Научная статья на тему 'Исследовательское обучение в практике преподавания химии как один из способов реализации личностно-ориентированного обучения'

Исследовательское обучение в практике преподавания химии как один из способов реализации личностно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ЛОГИКА / LOGIC / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / өЗіНДіК РЕАЛИЗАЦИЯСЫ / ЦүЗЫРЛЫЦ / ЭВРИСТИКАЛЫқ / ЗЕРТТЕУ / ЛОГИКАЛЫқ / БәСЕКЕЛЕСТіК / ИНДИВИДУАЛДЫқ / ДИФЕРЕН-ЦИАЛДЫ / SEEF / REALIZATION / COMPETENSE / HEURIST / DIFDERENTIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарь Е.Н.

Автор статьи рассматривает формирование у обучаемых потребностей самостоятельного освоения знаний, способностей творческого поиска, анализа, что реализуется через исследовательские методы обучения. Это актуально в современной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research training in the practice of teaching chemistry as one of the ways to implement student-centered learning

The author of the article examines forming for the students of necessities of the independent mastering of knowledge, ability of creative search, analysis that will be realized through the research methods of education. It is actual in the modern system of education.

Текст научной работы на тему «Исследовательское обучение в практике преподавания химии как один из способов реализации личностно-ориентированного обучения»

и

s

m о

л w О

u

О §

ш Es

Бондарь Е.Н.,

преподаватель химии, Рудненский колледж строительства и транспорта

Нег1зг1 свздер: езшдгк реализациясы, цузырлыц, эвристикалыц, зерттеу, логикалыц, бэсекелестгк, индивидуалдыц, диферен-циалды.

Ключевые слова: самореализация, компетенция, эвристический, исследование, логика, конкуренция, индивидуализация, дифференциация.

Keywords: seef, realization, competense, heurist, research, logic, competition, individualization, difderentiation

PL,

О ш t-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Ацдатпа

Макала авторы куралымныц бас бшмше, шыгар-машылы; iзденiсiне, анализдьщ зейiнiне, дербес иге-рушшгше, окыту кажеттiлiктерiне карайды, бул аркылы тэлiм-тэрбиенщ зерттеу эдiсiн жYЙеге асырады. Сол бiлiм жYЙесi казiрге дешн кeкейкестi.

Аннотация

Автор статьи рассматривает формирование у обучаемых потребностей самостоятельного освоения знаний, способностей творческого поиска, анализа, что реализуется через исследовательские методы обучения. Это актуально в современной системе образования.

Annotation

The author of the article examines forming for the students of necessities of the independent mastering of knowledge, ability of creative search, analysis that will be realized through the research methods of education. It is actual in the modern system of education.

В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках колледжа, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, т.е. выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции обучающихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще.

Человек по своей природе - исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все инте-

ресующие вопросы.

Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности, координируя переход спонтанного интереса учащихся к природным объектам и явлениям, к конструктивным, сознательным, логически выверенным действиям. Цель такой работы - формирование ключевых компетенций учащихся: образовательной, методологической, коммуникативной, экспериментальной. Исследовательский метод особенно эффективен в практике обучения химии и биологии, т.к. он дополняется школьным экспериментом.

Существует масса методических приемов и дидактических методов, позволяющих вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность. В своей практике я комбинирую объяснительно-иллюстративный метод обучения с эвристическим, проводя лабораторные и практические работы исследовательского характера, развивая навыки творческой работы с источниками.

Сущность эвристического метода обучения можно рассмотреть на примере уроков по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». На первом этапе изучения учащиеся делают карточки со знаками химических элементов, изображая разным цветом знаки металлов и неметаллов. На этих карточках указываются относительные атомные массы элементов, важнейшие характеристики как простых веществ, образованных этими элементами, так и их соединений.

На следующем этапе учащиеся раскладывают их по мере увеличения атомных масс в один ряд, самостоятельно замечая в ходе работы периодичность в изменении свойств. Далее следует разделение их на подразделения, которые начинаются металлом и заканчиваются инертным газом. Так мы получаем периоды, даем

им определение, отмечаем закономерности изменения физико-химических свойств веществ и их соединений.

Сформировав несколько периодов, ребята начинают понимать, что в столбцах друг под другом располагаются элементы со сходными характеристиками. В результате мы открываем группы периодической системы химических элементов, даем им определение, отмечаем наличие главных и побочных подгрупп, закономерности изменения химических свойств в подгруппах.

При обучении органической химии этот метод может быть применен после освоения обучающимися таких понятий, как «кратные связи», «предельные и непредельные соединения», «функциональные группы», «качественные реакции».

Исследование зависимости свойств бензола от его химического строения начинаю с противоречия: согласно формуле Ф.А. Кекуле бензол должен проявлять свойства непредельных углеводородов, т.е. взаимодействовать с бромной водой и водным раствором перманганата калия, но эти реакции не наблюдаются. Дальнейшее изучение строения молекулы бензола показывает, что единое р-облако электронов выравнивает связи по всему бензольному кольцу, и для него более характерны реакции замещения. Такой проблемный способ решения учебной к задачи позволяет следовать логике науч- < ного познания и приводит к качественно- $ му усвоению учебного материала.

