Научная статья на тему 'Инновационный менеджемент при реализации проектных мероприятий по формированию и развитию профессионализма педагогов'

Инновационный менеджемент при реализации проектных мероприятий по формированию и развитию профессионализма педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIVE MANAGEMENT / INNOVATIVE PROJECTS / PHILOSOPHY OF ORGANIZATION / DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глевицкая Н.С., Грязнова Е.Р., Глевицкая В.С.

В статье рассмотрены теоретические вопросы внедрения инноваций в системе дополнительного профессионального образования педагогов. Дан анализ процессу реализации инновационных мероприятий в Курской и Саратовской областях с учетом региональной специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глевицкая Н.С., Грязнова Е.Р., Глевицкая В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT ACTIVITIES ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF TEACHERS

The article deals with the theoretical issues of innovation in the system of additional professional education of teachers. The analysis of the process of implementation of innovative measures in the Kursk and Saratov regions, taking into account regional specifics

Текст научной работы на тему «Инновационный менеджемент при реализации проектных мероприятий по формированию и развитию профессионализма педагогов»

INNOVATION MANAGEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT ACTIVITIES ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF TEACHERS

Gliwicka N.

master's student of human resources management program»,

branch Rpanepa, Saratov.

Gryaznova E.

candidate of sociological Sciences, associate Professor ofpersonnel management,

branch Rpanepa, Saratov.

Gliwicka V.

candidate ofpsychological Sciences, associate Professor of chair ofpreschool and primary education

OGBOU DPO "Kursk Institute of education development", Kursk.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖЕМЕНТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

ПЕДАГОГОВ

Глевицкая Н.С.

магистрант программы «Управление человеческими ресурсами»,

филиал РАНХиГС, г. Саратов.

Грязнова Е.Р.

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом,

филиал РАНХиГС, г. Саратов.

Глевицкая В.С.

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ОГБУ

ДПО «Курский институт развития образования», г. Курск.

Abstract

The article deals with the theoretical issues of innovation in the system of additional professional education of teachers. The analysis of the process of implementation of innovative measures in the Kursk and Saratov regions, taking into account regional specifics.

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические вопросы внедрения инноваций в системе дополнительного профессионального образования педагогов. Дан анализ процессу реализации инновационных мероприятий в Курской и Саратовской областях с учетом региональной специфики.

Keywords: innovative management, innovative projects, philosophy of organization, development of professionalism of teachers.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновационные проекты, философия организации, развитие профессионализма педагогов.

Современные требования, предъявляемые к качеству профессиональной деятельности педагога, изначально предполагают наличие инновационного компонента при формировании и развитии профессионализма. Умение педагога эффективно использовать академические знания и личностные особенности в профессиональной деятельности определяют не только профессиональный стиль, но и его способность реализовывать инновационные проекты и технологии. Особенно значимо это при развитии профессионализма преподавателей системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО).

При реализации компетентностного подхода в системе дополнительного профессионального образования преподавателю необходимо ориентироваться не только на профессиональный опыт, но и на перспективные направления развития сферы образования, а также на современные технологии развития профессионализма педагогов образователь-

ных организаций. В связи с этим преподаватель института развития образования должен владеть опытом внедрения инновационных мероприятий и технологий. Для нашего исследования необходимо проанализировать проблемы освоения инновационного менеждемента преподавателями системы ДПО.

Рассмотрим вопросы терминологии. В современной научной литературе «инновация» переводится с латинского как «в направлении изменений». Анализ терминологии, проведенный И.О. Загаше-вым, показал, что инновация - «любое новшество, меняющее систему отношений в организации» [4, с.514] Инновация, по мнению, ряда авторов, обеспечивает изменение качественных показателей профессионализма. [1,с. 20].

Исходя из этого, инновационный менеджмент - это управленческий проект, способствующий повышению эффективности и изменению качества профессиональной деятельности. С точки зрения теории, управленческое воздействие, как и любой

проект, имеет свои жизненный цикл - цель, задачи, комплекс мероприятий по реализации и перечень количественных показателей, определяющих его уровень. Согласно Й. Шумпетеру, выделяется пять изменений в области инновационных процессов [4, с. 515], способствующих временным, пространственным, информационным изменениям функционирования организации. Согласно научным исследованиям, инновации разделяются на два типа: адаптивные и преобразующие. Адаптивные меняют систему отношений, приспосабливаясь к существующим и потенциальным трудностям и основаны на

анализе рынка. Преобразующие - направлены на создание новых рынков, новых результатов, новых продуктов. В основе последних лежит инновационная стратегия. Для нашего исследования важно проанализировать применение инновационного менеджмента в сфере образования при реализации проектных мероприятий по формированию и развитию профессионализма педагогов.

