Научная статья на тему 'Инновационные технологии в управлении системой дополнительного профессионального образования'

Инновационные технологии в управлении системой дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧЕНИЯ / ЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кревский И.Г., Матюкин С.В.

Авторами обоснована необходимость использования инновационных механизмов в управлении развитием системы дополнительного профессионального образования (ДПО) как важного инструмента социально-экономической модернизации современной России. Рассмотрены организационные структуры реализации ДПО и проведен анализ практики функционирования ее отечественной системы. Предложена инновационная модель управления подготовкой, сетевой поддержкой обучения и сопровождения текущей деятельности работников в рамках системы ДПО, а также формы и механизмы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в управлении системой дополнительного профессионального образования»

Инновационные технологии в управлении системой дополнительного профессионального образования*

Innovation technologies in continuing professional education system management

УДК 378:316.422

LU S I С m О со с о.

О

И. Г. Кревский

заместитель директора по научной работе Пензенского регионального центра высшей школы — филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Москва), кандидат технических наук, доцент 440026, Пенза, ул. Красная, д. 38

I. G. Krevskiy

440026, Penza, ul. Krasnaya, 38

С. В. Матюкин

аспирант Пензенского регионального центра высшей школы — филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Москва) 440026, Пенза, ул. Красная, д. 38

S. V. Matuykin

440026, Penza, ul. Krasnaya, 38

Авторами обоснована необходимость использования инновационных механизмов в управлении развитием системы дополнительного профессионального образования (ДПО) как важного инструмента социально-экономической модернизации современной России. Рассмотрены организационные структуры реализации ДПО и проведен анализ практики функционирования ее отечественной системы. Предложена инновационная модель управления подготовкой, сетевой поддержкой обучения и сопровождения текущей деятельности работников в рамках системы ДПО, а также формы и механизмы ее реализации.

Authors substantiate the necessity of innovation mechanisms implementation in continuing professional education (CPE) system development management as an important instrument of social and economic modernization of present-day Russia. They review organizational structures of CPE implementation and provide an analysis of its home system functioning practices. They suggest innovation model of training management, network support of education and tracking of current activity of CPE officers within the system, as wells as forms and mechanisms of its realization.

Ключевые слова: управление проектами в дополнительном профессиональном образовании, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии, сетевая поддержка обучения, экспертное сопровождение работы специалистов

Keywords: continuing professional education project management, information and communication technologies, distant learning technologies, network education support, expert tracking of specialist work

Конкурентоспособность любой страны в условиях повышения значимости человеческого капитала как основного ресурса развития инновационной экономики зависит не только от деятельности традиционных образовательных институтов среднего и высшего профессионального образования, но и от возможности постоянного повышения работниками уровня своей профессиональной грамотности и компетенций. Граждане, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих компетенций или получить новые, являются ключевым ресурсом развития экономики. Освоение новых знаний и компетенций становится самостоятельной потребностью

трудоспособного населения, способствующей росту сектора соответствующих услуг, и ресурсом развития экономики в целом.

Согласно исследованиям, проведенным специалистами Всемирного банка, доля человеческого капитала в структуре национального богатства ведущих европейских стран составляет около 74% (в России — 50%), что свидетельствует о его огромной роли как основного ресурса развития экономики. В современных социально-экономических условиях человеческий капитал определяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, включенного в процесс непрерывного профессионального образования, достигает 90%, в том числе в Австрии она составляет 89,2%, в Дании — 79,7%, Финляндии — 77,3%, Швеции — 71%, Швейцарии — 68%. В России данный показатель не превышает 22,4%. По данным Федеральной службы государственной статистики, в России повышение квалификации ежегодно проходит около 1,4 млн чел., а профессиональную подготовку — около 100 тыс. чел. [1].

В условиях стратегического курса на развитие в современной России экономики инновационного типа обеспечение адаптации специалистов к решению новых социально-экономических и научно-технических задач требует совершенствования управления системой дополнительного профессионального образования (ДПО). Социально-экономическая значимость ДПО в развитии экономики, формировании и накоплении человеческого капитала обусловливает необходимость развития эффективных организационных структур непрерывного обучения, а также разработки инновационных экономико-управленческих решений, способных обеспечить модернизацию системы ДПО как основополагающего ресурса инновационного социально-экономического развития современной России.

