ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ
J
Толчина Марина Сергеевна
директор МБОУ СОШ № 27 г. Дзержинск, Нижегородская область
V
НАША ШКОЛА
S________________________________________г
Школа ведет свою историю с 1973 года. И за все годы своего существования школа имела свой неповторимый стиль.
С 1978 года в школе действует музей имени поэта М. Джалиля, являясь одной из важных составляющих военно-патриотического воспитания школьников.
Особую роль в этом направлении играет военно-патриотическое объединение «Стрельцы», участников которого знают далеко за пределами города.
За 40-лет существования более 100 выпускников школы были награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». Все они успешно трудятся в различных сферах деятельности, прославляя своим трудом школу и город.
Сегодня в школе обучаются 642 ученика, работают 17 объединений дополнительного образования детей по 7 направленностям. Ученикам школы есть, где найти применение своим талантам.
Все школьные события освещаются в газете «Переменка». Юные журналисты представляют школу на городских и областных конкурсах по журналистике, были участниками Всероссийской смены юных журналистов в ВДЦ «Орленок».
Члены волонтерского объединения «Алые паруса» -это организаторы добрых дел, как для младших школьников, так и для родительской общественности.
Активны и креативны члены Центра детских инициатив, именно с их помощью непосредственном участии в школе проводятся мероприятия и праздники, решаются вопросы взаимодействия ученического и учительского коллектива.
Школа сегодня - это профессиональный педагогический коллектив. В 2012 году школе присвоен статус Региональной инновационной площадки, работающей по теме: «Школа проектного управления», а в 2013 году опыт работы школы был высоко оценен и по результатам общественной экспертизы школе присвоен статус «Школа - лаборатория инноваций». А в рамках городского педагогического пространства (в соответствии с приказом Управления образования) школа является ресурсным центром «На орбите профессионализма», оказывая методическую помощь педагогам и другим категориям сотрудников школы.
Школа не останавливается на достигнутом, идет вперед. Педагоги школы уверены, что рядом с нами -будущее и мы сделаем его лучше!
Дранишникова Любовь Ивановна
кандидат педагогических наук заместитель директора по УВР, Толчина Марина Сергеевна
директор МБОУ СОШ № 27 г. Дзержинск, Нижегородская область
J ^
ДИССЕМИНАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ШКОЛЫ
ВО ВНЕШНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОКРУЖЕНИИ
Л
(из опыта работы)
Г
Аннотация. В статье представлен один из возможных вариантов диссеминации инновационного опыта школы во внешнем социально-педагогическом окружении в виде областного семинара-презентации по теме: «Формирование единого образовательного пространства школы в условиях реализации ФГОС». Семинар организован и проведен на базе МБОУ СОШ № 27 г. Дзержинска Нижегородской области 14 мая 2013 года силами педагогического корпуса школы.
Ключевые слова: инновационное мышление, инновационная деятельность, инновационный опыт, диссемина-ция инновационного опыта, формы распространения инновационного опыта.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
41
ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ
В распоряжении Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17.11.2008 г № 1662-р продекларирована стратегическая цель государственной политики в области образования, которая заключена в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным требованиям общества и каждого гражданина. Таким образом, перед школой стоят вполне определенные задачи. Одна из них - формирование инновационного мышления у школьников, так как именно им, выпускникам образовательных учреждений и предстоит реализовывать социальные и культурные проекты будущего. На основании вышеизложенного легко выстраивается логическая цепочка причинно следственных связей:
• инновационное развитие экономики невозможно без людей обладающих инновационным мышлением;
• человек с новым типом мышления и сознания формируется, прежде всего, в школе;
• новые требования к выпускникам определяют и позицию педагога в изменившихся условиях (учитель «новой» школы - это личность, готовая обобщать и переосмысливать свой педагогический опыт в соответствии с изменившимися условиями образовательной среды, осваивать и внедрять в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения востребованные технологии обучения, воспитания, общения);
• освоение педагогами основ инновационной деятельности осуществляется в соответствии с серьезным научно-методическим обеспечением, организованным администрацией школы, исходя из чего и формируется собственный инновационный опыт образовательного учреждения;
• диссеминация собственного опыта во внешнем социально-педагогическом окружении помогает школам донести идеи своего инновационного развития до целевой аудитории, что весьма актуально в период реформирования российского образования, а также существующей конкуренции между различными образовательными учреждениями.
Чаще всего в литературе встречается следующее определение [4]: диссеминация - это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. Среди основных форм распространения инновационного опыта образовательных учреждений можно выделить следующие: семинар-практикум, семинар-игра, рефлексивно-проектировочный семинар, проблемно-аналитический семинар, семинар-презентация, педагогическая студия, мастер-классы, работа творческих групп, банк педагогических идей, статьи в различных научно-педагогических изданиях и на страницах Интернета, недели открытых учебных мероприятий «Инновации в работе учителя-предметника», конкурсы педагогического мастерства «Защита инноваций», авторская школа инновационного опыта и др.
