ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ
Любой семинар должен иметь серьезную информационную поддержку. В нашем случае она выражалась в следующем. Каждый участник семинара при регистрации получил пакет документов. В нем - программа семинара, буклет о школе, а также информационный буклет о работе секций, исходя из которого, можно получить исчерпывающую информацию о том, какой педагогический опыт будет представлен на той или иной секции. Все участники семинара подготовили компьютерные презентации, яркую наглядность в виде информационных стендов, дидактического материала, листов рефлексии и др.
Работа всего семинара была четко выдержана по времени, участники своевременно (в выступлении директора школы) получили информацию о том, в каких кабинетах заседания секций, а также подведение итогов работы семинара будут проходить, как к ним пройти. В качестве методологических ориентиров в вопросе подготовки и проведения семинара нами использовались работы М. М. Поташника [8], И. В. Никишиной [6] и многих других [1,2,3,5,7].
В заключение хотелось бы отметить, что такая форма трансляции инновационного опыта образовательного учреждения как семинар требует тщательной подготовки; продуманности всех рабочих моментов «до мелочей», начиная от встречи гостей и заканчивая названием секций. Только тогда его организаторы могут рассчитывать на успех.
Литература
1. Антипина И. О. Современные подходы к определению профессионально значимых компетенций директора школы в отечественной педагогической науке и практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.15-19.
2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.3-7.
3. Зеер Э. Ф., Попова Л. С. Влияние уровня креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.31-37.
4. Информационно-консультационный центр АПК и ППРО.
[Сайт] URL: http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-
rabota/52-2-1.html (Дата обращения: 1.02.2014).
5. Марчук Н. Ю. Пути оптимизации профессионально-личностной направленности педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.20-26.
6. Никишина И. В. Мастер-класс для руководителей школы. М.: Изд-во «Глобус», 2010.
7. Панова Е. С. Формирование ИКТ-компетентности педагогов современной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.27-36.
8. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М.: Центр педагогического образования, 2011.448 с.
Дранишникова Любовь Ивановна
кандидат педагогических наук заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 27, Сергеева Светлана Александровна
учитель информатики МБОУ СОШ № 27 г.Дзержинск, Нижегородская область
J ^
ЛИЧНОСТНАЯ ТРАЕКТОРИЯ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
Л___________________________________________г
Аннотация. В статье затрагиваются вопросы развития профессиональной культуры и творческого потенциала, рассматривается механизм создания личностной траектории развития педагога, основной целью конструирования которой является развитие им до оптимального уровня тех из компетенций, которые у педагогов недостаточно сформированы. Уровень сформированное™ компетенций может быть определен через составление информационной карты мониторинга, разработанной Н. Л. Галеевой.
Ключевые слова: профессиональная культура, творческий потенциал, индивидуальная программа развития, личностная траектория развития, уровень сформированности компетенций, систематизация деятельности по саморазвитию, календарное планирование, компоненты самоанализа.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
43
ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ
Изменения в социально-экономической сфере, развитие техники, увеличение объема информации привели к перестройке системы образования, которая отражена в документах о российском образовании. В рамках данных преобразований задача обучения сводится не к простой передаче знаний, а к развитию способностей учащихся. Ориентация образования на личность учащихся влияет на принципы и формы педагогической деятельности, в рамках которой учитель проектирует личностное развитие каждого учащегося. В связи с этим требуется пересмотр подходов и к развитию самого учителя [2,4,5].
С целью развития профессиональной культуры и творческого потенциала педагогу необходимо планировать собственную профессиональную деятельность, разрабатывая индивидуальную программу развития, которая может быть представлена в разных формах (личностная траектория развития педагога, маршрут профессионального роста учителя, карта педагогического успеха и т.д.) [3,6].
Социально-экономическая стратегия России, включая технические процессы и рост объема информации мирового масштаба, обусловила изменение образовательной сферы, зафиксированной в документах ее реформирования. Доминанта реформ -обеспечение условий перехода «от знаниевой к чело-веко - созидающей педагогике» [по А. Н. Фалееву] в ходе реализации которой, центральной фигурой является учитель, обеспечивающий единство образовательных целей, технологии и результаты достижений. Обеспечить достаточный уровень профессиональной деятельности может только учитель, ориентированный на непрерывность собственного образования, результат которого - его высокая профессиональная культура.
Первый шаг к решению вопроса непрерывности «обучения через всю жизнь» [по А. М. Новикову] - планирование и разработка индивидуальной программы саморазвития, с определением этапов, содержания, ключевого поиска разрешения личностных профессиональных «затруднений». Фиксация результатов произвольна: траектория, маршрут, карта, портфолио.
Деятельность по саморазвитию включает и курсовую подготовку в рамках повышения квалификации в других образовательных учреждениях (ИРО, ИПК, МИОО, АПК и ППРО и др.) и участие в работе методических объединений разного уровня и трансляцию позитивного опыта на конкурсах педагогического мастерства. Педагоги обобщают и систематизируют достижения, используя страницу школьного сайта в сети Интернет, включая достижения своих учащихся в творческих и интеллектуальных конкурсах.
В ходе деятельности по саморазвитию, развивается осознанная рефлексия учителем личной профессиональной компетентности, появляются качественные изменениям в педагогическом процессе, проявляется устойчивая мотивация на решение конкретных педагогических задач, растет культура самоанализа.
