Полехина Майя Мударрисовна, доктор филол. наук, профессор, профессор кафедры педагогики и методики языкового образования Московского государственного института международных отношений МИД России,
Одинцово, Россия
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
Инновационные подходы к преподаванию дисциплин филологического цикла предполагают внесение в процесс обучения новизны, обусловленной как спецификой современного образования, так и потребностями сегодняшнего дня, потенциальными возможностями самих обучающихся. Критический взгляд в восприятии окружающего мира и стремление организовать вокруг себя наилучшим образом профессиональную и культурную среду подразумевают постоянную настроенность обучающегося на поиск нового знания, на полноценную реализацию собственных интеллектуальных способностей. Широкое использование интерактивных форм, методов и технологий обучения, предусматривая совместную творческую деятельность преподавателя и студентов, предполагает внесение каждым своего собственного вклада в процесс образования. Важным в обучении становится выработка навыков поиска и получения нужной информации, ее структурирование и самостоятельное применение. В качестве приоритетных задач в преподавании дисциплин филологического цикла рассматриваются задачи формирования лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций. Содержательным ядром такого обучения являются межличностная, межкультурная и межнациональная коммуникации.
Ключевые слова: дисциплины филологического цикла, ценностные приоритеты, интерпретация текста, инновационный подход.
Abstract
Nowadays, an innovative approach to the philological disciplines teaching presupposes the introduction of novelty in the learning process, caused both by the modern education peculiarities, current needs, and potential opportunities of students. A critical view on perception of the surrounded environment and the desire to organize the appropriate professional and cultural environment around us implies the constant inclination of the philologist to seek new knowledge,
to fully realize his own intellectual potential. The use of interactive teaching forms, methods and technologies, including collaborative creative activity of the teacher and students, presupposes the individual contribution of each member to the educational process. Developing of such skills as searching for, structuring and applying of the required information is of crucial importance. Knowledge, acquired in the process of activity learning, becomes the property of the student and enables him to be more effectively involved in the professional activity. The formation of linguistic, communicative and culturological competences is the priority task of the modern philological education.
Keywords: philology, value priorities, the interpretation of the text, an innovative approach.
Филология, являясь методологической основой гуманитарных и общественных наук, становится одной из важнейших практических служб, без которых невозможно представить современного человека и общество. Филологические науки проникают во все сферы общественной жизни, где востребовано слово, текст, потому что филология - это прежде всего интерпретация текстов. Владение навыками лингвистического анализа текстов, познание через тексты закономерностей развития культуры и цивилизации позволяют филологам объективно судить об их содержании и перспективах, помогают выпускникам филологических факультетов стать хорошими аналитиками и прогностиками, советниками и консультантами представителей власти, востребованными специалистами в целом ряде отраслей современного общества. Руководителям любого ранга необходимы умения создавать собственный и интерпретировать чужой текст, продуктивно вступать в межличностную, публичную и межкультурную коммуникацию, уметь отстаивать собственную позицию, выстраивая соответствующую аргументацию.
Хорошо известно, что любая филологическая проблема решается в пространстве взаимодействия целого ряда научных сфер: философии, языкознания, текстологии, психолингвистики, культурологии и т.д. Сегодня особенно возрастает роль полилога в науке, в деятельности научных школ, лабораторий и научно-исследовательских центров. Завтрашний день гуманитарных наук видится в развитии гуманитарных технологий, их взаимодействии с технологиями естественно-научными и информационными. Эта область представляется как «trans-humanities», трансформативная гуманистика, совокупность практик и технологий, которые преобразуют то, что гуманитарные науки изучают [13]. Американский ученый Шелдон Поллак предлагает посмотреть на филологию в исторической перспективе, чтобы оценить ее глобальное настоящее и одновременно понять ее сегодняшнее неудовлетворительное состояние; оценить прагматический выбор, с которым сталкиваются университеты во время нынешнего кризиса и поразмышлять о том, что может значить филология как образ жизни [12]. Мы должны ясно понимать, что мир нуждается сегодня во внятных формулировках и прояснении наших позиций и задач. Великое будущее за тем народом, который сумеет сохранить и приумножить золотой фонд страны - ее гуманитарную составляющую, ее язык, ее культуру.
