Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как объект государственного регулирования'

Инновационная деятельность как объект государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / STATE REGULATION / REGIONAL ECONOMICS / SMALL INNOVATION ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маринов Александр Андреевич

Рассмотрены вопросы развития региона, пути и средства достижения целей в инновационной программе региона. Показано, что для реализации инновационной деятельности в регионе в условиях мирового финансового кризиса учет особенностей региональной инновационной политики государства приобретает еще большее значение. Государство пользуется исключительной прерогативой правового регулирования инноваций, чтобы использовать большой потенциал юга России в сфере отдыха и туризма, поддержке малого бизнеса, сочетании прямых и косвенных инвестиций в наиболее выгодные отрасли экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION ACTIVITY AS AN OBJECT OF STATE REGULATION

The author studies the questions of region development, ways and means to achieve goals in the regional innovation program. It is demonstrated that taking into account the features of the regional innovation state policy gains greater importance for the realization of innovation activity in the region under the conditions of the world financial crisis. The state takes the priority of legal regulation of innovations with the aim to use a big potential of the south of Russia in the sphere of recreation and tourism, in the support of small business, in combination of direct and indirect investments in the most profitable branches of economics.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как объект государственного регулирования»

Библиографический список

1. Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда (утв. Приказом Госстроя РФ от 28 декабря 2000 г. № 303).

2. Панибратов Ю.П. Технико-экономическая оценка проектных решений жилых и общественных зданий. Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1983. 152 с.

3. Правила оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86(р) (ведомственные строительные нормы) ГОСГРАЖ-

ДАНСТРОЙ.

4. Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392

5. Экономика и управление недвижимостью: учебник для вузов / под общ. ред. П.Г. Грабового. Смоленск: Изд-во «Смолин Плюс», М.: Изд-во «АСВ», 1999.

6. Экономика и управление недвижимостью: учебное пособие / А.В. Марченко. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 448 с.

УДК 330

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.А.Маринов1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассмотрены вопросы развития региона, пути и средства достижения целей в инновационной программе региона. Показано, что для реализации инновационной деятельности в регионе в условиях мирового финансового кризиса учет особенностей региональной инновационной политики государства приобретает еще большее значение. Государство пользуется исключительной прерогативой правового регулирования инноваций, чтобы использовать большой потенциал юга России в сфере отдыха и туризма, поддержке малого бизнеса, сочетании прямых и косвенных инвестиций в наиболее выгодные отрасли экономики. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: инновация; инновационная деятельность; государственное регулирование; региональная экономика; малое инновационное предпринимательство.

INNOVATION ACTIVITY AS AN OBJECT OF STATE REGULATION A.A.Marinov

Irkutsk State University of Railway Engineering 15 Chernyshevskii St., Irkutsk, 664074

The author studies the questions of region development, ways and means to achieve goals in the regional innovation program. It is demonstrated that taking into account the features of the regional innovation state policy gains greater importance for the realization of innovation activity in the region under the conditions of the world financial crisis. The state takes the priority of legal regulation of innovations with the aim to use a big potential of the south of Russia in the sphere of recreation and tourism, in the support of small business, in combination of direct and indirect investments in the most profitable branches of economics. 2 tables. 3 sources.

Key words: innovation; innovation activity; state regulation; regional economics; small innovation entrepreneurship.

Инновационный путь развития - это единственно эффективный путь роста в современных условиях. Главным инструментом технологического прорыва становится поворот инвестиций к инновациям, на что следует направить имеющиеся у государства и регионов силы и средства. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

Рассмотрим особенности региональной инновационной политики в Сибири на примере Иркутской области (табл. 1).

Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распространения инноваций можно проследить по ряду направлений, представленных в табл. 2.

Центральное место в системе прямого регионального государственного регулирования занимает фи-

нансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. В целях диверсификации инновационных вложений государства хорошо зарекомендовало себя создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Как свидетельствует опыт, в последние годы эффективность инновационных процессов в Иркутской области была существенно повышена при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

Этой цели служат специальные бюджетные или смешанные фонды, создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного и региональных секторов экономики. Этому содействует и распространение в экономике организационных структур, наиболее эффективных в аспекте продуцирования и внедрения новаций (крупные кор-

Маринов Александр Андреевич, аспирант, тел.: 89500853538. Marinov Alexander Andreevich, a postgraduate, tel.: 89500853538.