Рассмотрим подробнее механизм создания личностной траектории развития педагога, как одного из возможных вариантов программы индивидуального плана учителя. Любой план конструируется в соответствии с поставленными целями и задачами. В условиях введения ФГОС второго поколения заметно повышаются требования к уровню профессиональной подготовки педагога, овладению им совокупностью компетенций, характеризующих личность учителя, готовую результативно действовать в новых условиях. К числу компетенций учителя новой школы можно отнести: предметно-методологическую компетентность, психолого-педагогическую компетентность, компетентность в области здоровьесберегающих технологий, компетентность в сфере использования медиатехнологий, коммуникативную компетентность, компетентность в области управления системой «ученик-учитель», компетентность в сфере трансляции собственного опыта, исследовательскую и акмеологическую компетентности. Таким образом, основной целью конструирования личностной траектории развития педагога становится развитие им до оптимального уровня тех из перечисленных компетенций, которые у педагогов недостаточно сформированы. Уровень сформиро-ванности компетенций может быть определен через составление информационной карты мониторинга, разработанной Н. Л. Галеевой.[1]
Структура личностной траектории развития педагога может быть разной, главное чтобы она отражала реальную деятельность учителя, в соответствии с установленными сроками, определяла перспективы личностного профессионального роста.
План (программа) конструируется в соответствии с целевыми установками, реализация которых очерчивается комплексом определенных задач: предметно-методологических, психолого-педагогических, технологических (например - здоровьесбережения), информационных (овладение медиатехниками, электронно - цифровыми ресурсами).
Структура плана (программы саморазвития) может включать составляющие:
1.Календарное планирование
№ п/п Действие, вид деятельности Сроки Ожидаемые результаты Контроль своих результатов
2. Целевые установки и задачи саморазвития.
3. План действий по реализации целей и задач.
Содержание направлений поиска источников (списки литературы, практическая деятельность по освоению педагогической техники, выявленной в ходе изучения инновационного учительского опыта). Соотнесение с личным опытом, присвоение на уровне ценности на основе комбинаторного подхода.
4. Анализ собственной личной деятельности по саморазвитию, включающий самоотчет успешности позитивных достижений и выявленные проблемные поля.
44
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ
5. Подготовка продуктов труда в ходе саморазвития: механизмов вариативного содержания в форме индивидуальных заданий учащимся, педагогические приемы, транслируемые как рекомендация для улучшения педагогической практики, разработки проектных уроков, сообщения для участия в НПС (научно -практических семинаров) инновационного опыта, подготовленная печатная продукция, систематизация используемого инструментария диагностики и т.д.
6. Согласование с календарным расходом времени.
7. Выводы, рефлексия деятельности и ее результатов.
8. Формулирование выводов, определение сущности оптимизации реализованного пути саморазвития.
9. Цели и задачи саморазвития педагога на следующий год, фиксация перспектив предстоящего развития в будущем.
Деятельность по развитию компетенций, сформированных ниже оптимального уровня, у каждого педагога осуществляется в соответствии с созданным лично им планом саморазвития (личностная траектория развития педагога). Составляя траекторию, каждый педагог выбирает тот вид деятельности, который для них наиболее предпочтителен, не связан с негативными эмоциями, а вызывает интерес и желание двигаться к поставленной цели. Педагоги изучают специальную литературу, обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в работе городских и школьных методических объединений, принимают участие в конкурсах педагогического мастерства, размещают свои разработки в сети Интернет, ведут целенаправленную работу по подготовке и результативному участию школьников в различных творческих и интеллектуальных конкурсах и т.д.
На протяжении всей деятельности, направленной на реализацию личностной траектории развития учителя осознают, что, зачем, почему и как они делают, постоянно продумывают свои действия, анализируя достигнутые результаты, в случае необходимости получают консультации. Отсюда, методическое, информационное и аналитическое сопровождение педагогов на пути их личностного профессионального роста обязательно.
Вся деятельность педагогов по формированию компетенций учителя новой школы способствует каче-
ственным изменениям в педагогическом процессе и стимулирует развитие профессионально-педагогической компетентности учителя, а также, она дает возможность сосредоточиться на решении конкретных организационно-педагогических задач, сформировать собственное методическое портфолио. Администрация школы получает уникальную возможность прогнозировать уровень повышения профессионализма педагогической команды образовательного учреждения.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о важности построения личностной траектории профессионального развития педагогами образовательных учреждений позволяющей планировать собственную педагогическую деятельность, равномерно распределив усилия, направленные на саморазвитие. Личностная траектория развития направлена на формирование таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование и организованность. Таким образом, личностная траектория развития педагога - это персональный путь творческой реализации, смысл, значение, цель и этапы которого осмыслены самостоятельно или совместно с руководителем.
Литература
1. Галеева H.JI. Содержание и технологии мониторинга уровня профессиональной компетентности учителя // Справочник заместителя директора школы. 2008. № 12. С. 18-28.
2. Горинский А. С. Изменение характера деятельности педагога в инновационных процессах обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С.24-30.
3. Казачихина М. В. Развитие установки на инновационную деятельность у педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С.30-35.
4. Марчук Н. Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога в современной системе образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.7-12.
5. Рустамова С. У. Формирование готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.57-61.
6. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.30-41.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
45