Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / БИОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / HEALTH / HEALT SAVING TECHNOLOGIES / INNOVATION / SPECIAL MEDICAL GROUP / BIO-ECONOMIC TESTING / BIO-ECONOMIC PSYCHOPHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голякова Наталья Николаевна, Алексеева Елена Николаевна, Красильникова Анна Владимировна

На современном этапе главенствующую роль в обновлении системы физического воспитания специальных медицинских групп должны стать интегративные инновационные подходы в подборе и внедрении в учебный процесс современных оздоровительных систем. Цель исследования - повышение качества учебного процесса по физическому воспитанию специальных медицинских групп, задача - поиск и внедрение современных инновационных здоровьесберегающих технологий в занятия по дисциплине "Элективные дисциплины по физической культуре и спорту: физическая культура для студентов специальной медицинской группы". Для решения этой задачи проведен анализ литературных источников для поиска инноваций в области оздоровительной физической культуры, выявлена нозологическая характеристика заболеваний студентов, определен состав специальных медицинских групп, выбраны формы, средства и методы физического воспитания. Проведено тестирование по определению уровня здоровья студентов и представлены выводы по его результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голякова Наталья Николаевна, Алексеева Елена Николаевна, Красильникова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN CLASSES OF SPECIAL MEDICAL GROUP

At the stage of nowdays the main part of physical education system for special medical groups updates and creates intergative innovative methods of selection and aprobation of modern academic activity. The object of our research was gain in quality improvement of the academic activity of physical education for special medical groups. The research problem was searching and approbation of modern innovative health saving technologies to the "The physical training and sport elective subjects: physical culture for students of special medical group" classes. The literature sourses research was made for dealing with the problem and for searching innovations in the field of recreative physical culture, the nosological characteristic of students' health problem was detected, special medical group members were chosen as well as forms, materials and methods of physical education. The testing for students' health level detection and the results are shown.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

Одним из направлений развития российского образования является здоровьесбережение человека. Ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи - это ключевой фактор, требующий корректировки стандартов обучения и применения инновационных технологий. Для лечения и профилактики заболеваний, поддержания необходимого уровня умственной и физической работоспособности студентов необходимы регулярные, рациональные занятия физической культурой и спортом, построенные на научной основе с соблюдениями принципов здоровьесбережения.

По данным E.H. Кореневской, Л.В. Харьковской, В.А. Харьковского, А.П, Кучерак, количество студентов, освобожденных от занятий и направленных в специальные медицинские группы, ежегодно возрастает Г8|.

При организации учебно-тренировочного процесса со студентами специальной медицинской группы возникают проблемы, наиболее актуальными из них являются; для обучающихся с разными заболеваниями необходимо выбирать и использовать индивидуальные средства и методы физической культуры; из-за частых обострений болезни у значительной части студентов низкая посещаемость занятий; не все педагогические работники компетентны в работе с данным контингентом обучающихся.

Анализ существующих методологических подходов к решению задачи внедрения в учебный процесс специальной медицинской группы современных инновационных здоровьесберегающих технологий показывает многочисленные попытки специалистов в области физической культуры и спорта найти решение этой актуальной для здоровья студенческой молодежи проблемы. Наиболее часто используются современные направления фитнеса и аэробики: пи-латес, калланетика ПО], фитнес-йога [3],танцевально-оздоровитель-ный фитнес, гимнастика [1].

В современной медицине занятия в воде применяются как альтернативное терапевтическое средство в реабилитационных курсах при различных заболеваниях. Это нашло отражение в использовании плавания и аквзаэробики как средств инновационных здоров ьесберегающих технологий на занятиях специальной медицинской группы [12,14].

Опыт использования нордической (скандинавской) ходьбы в качестве современной инновационной оздоровительной технологии в учебном процессе вуза описан в работах Ё.Л, Сорокиной, М.А. Ба-бенко, O.E. Араслановой, И.В. Долбиловой, П.Е. Тюлькова Греба A.B., Л.Р. Шафиковой, 2017 и др. [13].

Разработаны новые подходы в использовании различных систем физического воспитания, видов спорта и их элементов для занятий СМГ: атлетическая гимнастика, лыжный спорт [11 ], настольный теннис, бильярд, баскетбол. Новые подходы в организации учебного процесса, выборе форм и методов занятий СМГ продемонстрированы в работах Л.Н. Вериго, 2017; о круговой тренировке, о методе активных микрогрупп - Е.А. Артемьевой, 2018 [2],

Инновационная система реорганизации тестового мониторинга студентов специальных медицинских групп вузов предложена В.М. Корягиным, О.З. Блавтом [9].