Таким образом, в современных экономических условиях система ДПО должна обеспечивать непрерывную, качественную, экономичную и доступную подготовку кадров, ориентированную как на текущие запросы хозяйствующих субъектов, так и на перспективные

* Статья подготовлена в рамках Государственного контракта №1956П (проект НК-393П-24) ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 гг.)».

ш потребности инновационного развития. В связи с ^ этим система управления ДПО нуждается в посто-^ янных инновациях.

Согласно нормативным документам, под инновационными методами в системе образования подра-о зумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий [2]. Исходя из содержания образовательных нововведений, под инновационно-образовательной деятельностью в системе образования понимают приоритетный в условиях становления и развития инновационной экономики вид деятельности образовательного заведения, включающий творческое преобразование конкретных результатов научных исследований, прикладных разработок и передового опыта (включая область подготовки кадров) в образовательные нововведения, в том числе соответствующие товары и услуги [3]. Результатами образовательных нововведений выступают качественно новые или усовершенствованные образовательные структуры и механизмы их функционирования, знания и технологии обучения, квалификация выпускаемых специалистов, а также новые педагогические, социальные, экономические и политико-управленческие цели, принципы и методы функционирования и развития системы образования.

Для системы ДПО современной России особенно актуальными являются организационные и экономико-управленческие инновации. Первые касаются формирования эффективных организационных структур, на базе которых реализуются программы непрерывного обучения. Вторая группа включает в себя новшества в эффективном управлении образовательным процессом, обеспечивающие повышение качества, доступности и эффективности работы института ДПО.

На сегодняшний день элементами отечественной системы ДПО являются различные образовательные институты, среди которых можно выделить следующие:

• центры непрерывного образования и инновационно-образовательные структуры на базе вузов;

• образовательные центры при бизнес-организациях (включая корпоративные университеты);

• образовательные учреждения ДПО;

• учебно-методические центры и межмуниципальные методические центры подготовки кадров государственной гражданской и муниципальной службы. В то же время тот факт, что система непрерывной подготовки охватывает лишь малую долю работающего населения России, свидетельствует о недостаточной развитости и распространенности как самих институтов ДПО, так и о несовершенстве технологий их работы.

Первый аспект выражается в недостаточной географической распространенности различных институтов ДПО и в малом ассортименте предлагаемых образовательных услуг. Следует отметить и ограниченность возможностей некоторых организационных форм ДПО. Так, создание собственной системы обучения в формате корпоративного университета могут себе позволить только крупные бизнес-структуры. По мнению экспертов, в современной России корпоративные университеты способны создавать компании с оборотом более 100 млн долл. США. Во многом в связи с этим в нашей стране число корпоративных университетов в 2008 г. составляло не более 100 (в США — более 2500) [4].

Что касается второго аспекта развития системы ДПО, можно отметить недостаточность использо-

вания современных инновационных технологий и методов в работе образовательных структур. Развитие экономики инновационного типа современной России предъявляет следующие требования к системе ДПО:

1) обеспечение массовости подготовки кадров (что особенно актуально в период экономического кризиса и посткризисного периода из-за необходимости перепрофилирования большого числа работников);

2) минимизация издержек обучения за счет использования современных технологий подготовки;

3) обеспечение минимально возможного периода отрыва работника на время обучения от исполнения текущих трудовых функций;

4) непрерывность процесса подготовки кадров за счет регулярного участия работников в программах обучения различного типа и непрерывной актуализации информации о новшествах в предметной области работы специалистов;

5) обеспечение экспертной поддержки текущей деятельности специалистов.

Существующие структуры ДПО лишь отчасти могут обеспечить решение этих задач. Так, рассматривая работу самых массовых существующих на сегодняшний день структур ДПО (его образовательных учреждений), можно отметить, что подготовка в них ведется преимущественно с использованием традиционных образовательных технологий и, как правило, с полным отрывом работника от исполнения служебных обязанностей на весь период обучения [5; 6]. Однако подобные технологии уже не обеспечивают массовую, малозатратную, доступную и оперативную подготовку кадров. Создание же собственных корпоративных систем обучения, как мы уже отмечали, может позволить себе достаточно ограниченный круг экономических субъектов.

Эффективный механизм совершенствования системы управления ДПО видится в развитии на базе существующих организационных структур дополнительного образования инновационных технологий непрерывной подготовки, адекватных актуальным задачам кадрового обеспечения формируемой инновационной экономики современной России и отвечающих запросам конкретных экономических субъектов.

