Научная статья на тему 'Инновационные возможности модернизации и интеграции производства агропродовольственного сектора в условиях глобализации'

Инновационные возможности модернизации и интеграции производства агропродовольственного сектора в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные возможности модернизации и интеграции производства агропродовольственного сектора в условиях глобализации»

нения к ВТО, связанные с необходимостью координации внешнеэкономической политики регионов и федерального центра. Необходимым этапом в процессе либерализации внешнеэкономических связей должно стать формирование единого продовольственного рынка страны, основанного на отраслевых и межрегиональных связях и способного к конкуренции и на внешних рынках. В настоящее время российский рынок разделен на большое число региональных рынков, изолированных друг от друга. Внутренние барьеры, такие как административные ограничения на вывоз продукции, ведут к усилению разрушительных тенденций в формировании аграрного рынка и разрушают единое экономическое пространство страны, что противоречит требованиям, предъявляемым ВТО.

Однако присоединение России к ВТО не означает только позитивные факторы. Неизбежны и потери, последующие при присоединении к этой организации. Защита российского сельскохозяйственного производства будет затруднена из-за снижения тарифов и доступа иностранных товаров на российский рынок. Вступление в ВТО может ограничить возможности России на пути интеграции со странами СНГ.

Вступление в ВТО может оказать негативное влияние на формирование внутреннего продоволь-

ственного рынка страны, так как снижение импортных пошлин усилит приток зарубежной сельскохозяйственной продукции. Это приведет к конкуренции зарубежной и российской продукции в условиях незащищенности продовольственного внутреннего рынка. Но, не будучи членом ВТО Россия может оказаться в торгово-политической изоляции от процесса развития мировой торговой системы, которая усилит правовую незащищенность российских производителей на мировом рынке. Но возможность присоединения к ВТО - это неизбежный путь развития процессов глобализации в России, тогда как игнорирование этих процессов станет тормозом для инновационного развития отраслей экономики страны. Масштабная глобализация, происходящая в мире - это объективный процесс, который будет усиливаться и оказывать все большее влияние на экономику России, поэтому важно определить в каком качестве Россия будет участвовать в развитии этого процесса.

Масштабы позитивных и негативных последствий внешнеэкономической либерализации при вступлении в ВТО зависят от условий присоединения к вТо и от стартового уровня развития АПК России.

ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

С.К. Орловская, акад. РАЕН, к.э.н., ведущий науч. сотр. Института экономики РАН

Глобализационные процессы, затрагивая все сектора экономики и социальной жизни, непосредственно касаются и изменений положения АПС.

В прошлом веке в нашей стране и в других странах на постсоветском пространстве не была завершена трансформация сельского хозяйства и совершенствование инфраструктуры села, в то время, как в наиболее продвинутых странах современные научно-технические, технологические и социальноэкономические преобразования в основном прошли до начала вступления в новый этап развития. У нас же глобализационные вызовы и современные угрозы практически наслаиваются на старые нерешенные проблемы, на общую отсталость сельскохозяйствен -ной производственной базы, на несовершенство социальной инфраструктуры и социально-экономических отношений села.

Сторонники неолиберализма постоянно подчеркивают новые возможности ускорения экономического развития в условиях глобализации, но это лишь одна сторона современных процессов. А их другая сторона может характеризоваться многократным увеличением и усложнением новых рисков, связанных с усилением конкуренции (не только внутренних, но и особенно внешних ее проявлений), с применением более жестких законов в международных экономических связях, с давлением крупнейших участников на установление цен, на общую конъюнктуру мирового рынка и отдельных его сегментов. Завоевывать на них собственные ниши развивающимся странам, особенно странам с переходной экономикой, становится все сложнее.

На современном этапе развития глобализации ведущими игроками на продовольственных рынках становятся транснациональные корпорации (ТНК). Они определяют куда пойдут инвестиции, порядок и условия внедрения новых технологий в сельскохозяйственное производство. Но часто их интересы не

совпадают с национальными интересами в области охраны окружающей среды, сохранения биоразнообразия, качественных свойств пищевых продуктов, а также исторических особенностей кухни и организации быта и труда местного населения.

Опыт проникновения капиталов ТНК в АПК многих африканских и восточно-азиатских стран показал, что в настоящее время без их инвестиций и технологий эти страны не располагали бы другими возможностями современного развития своего агро-продовольственного хозяйства. Однако бесконтрольное со стороны государств допущение капиталов ТНК в АПС своих стран нередко оборачивается огромными потерями эколого-биологического потенциала, изменениями климата и утратой национальных культурно-исторических особенностей.

Проникновение капиталов ТНК в АПС развивающихся стран может многократно увеличить и обновить технологический потенциал, изменить организацию работы местных компаний и фермеров, что крайне необходимо для создания условий их устойчивого развития в современном мире. Но при этом государственное регулирование этого процесса способно уравновесить интересы участников сотрудничества, стимулируя или запрещая те или иные его формы и направления. Государства тех стран, где нашли оптимальные способы такого регулирования, дают возможность местным предпринимателям получать дополнительные доходы, укреплять научно-технологическую базу АПК, вместе с тем не нарушая биобалансы и равновесие между новациями и традициями.