Наше внимание привлекла система биоэкономичного психомоторного тренинга, разработка и внедрение которой дает возможность повысить эффективность учебного процесса путем оптимизации форм, средств и методов физического воспитания, содержания врачебно-педагогического контроля, а также исполь-

О си о

OJ

-0 CU

ш <

ас et

г-сп

(Л 2:

S

389

ГОЛЙКОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

АЛЕКСЕЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

КРАСИЛЬНИКОВА Анна Владимировна, старший преподава толь

Кафедра Физической культуры, Ставропольский государственный педагоги ческий институт (филиал), Ессентуки

зование всех перечисленных в статье инноваций физической культуры. Такой инновационной, прогрессивной формой здоровье сберегающих образовательныхтехнологий является биоэкономический психофизический тренинг (БЭПФТ). Суть методики БЭПФТ заключается в переходе организма на особый режим работы путем выполнения физических упражнений с ^ использованием экономичного дыхания. Эко-^ номичность дыхания достигается путем разви-тия навыков уменьшения объема легочной <С вентиляции ¡51.

X Особый интерес вызывает изучение поло-111 жительного воздействия различных видов фи-^Г зической культуры на функциональное сосго-^ яние и физическое развитие детей и взрослых. U По мнению В,В, Гневушева, С.Х. Азова, S.A. Кри-*•}•* унова и др., применение биоэкономического психофизического тренинга повышает адапта-I цию организма к физической нагрузке, рабо-Q то способность, уровень здоровья в покое и L- при выполнении двигательной деятельности ^ [5]. Ученые установили прямую взаимосвязь d между выполнением экономичной двигатель-Ш ной деятельности и физическим развитием, иммунитетом, физической подготовленнос-50 тью, физической и умственной работоспособностью, заболеваемостью; психоэмоциональной установкой [4].

При обучении навыкам экономичного дыхания необходимо придерживаться следующих правил:

1. Необходимо создать психологическую установку. Ее словесная формула гласит: "Вы можете без значительных усилий легко растянуть вдох на несколько секунд, вдыхая воздух тонкой струйкой". Она может быть и более лаконичной, но с сохранением ее смысла.

2. Обязательным условием развития навыка произвольной экономизации внешнего дыхания в покое является выполнение вдоха и выдоха через нос. При нарушении носового дыхания его экономичность значительно снижается.

3. На протяжении всего этого процесса следует использовать смешанный тип дыхания, включающий дыхательные движения грудной клетки и передней стенки живота. Их компенсирование на протяжении акта вдоха и выдоха снижает напряжение, сохраняет малые, незаметные для посторонних глаз, дыхательные экскурсии.

Уровень здоровья определяется по методике биоэкономического тестирования - по частоте сердечных сокращений в состоянии покоя (стоя), а также при выполнении неслож-

ных тестов - нашагивание на ступеньку, приседания и др. Уровень здоровья вычисляется по таблицам, представленных в учебно-мето-дическом пособии "Биоэкономические основы циклического развития здоровья" [6, 7-8].

6 экспериментальном исследовании приняли участие 33 студента специальной медицинской группы Филиала СГПИ в г. Ессентуки. Это составляет 2,75% из всех занимающихся физической культурой в вузе.

В содержание занятий специальной медицинской группы были включены инновационные виды биоэкономичного здравоукреп ител ь-ного тренинга с использованием экономного дыхания: гимнастика, ходьба, бег, подвижные и малоподвижные игры, плавание [7].

Биоэкономичная ходьба как естественный вид двигательной активности включает в свое содержание различные виды ходьбы в сочетании с экономным дыханием в форме прогулок, терренкура, малого пешего туризма и спортив-нойходьбы. Биоэкономичный бег был включен в содержание занятий с учетом состояния сер-дечно-сосудистой и дыхательной систем студентов. Для занятий биоэкономичными играми использовались подвижные и малоподвижные игры, бадминтон, настольный теннис, волейбол, элементы баскетбола и гандбола.

При плавании снижается до минимума энергетическая стоимость динамической и релаксационной деятельности благодаря 10-кратному уменьшению в воде массы тела. При проведении занятий по плаванию по принципам БЭПФТ занимающиеся использовали преимущественно кроль на спине как способ наиболее глубокой релаксации всех мышечных групп и оптимальной произвольной экономи-зацией дыхания.

