Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ АФК / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоскина Елена Михайловна, Федорова Наталья Игоревна, Алоина Ольга Сергеевна

Было проведено анкетирование студентов с 1 по 4 курсы специализации АФК Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма с целью изучения особенностей организации учебного процесса в высших учебных заведениях физической культуры и спорта. В результате исследования было выявлено внедрение инновационных технологий (на примере обучающего тестирования) в учебный процесс. Это позволит сформировать у студентов потребность в самостоятельном освоении новых знаний и форм профессиональной деятельности, способность и готовность к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, и в конечном итоге поможет в подготовке высококвалифицированных, профессионально компетентных и социально зрелых специалистов в области адаптивной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоскина Елена Михайловна, Федорова Наталья Игоревна, Алоина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF SPORTS HIGHER SCHOOL

The survey of students from the 1st to 4th courses with specialization of the adaptive physical culture of the Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism was conducted in order to study the features of the organization of the educational process in higher educational institutions of physical culture and sports. As a result of the study, the introduction of innovative technologies (using the example of training testing) in the educational process was revealed. This will allow students to form a need for independent development of new knowledge and forms of professional activity, the ability and readiness to work with people with disabilities, and ultimately will help in the training of highly qualified, professionally competent and socially mature specialists in the field of adaptive physical culture.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА»

2. Некоторые особенности изучения видеоанализа в спорте / Р.Ф. Мифтахов, М. И. Галяутдинов, А.М. Ситдиков, И. Р. Фаткуллов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 12(178). - С. 207-210.

REFERENCES

1. Fatkullov, I.R. and Fatkullova, L.N. (2018), "Overview of the capabilities of video analysis programs in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.5 (159), pp. 280-283.

2. Miftakhov R.F., Galyautdinov M.I., Sitdikov A.M. and Fatkullov I.R. (2019), "Some features of studying video analysis in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (178), pp. 207-210.

Контактная информация: filnurr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2020

УДК 378.145

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Елена Михайловна Федоскина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Игоревна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Сергеевна Алоина, старший преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма

Аннотация

Было проведено анкетирование студентов с 1 по 4 курсы специализации АФК Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма с целью изучения особенностей организации учебного процесса в высших учебных заведениях физической культуры и спорта. В результате исследования было выявлено внедрение инновационных технологий (на примере обучающего тестирования) в учебный процесс. Это позволит сформировать у студентов потребность в самостоятельном освоении новых знаний и форм профессиональной деятельности, способность и готовность к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, и в конечном итоге поможет в подготовке высококвалифицированных, профессионально компетентных и социально зрелых специалистов в области адаптивной физической культуры.

Ключевые слова: студенты АФК, инновационные технологии, анкетирование, обучающее тестирование, активные методы обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p509-513

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS

OF SPORTS HIGHER SCHOOL

Elena Mikhailovna Fedoskina, the-candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Igorevna Fedorova, the-candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Sergeevna Aloina, the senior teacher, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract

The survey of students from the 1st to 4th courses with specialization of the adaptive physical culture of the Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism was conducted in order to study the features of the organization of the educational process in higher educational institutions of physical culture and sports. As a result of the study, the introduction of innovative technologies (using the example of training testing) in the educational process was revealed. This will allow students to form a need for independent development of new knowledge and forms of professional activity, the ability and readiness to work with people with disabilities, and ultimately will help in the training of highly qualified, professionally competent and socially mature specialists in the field of adaptive physical culture.

Keyword: adaptive physical culture students, innovative technologies, questionnaires, training testing, active learning methods.

ВВЕДЕНИЕ

В требованиях к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов говорится о том, что всем высшим учебным заведениям необходимо вводить в образовательное пространство активные и интерактивные формы проведения занятий, таким образом реализуя компетентностный подход. Что касается подготовки бакалавров в области адаптивной физической культуры (АФК), то основным путем повышения эффективности обучения является применение инновационных технологий [4].

Одним из направлений инновационных процессов являются активные методы обучения (АМО), позволяющие усваивать и закреплять знания на практике, перерабатывать информацию, приобретать новые профессиональные умения и навыки. АМО направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов. Данные методы побуждают обучающихся к активной умственной работе, что, в свою очередь, приводит к улучшению таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и абстрагирование, конкретизация. Между студентами и преподавателем возникают так называемые субъект-субъектные отношения, когда студент рассматривается как субъект деятельности, проявляющий познавательную активность [1, 2].

Цель исследования: изучить особенности организации учебного процесса в высших учебных заведениях физической культуры и спорта.

В 2020 г. было проведено анкетирование студентов, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Адаптивная физическая культура» Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ). В исследовании приняли участие 60 студентов с 1 по 4 курс, 60% девушек и 40% юношей, в возрасте от 18 до 22 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По данным проведенного анкетирования студентов, в таблице 1 представлены данные об организации учебного процесса студентов в вузе. Таблица 1 - Организация учебного процесса студентов в вузе_

Вопросы анкеты

Варианты ответов

Результаты анкетирования (в%) п=60

1. Основная форма проведения занятий при освоении учебного материала специальных дисциплин

а) лекции

б) семинары

в) практические занятия

г) методические занятия

32 38 18 12

2. Используются ли на занятиях активные методы обучения?

