Стратегия развития профессионального образования
УДК 004 С. К. Ангеловская, зам. директора по УМР
Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова (КПК), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Современные образовательные технологии неразрывно связаны с созданием и использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и информационно-образовательных сред. Обеспеченность ЭОР потребностей системы образования является одним из ключевых факторов ее эффективного функционирования и развития. Раскрыты особенности ЭОР как инструмента для формирования образовательного пространства учебных организаций.
Ключевые слова: образовательные ресурсы нового поколения, образовательные качества электронных образовательных ресурсов, электронный учебный модуль.
Одним из важнейших и присущих только человеку качеств является способность к работе с информацией, представленной на различных материальных носителях. В век информационного общества наиболее востребованным носителем выступает электронная среда. Поэтому естественной необходимостью является создание электронной образовательной среды в учебных организациях и поиск соответствующих резервов. Одним из таких резервов являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (далее ЭОР).
В самом широком смысле электронная образовательная среда колледжа — это интегрированная среда информационно-образовательных ресурсов (электронные библиотеки, обучающие системы и программы), программно-технических и телекоммуникационных средств, правил ее поддержки, администрирования и использования, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационную поддержку
и организацию учебного процесса, исследовательской деятельности, профессиональное консультирование обучающихся и др.
Электронная образовательная среда любой учебной организации должна прежде всего обеспечивать максимально эффективную работу с информацией. Все, что человек получает извне, является для него информацией: текст, наблюдение, практический опыт, лекция преподавателя, дискуссия, беседа — все это информация, и ее нужно уметь принять, понять, переработать, использовать и сохранять. То есть образовательное пространство должно быть ориентировано на активную работу всех участников образовательного процесса с информацией.
Соответственно изменяется роль педагогов и обучающихся, вслед за этим изменяются средства и педагогические инструменты их взаимодействия.
На данный момент одними из самых эффективных признаются ЭОР, которые обеспечивают:
Инновационное развитие профессионального образования
- обучающимся — возможность получения различными способами, создания и использования информации;
- преподавателям — возможность представлять учебные объекты множеством различных способов (с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации), существенно изменить эргономику учебного занятия, перераспределить ресурсы времени и деятельности.
Компьютер дает педагогам в руки пять новых педагогических инструментов, от эффективности использования которых напрямую зависят образовательные качества ЭОР:
- интерактив (взаимодействие) — заменяет консультацию преподавателя и необходим при самообучении;
- моделинг (моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования) — восполняет нехватку оборудования и реактивов;
- коммуникативность (возможность непосредственного общения);
- мультимедиа (представление ресурсов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука) — восполняет нехватку оборудования и реактивов, незаменим для решения задач и повторения при подготовке к контролю;
- производительность (автоматизация нетворческих, рутинных операций) — быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных [1].
Сегодня уже созданы и активно используются (преимущественно в общеобразовательных организациях) так называемые открытые образовательные модульные мультимедиасистемы (далее ОМС) [2]. Электронные образовательные ресурсы, разрабатываемые в среде ОМС, получили благодаря своим преимуществам наименование «ЭОР нового поколения».
Ключевым элементом ОМС выступает электронный учебный модуль (далее ЭУМ), который является автономным содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи. Существуют ЭУМ трех типов: информационные модули, модули практической деятельности и модули контроля знаний и умений и аттестации.
Информационные модули отвечают за введение новой информации и имеют следующую структуру: информационная часть (текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели), контрольные вопросы, краткий конспект.
Практические модули направлены на формирование умений, необходимых для успешного овладения деятельностью. К ним относятся: компьютерная лабораторная работа, виртуальная среда, самостоятельная работа с комментариями, игровые задания, задания творческого характера с комментариями, практикум и др.
Контрольные модули должны обеспечить контроль степени усвоения учащимися знаний, уровня сформированности умений по всем темам учебных курсов. Модули контроля делятся на интерактивные тренажеры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач.
Модульная структура ЭОР в совокупности с возможностью хранить, копировать, доставлять, перемещать ЭУМ как по сети, так и на любом носителе позволяет реализовать замкнутый цикл образовательной деятельности с компьютерной поддержкой [3].
Способы формирования ЭОР
1. Модернизация уже созданных ЭУМ — замена некоторых или всех мультимедиафайлов в папке элементов содержания модуля с сохранением их имен и форматов. Так можно заменить рисунки, видеофрагменты. Однако в этом случае сохранятся структура содержания модуля и методы организации мультимедиакомпо-нентов от первоначального модуля.
2. Изготовление ЭУМ с нуля, т. е. путем использования собственных ресурсов или внесения в модули личного подхода обучения, создание авторских учебных модулей, в том числе и с привлечением к изменению модулей обучающихся.
Использование ЭОР — один из самых важных результатов инновационной работы в образовательной организации. Практически на любой учебной дисциплине можно применить компьютерные технологии, что существенно влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя, способствует значительному повышению качества образования.
При анализе опыта использования ЭОР на учебных занятиях можно отметить следующее:
- обеспечивается положительная мотивация обучения;
- учебные занятия проводятся на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;
- объем выполняемой на учебном занятии работы повышается в 1,5-2 раза;
Стратегия развития профессионального образования
- совершенствуется контроль усвоения учебного материала;
- формируются умения исследовательской деятельности;
- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Библиографический список
В заключение отметим, что при любых инновациях главным является человеческий фактор. Только при существенных изменениях содержания и методов работы преподавателя с обучающимися можно ожидать эффекта от внедрения образовательных ресурсов нового поколения.
1. Электронные образовательные ресурсы в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.slideshare.net/ssuser0958b9/ss-16209968.
2. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm.
3. Осин, А. Электронные образовательные ресурсы нового поколения [Электронный ресурс] / А. Осин. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/files/policy_briefs/pdf/ru/eer.pdf.
4. Актуальные вопросы образования : Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества [Текст] : сб. материалов Международной научно-методической конференции (27 февраля — 1 марта 2013 г., Новосибирск). В 4 ч. Ч. 4. — Новосибирск : СГГА, 2013. — 248 с.
5. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53620-2009.
УДК 377/376.2 В. В. Сидоров, директор Златоустовского
индустриального колледжа (ЗлатИК) им. П. П. Аносова, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected] И. В. Шадчин, зав. лабораторией инклюзивного образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с наиболее актуальными проблемами и перспективами развития системы информационной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении профессионального образования и профессиональной подготовки. Анализируются результаты исследования официальным сайтов профессиональных образовательных организаций Челябинской области с целью выявления наличия специального раздела для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инвалид, информационная поддержка, лицо с ограниченными возможностями здоровья, раздел интернет-сайта для инвалидов, адаптированная версия сайта для слабовидящих интернет-пользователей.
Интеграция обучающихся с особыми обра- циум — это глобальный общественный процесс, зовательными потребностями в современный со- затрагивающий все высокоразвитые страны.