Анализ результатов обследования и рекомендаций врачей показывает, что наибольшее количество студентов - 12 или 36,3% юношей и девушек, направленных в специальные группы, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата,среди которых различные деформации позвоночника, сколиоз, нарушение осанки, неврологические синдромы остеохондроза, плоскостопие. На занятиях студенты с этими заболеваниями, наряду с разработанной авторами В.В. Гневушевым, С.Х. Азовым, В,А. Криу-новым (1996 г.) биоэкономичной гимнастикой, выполняли специальные и корригирующие упражнения для восстановления подвижности позвоночно-двигательных сегментов, формирования правильной осанки, укрепления мышц и образования мышечного корсета, защищающего позвоночник при перегрузках. С

учётом возможности решения вышеуказанных задач подбирались упражнения с элементами аэробики, калла нетики, пилатеса, стретчинга. Кроме того, выполнялись упражнения для укрепления мышечного корсета: на тренажерах и у гимнастической стенки, упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами. Во время занятий применялась нагрузка низкой и средней интенсивности, а упражнения с отягощениями выполнялись & щадящем для опорно-двигательного аппарата режиме. Упражнения с растяжением мышц и релаксацией выполнялись в заключительной части занятия.

5 студентов или 15,1% имели заболевания сердечно-сосудистой системы. Занятия с ними проводились преимущественно на свежем воздухе на спортивной площадке Филиала, что способствовало созданию благоприятного эмоционального фона при физических нагрузках. Широко применялись циклические упражнения - различные виды ходьбы, бега, их сочетание, терренкур. Медленное передвижение в пределах оптимального лимита энергетической стоимости наиболее рационально при сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности. При такой двигательной активности происходит совершенствование биоэкономических навыков возникает реальная перспектива ходить быстро, но с малыми энергетическими затратами. Полностью исключались упражнения, связанные с поднятием чрезмерных тяжестей, с натуживанием, задержкой дыхания, упражнения на тренажерах. Особое внимание уделялось контролю пульса, дыхания, и общего состояния студентов.

7 студентов или 21,2% имели заболевания системы дыхания, среди которых преобладали болезни лор органов. Занятия с этими студентами при отсутствии ветреной и холодной погоды проводились на свежем воздухе, а в зимнее время - в спортивном и тренажерном зале. С учетом состояния дыхательной системы студентов в содержание занятий были включены биоэкономичная ходьба и медленный бег, разнообразные виды эстафет, элементы спортивных игр, упражнения с набивными мячами, обще-развивающие упражнения. При выполнении упражнений особое внимание уделялась развитию навыков правильного дыхания.

2 студентов или 6,2% имели нефрологичес-кие заболевания. В занятие с ними включали общеразвивающие и дыхательные упражне-

ния, биоэкономичную ходьбу и бег, элементы спортивных игр, подвижные игры, терренкур, упражнения на тренажерах. Не допускалось переохлаждение, способное спровоцировать обострение болезни.

4 студентов или 12% имели заболевания системы пищеварения. Занятия при этих болезнях проводились только в период ремиссии. При занятиях использовалась биоэкономичная ходьба, бег и их сочетание, общеразвивающие упражнения в положении стоя, лежа и сидя сдиафрагмальным дыханием, подвижные игры или элементы спортивных игр, упражнения на координацию. Были исключены упражнения с чрезмерной нагрузкой на брюшной пресс.

3 студента или 9,2% имели заболевания зрения, среди которых наиболее часто встречалась миопия. На занятиях с этими студентами проводилась специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечной системы глаза и улучшение кровоснабжения тканей глаза. Выполнялись корригирующие, дыхательные и общеразвивающие упражнениям также упражнения для укрепления мышц спины и шеи, ослабленных неправильной позой при зрительной работе.

Таблица 1 - Динамика показателей уровня здоровья студентов в покое и психомоторной деятельности (ПМД)

Анализ результатов исследования уровня здоровья студентов (табл. 1) в состоянии покоя (стоя) по методике биоэкономического тестирования показало, что количество студентов, имеющих большой дефицит здоровья, уменьшилось с 36,4%до 24,2%, количество студентов, имеющих малый дефицит здоровья, уменьшилось с 30,3%до 21,2%, количество студентов, имеющих баланс здоровья увеличилось с 18,2% до 27,3%, количество студентов,

Качественные и количественные критерии вид деят. ДО эксперимента кол-во чел. после эксперимента кол-во чел.