В данной статье представлен один из возможных вариантов диссеминации инновационного опыта школы во внешнем социально-педагогическом окружении
в виде областного семинара-презентации по теме: «Формирование единого образовательного пространства ОУ в условиях реализации ФГОС». Семинар организован и проведен на базе МБОУ СОШ № 27 г. Дзержинска Нижегородской области 14 мая 2013 года силами педагогического корпуса школы. Организаторами семинара также являлись ГПОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», кафедра управления, Управление образования Администрации г. Дзержинска нижегородской области МБОУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения».
Работа семинара рассчитана на 6 астрономических часов. Программа семинара состоит из 4-х взаимосвязанных блоков.
Блок № 1 «Открытие семинара, теоретическая часть» - выступление представителей администрации школы с докладами по темам:
• Формирование единого образовательного пространства ОУ в условиях реализации ФГОС - директор школы;
• Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога - заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
• Организация внеурочной деятельности - заместитель директора по внеклассной работе.
Блок № 2 «Работа секций», на которых педагоги-предметники знакомят аудиторию со своими достижениями, предлагают вниманию собравшихся свои концептуальные идеи инновационного опыта. В рамках семинара работали секции:
• Кейс технологии на первой ступени обучения;
• Психологические игры на уроках иностранного языка;
• Формирование универсальных учебных действий на уроках математики;
• Терапевтические возможности музыкального искусства;
• Формирование проектного мышления на уроках математики;
• Стендовый доклад как форма представления исследовательской работы.
Блок № 3 «Работа секций», на которых педагоги дополнительного образования делились опытом своей работы с коллегами по теме семинара. На данном этапе семинара действовало 5 секций:
• Социальное развитие личности через организацию дополнительного образования (объединение дополнительного образования детей «Юный журналист»);
• Формирование культуры безопасного образа жизни (объединение дополнительного образования детей «Юный инспектор движения»);
• Включение обучающихся в процесс преобразования школьной среды (волонтерское движение);
• Использование возможностей библиотеки для формирования единого информационного пространства школы»;
• Гражданско-патриотическое воспитание в системе работы школы (кадетское движение).
Блок № 4 «Подведение итогов работы семинара. Рефлексия». Данный блок проводился в виде круглого стола, на котором присутствующие обсудили работу семинара, высказали свои впечатления и пожелания организаторам.
42
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ
Любой семинар должен иметь серьезную информационную поддержку. В нашем случае она выражалась в следующем. Каждый участник семинара при регистрации получил пакет документов. В нем - программа семинара, буклет о школе, а также информационный буклет о работе секций, исходя из которого, можно получить исчерпывающую информацию о том, какой педагогический опыт будет представлен на той или иной секции. Все участники семинара подготовили компьютерные презентации, яркую наглядность в виде информационных стендов, дидактического материала, листов рефлексии и др.
Работа всего семинара была четко выдержана по времени, участники своевременно (в выступлении директора школы) получили информацию о том, в каких кабинетах заседания секций, а также подведение итогов работы семинара будут проходить, как к ним пройти. В качестве методологических ориентиров в вопросе подготовки и проведения семинара нами использовались работы М. М. Поташника [8], И. В. Никишиной [6] и многих других [1,2,3,5,7].
В заключение хотелось бы отметить, что такая форма трансляции инновационного опыта образовательного учреждения как семинар требует тщательной подготовки; продуманности всех рабочих моментов «до мелочей», начиная от встречи гостей и заканчивая названием секций. Только тогда его организаторы могут рассчитывать на успех.
Литература
1. Антипина И. О. Современные подходы к определению профессионально значимых компетенций директора школы в отечественной педагогической науке и практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.15-19.
2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.3-7.
3. Зеер Э. Ф., Попова Л. С. Влияние уровня креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.31-37.
4. Информационно-консультационный центр АПК и ППРО.
[Сайт] URL: http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-
rabota/52-2-1.html (Дата обращения: 1.02.2014).
5. Марчук Н. Ю. Пути оптимизации профессионально-личностной направленности педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.20-26.
6. Никишина И. В. Мастер-класс для руководителей школы. М.: Изд-во «Глобус», 2010.
7. Панова Е. С. Формирование ИКТ-компетентности педагогов современной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.27-36.
8. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М.: Центр педагогического образования, 2011.448 с.
Дранишникова Любовь Ивановна
кандидат педагогических наук заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 27, Сергеева Светлана Александровна
учитель информатики МБОУ СОШ № 27 г.Дзержинск, Нижегородская область
J ^
ЛИЧНОСТНАЯ ТРАЕКТОРИЯ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
Л___________________________________________г
Аннотация. В статье затрагиваются вопросы развития профессиональной культуры и творческого потенциала, рассматривается механизм создания личностной траектории развития педагога, основной целью конструирования которой является развитие им до оптимального уровня тех из компетенций, которые у педагогов недостаточно сформированы. Уровень сформированное™ компетенций может быть определен через составление информационной карты мониторинга, разработанной Н. Л. Галеевой.
Ключевые слова: профессиональная культура, творческий потенциал, индивидуальная программа развития, личностная траектория развития, уровень сформированности компетенций, систематизация деятельности по саморазвитию, календарное планирование, компоненты самоанализа.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
43