Таблица 1

Современные особенности региональной инновационной деятельности_

Аспекты Содержание влияния инноваций на следующие компоненты Характеристика

1 Макроэкономические показатели региона Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов при решающем значении интенсивных факторов. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта составляет от 75 до 100 %

2 Структура общественного производства Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других

3 Институциональные экономические механизмы Инновации изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними, происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности

4 Стремление нации к прогрессу, ее способность к инновациям Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые и этические нормы

5 Социальная стабильность и решение экологических проблем Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты, оказывает влияние на окружающую среду, на решение экологических проблем

6 Международное научно-техническое сотрудничество Приводит к активизации международного научно-технического сотрудничества, интернационализации хозяйственной жизни, объединению ресурсов различных стран, трансферту технологий, зависимости глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов

7 Достижение национальной безопасности Взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности

порации, малый бизнес и пр.). Прерогатива государства - правовое регулирование инновационных процессов.

Существенным элементом прямой поддержки инновационных процессов является формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует созданию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи и др.) и выступает его агентом.

Особую роль играет государственная экспертиза инновационных проектов, показывающая все возможные эффекты инноваций в общеэкономическом масштабе. Определению рациональных ориентиров инновационной деятельности способствует прогнозирование науки и технологий на государственном уровне. Важны меры моральной поддержки, среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования и т. п. Решающую роль государство играет в подготовке кадров, формировании социального слоя менеджеров по управлению инновационными процессами.

Значение региональных методов государственной поддержки инноваций определяется тем, что опосредованное стимулирование требует значительно

меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. В связи со значительными масштабами многих инновационных проектов и относительно низкой скоростью оборота средств в период осуществления нововведений усиливается актуальность механизмов льготного кредитования.

Коммерческие банки зачастую не заинтересованы в кредитовании долгосрочных инновационных проектов. Поэтому так важно стимулировать инновационные вложения финансовых структур, ориентированных на продолжительное «замораживание» средств -страховых компаний, пенсионных фондов. Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов, а в условиях инфляции необходима также систематическая переоценка стоимости основных фондов.

Доступу к передовым технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга, франчайзинга. Для российской экономики также велика роль государственного содействия формированию финансово-промышленных групп (ФПГ), способных объединить необходимые научно-технические, финансовые и производственные ресурсы инновационного развития. В России сформировался и уже зарекомендовал себя ряд общественных организаций,

Таблица 2

ОГРАНИЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА

Рынок Основные виды ограничений

Основная среда распростране- 1 отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций

ния инноваций 2 многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка

3 изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом

4 существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе (фундаментальные науки, оборона, экология, охрана правопорядка и пр.)

5 инновационные процессы в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага получения результата

6 экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах; на микроуровне весьма сложно оценить полную эффективность проекта и принять обоснованное решение о его реализации

7 существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монополизации обладания научно-техническими достижениями; развитие информационных систем, а также патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать вступление этого вполне понятного, с коммерческой точки зрения, стремления в острый конфликт с интересами общества в целом

8 высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового потребления; отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение инноваций, имеющих большое значение для экономики в целом

связанных с инновационной сферой: Союз промышленников и предпринимателей, Союз ученых, Союз научных и инженерных обществ, сейчас значимым звеном инновационной инфраструктуры становится созданный еще в 1994 г. Российский инновационный союз.

Государственное регулирование связей в этой инновационной сфере трудно переоценить. Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджета двусторонние и многосторонние международные инновационные программы и проекты, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров, совместных предприятий, формирование международной инновационной инфраструктуры и пр. Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках [2].

В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику; она призвана обеспечивать решение следующих задач: во-первых, создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок; во-вторых, сохранение и развитие стратегического научно-

технического потенциала.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают: бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления; собственные средства предприятий и т.д. Опора на государственные источники имеет некоторые преимущества: возможность экономии затрат на НИОКР, особенно на начальных этапах, уменьшение степени риска и сокращение времени на освоение производства новых продуктов и технологических процессов и т. д. Но несмотря на большое значение для инновационных процессов внешних источников, решающую роль и на уровне предприятий, и на национальном уровне играют собственные ресурсы.

