С.С. Горбачева,
кандидат педагогических наук, доцент Воронежский государственный педагогический университет
О.Е. Дорохова,
Воронежский институт ГПС МЧС России
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ МЧС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
THE EXPIRIENCE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IMPLEMENTING IN THE TEACHING PROCESS IN HIGHER EDUCATIONAL FACILITIES OF EMERCOM OF RUSSIA
В статье рассмотрены причины учебно-познавательных затруднений курсантов в условиях ведомственного вуза. Представлены направления внедрения электронных образовательных ресурсов в процесс обучения Воронежского института ГПС МЧС России, предложена организация учебного реабилитационного процесса, подведены итоги: выявлены положительные стороны и недостатки.
The causes of cadets ’ learning and cognitive difficulties in higher educational establishments belonging to EMERCOM of Russia, as well as necessity reasoning for effective implementing of electronic devices to the educational process are being considered. The results of electronic resources usage in the teaching process in Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia are described and its advantages and disadvantages are revealed.
Приоритетным направлением модернизации образования является процесс информатизации, призванный обеспечить «...повышение эффективности всех видов образовательной деятельно -сти на основе использования новых информационных технологий» [3. — С. 7]. В связи с этим все более комплексный и масштабный характер принимает внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательный процесс высших учебных заведений.
Данный аспект представляет особый интерес в вузах ведомства МЧС России в силу специфики их функционирования в целом, и организации процесса обучения в частности.
Для вузов Государственной противопожарной службы характерны напряженный ритм жиз -ни, повышенные физические нагрузки, которые испытышают обучающиеся, совмещая служебную и учебную деятельности. Казарменное
проживание, ограничивающее возможность пе-редвижения, строго регламентированный внут-ренний распорядок, установление не только оп -ределенных правил, но и различного рода запретов, лимит личного времени часто приводят к нестабильности в учебно-познавательной дея -тельности обучающихся.
В своей работе по проблемам формирова-ния познавательной самостоятельности кур -сантов средних специальных военных учебных заведений в учебной деятельности В .Н. Кув-шинов приходит к выводу, что боязнь наказания способствует развитию мотива избегания
неудач, который мешает достижению высоких результатов в обучении. Строгий надзор явля -ется необходимым условием поддержания по -рядка и дисциплины в условиях военного заве -дения, но, с другой стороны, избыточность контроля подавляет волю и ответственность, имеет отрицательные мотивационные послед -ствия [2. — С. 44—64].
К факторам, также характеризующим учебно -познавательные затруднения, можно отнести: растущий объем информации, вышесенной на самостоятельное изучение; недостаточность времени и условий, обеспечивающих самоподготовку.
Следует отметить, что курсанты ведомственный вузов МЧС вышуждены пропускать плановые учебные занятия, самоподготовку по специфическим причинам: обеспечение внутреннего наряда, служебная командировка, участие в тушении крупныгх пожаров, ликвидации последствий ава-рий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Вследствие этого некоторыыми авторами (М.В. Бусин, В.В. Клюй и др.) обосновышается необходимость реализации учебного реабилитационного процесса (УРП), который бы позволил курсантам получить нужную учебную информацию по вопросам, изученным на пропущенных занятиях, выполнить лабораторные эксперименты и практические задания и т.д.
Учитывая сложности в учебно-познавательной деятельности курсантов вузов ведомства МЧС России и изменяющиеся цели обучения на фоне информатизации образования, особенно актуализиру-
ется проблема эффективной интеграции в процесс обучения различных по структуре и содержанию электронных образовательный ресурсов, т.е. учебный материалов, для воспроизводства который используется компьютер [3. — С. 11].
В последние годы активно разрабатышаются различные электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), «объединяющие достоинства интерактивного аудиовизуального контента (содержания) с возможностями распространения по сети и полноценного использова -ния в образовательном процессе» [4. — С. 4].
В основе ЭОР НП лежит модульное строение, т.е. разбиение контента изучаемой дисцип -лины на электронные учебные модули (ЭУМ), соответствующие элементам рабочей программы и тематического плана.