Инновационный подход к преподаванию филологических дисциплин сегодня предполагает внесение в процесс обучения новизны, обусловленной как спецификой современного образования, так и потенциальными возможностями самой личности 328
обучающегося. Широкое использование интерактивных форм, методов и технологий обучения предусматривает вовлечение в процесс познания самих субъектов образовательного процесса, когда студенты становятся соучастниками творческой деятельности и имеют возможность рефлексировать по поводу учебного материала. Совместная деятельность преподавателя и студентов предполагает внесение каждым своего собственного индивидуального вклада в процесс образования, что безусловно повышает эффективность усвоения, предполагает полное погружение в атмосферу делового сотрудничества, сотворчества в решении целого ряда проблем.
Все мы хорошо представляем, что объем имеющейся сегодня информации в каждой области знаний позволяет лишь частично овладеть этим огромным потенциалом. Поэтому особенно значимым оказывается процесс выработки навыков поиска нужной информации, ее анализа, структурирования и самостоятельного использования для конкретных целей. Филологическое образование сегодня подразумевает постоянную настроенность молодого человека на поиск нового знания, на реализацию собственных интеллектуальных способностей. Сегодня учебный материал все чаще преподносится не в форме обычной лекции, где задействовано одно лицо, актуализирован монолог преподавателя, а как проблемное обсуждение творческих ситуаций: преподаватель задает проблему, студенты выступают в качестве оппонентов, становятся носителями определенных концепций -философских, эстетических, культурологических, при этом защищают, отстаивают те или иные точки зрения. Студентам предлагаются для обсуждения все возможные стороны проблемы, представляется все многообразие возможных решений и позиций. Здесь развиваются навыки анализа и критического мышления, где каждый отстаивает свою точку зрения, приводя убедительные аргументы в пользу того или иного положения, тезиса. Эта работа предполагает специальную внеаудиторную подготовку: изучение научной литературы, предложенной преподавателем заранее, владение технологиями продуктивного чтения и обработки информации, представление слайд-презентаций [9, с. 359-360]. Важно уметь не только находить информацию, но и определять уровень ее достоверности. Эффективность аудиторных занятий обусловлена продуктивностью предварительной самостоятельной работы студентов, в ходе которой активно используются консультации преподавателя, организованные в заданном режиме времени по скайпу. Образовательный процесс осуществляется с учетом включенности в процесс обучения всех студентов без исключения, при этом обязательно предполагается обратная связь, взаимные оценки, комментарии и обоснованность аргументов [8, с. 305-306]. В качестве иллюстративного материала могут использоваться возможности технических средств обучения, демонстрация фрагментов из художественных и документальных фильмов, архивные материалы и материалы рукописных фондов, выступления разного рода специалистов-филологов, писателей и т.д. Презентируются индивидуальные, заранее подготовленные сообщения и доклады, творческие проекты, репродукции картин изобразительного искусства, фрагменты музыкальных произведений и др. [См об этом: Иванова И.Л., Оганезова А.С.[3, с. 51-53]; Лешутина И.А.[5, с. 64 - 73]; Walker A., White G. [14].
Безусловно, личность преподавателя остается ведущей, главенствующей в системе учебно-образовательного процесса, ее невозможно переоценить с введением в вузовское
329
образование инновационных технологий. О личности преподавателя как нравственно-этическом феномене размышляют философы, педагоги, психологи, лингвисты [См.: Богатырева М.А.[1]; Брызгалина Е.В., Прохода В.А.[2]; Камышева С.Ю.[4]; Молчановский В.В.[6] и др. Со стороны преподавателя очень важно организовать взаимодействие между студентами, обсуждающими ту или иную проблему: дать им возможность рефлексировать по поводу того, что они услышали, поделиться впечатлениями о том, как осуществлялся ими самостоятельный поиск решения той или иной задачи. В случае возникновения непредвиденных трудностей преподаватель может вмешиваться в ход обсуждения проблемы, а также координировать прояснение отдельных вопросов. Индивидуальные задания предлагаются с учетом интеллектуальных и творческих способностей студентов. Это может быть аналитическая работа с исследованием коротких художественных и лингвистических текстов, обсуждение продуктов переводческой деятельности, краткий обзор отдельных видов и жанровых форм произведений того или иного автора, представление собственного художественного творчества и т.д.
