Научная статья на тему 'Инновационная составляющая формирования педагогической культуры будущих преподавателей профессионального обучения'

Инновационная составляющая формирования педагогической культуры будущих преподавателей профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL CULTURE / FUNCTION OF THE TEACHER / PEDAGOGICAL SKILLS / METHODOLOGICAL SKILLS / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL INNOVATION / PSYCHO-PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев М.Х., Гаджикурбанова Г.М.

В статье анализируются основные подходы к пониманию понятия «педагогическая культура», с учетом ее сущности обоснована классификация педагогических умений. С точки зрения инновационных подходов сформирована концепция непрерывной психолого-педагогической подготовки педагога профессионального обучения, обоснованы содержание и процесс формирования психологической, педагогической и методической составляющих педагогической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбулаев М.Х., Гаджикурбанова Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE COMPONENT OF FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

The article analyzes the main approaches to understanding the concept of "pedagogical culture", in view of its nature justified the classification of pedagogical skills. In terms of innovative approaches formed the concept of continuous psychological and pedagogical training of vocational training teachers, proved the content and the process of formation of psychological, pedagogical and methodological components of pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая формирования педагогической культуры будущих преподавателей профессионального обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Хайбулаев М.Х., к.п.н., профессор кафедры педагогики и технологий профессионального образования, Гаджикурбанова Г.М., к.п.н., ассистент кафедры педагогики и технологий

профессионального образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

Махачкала

Аннотация. В статье анализируются основные подходы к пониманию понятия «педагогическая культура», с учетом ее сущности обоснована классификация педагогических умений. С точки зрения инновационных подходов сформирована концепция непрерывной психолого-педагогической подготовки педагога профессионального обучения, обоснованы содержание и процесс формирования психологической, педагогической и методической составляющих педагогической культуры.

Ключевые слова: педагогическая культура; функции педагога; педагогические умения; методические умения; профессиональные компетенции; педагогические инновации; психолого-педагогическая подготовка.

INNOVATIVE COMPONENT OF FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

Haybulayev M. H., c.p.n., professor department of pedagogy and technology professional education Hadzhikurbanova G. M., c.p.n., assistant professor of education and technology

vocational education FHBOU VO "Dagestan state pedagogical university", Makhachkala

Annotation. The article analyzes the main approaches to understanding the concept of "pedagogical culture", in view of its nature justified the classification of pedagogical skills. In terms of innovative approaches formed the concept of continuous psychological and pedagogical training of vocational training teachers, proved the content and the process of formation of psychological, pedagogical and methodological components of pedagogical culture.

Key words: pedagogical culture; the function of the teacher; pedagogical skills; methodological skills; professional competence; pedagogical innovation; psycho-pedagogical training.

В психолого-педагогическои литературе, посвященной подготовке педагогических кадров, обосновывается необходимость формирования педагогической культу-

ры путем вооружения будущих преподавателей профессионально важными знаниями и умениями, а также воспитания личностных качеств, необходимых для эффективного управления учебно-познавательным процессом. Психолого-педагогическую составляющую профессиональной подготовки в литературе рассматривают, как важную часть обеспечения готовности к управлению учебной деятельностью.

т~ч и __и

В понимании педагогической культуры учителя в научной литературе существуют различные подходы:

• структурный (О.А. Абдуллина, А.Т. Маленко, Д.А. Тхоржевский и др.), характеризующий педагогическую культуру как совокупность относительно самостоятельных, взаимосвязанных между собой общенаучного, специального, психологического, общепедагогического и методического компонентов;

• профессиографический, рассматривающий педагогическую культуру как совокупность свойств и характеристик личности учителя (профессионально-педагогические, познавательные, ценностно-ориентационные);

• функциональный (А.И. Щербаков, Ю.К. Васильев, В.Н. Кузьмина), определяющий педагогическую культуру как совокупность основных свойств, отношений и действий, имеющих место в профессиональной деятельности, выделяя и обосновывая конструктивную, организаторскую, коммуникативную, проектировочную, информационную, развивающую, ориентациоиную, мобилизационную, исследовательскую и техническую функции учителя.

• управленческий (В.П. Беспалько, Н.В. Кухарев, Л.В. Спирин, Н.Ф. Талызина), обосновывающий педагогический процесс как совокупность основных свойств, отношений для реализации алгоритма управления познавательной деятельностью школьников.