Соотнесем классификацию изменений, данную Й. Шумпетером, с реализацией инноваций в сфере образования:

Таблица 1

Качественные изменения в ходе инновационных процессов

ПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗОВАНИЕ

использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства использование новой техники, технологических процессов, новых образовательных технологий (дистанционное обучение, интерактивные технологии, обучение детей с ОВЗ, обучение пожилых и др.)

внедрение продукции с новыми свойствами обеспечение эмоционального благополучия участников образовательного процесса (личностные результаты обучения, эмоционально-позитивный фон обучения, индивидуализация и др.)

использование нового сырья включение в образовательный процесс родителей (законные представители) (согласие на оказание образовательных услуг, выбор образовательных программ и технологий и др.)

изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении применяются новые формы образовательного процесса (очно-заочное обучение, проектные методы, программированное обучение, экскурсии, стажировки и др.)

появление новых рынков сбыта или услуг появление новых образовательных услуг (репетиторство, гувернер-ство, группы кратковременного пребывания детей, обучение родителей, обучение пожилых людей и др.)

Из таблицы видно, что изменения качества профессиональной деятельности педагога во многом основывается на повышении его мобильности и сохранении устойчивости ценностных ориента-ций. Согласно основоположникам инновационного менеджмента, подобный подход обеспечивает стратегию внедрения инноваций. Следует отметить, что для успешного внедрения инновации необходимо согласовать разнообразие применяемых методов и философию организации. В литературе (И.О. Зага-шев и др.) описано пять различных философий: фи-

лософия захвата, философия функционала, философия племени, философия структурирования и пещерная философия [1, с 47; 4, с. 520-523]. Авторы отмечают, что при внедрении системных изменений целесообразно учитывать существующую философию.

В условиях инновационных процессов в системе образования также необходимо учитывать философию организации. В соответствии с целями нашего исследования важен содержательный аспект учета. Сравнительный анализ представлен в таблице 2.

Таблица 2

Особенности учета философии организации

Тип философии организации Методика внедрения инноваций и развития профессионализма педагогов

Философия захвата Инновационные проекты краткосрочны. Внедряют инновации сразу несколько групп, создавая высокую конкуренцию. С точки зрения развития профессионализма - это позволяет повышать мобильность педагогов, обеспечивает формирование управленческих навыков навыков.

Философия функционала Внедрение инноваций происходит параллельно с повышением квалификации педагогов. Развитие профессионализма направлено на повышение компетентности и реализацию профессиональных амбиций.

Философия племени Инновации внедряются при условии лояльности организации или в качестве экспериментальной площадки на отдельно взятом сегменте. Развитие профессионализма тесно связано с реализацией организационной культуры, с повышением уровня коммуникативных способностей, с системой поощрения и контроля.

Философия структурирования жизни Внедрение инноваций требует эмоционального сопровождения и отдельной фокус-группы. Развитие профессионализма направлено на индивидуализацию профессиональных качеств, выработку индивидуального стиля деятельности отдельных педагогов.

Пещерная философия Внедрение инноваций происходит за счет материального стимулирования. Развитие профессионализма возможно при позитивной эмоциональной и материальной стимуляции. Профессиональный рост характеризуется долгосрочной перспективой.

Из таблицы видно, что разработка и реализация проектных мероприятий по формированию и развитию профессионализма требует тщательного анализа системных отношений. Доминирующая философия организации определяется руководителем. Поэтому отношение руководителя к инновационным процессам во многом зависит от требований и показателей развития организации. В системе образования в целом, а в дополнительном профессиональном образования в частности, разнообразие региональной специфики накладывает отпечаток не только на процесс внедрения инноваций, но и на развитие профессионализма педагогов.

В ходе исследования мы провели анализ основных форм и методов повышения профессионализма педагогов, работающих в институтах развития образования Курской и Саратовской областей. Анализ основывается на информации, официально размещенной на сайтах организаций, а также полученной непосредственно в ходе исследования. Все это позволило определить региональную специфику проектных мероприятий при развитии профессиональных компетенций. В таблице 3 представлены полученные результаты за 2017 год.

Таблица 3

Распределение показателей и критериев оценки деятельности

Показатели и критерии оценки деятельности Количественные данные

Курский институт развития образования Саратовский институт развития образования

Средний возраст штатных научно-педагогических работников организации дополнительного профессионального образования 52 года 47 лет

Количество ППС 47 человек 121 человек

Численность/удельный вес численности научно-педагогических работников, прошедших за отчетный период повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности научно-педагогических работников 39 человек/83% 44 человек /36 %

Количество проведенных международных и всероссийских (межрегиональных) научных семинаров и конференций 9 ед. 12 ед.

