт. Чаще всего они убеждены, что это нужно администрации учреждения, связывают эту проблему с необходимостью прохождения аттестации, то есть мотивация исходит извне. Нередко для педагога показать открытый урок значительно проще, чем создать конспект этого урока или подготовить методическое пособие.

Педагогический коллектив техникума включает в себя, помимо опытных преподавателей с большим стажем работы, молодых педагогов. И те и другие нуждаются в совершенствовании профессиональных знаний и умений. Разнородный преподавательский состав создает трудности в организации процесса повышения квалификации. Практика показывает, что индивидуальная, дифференцированная работа с кадрами дает хорошие результаты.

Одними из приоритетных направлений повышения квалификации, на наш взгляд, являются информационно-коммуникационные технологии в образовании. В Чебоксарском механико-технологическом техникуме организованы курсы повышения квалификации по данному направлению. Перспективной формой становится проведение обучающих методических семинаров. Особое внимание на семинарах уделяется современным технологиям обучения. Стало традицией проведение научно-практических и педагогических конференций по актуальной тематике.

Резюме. На основе проведенного анализа нами выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, способствующие совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в условиях ссуза. Показателями профессионального роста преподавателей мы считаем высокую творческую активность, положительную динамику личностно-профессионального роста, удовлетворенность своей работой, отношениями со студентами, коллегами, чувство защищенности.

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов способствует развитию личности педагога, его адаптации в быстро меняющихся условиях внешней среды. Профессиональная компетентность мотивирует человека на самообразование, непрерывную и настойчивую работу над собой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев, В. П. Основы управления педагогическими системами : учеб. пособие / В. П. Ковалев. -Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2000. - 220 с.

2. Куприянова, Л. Н. Педагогическое мастерство: принципы оценки / Л. Н. Куприянова // Высшее образование в России. - 2003. - № 1. - С. 78-80.

3. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. пособие для вузов / В. Г. Максимов. -М. : Academia, 2002. - 270 с.

4. Педагогика / В. А. Стастенин и др. - М. : Школа-Пресс, 2002. - 512 с.

5. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / В. В. Воронов и др. ; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Рос. пед. агентство, 2000. - 638 с.

6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.