Важнейшими формами обучения в развитии навыков убеждения и эффективной аргументации являются дебаты, которые проводятся как в рамках учебной дисциплины «Риторика», так и в курсе изучения русского языка как иностранного от уровня В1 и выше. Преподаватель предлагает социально значимые темы, например: «Существуют ли демографические проблемы в России (в Китае/Японии и т.д.)»; «Эвтаназию надо разрешить»; «Преимущества обучения в частных школах»; «Платное и бесплатное образование: «за» и «против»; «Надо запретить рекламу на телевидении» и т.п. После разделения студентов на команды, утверждающие противоположные позиции, точки зрения, начинается интеллектуальное состязание. Дебатеры оттачивают способы убеждения оппонентов, умение выстраивать композицию публичной речи, использовать определенные средства речевого воздействия, точно и корректно задавать вопросы и отвечать на них.
В рамках изучения дисциплины «Риторика» студенты не только слушают лекции, но и принимают активное участие в деловых играх, риторических турнирах, раскрывающих творческий потенциал будущего специалиста. Применение инновационных технологий позволяет перевести обучение из субъект-объектного формата в рамки субъект-субъектных отношений и тем самым сделать обучение максимально эффективным. Ценно, что студенты в процессе деловой игры ищут решение конкретных социально значимых проблем, «проживают» конкретную ситуацию, учатся видеть ее многопланово, находить аргументы и контраргументы, что повышает профессиональный уровень выпускаемых высшей школой специалистов. Подобные технологии описаны в работах С.Ю. Камышевой [4, с. 129-136], П.А. Панфиловой [7], И.А. Стернина [11] и др. В таких технологиях особая роль отводится преподавателю, который выступает в роли «играющего тренера», ведущего дебаты или дискуссию, эксперта, деликатно помогающего студенту оценить его собственное решение, разработать алгоритм поиска истины.
Важным интерактивным методом обучения в данном случае станет дискуссия, эффективность использования учебной дискуссии как перспективного метода обучения определяется актуальностью обсуждаемой проблемы, интересом к ее содержанию самих
студентов. Важным моментом в образовательном процессе будет сопоставление различных позиций участников дискуссии. В данном случае успех ее будет обуславливаться информированностью, компетентностью и научной корректностью участников диалога. От преподавателя требуется владение методикой осуществления дискуссионной процедуры. Завершением занятий может быть заседание Круглого стола, где все участники выступают в роли оппонентов, равноправных в выражении той или иной точки зрения.
Альтернативой заключительного Круглого стола может быть такая учебно-творческая форма занятий как коллоквиум, являющаяся и формой контроля, которая позволит в течение одного аудиторного занятия выяснить уровень компетентности студентов: аргументируя и отстаивая свое мнение, обучающиеся демонстрируют насколько глубоко и осознанно они усвоили предлагаемый материал. По завершении занятий студенты пишут творческие работы, которые могут обсуждаться, комментироваться и оцениваться на сайте Интернета, критерии оценок предварительно оговариваются.