б)

нет да

82 18

3. Как бы вы предпочли усваивать учебный материал специальных дисциплин?

а) лекции

б) семинары

в) методические занятия

г) практические занятия

10 22 8 60

4. Надо ли включать в образовательный процесс активные методы обучения?

б)

да нет

86 14

5. Хотели бы вы осваивать учебный материал специальных дисциплин с помощью обучающего тестирования?_

б)

да нет

75 25

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют, что при освоении учебного материала специальных дисциплин занятия чаще всего проводятся в виде лекций (32%) и семинарских занятий (38%). Реже проходят практические (18%) и методические занятия (12%). При этом следует отметить, что 10% респондентов ответили, что методические занятия вообще не проводятся (таблица 1). 82% опрошенных студентов считают, что активные методы обучения в их учебный процесс внедрены недостаточно. 18% считают, что к активным методам обучения относятся игровые технологии, видеолекции и интернет-

тестирование.

Анкетирование показало, что 60% студентов направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Адаптивная физическая культура» хотели бы усваивать учебный материал специальных дисциплин в виде практических занятий. По их мнению, именно на практических занятиях студентам можно непосредственно взаимодействовать как друг с другом, так и с преподавателем. Во время таких занятий происходит более детальная проработка профессиональных навыков.

Большинство респондентов считают, что активные методы обучения, такие как мозговой штурм, метод кейсов, обучающее тестирование, игровые технологии необходимо использовать в учебном процессе. По мнению 46% эти методы помогают оптимальному усвоению учебного материала. У 28% АМО формируют познавательный интерес к изучению специальных дисциплин, а 20% считают, что внедрение этих методов обучения положительно сказывается на качестве знаний. При этом лишь 6% опрошенных студентов устраивает лекционная форма обучения.

На вопрос: «Хотели бы Вы усваивать учебный материал специальных дисциплин с помощью обучающего тестирования», большинство респондентов ответили положительно, при этом были названы следующие причины: более качественно усваивается учебный материал (25%); интереснее становится сам учебный процесс (24%); во главу угла ставится самостоятельная работа (15%); повышается качество знаний (14%); развиваются креативные способности (10%). Следует отметить, что 12% опрошенных выразили своё нежелание осваивать учебный материал специальных дисциплин при помощи обучающего тестирования. Они аргументировали это тем, что их устраивает традиционная форма обучения.

Специальные дисциплины, которые студенты хотели бы осваивать при помощи обучающего тестирования, весьма разнообразны. Ими были названы в основном такие предметы, как спортивная медицина, адаптивная физическая культура, антидопинг, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация. Установлено, что 75% всех опрошенных хотели бы осваивать все учебные дисциплины при помощи обучающего тестирования.

Проанализировав результаты анкетирования студентов СГАФКСТ в зависимости от курса обучения, мы отметили следующие моменты: на первом курсе студенты в основной своей массе удовлетворены учебным процессом и предложенным сочетанием лекционных, семинарских, практических и методических занятий. На втором курсе 67% учащихся хотели бы осваивать при помощи обучающего тестирования практически все учебные дисциплины. На третьем и четвертом курсах методические занятия проводятся чаще. Студенты проходят профессионально-ориентированную практику, где применяют все теоретические знания, накопленные в процессе обучения в вузе. Хотелось бы особенно отметить тот факт, что наши выпускники собираются работать по избранной специально -сти в области адаптивной физической культуры, поэтому в основном обладают такими очень важными в профессиональном плане качествами как доброжелательность, сочувствие, терпение и уважение.

Как и при создании любого обучающего материала, прежде чем что-то создать, нужно для начала определиться с целью. В отличие от оценочного теста, где целью является понять, насколько хорошо усвоен материал, основная цель обучающего теста - помочь студенту запомнить важную информацию. Существуют определенные правила, которые следует соблюдать при составлении обучающего теста. Прежде всего, это правильная формулировка вопроса. Составляя вопросы к тесту, преподаватель, задается одним вопросом «Какую именно информацию должен запомнить студент?» Кроме того, сама постановка вопроса также является очень важной. Не формулируются вопросы с частицей «не», так как эта частица не воспринимается подсознанием. Согласно статистике, такие вопросы часто прочитываются наоборот. А значит и ответы выбираются непра-

вильно, что ведет к искажению запоминаемой информации [3].

