Научная статья на тему 'Организация личностно-ориентированного сопровождения профессионального роста педагогов'

Организация личностно-ориентированного сопровождения профессионального роста педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГОВ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинкова Людмила Владимировна, Гуринова Наталья Петровна

Авторы актуализируют проблему самореализации, самообразования педагогов, предлагают способы построения образовательной среды, влияющей на развитие этих качеств, раскрывают роль и содержание деятельности методической службы, обеспечивающей профессиональный рост педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация личностно-ориентированного сопровождения профессионального роста педагогов»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Авторы актуализируют проблему самореализации, самообразования педагогов, предлагают способы построения образовательной среды, влияющей на развитие этих качеств, раскрывают роль и содержание деятельности методической службы, обеспечивающей профессиональный рост педагогов.

Блинкова Людмила Владимировна

заместитель директора по НМЭР Гуринова Наталья Петровна

руководитель проблемного методического объединения «Тьюторство профессионального роста педагогов» МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри» Республика Саха (Якутия)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ

Как можно обеспечить профессиональный рост педагогов?

Ключевые слова: самореализация, самообразование, профессиональный рост педагогов, методическая служба, экспериментальная работа, система мониторинга.

Человек как высшая ценность имеет право на свободное, творческое проявление своих сущностных сил. Для этого нужно изучить его потребности, интересы, соотнести их с возможностями педагогической среды, оказать помощь в развитии потенциала, обеспечить профессиональную перспективу. Почему сегодня вопросам самореализации, самообразования педагогов отводится столь важное значение? Мы живем в условиях трансформирующегося российского общества, когда произошла смена парадигмы школьного образования от знаниевой к компетентностной. Реалии сегодняшнего дня можно выразить одним предложением: «Школа должна быть лучше!». Никто не сомневается, что решение проблемы качественных перемен связано не только с изменениями в педагогической деятельности, но и с изменениями в системе повышения квалификации педагогов.

Все серьёзные изменения в образовании начинаются с самой главной фигуры - с Учителя. Новая школа требует совершенно иного учителя. А где взять креативного педагога-новатора? Как замотивировать педагога к росту профессионального мастерства? Как решить эту задачу задач?

На наш взгляд, через привычную и обязательную структуру любого ОУ - методическую службу. В.И.Зверева, Т.Е.Лопатина, В.М.Лизинский в своих работах пишут, что необходима модернизация методической службы школы. Внедрение изменений?! Задача это, что и говорить, не из лёгких. Но без изменений плохо. Нет движения - школа не развивается. Необходимо делать стратегические шаги для сохранения контингента и престижа образовательного учреждения. И они заключаются не в том, чтобы учить лучше, а в том, чтобы делать то, чего нет у соседа. Или делать то, на что не обращают внимания другие. Но любые, даже незначительные изменения имеют сопротивление педагогов, кому предстоит их внедрять: «А зачем это надо?», «Мы всё это уже

проходили», «У нас и так всё хорошо», «А что мне за это будет?». Вот здесь и раскрывается лидерский, управленческий потенциал руководителя. С какими подводными камнями перемен мы столкнулись?

- Изменения не происходят по приказу,

- изменения нарушают принятый порядок,

- возникает масса проблем,

- призывы изменяться - не срабатывают,

- срабатывает - личное участие в процессе.

За основу внедрения изменений в методическую службу гимназии мы взяли теорию практического лидерства, т.е. мы отказалась от мысли, что мы наверху. Наши отношения с коллегами - «мы в середине», не предлагаем учиться, а учимся вместе с ними. Главный момент - прежде чем руководить людьми, надо установить с ними взаимоотношения. Общение, обсуждение актуальных проблем в неформальной обстановке способствует стремлению найти сильные позиции в работе, увидеть необходимые перемены, в которых каждый захочет участвовать

Основная роль методической службы гимназии должна быть в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями.

