Научная статья на тему 'Инновационные технологии в преподавании химии'

Инновационные технологии в преподавании химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1639
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ / ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА / УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ХИМИИ / РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ОПРОС ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернецкая Людмила Викторовна

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающегося. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель являлся организатором познавательной деятельности ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в преподавании химии»

• не доволен, потому что ...

Задание 2 (самооценка): «Дерево успеха»

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья:

Красный лист - удовлетворен

Зелёный лист - не совсем удовлетворён:

Жёлтый лист - неудовлетворённость.

Дерево. Рисунок (на доску)

http://belladia.tvpepad.com/bella dia/2008/05/ive-always-want.html Листья (зеленый, красный, желтый). Рисунок. http://www.vellowlemon.net/graphics/clipart/flowers/listva-derevev Дополнительный материал:

Удивительный мир воды. Викторина. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/viktorina-udivitelnyi-mir-vody Библиографичекий список

1. http ://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

2. http://khabibra.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя начальных классов Хабибрахмановой И.Ю.

3. http ://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет ПЕДСОВЕТю^.

4. http://wiki.iteach.ru/ - ИнтеВики. Включайся. Учись. Действуй.

5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ - Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

6. http://school-collection.edu.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

7. http://forum.numi.ru/ - Форум работников детского образования и культуры.

8. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/ - Ну, мама. Сайт для малышей. Загадки для детей.

9. http://www.yellowlemon.net/about -Желтый лимон. Коллекция полезных материалов.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.

11. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Начальная школа/ [Сост. Е.С.Савинов].-М.: Просвещение, 2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).

12. Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование в начальной школе. Программа «Перспективная начальная школа» (компакт-диск) - издательство: «Учитель», Волгоград, 2011.

13. Федотова О.Н. Окружающие мир: Методическое пособие: 3 кл. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

14. Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. - Ч. 1.

15. Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №1: - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чернецкая Людмила Викторовна,

преподаватель, ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум», г. Жирновск

Инновационные технологии в преподавании химии Аннотация. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающегося. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель являлся организатором познавательной деятельности ученика.

Ключевые слова: постановка проблемной ситуации, проблемного вопроса, укрупнение дидактических единиц в химии, разноуровневый опрос по теме «Углеводороды».

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика. Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, которые использую в своей практике на уроках химии. I. Интегральная образовательная технология.

Принципы: многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности. Изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочных основ деятельности.

Эта технология используется при изучении химии в старших классах. Это активные формы обучения: уроки - лекции, семинары, практикумы, консультации.

Теоретический материал излагается "блоком". Используется двукратное объяснение: сначала в форме лекции с демонстрацией опытов и применением средств наглядности, затем кратко, с выделением опорных знаний и вычленением наиболее существенного в изложенном. Новый материал, изучаемый на лекции, неоднократно повторяется учащимися и рассматривается в разных связях на семинарских занятиях. Основные направления работы на семинаре определяются девизом. Например: "Опыт-основа познания", "Отданных анализа к структуре, а от неё к свойствам", "Все познается в сравнении", "Практика - есть критерии истины" и т.д. Лекции проводятся вводные, текущие, заключительные. Преподавание материала "блоком" дает экономию учебного времени, позволяет больше его затрачивать на формирование умений, обсуждение изученного, обучение учащихся высказывать своё мнение, оценивать содержание материала. В зависимости от подготовленности класса лекции проводятся дедуктивно или индуктивно. На индуктивной лекции развиваются мыслительные способности учащихся, их умения строить гипотезы, делать обобщения. На лекции учащиеся привлекаются к самостоятельному разъяснению вопросов, имеется возможность вести проблемное изложение, активизировать мыслительную деятельность, их способность к построению рассуждений в процессе

решения поставленных перед ними задач. На лекции учащиеся ведут поиск скрытых от них существующих связей, закономерностей, получают удовлетворение и проявляют большой интерес к предмету, когда найденный ими вариант решения признается истинным, правильным. Для осмысления содержания лекции включаются вопросы. Например - Как вы думаете? - В чем ошибочность такого высказывания? - Как подтвердить правильность высказанного положения? -Каковы области применения данных знаний?

Каждую лекцию стараемся делать проблемной. Вначале ставится проблема, а учащиеся подводятся к решению этой проблемы. Например: лекция по теме: "Ароматические углеводороды".

- Исходя из структурной циклической формулы бензола, которую предложил Кекуле, назовите реакции, которые будут характерны для данного вещества (демонстрация опытов взаимодействия бензола с бромной водой и перманганатом калия). Бензол с ними не реагирует. Перед учащимися создана проблемная ситуация. Показано противоречие между строением молекулы (формулой Кекуле) и свойствами.

- В чем причина данного противоречия?