• инновационный, развивающийся в исследованиях Д.С. Анисимова, Р.П. Панфиловой, М.Х. Хайбулаева и др.

Сопоставительный анализ подходов к определению педагогической культуры учителя по различным классификационным признакам позволяет определить психолого-педагогическую составляющую, как важнейшую часть, представленную в каждом из имеющихся подходов, либо своим содержанием и общими требованиями к специалисту, либо основными функциями деятельности учителя, либо соответствующими методическими знаниями, умениями и т.д.

Основным признаком педагогической культуры будущего учителя считают сформированность педагогических и методических умений.

В педагогических исследованиях достаточно много подходов к трактовке понятия «умения». Традиционно их рассматривают как профессионально-значимые компоненты, обеспечивающие решение педагогических задач.

/-Ч и __и

С позиций структурного подхода, умения как основа педагогической деятельности разделяют на конструктивные, связанные с проектированием содержания будущей деятельности; организаторские, связанные с организацией учебной деятельности; коммуникативные, связанные с установлением правильных взаимоотношений с учащимися; гностические, связанные с исследованием процесса и результатов деятельности.

С позиций функционального подхода в качестве основных умений выделяют помимо перечисленных: конструктивные; информационные; мобилизационные;

исследовательские; воспитательно-развивающие.

т-ч и о

В процессуальном подходе приведенный перечень умений дополняют прогностическими и аналитическими умениями.

С нашей точки зрения, наиболее приемлемой является классификация, основанная на управленческом подходе. Ее основу составляют функции учителя, основные этапы которой мы связываем с подготовкой и реализацией проекта определенной педагогической системы [7].

Исходя из основных управленческих функций и связующих их процессов, нами выделены следующие группы умений: аналитические, состоящие из анализа уровня обученности ученика, педагогического опыта, учебно-материальной базы и учебно-методического комплекса профессиональной подготовки обучаемых; прогностические, включающие определение зоны ближайшего развития будущего специалиста, предвидение конечной цели; проектировочные, предполагающие отбор учебных элементов, методов и средств, диагностическое целеполагание, конструирование учебных задач, программирование педагогического процесса, проектирование средств контроля и диагностики, проектирование дидактических средств и т.д.; организаторские, направленные на создание мотивации, предъявление учебной задачи, организацию учебных действий, решение учебной задачи, индивидуальной, групповой и других форм учебной работы, обеспечение взаимодействия «учитель-ученик», «ученик- ученик»; коммуникативные, включающие культуру речи (правильность, чистота, богатство, точность, логичность и др.), технику (гибкость, подвижность, диапазон, тембр и др.) и невербалику (пластика, мимика, схематехника); контрольные, нацеленные на осуществление оперативного и итогового контроля знаний и способов деятельности; коррекционные, позволяющие корректировать содержание, учебный процесс, переформулировать цели и др.

С учетом инновационного подхода этот перечень Хайбулаев М.Х. [10, 11] дополняет исследовательскими умениями.

Обобщая сказанное, под педагогической культурой преподавателя понимается совокупность знаний (общекультурных, медико-биологических, психолого-педагогических, предметных и специальных), умений (аналитических, прогностических, проектировочных, организационных, контрольных, коррекционных, коммуникативных, исследовательских), ценностных отношений и качеств личности (гуманизм, гражданская позиция, любовь к детям, ответственность, любознательность и т.д.), а также опыт творческой педагогической деятельности.

Главную причину недостаточной сформированности педагогической культуры у будущих учителей мы видим в несоответствии между учебной и профессиональной деятельностью. Она является следствием превалирования «поддерживающей системы» подготовки студентов. Для «поддерживающего обучения» характерны фиксированные методы и правила, предназначенные для решения известных, повторяющихся ситуаций.

Основным средством формирования педагогической культуры является психолого-педагогическая подготовка студентов. В ее рамках должны быть найдены

модельные решения и приемы дидактических взаимодействий субъектов образовательного процесса.

Это обусловило необходимость обратиться к механизмам инновационного обучения, предусматривающих формирование способности обучаемых к проективному изменению будущего, творческого мышления, как основы целенаправленного изменения образовательной практики. Идеологи инновационного обучения рассматривают «предвосхищение» и «обязательное участие», как его сущностные признаки.