Гармоничное развитие (от 1,60 до 1,62) в покое - -

в ПМД - -

Большой резерв здоровья (от 1,39 до 1,59) в покое 1 2

в ПМД 2 3

Малый резерв здоровья (от 1,01 до 1,38) в покое 4 7

в ПМД 4 6

Норма -1,0 в покое 6 9

в ПМД 5 6

Малый дефицит здоровья (от 0,99 до 0,86) в покое в ПМД 10 7

9 7

Большой дефицит здоровья (от 0,85 до 0,62) в покое 12 8

в ПМД 13 11

имеющих малый резерв здоровья, увеличилось с 12,1% до 21,2%, количество студентов, имеющих большой резерв здоровья, увеличилось с 3%до 6,1%.

Анализ результатов исследования уровня здоровья студентов при совершении 100% уровня ПМД средней интенсивности, в виде 12 приседаний, показало, что имеющих большой дефицит здоровья, уменьшилось с 39,4% до 33,3%, количество студентов, имеющих малый дефицит здоровья, уменьшилось с 27,3% до 21,2%, количество студентов, имеющих баланс здоровья, увеличилось с 15,1% до 18,2%, количество студентов, имеющих малый резерв здоровья, увеличилось с 12,1% до18,2%, количество студентов, имеющих большой резерв здоровья, увеличилось с 6,1% до 9,1%.

Высокие процентные показатели большого и малого дефицита здоровья в состоянии покоя, говорят о повышенных энергетических затратах организма; при выполнении двигательной деятельности - о низкой адаптации организма к физической нагрузке. Включение в занятия специальной медицинской группы инновационных здоровье сберегающих технологий с использованием биоэкономического психофизического тренинга способствовало улучшению качественных и количественных показателей здоровья.

Таким образом, мы можем констатировать, что биоэкономический психофизический тренинг является прогрессивной формой физических упражнений и способствует повышению лечебного, оздоровительного, профилактического воздействия на организм детей и подростков, оптимальной коррекции их гармонического развития, достижению активного долголетия. Применение биоэкономического психомоторноготренинга на занятиях в специальной медицинской группе способствует повышению уровня здоровья и работоспособности студентов, а также лечебного, оздоровительного и профилактического воздействия на организм.

Результаты исследования могут применяться в практической деятельности преподавателей кафедр физической культуры высших учеб ных заведений с целью повышения качества учебного процесса по дисциплине "Элективные дисциплины по физической культуре и спорту: физическая культура для студентов специальной медицинской группы", улучшения здоровья будущих специалистов.

Литература:

1. Антонова И.Н., Моторин И.Н., Витько СЮ., Зап

пэров Р.И, 1'анцевально-оздоровительныйфитнес

е физическом воспитании студентов специальных медицинских групп // Педагогическое мастерство и педагогические технологии, -2017, • NB I (П). С. 268-271.

2. Артемьева Е,А. Использование метода актив ных микрогрупп на занятиях по физической культуре со студентами специальных медицинских групп / Педагогика и психология а современном мире: теоретические и практические исследования : материалы Vil Междунар. науч. практ. конф. -2013.-С. 63-67,

3. Брюховецкая A.B. Применение фитнес йоги как здоровье сберегаю щей технологии при занятиях физической культурой студентов специальных медицинских групп / Культура - искусство - образование : материалы XXXIX научно-практичес-кой конференции научно педагогических работников института. 2018. - С. 329-330.

4. Гандельсман A.b., Евдокимова ГА. Биоэнергетика и показатели внешнего дыхания // Биоэнергетика / под ред. Г.Н. Алексеева,-Л., 1973. - С 5-7.

5. Гневушев В.В., Азов С.Х., Криунов В.А. Методология биоэкономического психофизического тренинга // Инновация физической культуры. -Ставрополь, 1996. - 132 с.

6. Гневушев В.В., Криунов S.A., Азов СХ., Байрзк Б.Н., Соколов Ю.Н. Биоэкономические основы циклического развития здоровья {определение, диагностика, управление) : учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1998,- 18с.