В целях создания современного образовательного продукта с возможностью массового тиражирования авторами предлагается модель управления системой подготовки и поддержки обучения слушателей по программам ДПО, а также сопровождения их текущей деятельности, основанной на использовании современных информационно-коммуникационных (ИКТ) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Схематично эта модель представлена на рис. 1.

В рамках модели процесс подготовки в системе ДПО системно рассматривается в границах трех основных стадий:

• подготовительный процесс, включающий анализ основных компонентов планируемой программы обучения и принятие организационных решений по реализации подготовки;

• процесс реализации образовательной программы и поддержка обучения (включая проведение занятий в рамках традиционных и/или инновационных форм подготовки, а также поддержку обучения с использованием ИКТ и ДОТ);

• последующее (после прохождения обучения) сопровождение текущей деятельности работника.

Подготовительная стадия

Определение характеристик обучаемой аудитории

Входное тестирование слушателей

Уточнение издержек, определение стоимости программы

Определение формы проведения занятий

I

Разработка актуального учебного плана

Подбор кандидатур

преподавателей и тьюторов *

Разработка или адаптация УМК, подбор методического материала

<

со О

со <

Реализация программы подготовки, сетевая поддержка обучения

Работа слушателей с порталом ДО

Лекционные и практические занятия с использованием активных форм обучения *

On-line и off-line консультации с преподавателями

Прохождение тестовых испытаний

Мониторинг эффективности и результативности обучения

Сопровождение текущей деятельности

Мониторинг предметной сферы работника

Сопровождение деятельности

Консалтинг на основе тематических интернет-форумов

Мониторинг новаций в методах, технологиях предметной сферы работника

Мониторинг НПА и правоприменительной практики

Обзор нововведений на информационном интернет-портале

Актуализация методических материалов на портале ДО

Коучинг-сопровождение

Рис. 1. Модель управления системой подготовки, поддержки и сопровождения слушателя в ДПО

Рассмотрим компоненты данной модели подробнее.

Важнейшими элементами управления реализацией любой образовательной программы является определение ее целевой направленности, контингента обучаемых и разработка актуального учебного плана. В целях более точного определения содержания образовательного курса, оптимальных форм и технологий его реализации предлагается выявление основных характеристик обучаемой аудитории. В качестве одного из инструментов может быть использована процедура входного тестирования, которая позволяет определить начальный уровень подготовки слушателя, необходимость разделения обучающихся на подгруппы, направления использования различных

форм и методов реализации программы обучения, а также сформировать индивидуальные траектории подготовки для всех участников.

Кроме того, в рамках данного этапа осуществляется определение технологий и планирование процесса реализации программы ДПО. При принятии решения о выборе формы организации учебного процесса необходимо учитывать специфику сферы ДПО. В связи с тем, что, как правило, в систему ДПО вовлечено работающее население, актуальным является использование современных образовательных технологий, в первую очередь ДОТ. Дистанционное обучение обеспечивает минимальный отрыв работника от исполнения текущих должностных обязанностей, позволяя ему без снижения качества обучения осва-

^ ивать образовательную программу в удобное время ^ и планировать индивидуальный график обучения. При ^ реализации программ ДПО может быть применена ™ и смешанная модель обучения на основе сочета-^ ния аудиторных лекционных и практических занятий о с элементами ДОТ В качестве критериев принятия управленческого решения по выбору формы реализации программы обучения может быть использован следующий набор:

• Стоимость программы подготовки. Например, если стоит задача минимизации издержек на подготовку, использование ДОТ при массовом обучении позволяет значительно удешевить стоимость программы [7]. Корректная оценка по этому критерию может быть получена только на основе серьезного маркетингового исследования рынка, так как только на его основе можно определить, является ли предполагаемый контингент потребителей достаточно массовым для получения выигрыша в стоимости программы. Несколько упрощая, можно принять, что доход, получаемый от реализации программ, прямо пропорционален контингенту обучаемых, а стоимость подготовки и реализации программы состоит из постоянных издержек (разработка контента) и переменных, примерно пропорциональных контингенту обучаемых (обучение и консультирование с использованием ДОТ, поддержка инфраструктуры).