Сопоставительный анализ литературных источников [1, 3, 5, 7, 11] показывает, что понятия «инновация», «инновационная деятельность» трактуются по разному, часто отождествляясь с научной и другими видами деятельности. Мы исходим из следующих пониманий основных категорий инновационной деятельности: «инновация» - (от лат. поуш - новый) - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое [1]; «инновационный процесс» - комплексная деятельность по созданию, усвоению, использованию и распространению новшеств, включающая в себя: инновации, нововведения и условия обеспечения успешности перевода системы из одного состояния в другое, более качественное; педагогическая инновация - развитие образовательной практики внедрением в нее новых элементов (новшеств).

В инновационной деятельности на различных уровнях управления можно выделить четыре направления: 1) разработка и апробация нового содержания; 2) разработка и апробация новых методов, приемов, методик, педагогических технологий, систем и средств; 3) создание и апробация новых моделей; 4) нововведения в управлении педагогическим процессом.

Самым актуальным на современном этапе является обеспечение непрерывности инновационного процесса, создание условий и механизмов обновления на всех уровнях системы подготовки будущего педагога.

Основные идеи, обеспечивающие готовность студентов к управлению про-ектно-преобразовательной деятельностью будущих специалистов, обоснованы нами в концепции формирования педагогической культуры будущего учителя. В ней использованы идеи «контекстного обучения в высшей школе», «Я - концепция», «гуманистической психологии» и др.

В результате сложилась непрерывная интегрированная психолого-педагогическая подготовка, основанная на механизмах инновационного обучения.

В соответствии с нашими подходами психолого-педагогическая подготовка должна осуществляться так, чтобы каждый цикл перестраивал структуру прошлого опыта студента и обеспечивал содержательные связи с ситуациями будущей профессиональной деятельности.

Концептуальный подход к формированию педагогической культуры студентов инженерно-педагогического института включает ориентирующий, теоретико-методологический и деятельностный циклы, обеспечивающие ее преемственность и непрерывность на протяжении всего периода обучения.

Разработанная нами логическая структура психолого-педагогической подготовки учителя содержит дисциплины, призванные формировать знания, умения, ценностные отношения и опыт творческой деятельности (Рис.).

Теоретическое изучение дисциплин, представленных в ориентирующем, теоретико-методологическом и деятельностном циклах, служит ориентировочной основой включения обучаемых в квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности.

Не имея возможности подробно раскрыть все аспекты концепции в рамках данной статьи, ограничимся описанием непрерывности содержания составляющих частей психолого-педагогической подготовки студентов и механизмов ее реализации.

Непрерывную психологическую подготовку на уровне бакалавриата обеспечивают изучение дисциплин «Общая психология», «Психология профессионального образования», «Деловое общение», «Основы педагогического мастерства», «Профессиональное самоопределение», «Имиджеология», «Инженерная психология и эргономика», а также психологический и психолого-педагогический практикумы, реализуемые в режиме игрового и тренингового обучения. Они обеспечивают вовлечение студентов в процессы, позволяющие теоретически осмыслить особенности собственного характера и темперамента, жизненную ситуацию, составить психологические портреты реального, идеального и профессионального «Я», найти способы преобразования себя и перспектив профессионального роста.

Психолого-педагогическая подготовка

Ориентирующий, теоретико-методологический, деятель- ностный уровни

1 1

Психологическая Педагогическая Методическая

• Общая психология • Психология профессионального образования • Деловое общение • Основы педагогического мастерства • Профессиональное самоопределение • Имиджеология • Инженерная психология и эргономика • Введение в профессионально-педагогическую специальность • Общая и профессиональная педагогика • Педагогические технологии • Философия и история образования • Технология педагогического исследования; • Сравнительная педагогика • Педагогическая ин-новатика • Социальная педагогика • Методика профессионального обучения • Кейс-технологии в профессиональном образовании • Компьютерные технологии • Педагогическая диагностика • Учебная практика • Педагогическая практика

Рис. Структура психолого-педагогической подготовки

Непрерывная психологическая подготовка начинается с социально-психологического тренинга «Общение», проводимого в первую неделю на 1-ом курсе. Одна из его задач - адаптация студентов к условиям вуза. Психологические практикумы позволяют использовать ранее полученные знания в квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, обеспечивают самопознание студентом своих индивидуальных психологических особенностей и готовят его к применению психологических методик в будущей профессиональной деятельности.