В обучающем тесте необходимо давать развернутую обратную связь. Самое простое - это показать в конце теста, на какие вопросы студенты дали правильные ответы. Если дан неправильный ответ, то кроме надписи: «неверно, попробуйте еще раз!» лучше добавить объяснение, почему выбранный ответ неправильный. Эффективнее будет давать обратную связь после каждого вопроса. Чем быстрее студент получит обратную связь, тем больше он сможет запомнить информации. Вопросов должно быть немного, около 10-15. В вопросах должно содержаться самое основное, поэтому можно сделать их более общими. Или, наоборот, добавить в тест вопросы, содержащие важные нюансы, которые могли быть упущены во время обучения. Если учебный курс сам по себе достаточно большой, то следует разбить тестирование, поместив его после каждой учебной темы. По окончанию теста, можно показать обучающемуся какой процент информации он усвоил. Для этой цели лучше использовать систему бальной оценки. После завершения теста обучающемуся даются рекомендации о том, какие разделы ему следует изучить еще раз, исходя из результатов теста. Если тест был пройден успешно с первой попытки, то также можно дать рекомендации, какой еще материал будет полезен для расширения кругозора [5]. Если сравнивать принципы организации учебного процесса в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма с учебным процессом студентов других вузов, то можно отметить, что у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Адаптивная физическая культура» методика обучения носит более сбалансированный характер между лекциями и семинарскими занятиями. В тоже время у студентов, обучающихся на таком же направлении в других вузах, приоритетом является лекционная форма обучения.

В целом студенты удовлетворены качеством учебного процесса, но предпочли бы перейти к более инновационным формам обучения, направленным на повышение интереса к занятиям и улучшение усвоения учебного материала. В конечном итоге это приведет к поднятию уровня профессиональной подготовки будущих специалистов.

Как показало исследование, большинству студентов не хватает практических занятий, проводимых при активном взаимодействии студентов друг с другом и с преподавателем с целью отработки определённых профессиональных навыков. Поэтому основная часть опрошенных с удовольствием осваивала бы учебный материал специальных дисциплин при помощи обучающего тестирования, так как в её рамках рассматриваются новые и самые сложные компоненты учебной программы, формируются профессиональные умения и навыки.

ВЫВОДЫ

Проведённое исследование особенностей организации учебного процесса в высших учебных заведениях физической культуры, спорта и туризма позволяет заключить, что для повышения качества преподавания дисциплин направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Адаптивная физическая культура», необходимо разрабатывать обучающие тесты по специальным предметам, представляющие собой один из активных методов обучения. Это позволит сформировать у студентов потребность в самостоятельном освоении новых знаний и форм профессиональной деятельности, способность и готовность к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, и в конечном итоге поможет в подготовке высококвалифицированных, профессионально компетентных и социально зрелых специалистов в области адаптивной физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурняшева Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы . методическое пособие / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева. - Москва : КНОРУС, 2016. - 192 с.

2. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 314 с.

3. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 160 с.

4. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / отв. ред. А.А. Климов ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва : Дело, 2010. - 101 с.

5. Фастова, Е.И. Инновационные педагогические технологии: кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 79 с.

REFERENCES

1. Bumyasheva, L.A. and Gazgireeva, L,Kh. (2016), Active and interactive teaching methods in the educational process of higher education. Methodological guide, KNORUS, Moscow.

2. Voronkova, O.B. (2010), Information technologies in education: interactive methods, Phoenix. Rostov-on-don.

3. Matyash, N.V. (2014), Innovative pedagogical technologies. Project-based learning: proc. manual for students, higher education institutions education, Academy, Moscow".

4. Kulikov, A. A. (2010), Modernization of Russian education: challenges of the new decade, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Delo, Moscow.

5. Fastova, E.I. (2015), Innovative pedagogical technologies: case of a successful teacher: individual educational route; personal development technologies and methods; design of variable educational space; diagnostic tools on electronic media, Teacher, Volgograd.

Контактная информация: vladf61@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2020

УДК 796.925

ПРОЕКТ «ЛЕТИ ЗА МЕЧТОЙ»: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Татьяна Владимировна Фендель, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе и международной деятельности, Дмитрий Александрович Зубков, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической

культуры

Аннотация

Введение. Весной 2020 года проект, разработанный Олимпийской академией Прикамья и Чайковским государственным институтом физической культуры, стал победителем гранта Министерства спорта Российской Федерации в рамках реализации федеральной экспериментальной площадки и национального проекта «Спорт - норма жизни». Цель проекта «Лети за мечтой» - популяризация и развитие прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в Пермском крае и Российской Федерации. Методика и организация исследования. В момент подачи заявки на грант предусматривалось, что в содержание проекта будут включены тренировочные сборы по типу летнего лагеря с одновременным повышением квалификации тренеров, фестиваль спорта, и цикл олимпийских уроков для школьников для популяризации прыжков на лыжах с трамплина, объединённые одним названием «Лети за мечтой». В связи с эпидемией коронавируса по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации было принято решение о проведении мероприятий проекта в онлайн-формате, что и было осуществлено. Результаты исследования. Тренировочные сборы были организованы и проведены в формате онлайн-реалити, общее количество просмотров которого составило более 4,5 миллионов человек. Шестьдесят пять тренеров получили удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации, в форме обучающих онлайн-семинаров. Восемьдесят четыре спортсмена из четырёх стран стали участниками первого Международного он-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.