Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательной организации'

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1143
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EXPERIMENTAL AND INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE FIELD OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Наталья Владимировна, Кеда Елена Александровна, Коваленко Григорий Борисович

В статье рассмотрены проблемы организации научно-методического сопровождения, решение которых позволит образовательной организации обеспечитьповышение качества системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODICAL SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article considers the problems of scientific-methodical support, which will allow the Organization to increase education quality education system

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательной организации»

grouping drama techniques it is necessary to know any object, skill or the way of doing exercises because theere is no a vivid grouping of drama techniques. Every source has its own way of grouping drama techniques and they are nearly similar to each other. However, there are variances that one can notice while comparing them with one another; for example a game named Portraits is counted in a group of Visual Games (A. Maley and A. Duff, 2005) but in other book it is included in Interpretation (A. Maley and A. Duff, 1982). According to some scholars drama techniques can be roughly divided into seven major groups that contain several subgroups and games/activities: introductory exercises, observation, interpretation, miming exercises, word-play, role-plays, problemsolving, games and activities based on texts, poems and songs.

All of these exercises combine elements of creative drama, improvisation, pantomime, creative movement, storytelling and etc. They intend to crank out more speaking and vocabulary development as well as language in context. Each drama activity used in the language class should be directly allied to the components that are made up of smaller units of the modern curriculum. Many traditional games are aimed to develop only one particular skill, whereas drama games integrate numbers of skills. A drama game (e.g. roleplay) hypothetically develops communicative aptitude, language and cultural awareness. In particular, during a role play activity students can increase listening, speaking and reading skills (if the written version of the text is given) plus to improving students memorization capability and genuine performance ability. If a literary poetry or prose is acted, pupils also get the knowledge of the history or literature of a target language.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Коваленко Наталья Владимировна,

канд. пед. наук, доцент Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионально образования «Институт повышения квалификации», 654041 Россия, г. Новокузнецк, ул. Транспортная 17

Кеда Елена Александровна, директор МБОУ «СОШ №31» г. Осинники, Коваленко Григорий Борисович, учитель МБОУ «СОШ№ 52» г. Новокузнецк

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы организации научно-методического сопровождения, решение которых позволит образовательной организации обеспечить повышение качества системы образования.

Ключевые слова: инновационный процесс, научно-методическое сопровождение, экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.

Abstract. The article considers the problems of scientific-methodical support, which will allow the Organization to increase education quality education system

Key words: The innovation process, scientific and methodological support, experimental and innovative activities in the field of education.

В условиях системных изменений, происходящих в российском образовании, возрастает роль научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательной организации в связи с требованиями образовательной политики к современным, актуальным и востребованным педагогической общественностью подходов, способствующих повышению качества системы образования.

Сегодня образовательной организации необходимы такие виды сопровождения, которые бы учитывали динамику развития образовательного организации, гибко реагировали на реальные затруднения в инновационной деятельности, отражали особенности современной образовательной политики. Под инновационным процессом будем понимать процесс преобразования сложившейся образовательной практики, приведения ее в соответствие с новыми требованиями, обусловленными социокультурной ситуацией в России и нормативно-правовыми документами. Согласно, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273 (ст. 20) экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования [6].

Таким образом, кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, освоения, применения и оценки педагогических новшеств [3, 4, 5 и др.]. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работой образовательных организаций.

Для решения поставленных задач по инициативе МАОУ ДПО ИПК (г. Новокузнецк) были разработаны инновационные проекты по пяти направлениям: «Здоровье и образование», «Проектирование новых образовательных систем в условиях модернизации российского образования», «Социализация обучающихся и воспитанников образовательных учрежде-

ний», «Создание воспитательной системы образовательных учреждений», «Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов».

В результате 53 образовательные организации имеют статус «Муниципальная инновационная площадка». Задача МАОУ ДПО ИПК в рамках реализации данных проектов - разработка и осуществление научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных организаций. Разработка научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательной организации осуществляется нами на основе изучения проблемы инновационной деятельности в педагогической науке. В концепциях ученых А. В. Лоренсов, М. М. Поташник, Л. Л. Горбуновой, Н. И. Лапина, А. И. Пригожин, В.С. Ф. Ф. Буздудный и др. определена сущность инноваций как процесса создания и использования нового опыта, сопряженного с изменениями в социально-образовательной среде [1, 2, 4, 5 и др.].

Успех инновационной деятельности школ во многом зависит от профессиональной готовности сопровождаемых к достижению новых целей и задач образования. В условиях инновационной деятельности школ понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано (С.И.Ожегов), в структуре которого выделяются такие виды деятельности, как методическое руководство, методическая помощь, методическое обучение, создание методической продукции. Для эффективной инновационной деятельности требуется профессиональная готовность педагогов и руководителей, заключающаяся как во владении ими знаниями и умениями, специфическими для конкретной инновации, так и универсальными знаниями и умениями, необходимыми для реализации инновационных идей, предполагающая ценностное отношение к инновационной деятельности.

Таким образом, можно констатировать наличие научной проблемы, заключающейся в недостаточной методологической и особенно технологической проработке вопросов научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательной организации.