На первом этапе психологического практикума, используя специальные методики, студент проводит исследование своих потребностной, эмоционально-волевой, познавательной и других сфер. На их основе он составляет собственный психологический портрет и разрабатывает программы дальнейшего саморазвития.

На втором этапе психологического практикума студент на основе теоретических знаний и умений, приобретенных в ходе самопознания, осуществляет изучение возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучаемого как субъекта педагогической системы.

Завершается непрерывная психологическая подготовка организационо-деятельностной игрой «Моя профессиональная карьера». На общих установках, в рабочих группах и в ходе пленарных дискуссий в рамках игры осуществляется разработка «профессиональной карьеры».

Непрерывную общепедагогическую подготовку обеспечивают дисциплины ориентирующего, теоретико-методологического и деятельностного циклов «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии», «Философия и история образования», «Технология педагогического исследования», а также курсы по выбору «Сравнительная педагогика», «Педагогическая инноватика», «Социальная педагогика», «Профессиональная культура учителя». Общая ориентация средств общепедагогической подготовки: формирование системного педагогического мышления; трансформация психолого-педагогических знаний в практические умения, направленные на исследование педагогической системы школы; воспитание психолого-педагогической зоркости, как интегративного качества, способствующего анализу, критическому осмыслению и преобразованию педагогической действительности.

Ориентирующий цикл начинается с изучения дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность». Ей предшествует недельная адаптационная практика. Ее основу составляет организационно-деятельностная игра. В ходе данной игры студенты на теоретическом уровне осмысливают новый жизненный статус, составляют модели реального, идеального, профессионального «Я», находят различия между наличной, нормативной и идеальной ситуациями и разрабатывают программу преодоления затруднений собственного перехода с одного на другой уровень.

Теоретико-методологический цикл включает дисциплины «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии», «Философия и история образования», «Социология образования», «Педагогическая инноватика», практикумы по проектированию образовательных процессов и педагогическим техноло-

гиям. Содержание дисциплин и способы их реализации являются авторскими и основаны на системных подходах. Образовательный процесс осуществляется в условиях игрового и тренингового обучения, обеспечивающий включение студентов в поисковую и исследовательскую деятельности.

Основой содержания дисциплины «Философия и история образования» является философское осмысление возникновения, становления и будущего развития педагогических систем, начиная от первобытных обществ и завершая новейшей историей, раскрывая характерные особенности истории развития зарубежной и отечественной школы. Центральная идея дисциплины - поиск устойчивых тенденций в развитии образовательных систем и перспективы их сохранения в будущем.

Изучение содержания дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» позволяет студентам выяснить сущность современных педагогических систем и понять особенности профессиональной педагогики, освоить общедидактические принципы, методы, формы и средства организации образовательного процесса в организациях профессионального обучения и профессионального образования.

В содержание дисциплины «Педагогические технологии» включены темы, определяющие сущность и структуру репродуктивных и продуктивных технологий обучения, способы проектирования педагогического процесса в объяснительно-репродуктивном, программированном, проблемном, проектном развивающем режимах обучения, проектирование педагогических средств и средств контроля обучающих технологий. Целевая ориентация дисциплины - это формирование проектных умений будущих педагогов профессионального обучения.

Непрерывная методическая подготовка осуществляется в ходе изучения дисциплин деятельностного цикла «Методика профессионального обучения», «Кейс-технологии в профессиональном образовании», «Компьютерные технологии, «Педагогическая диагностика», выполнения заданий учебной и производственной практик и исследовательских работ. Реализация образовательных задач этих дисциплин позволяет студентам усвоить теоретические основы будущей профессиональной деятельности и профессиональной подготовки будущих специалистов, изучить предметные прогрессивные образовательные технологии и основы их проектирования.

т-ч и о

В рамках непрерывной методической подготовки предусмотрено прохождение студентами практикумов по предметным технологиям и проектированию образовательных процессов, в основу которых заложены анализ ситуации, кейс-технологии и исследовательские задания. На занятиях общепедагогического цикла студенты осваивают технику речи и перевоплощения, приемы влияния на других и самоуправления, тем самым формируются основы педагогической техники.

Реализация приведенной концепции формирования педагогической культуры в инновационном режиме обеспечивает готовность студентов к управлению учебной деятельностью будущих специалистов в проблемном, программированном, развивающем и проектном режимах обучения, а также предпринимательской деятельностью в сфере профессионального образования.