В конце ХХ в. постсоветские страны и страны Восточной Европы вступили в эти международные отношения крайне неподготовленными ни по научнотехническим и технологическим параметрам, ни по умению выживания в новых условиях конкуренции. С наибольшими трудностями столкнулись аграрные сектора их экономик. Большинство этих стран оказались

практически не готовы к новым вызовам, связанным с широким внедрением интервенциолизма, к формированию глобального продовольственного рынка. Процессы, приводящие к переменам в сельскохозяйственном производстве и в целом к трансформациям сельских территорий и проживающего на них населения, происходящие ранее, теперь требовали более быстрой реакции на них и адаптации к новым условиям. Ускорились темпы урбанизации, усилилось давление на экосистемы, научно-технические и технологические совершенствования в мире в короткие сроки снижали затраты сельскохозяйственного труда, одновременно выдвигали новые повышенные требования к его квалификации.

Принято считать, что одним из плюсов глобализации является повышенная мобильность факторов производства (капитала и труда), но этим преимуществом смогли воспользоваться лишь те страны с переходной экономикой, которые вошли в крупные региональные интеграционные союзы (такие, как ЕС, АСЕАН и ряд др.). К сожалению, для российской АС из-за малопривлекательности для зарубежных инвесторов и из-за ограничений передвижений нашей рабочей силы этот плюс глобализации пока практически не может быть использован.

Неравенство конкурентных возможностей нашего аграрного сектора и многих стран, укрепивших свое положение на мировом продовольственном рынке, приводит к усложнению решения проблем современной российской АС. Совершенно точно характеризует такое состояние польский профессор Г. Колодко, который отмечает: «Глобализация - это не только создание единого, мирового капиталистического рынка. Это также игра интересов в огромном масштабе, игра рискованная и конфликтогенная. Некоторые народы и страны получают из нее выгоду, другие - меньшую, а некоторые могут почувствовать себя прямо-таки проигравшими в этих великих преобразованиях рубежа тысячелетий» [1].

Какое место может занять та или иная страна в этой игре интересов, на наш взгляд, в значительной мере зависит от взвешенности и обоснованности выбранной ею модели аграрной политики.

В этом отношении интересна модель трансформации АПС в Китае. Приступив к реформированию экономики в 1979 г., к концу 2008 г. в КНР ВВП вырос в 15 раз, а среднедушевые доходы населения -в 7,5 раза. Эта страна заняла первое место по производству зерновых (около 500 млн т зерновых производит сейчас ежегодно) [2].

Экономические преобразования в этой стране начались с преобразований в сельском хозяйстве. От народных коммун произошел переход к семейному подряду. Затем с постепенным переходом к рыночным механизмам в городах, наметилось проникновение коммерческих элементов в деревню. При этом с середины 90-х гг. все большее внимание уделялось сбалансированному развитию рыночной экономики, в том числе и в ее аграрном секторе.

Сейчас многие экономисты в мире стараются разгадать феномен Китая, экономика которого за менее, чем два десятилетия, из отсталой периферийной превратилась в мощного игрока, все более уверенно занимающего свое почетное место на мировом рынке.

Ответ на этот вопрос в значительной мере надо искать во взвешенной сбалансированной, последовательной экономической политике этой страны. В. Карлусов отмечает основные черты ее: сбалансированное развитие рыночной экономики, взаимоувязанное развитие города и деревни, регионов страны, экономической и социальной сферы, человека и окружающей среды, разумное сочетание внутреннего развития и внешней открытости, переход от экстенсивной, ресурсозатратной, неэкологической модели экономического роста к интенсивной, ресурсосберегающей, от социальной поляризации общества к развитию и преобладанию в нем многочисленного среднего класса. Заслуживает внимания налоговая политика страны. В частности, в 2006 г. были отменены существующие 2600 лет сельскохозяйственный налог и ряд местных сборов в деревне. Также важную роль играет прямое дотирование крестьян - производителей зерна со стороны государства [3]. Все это позволило в условиях сложнейшей конкуренции достичь выдающихся, сейчас уже всеобще признанных экономических успехов, в том числе и в развитии его АПС.

Трудности в использовании инновационных возможностей модернизации и интеграции производства АПС в условиях глобализации в нашей стране прежде всего связаны с тем, что, к сожалению, пока не удалось четко сформулировать и последовательно реализовать аграрную социально-экономическую уравновешенную политику. Поэтому сейчас речь должна идти не только об адаптации инновационных технологий мирового уровня для модернизации и интеграции производства АПС, а о комплексе мер, способных вывести его из затянувшегося системного кризиса.

Источники

1. Экономическая политика// 2008. - № 2. - 78-79.

2. Карлусов В. Вопросы экономики// 2009. - № 6. - С. 25.

3. Там же. С. 27-29.

ОЦЕНКА ПОСЕДСТВИИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИИ АПК

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Т.Ю. Микушева, к.э.н., доц., ст. науч. сотр. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН

Процесс развития мировой торговли детерминирует неизбежность вступления России в ВТО. Страна, становясь активным участником мирохозяйственных связей, вынуждена рассматривать возможности, преимущества и последствия, которые она может приобрести, входя в организацию. Для аграрного сектора экономики основными вопросами переговорного процесса являются государственная поддержка агропромышленного производства, уровень импортных тарифов на сельскохозяйственную продукцию и экспортное субсидирование.

Одним из важней направлений деятельности ВТО являются обязательства по либерализации торговли в сфере сельхозпродукции. В 2007 г. общий объем мирового экспорта сельскохозяйственной продукцией составил 1 127,7 млрд долл., а импорта -28 026 млрд долл. Крупнейшими мировыми экспортерами сельскохозяйственной продукции в 2007 г. являлись страны ЕС (удельный вес в мировом экспорте сельхозпродукции составил 41,7%), США (соответственно - 12,9%), Канада (6,3%). Крупнейшими мировыми импортерами сельскохозяйственной про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.