7. Забельский С.Ю. Биоэкономическая диагностика здравоукрепления в оздоровительном физ-культурно спортивном образовании // Вестник Ставропольского государственного университе та, 2010. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyber!e ninka.ru/art k le/n/bioe ко по m к h naya d lag nos ti ka- zdravoukrepleniya-v-ozd orovíte! nom -fizkul turno sport i v nom -obrazovanii-bio-economic-diagnostics-of (14.09.2020).

8. Кореневская E.H., Харьковская Л.В., Харькове' кий В.А., Кучерак А.П. Заболеваемость и физическое развитие студентов специальных медицинских групп. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/(14.09.2020).

9. Корятин В.М., Блавт О.З. Инновационная реорганизация тестового мониторинга студентов специальных медицинских групп вузов как средство оптимизации их физического воспитания / Двигательная активность. Спорт. Личность : материалы Всероссийской (с международным участи ем) научно практической конференции. - 2017.

- С. 75-78.

10. Кучерова О.Ю. Система пила тес как одно из направлений фитнеса и современные тенденции ее развития // BecHÎK маплёускага дзяржаунага у hi вере ¡тэт а ¡мя A.A. Куляшова. Серыя с. Пстхола-га-педагапчныя навукк педа гонка, пахало ля, ме тодыка. - Изд.: Могилевский государственный университет имени A.A. Кулешова, 2017. - С, 79-86.

- [Электронный ресурс). - Режим доступа: https:// www.eli bra ry, ru/item.asp"?id=28904205 ( 14.09,2020).

11. Мзраховская O.S., Фа дина О.О., Эммерт М.С., Павлютина Л.Ю. Повышение психоэмоционального статуса студентов специальных медицинских групп при занятиях лыжной подготовкой.

Физическая культура и здоровье. ~ 2017, - № 2 (62).-С 80-82.

12. Ма су нова О. В. Аквааэробика в структуре физической подготовки студентов специальных медицинских групп / Опыт создания и реализации технологических инноваций в образовании : материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 127 130.

13. Сорокина Е.Л., Бабенко М.А. Применение нордической (скандинавской) ходьбы в процессе физического воспитания студентов специальных

медицинских групп / Наука и социум : материалы Всероссийской научно практической конференции с международным участием, 2017. С. 155-159.

14. Сумина 8.8. Аквааэробика как метод оздоровления обучающихся специальных медицинских групп //Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы : материалы li Всероссийской на иск-практической конференции. - 2017. - С. 74-78.

DESIGN AND CREATIVEACTIViTY OF STUDENTS INTHE PROCESS OF DISTANCE LEARNING IN PRIMARY CLASSES Djaubaeva Aminat fbragimovna, Postgraduate student, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article is devoted to the characteristics of design and creative activity of students in the process of distance learning in primary classes. The article clarifies the concept and essence of project-creative activity of students, reveals its main stages, content, difference from project research activities of adults, features of project implementation by younger students, features of project Implementation in the context of distance learning. It is established that the design and creative activity of primary school students in the course of distance learning is an activity with the use of distance educational technologies, aimed at solving educational and (or) scientific problems, creative tasks ^ and tasks, the implementation of which is carried out on the basis of active problem finding actions, creative self -realization of students and presented as the final result (project).

Keywords: primary school students; design and creative activity; distance learning, network project; educational project activity; motivation; information.

О CU

о

OJ

JO Û-

ш <

ас et

F? со

DOI 10.24923/2222-243Х.2020-37.80

ПРОЕКТ! Ю- СО3И ДА ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НА ЧАЛЬНЫХ КЛА ССАХ

Статья посвящена характеристике проектно-созида тельной деятельности учащихся в процессе дистанционного обучения в начальных классах. В статье уточняются понятие и сущность проектно созидательной деятельности учащихся, раскрываются ее основные этапы, содержание, отличие от проектной исследовательской деятельности взрослых, особенности выполнения проек тов младшими школьниками в условиях дистанционного обучения. Установлено, что проектно созидательная деятельность младших школьников в ходе дистанционного обучения является деятельностью с применением дистанционных образовательных технологий, направленной на решение учащимися учебных и (или) научных проблем, творческих задач и заданий, выполнение которых осуществляется на основе активных проблемно-поисковых действий, творческой самореализации обучающихся и представленная в виде конечного результата (проекта).