Анализ современный научных педагогических изданий и практика показывают, что педагог должен ориентироваться в ситуациях, когда использование ЭОР и ЭОР НП в процессе обучения оказышаются уместными и эффективными.
На сегодняшний день при организации процесса обучения в Воронежском институте ГПС МЧС России электронные образовательные ресурсы внедряются в соответствии с двумя направлениями: 1) в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных подходов к процессу обучения; 2) как самодостаточный эффективный инструмент самостоятельной учебной деятельности.
Согласно первому направлению при про -ведении аудиторных занятий ЭОР используют -ся в случаях:
необходимости обеспечения аудиовизуальными и мультимедийными файлами, например: при изучении пожарно-технических и пожарно-спасательнык действий; моделировании дорогих, сложный, труднодоступных и опасный объектов; визуализации процессов и объектов микро- и макромиров; имитации свойств реального процесса при работе с электронными моделями-аналогами; в лабораторном и виртуальном эксперименте, реально не осуществимом на практике; при оформлении наглядного отчета о вытолненной работе; чтении лекций, учебный материал которых содержит громоздкие рисунки и чертежи, и т.п.;
возможной экономии времени на диагности -ке, контроле знаний, умений и навыжов, а также на сложных вычислениях, построениях графиков, диаграмм и т.п.
Все остальные формы использования электронный образовательный ресурсов вышесены в сектор самостоятельной учебно-познавательной деятельности курсантов. Обоснуем данное решение.
При использовании ЭОР основополагающим должен служить тот фактор, что самое ценное для процесса обучения время — это время взаимодействия курсантов с преподавателем. Любая программная часть ЭОР несравнима с человече-
скими возможностями организации взаимного общения. «...Только педагог способен найти по -нятный ответ даже на неудачно сформулированный вопрос обучающегося, предложить ориги-нальное решение задачи» [4. — С. 17].
Если применять ЭОР, предназначенные для индивидуальной работы обучающегося на персональном компьютере, в качестве демонстрации электронного ресурса на интерактивной доске, то это нивелирует их основные дидактические преимущества. В то же время, использование мультимедийный презентаций на лекциях, практических и семинарских занятиях, деловык играх по различным дисциплинам обеспечивает наглядность аудиовизуального представления материала, демонстрация которого с помощью учебной доски и мела заняла бы большую часть учебного времени.
Согласно второму направлению используют -ся электронные образовательные ресурсы нового поколения.
Интерактивный мультимедийный контент ЭОР НП обеспечивает все компоненты органи-зации учебно-познавательной деятельности курсантов благодаря наличию электронных учебных модулей трех типов: информационного, практи -ческого и контролирующего. Курсант, работая с электронным учебным модулем, не только читает, слушает, смотрит, но и организовышает взаи -модействие с элементами контента. Использова -ние ЭУМ в процессе обучения вузов МЧС по -вышает эффективность самостоятельной учебной деятельности курсантов, так как «.итоговые знания, умения, навыки и компетенции в актив -но-деятельностном режиме формируются много быстрее, чем при изучении текстовой информации и практике, ограниченной символьными операциями» [4. — С. 18].
При внедрении электронных образователь-ных ресурсов в процесс обучения ВИ ГПС МЧС России как самодостаточного инструмента самостоятельной учебной деятельности следует отметить оптимизацию организации учебного реабилитационного процесса.
Принимая во внимание концепцию Ю.К. Ба -банского, под оптимизацией учебного реабилитационного процесса мы будем понимать такую организацию данного процесса, которая в определенных условиях обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил преподавателя и учащихся [2. — С. 11].
Произведем сравнительный анализ органи -зации УРП при традиционном обучении и с использованием ЭОР НП.
Первоначальным этапом организации учебного реабилитационного процесса в рамках традиционного обучения является определение цели и постановка задачи обучающемуся преподавателем, а также обеспечение курсанта индивиду -альными контрольными заданиями и вопросами,
представленными, как правило, в текстографическом варианте .
Следующим шагом служит непосредственно самостоятельная работа курсанта, включающая: информационный поиск в библиотечном фонде необходимых учебных источников (учебников, пособий и т.п.), изучение материала пропущенного занятия, выполнение практических (лабораторных) заданий во время, выделенное для самостоятельной работы согласно внутреннему распорядку дня.