Опыт научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных организаций, имеющих статус Муниципальной инновационной площадки по направлению «Здоровье и образование» (МБОУ СОШ № 52 г. Новокузнецк «Формирование здоровьесберегающей компетенции педагогов в условиях введения ФГОС»); по направлению «Создание воспитательной системы образовательных учреждений» (МБОУ СОШ № 91 г. Новокузнецк «Модель формирования общественных инициатив по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся»); статус региональной инновационной площадки по направлению «Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации ФГОС» (МБОУ СОШ № 31 г. Осинники «Повышение компетентности педагогических работников в вопросах сохранения и укрепления здоровья

обучающихся в условиях внедрения ФГОС») и др. позволяет выделить этапы научно-методического сопровождения образовательной практики.

На первом этапе осуществляется разработка нормативно-правовых актов научно-методического сопровождения инновационной деятельности; предусматривается заключение договора с МАОУ ИПК о научно-методическом сопровождении, где описаны обязанности образовательной организации и института повышения квалификации, разрабатываются положение о творческой группе, о мониторинге качества реализации инновационного проекта; положение о диссеминации педагогического опыта учителя, формат самоаудита, заключаются договоры с общественными или государственными организациями, регулирующие правоотношения в пределах компетенции каждого уровня и др.

Вполне очевидно, что научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательной организации в современных условиях может быть эффективным лишь в том случае, когда сформирована мотивация педагогического коллектива на внедрение инновации. Причем сдвиг мотивов на объективные цели инновационной деятельности будет достигаться на основе обязательного согласования выдвигаемых образовательной организацией целей инновационной деятельности и интересов людей. На втором этапе выявляются мотивы участия в инновационной деятельности и ответственности за результаты внедрения инноваций, а также профессионального роста. Анализ результатов анкетирования педагогов позволил выявить, что руководствуются осознанием недостаточности достигнутых результатов и желанием их улучшить в своей инновационной деятельности 20 % педагогов; высоким уровнем профессиональных притязаний, сильной потребностью в достижении высоких результатов 20%; потребностью в контактах с интересными, творческими людьми 53,3 %; желанием создать хорошую, эффективную школу для детей 20%; потребностью в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины 26,6%; потребностью в лидерстве 6,6%; потребностью в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей 20%; потребность в самовыражении, самосовершенствовании 20%; ощущением собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенностью в себе 20%; желанием проверить на практике полученные знания о новшествах 6,6%; потребность в риске не выявлена; материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т.п. отмечена у 46,6%; стремление быть замеченным и по достоинству оцененным выявлена у 40%. В своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т.п., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием не играют у педагогов значительной роли. Результаты сравнительного анализа

свидетельствуют о количественной и качественной специфике характеристик ответственности у педагогов, которая определяется особенностями процесса профессионального становления и опыта научно-педагогической работы. К условиям, способствующим принятию педагогами ответственности на себя в процессе научно-методической деятельности, можно отнести повышение знаний о профессиональной ответственности учителя, умение эмоциональной саморегуляции в ситуации ответственности, направленность на достижение социально значимого результата деятельности и усиление альтруистических побуждений. Результаты данного этапа позволяют разработать внутришкольное повышение квалификации, включающее такие виды, как формальное и неформальное повышение квалификации.

На третьем этапе разрабатывается и апробируется система внут-ришкольного повышения квалификации, которая представляет комплекс мероприятий: самообразование педагогов, проведение семинаров, мастер-классов, методических панорам, проведение консультаций, организацию наставничества, школы молодого учителя и др. Для обеспечения эффективности управленческих решений по повышению квалификации педагогов был проведен анализ уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов на первом и последующих этапах. Анализ результатов диагностики показал положительную динамику роста профессиональной компетентности педагогов школ, что проявляется в инновационной направленности деятельности педагогов, включающей создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики, направленной на решение задач ФГОС ООО. В образовательных учреждениях разрабатываются индивидуальные траектории профессионального развития педагогов, включенных в инновационную деятельность, индивидуальные планы профессионального развития.

Четвертый этап научно-методического сопровождения направлен на организацию рефлексивно-аналитической деятельности. Данный вид деятельности позволяет разработать программу мониторинга научно-исследовательской деятельности по осуществлению инновационного проекта, направленную на повышение качества образования. На данном этапе осуществляется промежуточный и итоговый анализ и оценка эффективности процесса научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательной организации и определяются стратегические направления научно-методического сопровождения. Важную роль играет разработка рекомендаций по повышению качества инновационной деятельности и научно-методического сопровождения.

Следовательно, научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательной организации должно лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом иннова-

ционных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики.

Все это подчеркивает важность научно-методического сопровождения как средства повышения уровня профессионализма педагогов. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.

Список литературы:

1. Горбунова, Л. Сетевая школа управленческих кадров общего образования как инновационный ресурс повышения квалификации. / Л. Горбунова. С.212 / Методист [Текст] : научно-методический журнал / гл. ред. Э. М. Никитин. М. : Издательский дом «Методист». 2008 г. № 1.

2. Ефимова, Н. Г. Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ [Текст] / Н.Г. Ефимова // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 389-392.

3. Кондратьев, И. А. Психологические условия развития позитивного отношения учителя к инновационной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.А. Кондратьев. - Курск: [б. и.], 2005. - 24 с.

4. Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики Учеб. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 328 с.

5. Развитие школы как инновационный процесс [Текст] : метод. пособие для руководителей обр. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов; под ред. М. М. Поташника; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : Новая шк., 1994.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.