Научная статья на тему 'Проект урока окружающего мира по теме «Круговорот воды в природе»'

Проект урока окружающего мира по теме «Круговорот воды в природе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2290
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / КРУГОВОРОТ ВОДЫ / СВОЙСТВА ВОДЫ / ВОДА В ПРИРОДЕ / ФГОС / УУД / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибрахманова Ирина Юрьевна

Представленный проект урока окружающего мира разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с использованием электронных образовательных ресурсов. Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода. Поэтапно изложена технология изучения темы. На каждом этапе представлены блок целеполагания, инструментальные средства и виды формируемых универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект урока окружающего мира по теме «Круговорот воды в природе»»

Хабибрахманова Ирина Юрьевна,

учитель начальных МБОУ «СОШ № 7», г. Ноябрьск xabibrik@mail.ru

Проект урока окружающего мира по теме «Круговорот воды в природе» Аннотация. Представленный проект урока окружающего мира разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с использованием электронных образовательных ресурсов. Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода. Поэтапно изложена технология изучения темы. На каждом этапе представлены блок целеполагания, инструментальные средства и виды формируемых универсальных учебных действий.

Ключевые слова: окружающий мир, круговорот воды, свойства воды, вода в природе, ФГОС, УУД, электронные ресурсы.

Класс:3

Цели: расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды; дать представление о круговороте воды в природе; учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.

Основное содержание темы, термины и понятия:

• определять состояние воды в природе;

• формировать представление о круговороте воды в природе;

• увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).

Личностные:

Умение:

• ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

• аргументировано отстаивать свою точку зрения;

• оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;

• осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;

• самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой.

Метапредметные

• Познавательные:

Умение:

• ориентироваться в учебнике;

• отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»;

• передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью;

• работать с информацией;

• самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;

• собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;

• называть свойства воды;

• решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания.

• Регулятивные:

Умение:

• определять цель учебной деятельности самостоятельно;

• работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

• аргументировано находить и объяснять свои ошибки;

• определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

• Коммуникативные:

Умение:

• задавать вопросы;

• слушать, не перебивая;

• выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами;

• корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку.

Предметные:

• В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, круговорот воды в природе.

• В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.

Организация образовательного пространства

Оборудование:

• карточки-кроссворды «Вода в природе» (одна - на парту);

• карточки «Круговорот воды в природе»;

• рисунок дерева;

• листья красного, зеленого и желтого цветов;

• персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся;

• мультимедийный проектор (интерактивная доска);

• Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 - Ч. 1.

• Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №1 - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Ресурсы, в том числе электронные:

• мультимедийные презентации: http://khabibra.ucoz.ru/; http://pedsovet.org/;

• флеш-анимации: физминутка

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/8/Fizminutka 2.rar; http://school-collection.edu.ru

• кроссворд http://khabibra.ucoz.ru/k uroku/krossvord.rar Формы работы:

• фронтальная (Ф);

• в группе (Г);

• в паре (П);

• индивидуальная (И). ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) Цель:

• стимулирование интереса учащихся к изучению темы;

• выявление имеющихся знаний по теме. Ситуативные задания:

Задание 1: «Вода в природе». Кроссворд. Работа на карточках. http://nsc.1september.ru/2002/36/6.htm

1.Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днем - ищем, ищем - не найдем. Роса

2. Он пушистый, серебристый, белый, белый, Чистый, чистый, ватой наземь лег.

Снег

3. Рассыпался горох на 70 дорог: Никто его не подберет.

Град

4. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет.

Дождь

5. Уж не солнце ль виновато, Что висит на небе вата?

Облака

6. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.

Иней

Форма работы: в парах Учитель.

Что объединяет все отгадки? (Это явления природы, в составе - вода) Что здесь "лишнее"? (Лишнее - № 5, так как облака не осадки) Задание 2: «Свойства воды»

«Вода и ее свойства». Вопросы с ответами. Презентация. http://khabibra.ucoz.ru/k uroku/voprosy po teme voda i ee svojstva.rar Учитель.