Эффективность реализации концепции формирования педагогической культуры студентов диагностируется и контролируется системой, включающей тестовые методики, рейтинговую и экспертную оценку, разработку проектов, воспроиз-

ведение типовых ситуаций профессиональной деятельности. Используемые формы, методы и средства контроля позволяют выявить сформированность профессиональных компетенций.

Как показала практика, нам удалось в значительной мере сделать выпускника конкурентоспособным на рынке педагогического труда, а через них и студентов-практикантов начать инновационные процессы в организациях профессионального обучения и образования.

Литература:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М, 1990.

2. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышление. -М., 1991.

3. Белокур Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки. - Челябинск: 1986.

4. Бороненко Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя. Дис. ... доктора пед. наук.- СПБ., 1997.

5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

6. Гинецинский В.И Основы теоретической педагогики.- СПб., 1992.

7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - М., 2009.

9. Руденко И.Л. Формирование организаторских и коммуникативных умений будущего учителя / Автореф. дис. канд. пед. наук. - Махачкала, 1998.

10. Хайбулаев М.Х., Гаджикурбанова Г.М. Интерактивные технологии развития исследовательских компетенций будущего педагога профессионального обучения //Известия Южного федерального университета / Педагогические науки. -Ростов-на-Дону, 2013. - №8.

Literature:

1. Abdullin OA General pedagogical preparation of the teacher in system of the higher pedagogical education. - Moscow, 1990.

2. Anisimov OS Methodological teaching culture Dey-telnosti and thinking. -M., 1991.

3. Belokur NF Formation of didactic abilities of the future teacher in the course of high school preparation obshchepedagogicheskoj. - Chelyabinsk: 1986.

4. Boronenko TA The theoretical model of methodical system of training teachers. Dis. ... The doctor ped. nauk.- SPB., 1997.

5. Verbitsky AA Active learning in higher education: the contextual approach. -M., 1991.

6. Ginetsinskii VI Theoretical Fundamentals pedagogiki.- SPb., 1992.

7. MV Klarin Innovations in the world pedagogy. - Riga, 1995.

8. Panfilova AP Innovative educational technology: ac-tive training. - M., 2009.

9. Rudenko IL Formation of organizational and communicative abilities of the future-governmental teacher / Author. Dis. cand. ped. Sciences. - Makhachkala, 1998.

10. Khaibulaev MH, Gadzhikurbanova GM Interactive technology development research competence of the future teacher of vocational training // Southern Federal University / Jurisprudence. - Rostov-on-Don, 2013. - №8.

О РОЛИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ

Мамедяров Д. М., к.п.н., ст. преподаватель каф. ЕНд ЧОО ВО «Социально - педагогический институт», Дербент

Аннотация. В данной статье рассматриваются приемы повышения познавательного интереса к математике, о роли использования логических задач, головоломок, ребусов, шарад и так далее. Приводятся примеры задач на смекалку, математические орешки, множество ребусов, которые будут полезны не только учителям математики, но всем, кто хочет развивать сообразительность, находчивость и смекалку.

Ключевые слова: Познавательная деятельность, интерес к предмету, головоломки, ребусы.

ENTERTAINING ON THE ROLE OF MATHEMATICS IN LEARNING

Mamedyarov M. D., c.p.n, lecturer of the department ENd ChOO VO "Social pedagogical Institute", Derbent

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. This article discusses methods of improving the cognitive interest in mathematics, the role of the use of logical problems, puzzles, rebuses, charades, and so forth. Examples of tasks thinking, mathematical nuts, lots of puzzles, which will be useful not only to mathematics teachers, but anyone who wants to develop ingenuity, resourcefulness and ingenuity.

Key words: Cognitive activity, interest in the subject matter, puzzles, riddles.

Понятие «занимательная математика» включает множество интересных элементов, которые могут быть использованы учителями, как на уроке, так и во внеклассной работе с целью более успешного решения педагогических задач. К «занимательным» элементам можно отнести математические задачи и задачи - шутки, загадки, ребусы, а также кроссворды и прочие. Именно во внеурочной работе создаются благоприятные условия для использования разнообразных форм занимательной математики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала помогают его закреплению. Во внеклассной же работе, кроме известного оживления занятий и углубления знаний, они способствуют развитию у подростков исследовательского подхода к изучению материала. Немаловажным моментом является то, что занимательность развивает интерес и любовь к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, часто вносит элементы здорового отдыха, создает у детей радостное настроение [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.