Для получения инвестиционного налогового кредита организация должна соответствовать хотя бы одному из следующих требований:
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) или технического перевооружения производства;
- внедренческая или инновационная деятельность;
- выполнение особо важного социального заказа или предоставление особо важных услуг населению.
Таким образом, возможность получить инвестиционный налоговый кредит в ходе внедрения инноваци-
онных проектов предоставляется практически всем фирмам, осуществляющим инвестиционные проекты в производственной сфере (создание новых производств, реконструкция существующих мощностей и т. д.), а также выполняющим социальные заказы, имеющие в своей основе бюджетное финансирование. Проблематичным представляется только получение инвестиционного налогового кредита для строительных организаций (кроме организаций, выполняющих социальный заказ).
Библиографический список
1. Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. М.: Статистика, 1974. 240 с.
2. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ
3. Гвардин С. В. стратегия, перспективы и опыт российских компаний. М.: Вершина, 2007.
4. Никонова И. А. Ценные бумаги для бизнеса: Как повысить стоимость компании с помощью IPO. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
5. Карташов О.Ю. Факторы инвестиционной привлекательности акций российских компаний // Автоматизация и современные технологии. 2005. №1 С. 35-39.
УДК 332.62(47)
ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Р.Ф.Старков1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Показано, что необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Поэтому социальные инвестиции предстоит ориентировать в первую очередь на систему комплексной подготовки и повышения квалификации кадров, материальную обеспеченность работников инновационной сферы, науки и образования. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: инновационный бизнес и регулирование инновационных процессов на федеральном уровне; государственное регулирование инноваций.
INNOVATION BUSINESS AND REGULATION OF INNOVATIVE PROCESSES AT THE FEDERAL LEVEL R. F. Starkov
Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074
The author demonstrates that the need for the state regulation of innovation processes is due to their national importance and also to the economic content. Currently, innovations are becoming the main means to increase the profit of the subjects of economy through better meeting of the market demand, and decreasing production costs in comparison with competitors. Therefore social investments have to be primarily oriented to the system of comprehensive training and development of staff skills, financial security of workers of innovation sphere, science and education. 2 sources.
Key words: innovation business and innovation processes regulation at the Federal level; state regulation of innovations.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучше-
го удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы затруднено, а многие инновации не внедрены в хозяйственную практику.
1Старков Рафик Федорович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (3952)405091.
Starkov Rafik Fedorovich, a doctor of economic sciences, a professor of the Chair of Management of Industrial enterprises, tel.: (3952) 405091._
Переход к рынку предполагает развитие конкуренции и снижение роли государства в экономике. В то же время на основе лишь рыночных принципов невозможно кардинально преобразовать материально-техническую базу общества. Ставка на реализацию задач НТП (научно-технического прогресса) без вмешательства государства - настоящее заблуждение. Ряд функций и, прежде всего, разработка и осуществление научно-технической и инвестиционной политики должны оставаться объектом государственного регулирования.
В конце XX столетия сложившиеся в большинстве отраслей ведущих стран мира механизмы олигополи-стической конкуренции не способны обеспечить полное использование инновационного потенциала современных достижений науки и техники. Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распространения инноваций можно проследить по ряду направлений:
1. Отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций. Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР все более дорогостоящими. Кооперация представителей различных областей науки и техники также требует дополнительных расходов. Еще больших затрат требует реализация нововведений. Это значительные капитальные вложения, связанные с техническим переоснащением производства, расходы на поиск и приобретение научно-технической информации, прогнозирование конъюнктуры, обучение персонала, организационные мероприятия, зачастую направленные на модификацию сложившихся взаимосвязей с поставщиками ресурсов и потребителями продукции и услуг. Немалых затрат требуют экспертиза, патентование, сертификация новой продукции и т.д.
2. Многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку абсолютные масштабы расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают, увеличивается и доля условно-постоянных затрат в производственных издержках отдельного хозяйствующего субъекта, имеющего ограниченную производственную базу и лимитированный рынок сбыта продукции, инновационные вложения могут оказаться недостаточно прибыльными, так как он не сможет получить значительную экономию на масштабах производства. Особенно характерна такая ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала.
3. Изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С ростом научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расходов на НИОКР и инновации зачастую становится непозволительной роскошью для цивилизованного общества.
4. Существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные науч-
ные исследования, результаты которых, как правило, не могут быть коммерциализированы. Однако в конечном счете большинство инноваций связано с успехами фундаментальной науки. Сюда же относятся инновации в областях и видах деятельности, полностью или преимущественно направленных на удовлетворение потребностей общества в целом (оборона, здравоохранение, образование, культура и др.). Расходы на эти составляющие инновационных процессов неизбежно ложатся на плечи всего общества.
5. Инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью получения отдачи. Вкладывая средства в инновации, предприниматель или фирма подвергает себя значительному инновационному риску, складывающемуся из нескольких элементов. Технологический риск связан с возможной неудачей проекта с технической стороны; хозяйственный риск - с возможностью превышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении хозяйствующего субъекта; коммерческий риск - с неопределенностью конъюнктуры рынка; динамический риск - с возможностью значительного изменения общеэкономической среды за время реализации проекта. Требуются определенные внешние стимулы либо гарантии полного или частичного возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприниматель предпочел инновационный проект альтернативным, менее рискованным способам помещения капитала.
6. Экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. Возможности коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата дополнительных сегментов рынка, применения инновационных технологий в других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях с использованием элементов первоначальной разработки, стимулирования инноваций у поставщиков и потребителей через технологические цепочки и т.п. На микроуровне весьма сложно заранее оценить полную эффективность проекта (с учетом как позитивных, так и негативных факторов) и принять обоснованное решение о его реализации. Помимо этого, значительная доля сопряженных инновационных эффектов реализуется вне сферы приложения средств первоначального инвестора.
7. Существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать вступление понятного с коммерческой точки зрения стремления хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества.
8. Высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового потребителя. Это непосредственно связано с высоки-
ми затратами как на начальных этапах инновационного цикла, так и на стадии освоения инноваций.
Экономическая и социальная роль государства в современном обществе определяет функции государственных органов по регулированию инноваций. Следует отметить наиболее важные из них:
- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
- координация инновационной деятельности;
- стимулирование инноваций;
- создание правовой базы инновационных процессов;
- кадровое обеспечение инноваций;
- формирование научно-инновационной инфраструктуры;
- институциональное обеспечение инновационных процессов;
- регулирование социальной и экологической направленности инноваций;
- повышение общественного статуса инновационной деятельности;
- региональное регулирование инновационных процессов;
- регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются: увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ. Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.
Инструментами государственной инновационной политики, кроме федеральных целевых инновационных программ, должны стать:
- программы технологического развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению точек экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в целом;
- инновационные проекты высокой степени коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах. Наибольший эффект инновационные проекты высокой степени коммерциализации могут дать в отраслях экономики с быстрым оборотом капитала и часто сменяемой номенклатурой производства.
Согласно закономерностям экономической динамики выход из депрессии возможен только при инвестировании высокоэффективных базовых технологических нововведений, внедрение которых обеспечит формирование нового технологического уклада для
осуществления социально ориентированного экономического роста.
По мере научно-методологических обоснований инновационной стратегии и формирования законодательно-правовой базы необходимо последовательно перестраивать институциональные структуры, которые должны обладать относительной стабильностью в соответствии с целями и принципами избранной стратегии и преобразовываться лишь при изменении методологической и законодательно-правовой базы. Создание эффективного механизма инновационной деятельности поможет осуществить научно-технологический прорыв в XXI в.
В период 2015-2025 гг. станет актуальной задача формирования социально-научного сообщества. Она предполагает создание главной предпосылки для устойчивого развития социально ориентированной экономики - подготовку высокопрофессиональных специалистов во всех отраслях на основе непрерывного цикла образования и переподготовки кадров, способных осуществлять научно-технологическую модернизацию экономических хозяйств. В перспективе возможны всеобщее высшее образование для всех слоев населения, а также создание предпосылок при повышении квалификации для присвоения научных степеней и званий высококвалифицированным специалистам, что дает основание характеризовать будущий социум как социально-научное сообщество. Его формирование с помощью инновационного развития выступает одновременно и конечной целью, и главным фактором технологического прорыва. Иначе говоря, социально-научный прогресс будет достигаться на основе инновационной деятельности, а технологический прогресс - за счет создания благоприятных условий развития человека - всеобщего научно-образовательного и культурного воспитания, доступности всех форм медицинского, жилищного и социального обеспечения.
Поэтому социальные инвестиции предстоит ориентировать в первую очередь на систему комплексной подготовки и повышения квалификации кадров, материальную обеспеченность работников инновационной сферы, науки и образования. Рост благосостояния людей достижим на основе инновационного пути развития, при увеличении производства на базе технологической модернизации.