Назовите свойства воды, для этого ответьте на предложенные вопросы. (По своему усмотрению учитель выбирает вопросы)

1. Почему в сильные морозы деревья трещат? (Вода, которая содержится в соке растений, замерзает, увеличивается в объеме и с треском разрушает волокна растений)

2. Почему летом после дождя дороги просыхают быстрей, чем осенью? (Летом теплее, а чем выше температура, тем вода испаряется быстрее)

3. Почему при кипячении вода из полного чайника проливается на плиту? (Вода при нагревании расширяется, то есть занимает больше места, поэтому из налитого до краев чайника она выливается)

4. Почему влажные руки сохнут быстрее, если их держать под «сушилкой»? (Под «сушилкой» на руки дует ветерок, а при ветре испарение воды идет быстрее)

5. Почему лед не тонет в воде? (При замерзании вода занимает больший объем, чем прежде. Она расширяется. И лед поэтому легче воды, он плавает на ее поверхности)

6. Почему летом белье сушат чаще всего на улице, а зимой - в помещении? (Чем выше температура, тем скорее идет испарение. Летом на улице теплее, чем в помещении. К тому же дует ветерок, который также увеличивает испарение. А зимой в помещении теплее, чем на улице. Испарение в помещении идет быстрее)

7. Почему иногда в зимние морозные дни лопаются стальные трубы водопровода? (При температуре ниже нуля градусов вода замерзает, превращаясь в лед. При замерзании вода расширяется. Если стальные трубы водопровода не утеплены, вода в сильные морозы в них превращается в лед и разрывает металл)

8. Почему при повышении температуры столбик жидкости в термометре поднимается, а при понижении температуры - опускается? (При повышении температуры жидкость расширяется и занимает больший объем, поэтому столбик в термометре поднимается. При понижении температуры жидкость сжимается и занимает меньший объем, поэтому столбик в термометре опускается)

9. Почему в жаркий день скошенная трава сохнет гораздо быстрее, чем в холодный день? (При высокой температуре воздуха быстрее происходит испарение воды из скошенных травянистых растений)

10. Почему вода, налитая в бутылку, может долго открытая простоять на воздухе? А если ее вылить на широкое блюдце или пол, то она быстро испариться? (В бутылке поверхность соприкосновения воды с воздухом меньше, чем тогда, когда мы выливаем воду на блюдце или пол).

Вывод.

Свойства воды:

• Прозрачная

• Бесцветная

• Без вкуса

• Не имеет запаха

• При нагревании расширяется

• При охлаждении сжимается

• Вода - растворитель

Свойства воды. Презентация (слайд 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://pedsovet.org/components/com mtree/attachment.php?link id=7017&cfid=24

Форма работы: фронтальная

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель: расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды; дать представление о круговороте воды в природе.

Учебные задания и методы работы с информацией

Задание 1: Выскажи свое предположение «Почему говорят, что вода - это главное вещество в природе, одно из ее чудес?»

Вода. Презентация (слайд 1).

http://pedsovet.org/components/com mtree/attachment.php?link id=7017&cfid=24

Уточнить ответы обучающихся поможет текст параграфа «Круговорот воды в природе». Работа с учебником. Чтение абзацев. (Можно распечатать в случае отсутствия данного текста)

Вот и первое чудо этого вещества: твёрдые вещества обычно тяжелее этих же веществ в жидком состоянии. Например, железный кубик тонет в расплавленном железе. А свинцовый кубик тонет в расплавленном свинце. Лёд, полученный из воды, не тонет в ней, а плавает на её поверхности.

Второе чудесное свойство воды - это её способность существовать в природе одновременно во всех трёх состояниях: в газообразном, жидком и твёрдом. Кроме того, вода способна постоянно переходить из одного своего состояния в другое: из жидкого состояния в газообразное, а из газообразного - в жидкое. Пример такого чудесного превращения ты можешь увидеть даже на кухне.

Ответы обучающихся после прочтения:

1. Вода в твердом состоянии легче, чем в жидком. Обычно твердые вещества тяжелее этих же веществ в жидком состоянии.

2. Удивительны способности воды существовать в природе одновременно во всех трех состояниях: в жидком, твердом, газообразном.

3. Вода способна постоянно переходить из одного состояния в другое.

Форма работы: фронтальная

Задание 2: «Переход воды из жидкого состояния в газообразное». Работа с иллюстрацией.

Учитель.

Увидеть переход воды из жидкого состояния в газообразное вы можете на кухне. Давайте прочитаем опыт в учебнике.

Обучающиеся читают.

Попроси маму помочь тебе провести этот опыт. Приподнимите крышку, которой накрыта кастрюля с горячей водой. Снизу на ней вы увидите капли воды. Они образовались из пара, который поднялся над прогретой водой и охладился в воздухе. Если крышку тихонько встряхнуть, то капли упадут в воду. Скоро они вновь превратятся в пар и ненадолго осядут на крышке кастрюли маленькими капельками. А затем вновь упадут в воду.

Форма работы: фронтальная

Задание 3: «Переход воды из жидкого состояния в газообразное». Опыт.

Учитель может продемонстрировать несложный опыт.

Понадобятся лабораторный штатив с лапкой или кольцом для фиксации стакана, спиртовка, колба, блюдце, сосуды с водой.

