Научная статья на тему 'Современные технологии информатизации образования'

Современные технологии информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
339
92
Поделиться
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДУЛЬНАЯ МУЛЬТИМЕДИА СИСТЕМА (ОМС) / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT)

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кривопалова Ирина Викторовна

Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очевидно, что использование информационных технологий повышает заинтересованность предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе. В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг. (госконтракт № П688, госконтракт № 14.740.11.0349).

MODERN TECHNOLOGIES OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

Effective educational process is impossible now without use of information resources access to which becomes the necessary condition providing quality of formation. It is obvious that use of information technology raises interest by a training subject, promotes the best mastering of a studied material, and reduces time losses at carrying out of employment and independent work. Now in the field of information formation the basic attention is focused on problems of creation of effective electronic educational resources.

Текст научной работы на тему «Современные технологии информатизации образования»

УДК 378+681.142.37

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

© И.В. Кривопалова

Ключевые слова: модернизация образования; компетентность; информатизация; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); ИКТ-компетентность; электронные образовательные ресурсы (ЭОР); образовательная модульная мультимедиа система (ОМС). Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очевидно, что использование информационных технологий повышает заинтересованность предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе. В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

В современный период развития общества, характеризующийся коренными изменениями социально-экономической, политической и других сфер, целью высшего образования становится формирование творчески мыслящих специалистов высокого уровня, что требует создания новой модели высшей школы, сотрудничества преподавателей и студентов в учебном процессе [1-8].

Изменение условий жизни общества неизбежно вызывает совершенствование образовательных концепций. Современный этап развития образования характеризуется качественными изменениями его содержания, структуры, внедрением в образовательный процесс новых педагогических технологий. При этом важная роль в реформировании образования отводится развивающемуся процессу информатизации, который позволяет широко использовать информационные технологии.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют логике развития образования в нашей стране. Компьютер, современные цифровые технологии являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, способствуют развитию ключевых компетенций обучающихся.

В статье рассмотрено использование информационных технологий, в частности использование электронных образовательных ресурсов, как одна из сторон информатизации образовательного процесса.

Общая проблема состоит в необходимости индивидуального подхода к каждому обучающемуся, требуется также учитывать разнообразие запросов и возможностей преподавателей. Иными словами, необходимо обеспечить возможность построения в массиве предметных знаний индивидуальной образовательной траектории.

Успешно решать данную проблему позволяет специальная архитектура электронных образовательных ресурсов (ЭОР), определяемая как открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС).

1963

ОМС представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. При этом каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной образовательной задачи.

Итак, основным принципом организации данных в ОМС является разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по тематическим элементам и компонентам образовательного процесса (получение информации, практические занятия, контроль) (рис. 1).

Тематические элементы

ОМС обеспечивают практическое решение задач индивидуализации обучения благодаря архитектурным решениям, предусматривающим включение в систему вариативных (по содержанию, методикам, технологиям исполнения) электронных учебных материалов.

Образовательная модульная мультимедиа система является электронным образовательным ресурсом с неограниченным жизненным циклом за счет открытости для дополнений/изменений и автономности составляющих.

Открытая образовательная модульная мультимедиа система по каждому учебному предмету состоит из автономных электронных учебных модулей (ЭУМ). Каждому тематическому элементу предмета соответствует три типа ЭУМ:

1) И-тип - модуль получения информации;

2) П-тип - модуль практических занятий;

3) К-тип - модуль контроля усвоения.

При этом модулей каждого типа может быть несколько. Подобные модули называются ва-риативами.

При изучении определенного тематического элемента пользователь (преподаватель или обучающийся) выбирает модули, исходя из собственных дидактических соображений. Совокупность тематических элементов составляет учебную программу по предмету, соответственно, совокупность учебных блоков (триад И-, П-, К-модулей), выстроенная в определенной последовательности, представляет собой учебный курс. Поскольку пользователь самостоятельно выбирает те или иные вариативы образовательного модуля в массиве совокупного контента ОМС, он по существу становится соавтором предметного курса.

Каждый электронный учебный модуль может иметь аналог-вариатив по исполнению (технологическому, методическому, содержательному).

Вариативность модулей достигается за счет различного содержания:

- глубина изложения материала (например, соотношением постулатов и объяснений/доказательств);

- методика (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний);

- характер учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере);

- технология представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд);

- наличие специальных возможностей (например, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (плохо слышащих/видящих));

- способ достижения образовательной цели (например, иным содержанием лабораторной работы).

1964

Электронный учебный модуль представляет собой вполне законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу.

К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:

- отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделинга - сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;

- возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей в ОМС возможно выбрать их оптимальную, с персональной точки зрения, комбинацию для предметного курса;

- неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий;

- возможность распространения на локальных носителях.

Исключительно важным свойством разработанной архитектуры является ее открытость. Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов открывает значительные возможности для повышения качества образования. Учебное занятие с использованием ЭОР эффективнее, и восприятие предлагаемой информации намного превосходит возможности в этой области любых традиционных наглядных пособий, а самое главное развивает ключевые компетентности, что ведёт к успешной социализации личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. Изд. 2-е. М.: Ритм, 2005.

2. Осин А.В Создание учебных материалов нового поколения // Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». М.: Просвещение, 2003. № 2.

3. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям. Т. 1: Отчет о НИР (заключит.) / РМЦ; Руководитель А.В. Осин; А.В. Гиглавый, М.Н. Морозов, О.И. Руденко-Моргун, Ю.М. Тараскин и др.; ГР № 16518. М., 2002.

4. Сайт Республиканского мультимедиа центра Рособразования. URL: http://www.mmc.ru. Загл. с экрана.

5. Oliveira C. (European Commission. Information Society Technologies Programme). Information Technology in Education and Citizenship. URL: http: //web.udg.es/tiec/ponencies/pon4i.pdf. Загл. с экрана

6. Wiley D. Learning objects and the new CAI: So what do I do with a learning object? URL: http: //wiley.ed.usu.edu/docs/instruct-arch.pdf. Загл. с экрана

7. Welsch E. SCORM: Clarity or Calamity? Online Learning Magazine 2002-07-01. Загл. с экрана

8. SCORM 2004 3rd Edition - Advanced Distributed Learning Initiative. URL: http://www.adlnet.gov/scorm/. Загл. с экрана

БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг. (госконтракт № П688, госконтракт № 14.740.11.0349).

Поступила в редакцию 10 сентября 2010 г.

Krivopalova I.V. Modern technologies of informatization of education

Effective educational process is impossible now without use of information resources access to which becomes the necessary condition providing quality of formation. It is obvious that use of information technology raises interest by a training subject, promotes the best mastering of a studied material, and reduces time losses at carrying out of employment and independent work. Now in the field of information formation the basic attention is focused on problems of creation of effective electronic educational resources.

Key words: education modernization; competence; informatization; information and communication technologies (ICT); ICT-COMPETENCE; electronic educational resources; educational modular multimedia system.

1965