Инновационный бизнес - сравнительно новое явление для российской экономики. Оценивая инновационный потенциал предпринимателей любой формы собственности, необходимо четко разграничивать, что их побуждает становиться на рискованный путь инноваций: жажда увеличения прибыли за счет продажи на рынке продукции на основе применения новых или модифицированных технологий или стремление завоевания рынка.
Ведь то и другое требует неизбежных издержек освоения, есть риск, как поведут себя покупатели новой продукции или технологий, примет ли ее рынок, оправдаются ли расчеты на объемы продаж и окупаемость затрат. Предпринимателю необходимо многократно все взвесить и подумать, прежде чем браться
за новые дела. На пути внедрения инноваций у предпринимателя возникают следующие проблемы:
Во-первых, это ресурсные ограничения. Он может рассчитывать либо на собственные средства (амортизацию и прибыль), либо привлечь дополнительные средства за счет долгосрочного кредита, эмиссии акций, или поиска стратегического инвестора, поскольку средства для осуществления инноваций порой нужны немалые, если речь идет о принципиально новой продукции или технологии.
Во-вторых, фактор времени. Одно дело, если проект быстро окупаемый, а если это крупное нововведение, которое потребует длительного срока его разработки, внедрения, реализации и окупаемости.
В-третьих, одним из важных факторов в распространении любых инноваций является их взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.
Наконец, на пути внедрения базисной инновации служат различного рода ограничения, которые требуют перестройки хозяйственного организма, проникновение инновационных продуктов и технологий из других стран. Межотраслевые проблемы, когда для создания и внедрения новой сложной техники требуется взаимодействие с десятками предприятий и фирм, принадлежащих разным отраслям и собственникам. Это и наличие монополий, которые препятствуют или поглощают новых конкурентов. Здесь порой требуется поддержка и партнерское взаимодействие предпринимателей и государства.
Государство должно формировать инновационный климат, общие правовые рамки и нормы осуществления инновационной деятельности предпринимателя с учетом специфических условий для ее осуществления, высокого риска. На плечи государства ложится задача оказывать содействие развитию инновационной структуры и инновационного бизнеса.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, предприниматели являются разведчиками, они рискуют своим капиталом, осваивая новые поля инновационной деятельности, вслед за ними идет единая
сила - капитал, осуществляющий стратегический инновационный прорыв.
Не смогут оставаться в стороне и высшие учебные заведения. Их задача - взять на себя инновационное обновление фундаментальных исследований, подготовку кадрового потенциала для инновационного прорыва. Речь идет как об инновационной направленности системы подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных кадров, дистанционного обучения, так и о специализированном обучении для конкретных инновационных программ и проектов, обучение малого инновационного бизнеса.
Интеграция вузов и бизнеса является тем мостом, по которому научно-технические достижения проходят нелегкий путь к производству.
Важно, чтобы наука была нацелена на приращение знаний и методов их использования в инновационной деятельности российского предпринимательства.
Особенно актуальна рассматриваемая проблема для тех регионов России, которые традиционно обладают высоким интеллектуальным потенциалом. К сожалению, приходится констатировать, что там не наблюдается внедрения новшеств в практику, а это ведет к неуклонному отставанию от технического и технологического уровня индустриально развитых стран. Говоря об этом, надлежит отметить следующие негативные явления:
- большая продолжительность освоения новшеств в производстве, ведущих к сокращению их жизненного цикла;
- немногочисленность разработок, получивших широкое распространение и внедрение как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Анализ процесса формирования, развития и внедрения новшеств в рамках конкретной фирмы, предприятия или в масштабах общества указывает на необходимость применения системного подхода для определения сущности инновационной деятельности и стимулирования ее в условиях рыночной экономики.
Библиографический список
1. Инновации: учебное пособие. / В.В.Барышева [и др.] М.: построении и развитии системы управления интеллектуаль-Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 382с. ной собственностью в регионе // Инновации. 2007. №6 (104).
2. Мазур Н.З. Применение деятельностного подхода в С. 77-81.
УДК 338.48+008
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ Л.Т.Ткачук1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлена модель хозяйственного механизма организаций культуры: содержание, цель, задачи, уровни, основные подсистемы, отличительные черты, ключевые требования. Библиогр. 6 назв.
1Ткачук Людмила Тимофеевна, кандидат экономических наук, доцент, докторант, тел.: (3952) 40-53-83, e-mail: TLT60@ mail.ru Tkachuk Luydmila Timofeevna, a candidate of economic sciences, an associate professor, a competitor for a doctor's degree, tel.: (3952) 40-53-83, e-mail: [email protected]