В штативе укрепляется химический стакан, на две трети заполненный водой, который нагревается в пламени спиртовки до кипения. Затем учитель берет блюдце, кладет на него кусочки льда и закрывает им стакан с горячей водой. Обучающиеся наблюдают, как пар поднимается вверх, достигает дна блюдца и остывает. Сначала дно блюдца запотевает, капли образовавшиеся при остывании пара укрупняются, стекают к середине дна блюдца и падают вниз.

Если нагревание продолжить, то эти же капли могут снова превратиться в пар, подняться вверх, осесть на дно блюдца в виде капель и вновь упасть вниз в воду. Так происходит круговорот воды в стакане.

Круговорот воды в природе. Учебный проект. Описание опыта.

http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9E%D0%BF%D1%8B% D1%82 2.jpg

Форма работы: фронтальная

Физминутка для глаз http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/8/Fizminutka 2.гог

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания и планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Варианты заданий

Задание 1: «Круговорот воды в природе». Работа с информацией в учебнике.

Учитель после демонстрации опыта.

Ребята, а как происходит круговорот воды в природе? (Предположения детей)

Учитель.

Предлагаю прочитать текст в учебнике и уточнить свои предположения.

Вывод.

1. Солнце нагревает нашу Землю. Под действием солнечных лучей вода все время испаряется с поверхности почвы, водоемов, листьев растений.

2. Водяной пар с потоками теплого воздуха поднимается вверх.

3. Высоко над землей всегда холоднее, чем у ее поверхности.

4. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар охлаждается. Он превращается в мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки.

5. Из этих капелек и льдинок образуются облака.

6. Ветер несет облака по небу над землей. Постепенно капельки и льдинки становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода в виде дождя, града, снега выпадает обратно на землю.

7. Отмечается, что на земле вода продолжает свое движение. Упавшие на землю капли дождя стекают с гор и холмов, превращаясь в ручьи. Ручьи текут в реки, а реки - в моря и океаны. Вода вновь испаряется в газообразном с поверхности водоемов, с поверхности почвы и «висит» над землей в газообразном состоянии до поры до времени.

Так в природе совершается круговорот воды.

Форма работы: в парах

Задание 2: «Круговорот воды в природе».

Демонстрация круговорота воды в природе. Анимация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e740d4-0a01-022a-0001-ff837053525d/%5BEST5 03-21%5Р %5BMA 03%5D.swf

Форма работы: фронтальная

Задание 3: Бережное отношение к воде.

Учитель.

Как надо относиться к воде? Почему надо беречь воду?

Чтобы вы сделали, чтобы сохранить воду чистой? Составьте правила бережного обращения с водой. Форма работы: групповая Учитель.

Вода - добрый друг и помощник человека. Но повсеместно можно наблюдать загрязнение природы промышленными отходами, сточными водами, сельскохозяйственной деятельностью.

Бурное развитие промышленности в начале ХХ века привело к значительному загрязнению водоёмов. А какая нам нужна вода? (Чистая.)

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывают в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями так далее, возникла проблема промышленного, коммунального, сельскохозяйственного загрязнения воды. Возможные варианты:

• экономия воды

• постройка очистных сооружений и отстойников

• контроль за уровнем загрязнения

• использовать для очистки воды живые организмы (моллюски)

• высаживать растения по берегам водоёмов Чем каждый из нас может помочь нашей речке?

• не бросать в воду мусор.

• не мыть в водоёмах велосипеды и т.д.

Стихотворение Н. Рыжовой (Может прочитать заранее подготовленный обучающийся)

http://forum.numi.ru/index.php ?sho wtopic=5281

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Круговорот воды в природе» Варианты заданий Задание 1: Расскажи соседу... Учитель

По иллюстрации расскажи соседу по парте, как происходит испарение воды в природе. А он пусть расскажет тебе, что происходить с выпавшими с неба осадками.

Можно использовать иллюстрацию в учебнике или иллюстрацию из интернета. Круговорот воды в природе. Иллюстрация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9b682590-a2bc-45cc-ba8b-8cc0a48a1f36/%5BEST5 05-54%5D %5BPD 01%5D.swf Форма работы: в парах

Задание 2: «Напиши цифры». Работа в тетради (или работа по карточкам)

Рассмотри рисунок, на котором показан круговорот воды в природе. В скобках напиши цифры,

которыми на рисунке обозначены: испарение воды с поверхности водоёма и суши (_); образование

облаков (_); выпадение осадков (_); просачивание воды в почву (_); стекание в водоём (_).

Круговорот воды в природе. Карточка. http://khabibra.ucoz.ru/k uroku/krugovorot vody v prirode.rar Самопроверка. Ответ.