• Цели, задачи и содержание обучения. Например, если программа направлена на обучение специалистов работе с современным оборудованием, практические занятия на этом оборудовании могут составлять наиболее длительную часть образовательной программы (как правило, такие занятия надо проводить в аудитории).

• Масштаб и оперативность подготовки. К примеру, при массовом обучении сотрудников страховой компании с большой распределенной филиальной сетью особенностям нового страхового продукта и технологиям работы с ним, в оперативном режиме из-за условий конкурентной среды, вряд ли возможно обойтись без применения ДОТ и (или) удаленных занятий в режиме видеолекций и видеоконференций.

Условиями выбора формы реализации программы обучения являются:

• Уровень начальной подготовки слушателей — владение базовыми знаниями по учебной программе.

• Уровень ИКТ-грамотности слушателей, определяемый их готовностью к работе с современными средствами обучения. В случае если слушатели не имеют базового уровня компьютерной подготовки, использование ИКТ и портальных решений в организации обучения нецелесообразно.

• Наличие образовательной и ИКТ-инфраструктуры, а также ее удаленность. В случае отсутствия в регионе должной материально-технической базы, преподавательских кадров или иных ресурсов целесообразно проводить удаленную подготовку слушателей с использованием качественных учебных и методических ресурсов. В то же время при отсутствии подобных материалов, неразвитости системы сетевой поддержки обучения наиболее целесообразным нам представляется выбор в пользу аудиторных лекционных и практических занятий.

При использовании ДОТ большую роль играет качество образовательного учебных и методических материалов, разработанных по соответствующим разделам программы обучения. В этом случае затраты

на разработку данных компонентов также включаются в стоимость программы. Важным аспектом является привлечение к проведению занятий не только ведущих преподавателей, но и специалистов-практиков в соответствующей предметной сфере в целях обеспечения практической направленности подготовки слушателей.

На основе выявления и анализа рассмотренных параметров уточняются экономические издержки обучения и определяется окончательная стоимость программы. Следует отметить, что в затраты на реализацию программ обучения должны входить издержки не только по оплате труда организаторов и преподавателей, но и затраты на функционирование инфраструктуры сетевой поддержки обучения, а также консалтинг в последующем сопровождении текущей деятельности специалистов.

Рассматривая реализацию следующей стадии предложенной модели организации управления ДПО, следует отметить, что как в формате аудиторных занятий, так и в смешанной модели обучения значительную роль в современной практике подготовки играет обеспечение сетевой поддержки образовательного процесса на основе использования ИКТ Внедрение ИКТ проявляется в использовании в обучении современных программно-технических средств и информационных технологий. В частности, ИКТ выступают основой организации современной системы дистанционного обучения (ДО), обеспечивая удаленную подготовку слушателей посредством работы с электронными учебно-методическими комплексами и порталами ДО.

Современные программные продукты позволяют не только доводить учебные и методические материалы до слушателей программ, но и обеспечивать сетевое взаимодействие слушателей как между собой (например, в целях выполнения совместных заданий), так и с преподавателями. В частности, одна из наиболее распространенных за рубежом и в России открытых систем управления учебным процессом (Learning management system) «Moodle» позволяет реализовать следующие возможности:

• размещение учебно-методических ресурсов, включая электронные учебно-методические комплексы;

• формирование индивидуальной траектории обучения для каждого слушателя;

• прохождение слушателями тестовых заданий по разделам учебной программы;

• сетевое общение слушателей и преподавателей программы в особом Интернет-форуме;

• контроль работы слушателей посредством формирования индивидуальных и коллективных отчетов о работе с ресурсами портала;

• аналитическая обработка результатов решения контрольных и тестовых заданий с выдачей слушателю конкретных рекомендаций по необходимости более подробного изучения тех или иных разделов образовательной программы [8].

Таким образом, развитие ИКТ позволяет существенно модернизировать учебный процесс и повысить эффективность ДПО.

Важнейшим элементом управления реализацией образовательной программы ДПО является проведение мониторинга эффективности и результативности обучения. В настоящее время имеются различные методические разработки по данной проблематике. В частности, определить эффективность работы отдельных компонентов предложенной модели позволяет комплексная многоуровневая методика оценки качества реализации образовательной программы [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система мониторинга с эффективным механизмом обратной связи открывает возможность коррекции отдельных элементов и процедур модели ДПО в целях повышения качества образовательного продукта.