Сам термин «сопровождение» в словаре русского языка определяется как «следование рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Результатом модернизации методической структуры гимназии стало сочетание деятельности различных профессиональных объединений:

1. Научно-исследовательских лабораторий:

• «Педагогический менеджмент индивидуального образовательного пространства»;

• «Интеграция информационных технологий в учебно-воспитательный процесс»;

• «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования»;

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

• «Проектирование школьного процесса в период перехода из начальной ступени образования в основную»;

• «Моделирование элективного (вариативного) компонента субъектно-развивающего образовательного пространства».

2. Проблемных методических объединений:

• «Тьюторство профессионального роста педагогов»

• «Учебное занятие по модульно-проектной технологии»

• «Социализация обучающихся»

3. Предметных методических объединений.

4. Временных творческих групп.

5. Проблемных групп.

Модернизированная методическая служба гимназии - это служба быстрого реагирования на проблемы педагогов. Её структура сочетает работу различных профессиональных объединений. В соответствии со своими профессиональными потребностями учитель может выбрать любое объединение. Экспериментальной работой можно заниматься в научно-исследовательских лабораториях. Каждый из педагогов гимназии может вести свое персональное исследование в удобном и посильном для него режиме. Важным звеном методической службы гимназии являются проблемные методические объединения. Их цель - создать атмосферу заинтересованности педагогов в собственном профессиональном росте. Руководители проблемных методических объединений выполняют роль тьюторов. Их деятельность построена на диагностико-мониторинговой основе. Диагностика и мониторинг позволяют выявлять сильные и слабые стороны и определять зону ближайшего развития каждого педагога, разрабатывать программу его самообразования.

В гимназии создана целостная система мониторинга. Подсистема «Научно-методическая деятельность педагогов» выведена на 3 уровня информации:

■ административно-управленческий (директор и заместители директора);

■ коллективно-коллегиальный (попечительский совет, совет гимназии, педагогический совет, научно-координационый совет, экспертный совет гимназии);

■ профессионально-методический (научно-исследовательские лаборатории, методические объединения, временные творческие группы, проблемные группы).

Мониторинг профессионального мастерства педагогов ведется с помощью электронных персональных баз данных «Кадры» и «Результаты профессиональной деятельности педагогов». Показателями эффективности мониторингового подхода к профессиональному развитию педагогов является рост мотивации педагогов к самообразованию. Коллектив гимназии - активный участник научно-практических конференций, практикоориентированных семинаров, педагогических чтений и профессиональных конкурсов различных уровней. Реализовывается мониторинговый подход в управлении через программу мониторингового исследования

Проблема повышения профессионального мастерства учителя потребовала от нас новой управленческой философии. Её суть заключается в гибкой системе опе-

режающей информационно-методической поддержки каждого педагога, которая обеспечивает целенаправленное личностно-ориентированное повышение профессиональной компетентности учителя и содействует его переводу на саморегулируемый процесс. Личностно-ориентированное сопровождение профессионального мастерства педагогов гимназии осуществляется через круговой план сопровождения, в основе которого лежит идея опережающего отражения педагогом своей деятельности, выстраивание (проектирование) профессионального маршрута, цель которого - ответ на вопрос: «К чему буду стремиться?». Основным методом развития педагогического коллектива, т.е. методом личностно-ориентированного сопровождения профессионального роста педагогов является креативная игра. Это эффективный метод решения педагогических задач. Это специфическая форма профессионального развития педагогов. Педагог не только выстраивает свою траекторию, но и продумывает, прогнозирует ожидаемый результат, т.е. создает проект или проекты.

Одной из форм нашей системы работы является постоянно действующий виртуальный теоретико-методический семинар «Педагогическая техника», который включает пять секций.

1. «Педагогические технологии».

2. «Контрольно-оценочная деятельность обучающихся и учителей».

3. «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроке».

4. «Приемы педагогической техники».

5. «Личностно-ориентированный урок».