Количество конференций, семинаров, стажировок, в которых приняли участие сотрудники 114 ед. 100 ед.

Количество грантовых научных проектов 2 ед. 3 ед.

Количество инновационных площадок 27 ед. 37 ед.

Количество апробационных площадок/ муниципальных научно-исследовательских лабораторий 32 ед. 35 ед.

Количество реализуемых программ дополнительного профессионального образования 141 ед. 194 ед.

Количество статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования WebofScience в расчете на 100 научно-педагогических работников 1 ед. 0

Количество цитирований в РИНЦ в расчете на 100 научно-педагогических работников 4 ед. 1,4 ед.

Количество публикаций в РИНЦ в расчёте на 100 научно-педагогических работников 2,28 ед. 1 ед.

Количество статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования Scopus в расчете на 100 научно-педагогических работников 1 ед. 0

Количество подготовленных печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия), методических и периодических изданий 79 ед. 44 ед.

Число научных журналов, в том числе электронных, издаваемых образовательной организацией 1 ед. 2 ед.

Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать предположение о доминирующей философии организации. Для Курского региона более характерна философия функционала, а для Саратовского института - философия захвата. В связи с этим инновационные мероприятия больше реализуются в Саратовской области. Поэтому акцент в развитии профессионализма педагогов делается на их мобильность и способность реа-лизовывать краткосрочные проекты. В тоже время Курские педагоги более подготовлены к системным изменениям и более долгосрочным проектам, поскольку приоритетом является повышение квалификации сотрудников института. Как видно из таблицы, обе организации стремятся к инновационному развитию, но условия реализации профессиональных навыков отражают региональную специфику. Вероятно, данная специфика обусловлена социально-экономическими показателями развития регионов. Например, средний возраст педагогического состава, количество преподавателей, численность населения региона и др.

В Курском институте создаются условия для совершенствования и трансляции собственного опыта педагогов - количество мероприятий и публикаций. Кроме того, поддерживая процесс непрерывного самообразования, стимулируется мотивация достижений в высоко конкурентной среде - количество публикаций при относительно меньшей численности коллектива. Это обеспечивает развитие таких профессионально важных качеств, как широта профессиональных взглядов, коммуникабельность, системный подход к инновациям.

В Саратовском институте стимулируется творческая и исследовательская мотивация - количество грантов и инновационных площадок. При таком подходе развиваются стилевые характеристики профессиональной деятельности, креативность, организационные навыки.

Таким образом, сравнительный анализ показал, что развитие профессионализма педагогов обеспечивается в основном при реализации инновационных проектов с учетом региональных особенностей и философии организации в целом. Однако эти выводы не означают отсутствия иных направлений развития профессионализма педагогов. Данные анализа показывают, что в обоих регионах успешно организована инновационная деятельность, стимулируется активность и инициатива педагогов, решаются основные задачи повышения качества профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Исмагилова, Г. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие/Г. В. Исмагилова, О. Г. Щемерова, Н. Р. Кельчевская. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - 175 с.

2. Материалы по результатам самообследования ГАУ ДПО СОИРО за 2017 год.

3. Материалы по результатам самообследования ОГБУ ДПО КИРО за 2017 год.

4. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под редакцией проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2010. - 816 с.

FEATURES OF FRUSTRATSIONNY REACTIONS OF PATIENTS AT ENDOPROSTHESIS

REPLACEMENT OF LARGE JOINTS

Edifanova A.

graduate student of department of social and clinical psychology, Chuvash state university of I.N. Ulyanov

ОСОБЕННОСТИ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИИ КРУПНЫХ СУСТАВОВ

Едифанова А.С.

аспирант кафедры социальной и клинической психологии, Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова

Abstract

Results of a research of features of frustratsionny reactions at patients after operation of endoprosthesis replacement of joints are given in article. Levels of a social frustrirovannost of patients, predilection to frustration, feature of their reactions to failures and ways of an exit from them are investigated.

Аннотация

В статье приведены результаты исследования особенностей фрустрационных реакций у пациентов после операции эндопротезирования суставов. Исследованы уровни социальной фрустрированности пациентов, склонность к фрустрации, особенности их реакций на неудачи и способы выхода из них.

Keywords: frustratsionny reactions of patients, endoprosthesis replacement of joints, social frustrirovannost

Ключевые слова: фрустрационные реакции пациентов, эндопротезирование суставов, социальная фрустрированность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.