Следующий этап предложенной модели управления подготовкой специалистов в ДПО состоит в организации системы сопровождения текущей деятельности работника по завершению обучения. В условиях непрерывного изменения законодательства, правоприменительной практики, а также постоянного внедрения новшеств в различные сферы профессиональной деятельности работники должны оперативно получать релевантную информацию. Организовать такую поддержку возможно на основе экспертно-консультацион-ного канала с использованием ИКТ для специалистов соответствующей сферы.

Оптимальной, по мнению авторов, является система сопровождения, включающая следующие компоненты:

• информационный портал, посвященный предметной области работы специалистов соответствующей сферы с регулярным мониторингом происходящих изменений;

• набор тематических интернет-форумов методической поддержки специалистов с привлечением в качестве консультантов ведущих ученых и специалистов-практиков;

• портал дистанционного обучения с регулярным обновлением учебно-методических материалов. Следует отметить, что предложенный набор технологий сопровождения ориентирован на массовое использование в рамках стандартизированных систем обучения. В случае если требуется персонифицированное обучение, целесообразным является использование технологий коучинг-сопровождения. Коучинг как форма экспертной поддержки предусматривает повышение прикладной направленности обучения за счет предложения слушателям специальных программ подготовки, их адаптации к конкретной практике сотрудников, а также побуждение к их использованию на примере решения конкретных рабочих вопросов. При этом практическая деятельность работников сопровождается консультационной поддержкой и контролем со стороны коучей. В роли последних могут выступать ведущие преподаватели и ученые, а также специалисты-практики.

Учитывая значительные затраты на организацию коуч-сопровождения, данная технология экспертного консалтинга может использоваться для конкретных целевых групп слушателей, таких как руководящий состав организаций и учреждений или специалисты, работающие на наиболее ответственных участках.

Рассмотренная система экспертного сопровождения должна непрерывно обновляться, что позволяет актуализировать знания специалистов в соответствующих областях. Именно система сопровождения текущей деятельности работающих специалистов должна обеспечить непрерывность ДПО, сделав его максимально приближенным к практике.

На основе анализа поступающих от специалистов запросов в рамках системы поддержки и сопровождения, а также результатов мониторинга их предметной сферы, целесообразно проводить коррекцию текущих программ обучения как с точки зрения их содержания, так и с точки зрения форм и технологий реализации. Подобный механизм обратной связи обеспечит своевременную актуализацию образовательных программ в предложенной модели управления образовательными проектами в системе ДПО.

Рассмотренная модель управления подготовкой ^ специалистов в системе ДПО основана на вариа- ^ тивном сценарии определения эффективных форм и g методов обучения, а также ДОТ и ИКТ Она позволяет m осуществлять подготовку слушателей и обеспечить ^ последующее сопровождение их текущей деятельно- о сти по завершению обучения. Использование предложенной модели открывает возможность повышения эффективности непрерывного обучения за счет актуализации знаний и навыков слушателей посредством эффективных технологий сетевой поддержки и коучинг-сессий.

Говоря об организационных структурах, на базе которых может быть реализована предложенная модель, можно отметить универсальность используемых в ней технологий подготовки. Так, отдельные элементы данной модели уже используются на базе различных структур ДПО: ДОТ — в корпоративном обучении, учреждениях ДПО, а также на базе инновационно-образовательных структур при вузах; экспертные каналы сопровождения — в системах подготовки государственных и муниципальных служащих. Нам представляется, что для достижения наиболее эффективного результата рассмотренные технологии обучения должны использоваться совместно, с учетом взаимосвязей в рамках целостной модели.

Отметим, что предложенная модель организации ДПО в настоящее время проходит апробацию в рамках реализуемых Российским государственным университетом инновационных технологий и предпринимательства научных и образовательных проектов в сфере подготовки специалистов в области инновационной деятельности. В последующем будет выполнен анализ результатов апробации. На основе полученных результатов планируется разработать рекомендации по тиражированию предложенной модели управления системой ДПО для повышения эффективности реализации образовательных программ организационными структурами дополнительного образования.

Одним из необходимых условий развития инновационной экономики России является организация эффективной системы управления образовательными программами в сфере ДПО, основу которой образуют современные организационные структуры дополнительного образования, а также эффективные модели и технологии непрерывного обучения.