Ключевые слова: учащиеся начальных классов; проекгно-созидагелыш деятельность; дистанционное обучение; сетевой проект; учебная проектная деятельность; мотивация; информация.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.01

ЬДжаубаеваАМ, 2020

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i

393

Для российской системы образования последних лет характерна интеграция образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Обучение детей уже 8 начальной школе с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) становится интерактивным, приводит к возрастанию значения самостоятельной работы обучающихся, усиливает интенсивность учебного процесса. При этом в современной ситуации существуют противоречия между изменением требований к образовательному процессу, его результатам и преобладанием традиционных образовательных технологий в начальном образовании; возможностями дистанционных образовательных технологий для эффективной реализации процесса обучения и недостаточной готовность учителей начальной школы

ДЖАУБАЕВА Аминат Ибрагимовна, аспирант, Ставропольский государ ственный педагогический институт, Ставрополь

использовать эти возможности. Данные противоречия свидетельствуют об актуальности разработки теории и совершенствовании практики проектно-созидательной деятельности учащихся в процессе дистанционного обучения в начальных классах.

Как показывает практика, современная система образования стремится к формированию личности учащихся, способных самостоятельно расширять свои знания, расширять навыки, овладевать новыми умениями, решать творческие задачи. Для этого необходимым является продуктивное обучение в школе, и особенно в начальной, которая закладывает основы личностного развития школьников. Для достижения данной цели одним из важных направлений работы в начальной школе является развитие в школьниках желания учиться, постигать знания самостоятельно на различных уровнях, то есть важно развитие мотивации к учению. Широкое распространение дистанционного обучения сделало данную проблему наиболее актуальной, так как образовательный процесс перешел в цифровую среду и предоставил обучающимся возможность самостоятельно развивать в себе навыки учиться и расширения способов получения новых знаний.

Решением проблемы формирования и развития мотивации обучающихся, по мнению Л.Л. Розанова, является проектно-созидательная деятельность, под которой он понимает деятельность, направленную на решение учащимися учебных или научных, творческих задач и заданий, выполнение которых осуществляется на основе активных проблемно-поисковых действий, творческой самореализации обучающихся и представлении в виде конечного результата или проекта [7, с, 2-3].

С.А, Смирнов приходит к выводу, что в про-ектно-созидательной системе на первое место выходит деятельность учащихся, которая включает работу над проектами, решение исследовательских задач. Также проектно-сози-дательная деятельность вносит вклад в формирование личности обучающихся, в частности, в развитие чувства ответственности за результаты своего труда, реализацию задуманных идей [6, с. 44-46].

Основной идеей проектно-созидательного подхода к обучению, по мнению С.А. Смирнова, является развитие личности школьников, средством которого выступают знания, умения и навыки, с помощью которых развиваются способности, приобретается практический опыт деятельности, воспитывается личная от-

ветственность за избранные участки работы или идеи в целом. Также С.А. Смирнов обращает внимание на то, что при проектно-созида-тельной деятельности меняется содержание обучения, вместо заучивания готовой информации внимание школьников направлено на решение рззнообрззныхтеоретических и практических задач. В процессе лроектно-созида-тельной деятельности преобладающими становятся процессы проектирования, моделирования, исследования и конструирования различных объектов, процессов. Важным фактором развития личности становятся знания (б, с. 47-48]. Знания систематизируются и структурируются, а обучающийся усваивает их в процессе непосредственного проектирования, моделирования, конструирования или исследования. В силу своих мыслительных способностей младшие школьники должны использовать информацию в хронологической последовательности, а затем с точки зрения разрешения противоречий.

Основным процессом усвоения знаний, по мнению С.А. Смирнова, выступает непроизвольное запоминание, сочетающееся с практической деятельностью, в отличие от используемого при традиционных технологиях обучения заучивания, зависящем от трудности, формы, объема, актуальности и значимости для школьников учебного материала. Также данная образовательная деятельность повышает степень осмысленности учебного материала за счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой проектной задачи, повышенной доли наглядности представления [6, с. 117],

Наше исследование показало, что лроект-но-созидательная деятельность предполагает возможность каждого школьника определить собственный уровень сложности материала на каждом этапе работы, определить условия для полного усвоения материала. Важно уделять внимание роли учителя в проектно-созида-тельной деятельности, который, опираясь на принципы сотрудничества и поддержки, из наставника превращается в руководителя проекта.

И.А. Якимов подчеркивает отличие проек-тно-созидательной деятельности в начальной школе от научной деятельности, которое заключается в отсутствии создания новых знаний и приобретении навыков исследования как универсального способа освоения действительности. Также данный вид деятельности развивает способности к исследовательскому типу мышления, активизирует личностную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.