Научная статья на тему 'Инновационные возможности электронных образовательных ресурсов нового поколения в процессе обучения инженеров пожарной безопасности'

Инновационные возможности электронных образовательных ресурсов нового поколения в процессе обучения инженеров пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные возможности электронных образовательных ресурсов нового поколения в процессе обучения инженеров пожарной безопасности»

ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

О.Е. Дорохова, преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России

Профессиональная деятельность инженера пожарной безопасности сопряжена с навыками, позволяющими оценивать ситуацию в целом, оперативно находить рациональное решение, прогнозировать результат и, что не менее важно, ориентироваться в информационном пространстве.

Внедрение новых систем пожарной безопасности, в том числе и автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС), реализуемой по техническому заданию МЧС России, требует от будущего инженера умения работать с различными программными продуктами, быстро осваивать и эффективно использовать их на практике.

Таким образом, актуальной является задача повышения качества подготовки специалиста пожарной безопасности. Очевидно, что ее решение осуществимо путем внедрения в учебный процесс новых образовательных продуктов, обладающих некоторыми инновационными качествами и возможностями.

Наиболее эффективными образовательными ресурсами на сегодняшний день являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), разрабатываемые в среде открытой образовательной модульной мультимедиа системы (А.В. Осин) [1]. Инновационные качества электронного контента (интерактивность, мультимедийность, модифицируемость электронных учебных модулей (ЭУМ), кроссплатформенность ЭУМ) открывают перспективы современных образовательных технологий, обеспечивают ряд следующих преимуществ и возможностей в учебном процессе [1], [2].

- незамедлительная обратная связь между пользователем и ЭОР;

- компьютерная визуализация учебной информации. Изучаемый объект, процесс, явление взамен вербальных описаний может быть представлено аудиовизуально в различных ракурсах, проекциях, а при необходимости -с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей, моделирования типичных реакций на внешние воздействия или изменение условий. Мультимедиа компоненты ЭОР НП используются для построения произвольных мультимедиа композиций, в том числе и виртуальных панорам;

- автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения;

- возможность личностно-ориентированного обучения. Наличие вариативных ЭУМ в составе электронных образовательных ресурсов позволяет реализовать преподавателю авторский учебный курс по учебной дисциплине или создать условия для саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации учащегося, организовать разнообразные формы деятельности по извлечению и представлению знаний.

- отсутствие содержательных и технических ограничений при разработке и использовании ЭОР. Архитектура ЭУМ позволяет без каких-либо ограничений использовать мультимедиа компоненты, технологические решения и программные продукты сторонних производителей, а также изменять, дополнять, перерабатывать модули, распространять их различными способами: посредством глобальной и локальной компьютерной сети, на перемещаемых носителях и т.д.

- неограниченный жизненный цикл ресурса. Так как каждый ЭУМ автономен, а система открыта, то непрерывно расширяемый образовательный контент ЭОР не требует существенной переработки в целом при изменении содержательных, технических или стратегических внешних условий.

Таким образом, применение ЭОР НП как самодостаточного учебного продукта в учебном процессе вузов ведомства МЧС способствует значительному повышению эффективности обучения, расширению функционала самостоятельной работы курсантов, реализации личностно-ориентированных форм обучения, а также частичной автоматизации работы преподавателя и курсанта.

Список использованной литературы:

1. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы: сб. науч. ст. "Интернет-порталы: содержание и технологии" / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) [и др.]. ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". М.: Просвещение, 2007. Вып. 4. С. 12-29.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИОРАО, 2010. 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.