Литература

1. Балыхин Г. А. Законодательство об образовании будет кодифицировано // Материалы круглого стола в Государственной Думе 09.04.2009. Режим доступа: http://www. edinros.ru/er/prtext.shtml?73435.

2. Разъяснительное письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ИН-АК.

3. Пономарев Н. Л., Смирнов Б. М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. М.: Academia, 2007.

4. Рынок бизнес-образования в России до 2016 года. Возможности, перспективы, прогноз // Обзор рынка бизнес-образования и тренингов РБК (2008 г.). Режим доступа: http://www.rbc.ru/reviews/business-education-2008/ chapter6-corporative.shtml.

5. Вазина К. Я., Копейкина Е. Ю. Управление инновационными процессами в системе образования: (Концепции, опыт). Н. Новгород, 1999.

6. Силкин Р. С., Сидоров О. И., Суздальцева Т. И. Подготовка персонала в условиях непрерывного профессионального образования: корпоративный аспект. Томск: В-спектр, 2007.

ш 7. Горбунова Е. И., Кревский И. Г., Лобачев С. Л. и др. Ор-

I ганизация дистанционного обучения в вузе: теория и

m практика / Под ред. проф. Лобачева С. Л. Шахты: Изд-во

о ЮРГУЭС, 2007.

со

< 8. AdvanсedDistributedLearnig — What is SCORM. Режим

ш доступа: http://www.adlnet.gov/scorm/history/whatis.cfm,

° англ.

А. Л. Пастухов

доцент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат философских наук 190000, г Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 94; e-mail: alpast@yandex.ru

A. L Pastukhov

190000, Saint-Petersburg, ul. Babushkina, 94; e-mail: alpast@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению моделей университетских комплексов на основе кластерного подхода. В ней проведен анализ понятий «кластер», «кластерный подход», рассмотрена система сетевого взаимодействия образовательных учреждений и система взаимосвязи «входов» и «выходов» учебного процесса в рамках университетского комплекса. Автор предлагает формирование двух кластерных моделей с участием университетских комплексов, а также модели мультикластерного развития такого комплекса.

The article is devoted to a review of university complex models based on cluster approach. It presents an analysis of "cluster" and "cluster approach" notions, reviews a system of network interaction of educational institutions and system of "ins" and "outs" of educational process interaction within university complex. The author suggests creation of two cluster models with university complexes participation, and a model of multi-cluster development of such a complex.

Ключевые слова: кластерный подход, кластер, кластерная политика, университетский комплекс, управление в образовании

Keywords: cluster approach, cluster, cluster policy, university complex, management in education

В начале XXI в. кластерный подход получил широкое распространение в мировой экономике, стал основой кластерной политики многих промышленно развитых стран. Он используется при разработке различных политических и экономических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства.

В контексте инновационности развития мирового хозяйства возрос интерес к факторам, которые влия-

I

9. Матюкин С. В., Канеева Ю. Р. Инновационные подходы в оценке качества подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования (на примере государственной и муниципальной службы) // Надежность и качество: Труды Международного симпозиума: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Н. К. Юркова. Пенза: ПГУ, 2010.

ют на успех применения кластерного подхода в региональном моделировании экономического развития.

При разработке экономических стратегий в промышленно развитых странах внимательно изучаются примеры успешного опыта региональной производственной интеграции и кооперации, оценивается их применимость к конкретным регионам. Например, в Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров «Bio Regio».

В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм.

В Норвегии активно стимулируется сотрудничество между фирмами в кластере «морское хозяйство». В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Кроме того, в Финляндии студенты значительную часть учебного времени находятся непосредственно на предприятиях, выполняя конкретные практические задачи, необходимые для развития национальной экономики.

Тесное взаимодействие фирм и вузов данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками. По оценке экспертов, в настоящее время Финляндия лидирует по уровню как исследовательской, так и технологической кооперации [1, с. 12].

В России Министерством экономического развития также разработана и внедряется в жизнь концепция кластерной политики, которая включает в себя:

• коммерциализацию технологий и стимулирование инноваций;

• содействие предоставлению консультационных услуг;

• мониторинг рынка труда;

• государственное содействие подготовке специалистов для различных организаций;

• государственную методическую поддержку организаций, внедряющих кластерный подход в организацию управления;

Модель формирования университетского комплекса на основе кластерного подхода

Model of university complex creation based on cluster approach

УДК 378.4:303.722.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.