Для практического использования источников инновационной деятельности представляется необходимым установить обязательный для всех организаций и предприятий порядок выделения и обособления в бухгалтерском учете средств по вышеупомянутым источникам инвестиционных средств и их перечисление на отдельный банковский субсчет «Фонды финансирования НИОКР и инноваций», предусмотреть расходование этих фондов по строго целевому назначению. Как свидетельствует региональный опыт последних лет, инновационная деятельность предполагает

целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности и ведут к инновациям.

Уникальные для России природно-климатические условия Иркутской области, наличие передовых учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего благоприятный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в инновациях. Перспективной формой взаимодействия различных форм капитала и мобилизации инвестиций становятся ФПГ, которые отличаются устойчивыми связями между ее участниками, регулярным обменом деятельности. Активы ФПГ объединяются по производственно-технологической цепочке и обеспечивают инвестиции в рост конкурентоспособности субъектов группы за счет быстрого продвижения продуктов инновации на рынке.

Кроме того, объединение активов используется для управления всеми фазами коммерциализации новшеств, обеспечивая единство инновационного процесса. Малый инновационный бизнес на юге России имеет ряд отличительных особенностей. Среди них межотраслевой характер бизнеса, т. е. он обычно не замыкается в каких-то узкоотраслевых пределах. Объект такого бизнеса - научная идея от ее выдвижения учеными до состоявшегося практического воплощения в требующихся масштабах.

Малый инновационный бизнес играет существенную роль в переходе на инновационную стадию развития региона. Во-первых, развитие малого инновационного бизнеса позволяет сохранить квалифицированные научно-технические кадры, которые покидают научные организации и пополняют ряды работников торговых, ремонтных и т. п. фирм. Во-вторых, организация малых ИП ускоряет доведение НИОКР до внедрения. В-третьих, малые ИП создают плодотворный климат, существенно отличающийся от инновационного климата крупных НИИ и ИП. В-четвертых, малые ИП более гибки, инициативны, лучше приспосабливаются к динамично изменяющейся внешней среде.

Малое инновационное предпринимательство в Иркутской области существует в двух принципиально различных организационных формах: во-первых, в форме индивидуального предпринимательства; во-вторых, в виде самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица с правом осуществления всей хозяйственной деятельности от его имени. Иркутская область является, как известно, одним из регионов России, самостоятельно обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы, и при этом вносит существенный вклад в федеральный бюджет.

Наиболее существенной для развития экономики и эффективной формой малого инновационного предпринимательства следует считать создание малого ИП как самостоятельного юридического лица. Прошедшее государственную регистрацию малое ИП может иметь разнообразные организационно-правовые формы из числа предусмотренных ГК РФ. Принадлеж-

ность малого предприятия к инновационным необходимо связывать с характером осуществляемых услуг и работ, составом реализуемой продукции, а также характером используемых материальных и трудовых ресурсов.

Основные проблемы, связанные с развитием малого инновационного бизнеса в России, сводятся к следующим моментам. Во-первых, развитие малого инновационного бизнеса дает стране эффект в том случае, если обеспечивается динамичное развитие крупных фирм, определяющих технический уровень и конкурентоспособность массовой продукции. Уже сейчас имеется множество уникальных разработок, которые невозможно запустить в серию из-за кризисного положения промышленных гигантов.

Понятно, что финансовое обескровливание малых предприятий фактически закроет перед регионом путь к современным технологиям. Во-вторых, меры государственной поддержки сегодня адресованы всему малому бизнесу без различий в характере этого бизнеса, хотя очевидно, что разные виды малого бизнеса нуждаются в совершенно разной поддержке. В-третьих, значительная часть структур, созданных для поддержки инновационного бизнеса, работает с фирмами, весьма далекими от проблем создания новых товаров и технологий.

Предпринимательство, таким образом, носит поистине творческий характер и ничего общего не имеет с получением прибыли каким угодно путем и во что бы то ни стало, из чего фактически исходит ряд законов о предпринимательской деятельности, принятых в последнее время в России. Это задача трудная, потому что требует нестандартных решений, а новые стратегические идеи не локализованы в одном месте, рождаются в производственных системах, особенно в подразделениях, занимающихся научно-

исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, изучением конъюнктуры рынка, планированием спроса на всех уровнях управления, особенно на уровнях, где осуществляются хозяйственные и другие связи с внешним окружением.