При изучении строения глюкозы в ^ курсе органической химии логика объ- К яснения материала может быть обратная § (от свойств - к строению): обучающие- ^ ся проводят реакции раствора глюкозы с ^ аммиачным раствором оксида серебра и к раствора глюкозы со свежеприготовлен- § ным осадком гидроксида меди (2) при О комнатной температуре. Первая реакция

(«серебряное зеркало») свидетельствует о наличии карбонильной группы, вторая - о присутствии нескольких гидроксиль-ных групп в молекуле глюкозы. Таким образом, мы доказываем, что глюкоза -альдегидо спирт. К счастью это пока еще осуществимо, т.к. имеются необходимые химические реактивы и оборудование, которые на исходе, а каналов их пополнения - нет.

Тривиальное задание для обучающихся по школьному пособию можно превратить в увлекательное исследование неизвестной ранее информации. Достаточно использовать несколько методических приемов: мотивировать процесс работы с учебным материалом, научить выбирать нужную информацию и фиксировать ее в компактном виде (таблицы, схемы). Очень важно заронить в этот процесс зерно конкуренции: самая рациональная схема, точная и краткая таблица, логически выверенная цепочка должны быть отмечены по окончании работы. Такие задания лучше поводить при изучении сравнительной характеристики определенных групп веществ или соединений: натрий и калий; углерод и кремний и т.д. по окончании работы проводится фронтальная проверка в виде устного опроса обучающихся, которые отвечают, используя данные таблиц, схем.

Метод исследования использую для К изучения регионального материала на внеклассных занятиях.

т

О Обучающиеся получают задания под-

Оч готовить творческую работу рефератив-О ного характера о градообразующем пред-к приятии «ССГПО» и выступают затем с § защитой его перед определенной аудиторе рией. В предлагаемом далее примере ис-и пользуется проблемное обучение, допол-К няющее исследовательский метод. § Градообразующее предприятие

О «ССГПО». Основная товарная н продукция - высококачественная же-

лезная руда. По моему убеждению, обучающиеся, значительная часть которых, будет работать на комбинате, должны знать и понимать основы технологического процесса, происходящего при производстве продукции, экологических проблемах производства и их решении. Поэтому из всех производств более подробно я останавливаюсь на способах получения металлов из руд, в частности на восстановлении железа из руд. Для обучающихся это исследование актуально, оно касается решения жизненно важных проблем.

Обучающиеся решают проблемы, уже открытые наукой, но новые, неизвестные для них. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. Предъявляя ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная ее результат, ход решения, помогаю ребятам проявить творчество, самостоятельное решение при формулировке выводов, выработке рекомендаций или памятки.

Использование в учебном процессе практических работ исследовательского характера способствует активизации познавательного интереса обучающихся, расширяет возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность.

Разработанная мною программа курса химии для обучения в колледже, позволяет проводить практические работы исследовательской направленности: «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов», « Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ», «Практическое осуществление превращений веществ», «Получение и распознавание газов и изучение их свойств», « Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» и т.д. При этом лабораторные и практические работы провожу

т

либо в процессе изучения темы или сразу после ее окончания, по «свежим следам». Это позволяет поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Применение исследовательского метода обучения на уроке помогает вовлекать обучающихся, обладающих оригинальным и гибким мышлением, в исследовательские проекты во внеурочное время. На этом этапе важнейшее значение имеет выбор темы. Опыт показывает, что подросткам интересно, прежде всего то, что связано с их жизнью, здоровьем, бытом.

Так появилась актуальная научно-исследовательская работа «Азотосодержа-щие соединения и их влияние на живые организмы». Повышение качества жизни заявлено в Концепции перехода РК к устойчивому развитию на 2007-2014гг как один из важнейших приоритетов в политике государства. Качество продуктов питания является, в свою очередь важнейшим условием качества жизни человека в целом.

Обучающиеся 2 курса изучали пути попадания, способы накопления нитратов и нитритов в живых организмах, а также пути снижения содержания этих веществ в продуктах растениеводства. Рассматривались аспекты влияния этих соединений на здоровье человека. Высокие дозы их могут вызывать у человека и животных отравления и даже привести к летальному исходу. А употребление в течение длительного времени пищи и воды с высоким содержанием нитратов и нитритов вызывает аллергические заболевания, нарушения деятельности щитовидной железы, многочисленные болезни в результате нарушения обмена веществ. В заключительной части своей работы ребята пишут: «Зная способы накопления, области нахождения, пути снижения содержания нитратов и нитритов и используя их в повседневной жизни, можно предотвратить возникновение многих заболеваний,

сохранить здоровье свое и окружающих. Избежать этого можно соблюдая простые рекомендации...», которые приводят.

В ходе этой работы обучающиеся активно сотрудничали с работниками ТОО «Рудный Сараптамасы».

Специалисты отмечают, что в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение можно рассматривать как неотъемлемую характеристику личности, как стиль жизни современного человека. Подготовка обучающегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Предлагаемая методика организации исследовательской деятельности обучающихся позволяет: расширить область личных и общечеловеческих знаний, осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания, формировать научно-исследовательские навыки, самостоятельно осваивать новые виды деятельности. В этом видится достоинство исследовательского метода обучения.

Обучение строится на принципах личностной заинтересованности, доступности, посильности, научности. Ребята ощущают значимость проводимой ими работы и повышают свой личный статус.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии,-М,1989г.

2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М,1990г.

3. Якиманская И.С. Личностно-ориен-тированное обучение в современной шко-ле.-М, 1996г.

4. Шатунова Л.Г. разноуровневые тестовые задания.Пкласс.Ы^р: //www.proshkolu. ru/unser/Shatunova 15/Ше/1925096/, 2011

т о

Рч РЧ

О *

1-4

о §

К

Рч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.