Если обучаемый справился с задачей, то, минуя стадию корригирования со стороны препода-
вателя, процесс завершается диагностикой и оценкой приобретенных знаний, умений и компетенций. В противном случае может быть несколько вариантов развития событий, отражен -ных на рис. 1. (например, курсант после диагно -стики приобретенных знаний, умений и компетенций или получения неудовлетворительной оценки вновь возвращается к самостоятельной работе и т.д.). Учебный реабилитационный процесс при традиционном обучении требует дополнительных усилий и незапланированных расходов времени преподавателей и курсантов.
Определение цели работы; постановка задачи. Разработка заданий и контрольных вопросов преподавателем
V_________________✓
Самостоятельная работа курсанта с текстографическими учебными пособиями (в бумажном или электронном вариантах)
Диагностика приобретенных курсантом знаний, умений и компетенций ^преподавателем J
Л
орригирование приобретенных курсантом знаний, умений и компетенций преподавателем
_________________
I ¥
Оценка приобретенных курсантом знаний, умений и компетенций преподавателем
Рис. 1. Схема организации УРП при традиционном обучении ЭОР НП позволяют оптимизировать органи- действий (рис. 1) и реализовать замкнутый цикл
зацию учебного реабилитационного процесса за УРП (рис. 2.).
счет сокращения количества повторяющихся
Рис. 2. Схема организации УРП с использованием ЭОР НП
В случае использования ЭОР НП преподаватель предоставляет обучающемуся на любом перемещаемом носителе (Flash-накопитель, CD-R и т.д.) или по сети набор электронных учебных модулей, содержание которых, в зависимости от типа выбранного ЭУМ, обеспечивает достижение поставленных учебных целей и задач. Далее курсант осваивает учебный материал средствами ЭУМ.
Гибкость учебной информации, содержа -щейся в ЭОР НП, изменение скорости подачи материала, число повторений, различные виды подсказок (справок) и другие параметры, удов -летворяющие индивидуальным академическим потребностям обучающихся, создают условия для самостоятельного изучения учебного мате -риала в оптимальном темпе, стиле и ритме ус -воения, что, в свою очередь, способствует зна -чительному повышению интереса к обучению, усилению мотивации к учебно-познавательной деятельности. Средства ЭУМ позволяют осуще -ствить самодиагностику, самокорригирование и самопроверку знаний, умений и сформирован -ных компетенций. В результате, стадии диагно -стики и корригирования со стороны педагога востребуемы лишь в исключительных случаях.
В завершение обучаемый предоставляет преподавателю на перемещаемом носителе элек-тронный отчет о результатах самостоятельной деятельности, интерпретированный программным инструментальным средством СУУД — системой учета учебных достижений. Наличие исчерпывающих данных по работе с каждым модулем (время сеанса, точка его завершения, количество допущенных ошибок и повторных действий, а также результаты выполненных (не -выполненных) заданий) позволяет педагогу вы -ставить итоговую оценку без дополнительных усилий и затрат времени.
Подводя итоги, укажем положительные стороны совокупного применения ЭОР и ЭОР НП в процессе обучения вузов МЧС России:
- обеспечение всех компонентов организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных академических потребностей обучающихся;
- повышение эффективности организации самостоятельной учебно-познавательной дея -тельности;
- повышение мотивационной составляющей обучения;
- оптимизация организации учебного реабилитационного процесса;
- рационализация сил и времени преподавателей и курсантов.
Необходимо отметить и выявленные не -достатки:
- необоснованная замена проведения реально возможного в данных условиях эксперимента
или опыта на виртуальный аналог;
- неготовность и инертность профессорско-преподавательского состава по отношению к инновационной педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебновоспитательного процесса: методические основы. — М.: Просвещение, 1982. —192 с.
2. Кувшинов В .Н. Формирование познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. — Воронеж, 2008. — 233 с.
3. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы. — М.: Дрофа, 2009. — 156 с.
4. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. — М.: Издатель -ский сервис, 2010. — 328 с.