Таким образом, содержательным ядром образовательного процесса являются коммуникации - межличностная, межкультурная, - важнейшая часть основных компетенций, в которых нуждается современное общество. Это аксиологический компонент современного филологического образования, нацеленного на обучение российских и иностранных студентов русскому языку в наших университетах, на продвижение в сознании нового поколения интернационального сообщества гуманистических принципов и общечеловеческих ценностей. И если мы слышим сегодня, как в странах западноевропейского мира закрываются отдельные факультеты и специальности лингвистического цикла, например, кафедра латыни и древнегреческого в британском университете, значительно сокращен набор на гуманитарные факультеты в целом ряде университетов США, Италии, Японии, Чешской республики, Польши и других университетов мира, в России правительство нацелено на сохранение гуманитарных факультетов, на открытие новых специальностей филологического цикла, отвечающих потребностям сегодняшнего дня. Если рассмотреть основные направления модернизации высшего профессионального образования в соответствии с последними государственными образовательными стандартами, то станет ясным, что филологическое образование, чтобы удержать свои былые позиции и отвечать требованиям времени, в ближайшем будущем должно претерпеть существенные изменения [10]. В парадигме сегодняшнего дня особая роль должна принадлежать инновационным интерактивным образовательным технологиям: методу проблемного и проектного обучения, приемам «перевернутого класса», мозгового штурма, деловым играм, тренингам, кейсам, дебатам и дискуссиям, вебинарам и компьютерным симуляциям и т.п.; определяющую же роль в формировании необходимых для профессиональной деятельности будущего специалиста умений и навыков мы оставляем за личностью преподавателя, координатора и инициатора продуктивного творческого учебного процесса.
Список литературы
1. Богатырева М.А. Профессиональная языковая подготовка в высшей школе в
контексте социообразовательных реформ. М.: Флинта: Наука, 2015. 104 с.
2. Брызгалина Е.В., Прохода В.А. О критериях оценки педагогической деятельности
331
преподавателя в контексте управления качеством образования // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. № 6. С. 45-60.
3. Иванова И.Л., Оганезова А.С. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе // Вестник Белгородского юридического института МВД России. Белгород, 2014. № 2. С. 51-53.
4. Камышева С.Ю. Профессиональные компетенции преподавателя РКИ XXI века // Русский язык в мировом контексте и международных организациях: Материалы международного форума. Рим, ФАО ООН. М.: Форум, 2016. С. 129 - 136.
5. Лешутина И.А. Современные образовательные технологии в условиях профильного обучения РКИ // Русский язык за рубежом. М.: Гос. ин-т русского языка имени А.С. Пушкина, 2017. № 4. С. 64 - 73.
6. Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного: Опыт системно-функционального анализа. М., 1998. 319 с.
7. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. М.: Флинта, 2012. 320 с.
8. Полехина М.М. Опыт преподавания филологических дисциплин в аспекте новых образовательных технологий (Тезисы). II Международный форум по педагогическому образованию. Программа и тезисы II Международного форума по педагогическому образованию. Казань, Казанский федеральный университет, 19-21 мая. 2016. Казань: Куранты, 2016. C. 305 - 306.
9. Polekhina M.M. The Experience of Teaching Philology in the Context of New Educational Technologies: the Value Approaches to the Study of Literary Texts // The European Proceedings of Social. Behavioural Sciences EpSBS^e-ISSN: 2357-1330. Volume XII, Pages 1- 451 (July 2016). Edited by: Prof. Dr. Roza Valeeva, Kazan Federal University, Russia Articles: 1-70. Conference: IFTE 2016 - 2nd International Forum on Teacher Education Dates: 19-21 May 2016. Location: Kazan Federal University, Russia. P. 357-363. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/IFTE2016VolumeXII (Дата доступа 17 февраля 2018 г.).
10. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70379634 (Дата доступа 17 февраля 2018 г.).
11. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
12. Шелдон Поллак. Филология будущего? Судьба мягкой науки в жестком мире // Новое литературное обозрение. 2011. №110. Pollock S. Future Philology? The Fate of a Soft Science in a Hard World. Оригинальная публикация в: Critical Inquiry 35. Summer 2009. P. 931-961.
13. Epstein Mikhail. The Transformative Humanities: A Manifesto. - New York - London: Bloomsbury Academic, 2012. 318 p.
14. Walker A., White G. Technology enhanced language learning: Connecting theory and practice. Oxford, 2013. 249 p.