Семинар проводится с помощью информационнокомпьютерных средств. Организация работы семинара объединяет электронное и вербальное общение педагогов между собой и с модераторами секций. Нетрадиционная форма (виртуальный) семинара позволяет решать комплекс задач:

■ повысить теоретико-методический уровень педагогов;

■ соединить теоретико-методические знания и личностный педагогический опыт;

■ повысить мотивацию педагогов к научно-методической деятельности;

■ индивидуализировать проблемы педагогической техники;

■ сократить расход времени;

■ замотивировать педагогов на повышение уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.

Предложенная форма и содержание деятельности превращает внутригимназическую учебу педагогов из навязанной необходимости в привлекательное и неформальное профессиональное общение.

Важной и востребованной структурой методической службы гимназии стал медиацентр. где сосредоточены документы, материалы, доступные по локальной сети:

■ нормативно-правовая база гимназии;

■ информация о результатах эксперимента;

■ материалы деятельности научно-исследовательских лабораторий;

■ передовой педагогический опыт;

■ портфолио педагогов;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

43

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

■ БД («Мои педагогические находки», «Готовлюсь к уроку», «Педагогические приемы S-S отношений»).

Он позволяет организовать научно-методическое сопровождение каждого педагога более персонифицировано и гибко. На базе медиацентра реализуется «комплиментарная» модель сопровождения профессиональной деятельности педагогов с применением средств информационно-коммуникативных технологий.

Обязательным элементом мотивации педагога является составление им своего электронного портфолио. Такой «портфель профессиональных достижений» удобен в работе, обеспечивает педагогу минимум затрат времени и сил на описание опыта работы, облегчает подготовку к конкурсам, различным мероприятиям, к представлению результатов своей деятельности общественным экспертам в ходе аттестации. Ежегодно в апреле в гимназии проходит публичная защита портфолио, в ходе которой проводится конкурс на лучшее портфолио педагогов.

Чтобы сделать научно-методическое сопровождение более эффективным, мы разграничили деятельность всех участников процесса. Локальнооперативное управление осуществляется на основе разработанной нормативно-правовой базы

Созданная методическая структура гимназии мотивирует педагогов на повышение своего профессионального мастерства. Вместо работы по опыту другого

учителя возникает стремление работать вместе с другими учителями, анализировать, критиковать, передавать свои знания и умения. В результате формируется культура общения, профессиональный язык, происходит освобождение от косности, стереотипов, наблюдается развитие профессиональной компетентности.

Отработана гибкая система опережающей информационно-методической поддержки каждого педагога, которая обеспечивает целенаправленное, личностно-ориентированное повышение профессиональной компетентности учителя и содействует его переводу на саморегулируемый процесс. Как сказал К.Ясперс, «для того, кто нацелен на самообразование, пригодны любые формы образования. Развитие - это движение вперёд и вверх против «общественного ветра» и вопреки собственной инерции. Оно должно идти по выбранному маршруту не ради удовлетворения требования руководства и контролирующих инстанций, а ради самого себя - самосовершенствования, самореализации, самоизменения!!!».

Литература

1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 352 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

2. Немова Н.В.Управление методической работой в школе. Библиотека журнала «Директор школы». М.: 1999.

В статье рассматривается понятие внимания, виды внимания, свойства внимания, возможности развития внимания с помощью упражнений. Автором предлагаются дидактические игры, которые способствуют развитию внимания.

Золотая Ирина Георгиевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лянторская средняя общеобразовательная школа №6 учитель математики г.Лянтор [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

Способствует ли применение дидактических задач развитию внимания?

Ключевые слова: внимание, виды внимания, качества внимания, дидактические игры.

Сточки зрения психологии внимание рассматривается как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Внимание - продукт развития внешний, предметной и развёрнутой деятельности контроля в форму внутреннюю. Средства и способы контроля человек находит в окружающей действительности. В зависи-

44

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.