Т.О. учебная лекция - очень важная, активная форма работы по развитию мышления учащихся. Учащимся рекомендуется составлять конспекты, схемы, опорные системы по теме, блоку. По всем темам курса органической химии составлены конспекты. Теоретический материал, изученный на лекции, закрепляется на уроках семинарах. На семинарах учащимся предлагается основное задание. Оно идет по трем программам I, II, III. Основное задание выполняют все учащиеся. Но каждый выбирает свою программу. Вторая часть семинара посвящена работе по вариантам 1,2,3,4 избранной программы. Над программами работают индивидуально, парами, группами (по желанию учащихся). По каждой теме органической химии запланированы семинарские занятия, практикумы, консультации. Проводятся несколько видов семинаров: обучающий; самостоятельное приобретение знаний по заданной разработке; семинар - практикум по решению расчетных задач; обучающе-практические семинары. Преобладающей функцией семинара является обучающая. Но на них обязательно осуществляется контроль. Затем проводится итоговый контроль.

П. Технология проблемного обучения.

Весь курс химии пронизывает проблемное обучение. Все лекции по органической химии являются проблемными. Изучение общей и неорганической химии сопровождаются поставкой на уроке проблемных ситуаций, вопросов. При изучении темы «Электролитическая диссоциация» обучающимся предлагаются проблемные вопросы:

-можно ли сформулировать общее определение для всех электролитов: электролиты растворяющиеся в воде вещества?

- являются ли электропроводными системы, состоящие из воды и сульфата кальция, воды и гидроксида алюминия?

На занятиях по другим темам, разделам подобным образом создаются проблемные ситуации, вопросы, идет поиск путей решения проблемы.

III. Технология укрупнения дидактических единиц.

Может быть использована при изучении раздела «Основные классы неорганических соединений». Четыре программные темы «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли» объединяются на основе идей параллельного структурирования и укрупнения дидактическ4их единиц обучения. Когда изучаются темы отдельно, обучающиеся нацеливаются на изучение частных свойств. Не обращается внимание на возможность их параллельного рассмотрения. Обучающиеся лишены возможности приобрести обобщенное умение. Для устранения этого учебный материал по разделу рассматривается параллельно. Составлен следующий план изучения раздела:

- характеристика, классификации основных классов неорганических соединений - оксидов, кислот, оснований, солей;

- характеристика способов получения оксидов, кислот, оснований, солей;

- химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей;

- зачет по теме «Взаимосвязь оксидов, кислот, оснований, солей».

IV. Технология разноуровневого обучения.

Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, в соответствии с их наклонностями, интересами и возможностями. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: У одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по химии можно решить через технологию уровневой дифференциации. Реализуя ее, определяем следующую последовательность действий:

Определение содержания учебного материала; Разработка технологической карты для учащихся; Блочное изучение материала;

Создания методического инструментария /задания разноуровневого характера/ для подготовки к зачету;

Устный зачет по теме /учащиеся делятся на однородные группы, каждой группе предлагаются

задания, соответствующие уровню развития учащихся группы /;

Письменный зачет;

Диагностика результатов обучения.

В организации процесса обучения учащихся ориентируюсь на введение трех стандартов:

обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый ученик): усвоение ЗУН в рамках учебной программы;

повышенной подготовки, определяющейся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;

обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном максимально возможном уровне трудности.

В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не "навсегда". К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить, советовать какое задание выбрать, но право выбора остается за учеником. Осуществляя контроль и оценку знаний учащихся, важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость, т.е. чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности. Не будем забывать о том, что изучении е каждого предмета в школе - не цель, а средство развития ребенка. Для оценки успехов учащихся необходимо определить, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций).

Пример проверочной самостоятельной работы по теме «Углеводороды»

Вариант 1. Включает нестандартные задания.

Напишите возможные изомеры, отвечающие формуле С5Н8 (алкины и алкадиены). Назовите полученные формулы.

Вариант 2. Включает стандартные задания, но с элементами усложнения.

Распределите вещества по классам, напишите их формул: гексан, пентин-1, 3-метилпентан, бутен-2, бутадиен-1,3, 2-метилгексен-З, 4-метилгексин-1.

Вариант 3.

Включает репродуктивные знания.

Назовите вещества

а) СН3-СН-СН-СН3 1 1 . СНз СНз

б) СНз -

СНз 1

с-1

СНз 1

С - СНз 1

СНз СНз

СНз

I

е) НС - С - СН

СНз

СНз 1

С - СНз 1

СНз

Ольга Владимировна Чибисова

кандидат культурологии, доцент кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Ком-сомольского-на-Амуре государственного технического университета, г. Комсомольск-на-Амуре olgachibisova@vandex.ru

Стандарты третьего поколения: профессионально-практическая подготовка магистров-лингвистов Аннотация: Данная статья раскрывает основные положения рабочей учебной программы научно-педагогической практики основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 035700 Лингвистика. В ней также даются примеры документации, подготовленной студентами в ходе составления отчета по итогам прохождения практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.