Производственная структура должна обеспечить одновременное гармоничное руководство существующим производством и его развитием. Принципиальная схема организационной структуры, ориентированной на поиск нового, возникла позднее других в результате непрекращающейся эволюции малых и средних фирм. Она сочетает в себе характеристики, удовлетворяющие всем основным критериям: обладает высокой эффективностью в статических условиях, характеризуется высокой маневренностью производства, а также гибкостью стратегий и организационных форм.

Как показывает практика современного предпринимательства в Иркутской области, если способность к изменению заложена в самой природе предпринимательской структуры, приспособление будет быстрым и без снижения эффективности работы предприятия. Если структура не обладает достаточной динамичностью, переход будет медленным и дорогостоящим. Потребность в динамической структуре вызывается

также изменениями технической базы управления и производства.

Например, внедрение АСУ позволяет перестроить систему управления, а автоматизация производственных процессов позволяет более экономно сгруппировать производственные и хозяйственные функции. Структура должна обеспечивать быструю реакцию на изменения в стратегии и оперативной деятельности путем постоянного самообновления. Структура, ориентированная на поиск нового, потенциально обеспечивает высокую маневренность по всем основным критериям оценки деятельности организации.

Достижение поставленных целей потребует соответствующего роста инвестиций, основными источниками которых будут средства самих предприятий. От фирмы, построенной по принципу полностью приспосабливающейся структуры, при умелом руководстве естественно ожидать успешной инновационной деятельности. Однако, как показывает практика функционирования подобных структур, они не применимы в большинстве фирм обрабатывающих отраслей промышленности, для которых имеет значение экономический эффект от увеличения масштабов производства, где мобильность фондов и кадров специалистов сравнительно ограничена, а продолжительность жизни отдельных изделий велика: такие фирмы эффективны в статичных условиях.

Среди составляющих инвестиционного потенциала наиболее высокий рейтинг имеют ресурсно-сырьевой потенциал, а также трудовой, производственный, потребительский и финансовый потенциалы области. Кредитоспособность региональных властей области подтверждает рейтинг международного рейтингового агентства Standard&Poors — «В+» прогноз «стабильный».

Иркутская область получила награду МЭРТ за улучшение инвестиционной привлекательности. По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристический комплексы, опреде-

ляющие приоритеты региональной экономики.

В 2007 году объем инвестиций в основной капитал составил 122,4 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году. Наибольшие вложения (48%) связаны со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», а также с реализацией инвестиционных программ Восточно-Сибирской железной дороги и ОАО «Сибирьтелеком». 21,8% инвестиций приходится на обрабатывающие производства - это реконструкция и расширение ИркАЗа и БрАЗа, 12% -- на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых [3].

Сейчас в Иркутской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 39 образовательных учреждений, в том числе 12 государственных вузов, 17 филиалов государственных вузов, 2 негосударственных вуза, 8 филиалов негосударственных вузов. В области интенсивно развиваются прикладные исследования. В последние годы наблюдаются признаки как российского, так и западного трансферта технологий и капиталов. На территории области реализуется ряд проектов федерального значения в сфере транспорта, АПК, развитии индустрии гостеприимства, образования.

Вывод. В условиях мирового финансового кризиса учет особенностей региональной инновационной политики государства приобретает еще большее значение. Государство пользуется исключительной прерогативой правового регулирования инноваций, чтобы использовать большой потенциал юга России в сфере отдыха и туризма, поддержке малого бизнеса, сочетания прямых и косвенных инвестиций в наиболее выгодные отрасли экономики.

Библиографический список

1. Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 14-24.

2. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2007. С. 144-155.

3. http://www.sibarea.ru

УДК 658.5

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ФИЛИАЛЕ КАК СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О.В.Парфентьева1

Сибирская академия права, экономики и управления, 664925, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.

Рассмотрено управление образовательной программой в структурном подразделении образовательного учреждения на основе процессного подхода. Разработана рабочая инструкция по организации тестирования при проведении Интернет - экзамена как одна из форм документации процессного подхода. Проанализированы результаты тестирования студентов. Предложены варианты управленческих решений на основе результатов тестирования.

Библиогр. 2. назв.

Ключевые слова: процессный подход; документация; управленческие решения; высшее профессиональное образование; тестирование.

Парфентьева Ольга Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: (3952)201952, e-mail: [email protected] Parfentjeva Olga Vasiljevna, a candidate of economical sciences, an associate professor, tel.: (3952)201952, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.