Испарение воды с поверхности водоёма и суши (1,2); образование облаков (3); выпадение осадков (4); просачивание воды в почву (5); стекание в водоём (6). Форма работы: индивидуальная Задание 1:

«Круговорот». Кроссворд. Презентация. http://khabibra. исог.ги/к uroku/krossvord.rar Вопросы к кроссворду:

1.Покружилась звездочка В воздухе немножко. Села и растаяла

На моей ладошке.

Снежинка

2.Ночь спит на земле, а утром убегает.

Роса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Растет она вниз головой Растет не летом, а зимой. Но солнце ее припечет-Она заплачет и умрет.

Сосулька

4. Плывёт в небе Туча - Мох Из тучи сыплется Горох. Встрече с ним никто не рад. Потому что это.

Град

5. Старик - шутник:

на улице стоять не велит, за нос домой тянет.

Мороз

6.Я и льдинка голубая Я и капля дождевая

Я снежинка вырезная Я по травке разлитая Кто же я?

Вода

7.Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку Очень трудная загадка.

Дождь 8.Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, узкий кончик в роднике, а широкий в море.

Река

9.Без крыльев летит Без ног бежит

Без паруса плывет.

Облако

10.Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок.

Туман

Учитель.

Какое же слово у нас получилось? (Круговорот) Загадки про град.

http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-grad.html

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самоанализ): «Продолжи фразу или выбери понравившуюся» Своей работой на уроке я...

• доволен

• не совсем доволен

• не доволен, потому что ...

Задание 2 (самооценка): «Дерево успеха»

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья:

Красный лист - удовлетворен

Зелёный лист - не совсем удовлетворён:

Жёлтый лист - неудовлетворённость.

Дерево. Рисунок (на доску)

http://belladia.tvpepad.com/bella dia/2008/05/ive-always-want.html Листья (зеленый, красный, желтый). Рисунок. http://www.vellowlemon.net/graphics/clipart/flowers/listva-derevev Дополнительный материал:

Удивительный мир воды. Викторина. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/viktorina-udivitelnyi-mir-vody Библиографичекий список

1. http ://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

2. http://khabibra.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя начальных классов Хабибрахмановой И.Ю.

3. http ://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет ПЕДСОВЕТ^д.

4. http://wiki.iteach.ru/ - ИнтеВики. Включайся. Учись. Действуй.

5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ - Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

6. http://school-collection.edu.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

7. http://forum.numi.ru/ - Форум работников детского образования и культуры.

8. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/ - Ну, мама. Сайт для малышей. Загадки для детей.

9. http://www.yellowlemon.net/about -Желтый лимон. Коллекция полезных материалов.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.

11. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Начальная школа/ [Сост. Е.С.Савинов].-М.: Просвещение, 2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).

12. Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование в начальной школе. Программа «Перспективная начальная школа» (компакт-диск) - издательство: «Учитель», Волгоград, 2011.

13. Федотова О.Н. Окружающие мир: Методическое пособие: 3 кл. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

14. Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. - Ч. 1.

15. Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №1: - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чернецкая Людмила Викторовна,

преподаватель, ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум», г. Жирновск

Инновационные технологии в преподавании химии Аннотация. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающегося. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель являлся организатором познавательной деятельности ученика.

Ключевые слова: постановка проблемной ситуации, проблемного вопроса, укрупнение дидактических единиц в химии, разноуровневый опрос по теме «Углеводороды».

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика. Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, которые использую в своей практике на уроках химии. I. Интегральная образовательная технология.

Принципы: многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности. Изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочных основ деятельности.

Эта технология используется при изучении химии в старших классах. Это активные формы обучения: уроки - лекции, семинары, практикумы, консультации.

Теоретический материал излагается "блоком". Используется двукратное объяснение: сначала в форме лекции с демонстрацией опытов и применением средств наглядности, затем кратко, с выделением опорных знаний и вычленением наиболее существенного в изложенном. Новый материал, изучаемый на лекции, неоднократно повторяется учащимися и рассматривается в разных связях на семинарских занятиях. Основные направления работы на семинаре определяются девизом. Например: "Опыт-основа познания", "Отданных анализа к структуре, а от неё к свойствам", "Все познается в сравнении", "Практика - есть критерии истины" и т.д. Лекции проводятся вводные, текущие, заключительные. Преподавание материала "блоком" дает экономию учебного времени, позволяет больше его затрачивать на формирование умений, обсуждение изученного, обучение учащихся высказывать своё мнение, оценивать содержание материала. В зависимости от подготовленности класса лекции проводятся дедуктивно или индуктивно. На индуктивной лекции развиваются мыслительные способности учащихся, их умения строить гипотезы, делать обобщения. На лекции учащиеся привлекаются к самостоятельному разъяснению вопросов, имеется возможность вести проблемное изложение, активизировать мыслительную деятельность, их способность к построению рассуждений в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.