Научная статья на тему 'Инновационные технологии ранней профориентации и организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на территории Амурской области'

Инновационные технологии ранней профориентации и организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на территории Амурской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / INNOVATIVE CAREER GUIDANCE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядченко Евгений Михайлович

В статье определяются основные направления учебно-воспитательного процесса школы в процессе становления профессионального самоопределения старшеклассников, раскрываются инновационные технологии ранней профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных и профессиональных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей на территории Амурской области. Анализируются предпосылки увеличения трудовых ресурсов на территории Дальнего Востока и Арктики в условиях роста объемов производства и реализации инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR EARLY CAREER GUIDANCE AND ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE AMUR REGION

The article defines the main directions of the educational process of the school in the process of establishing professional self-determination of high school students, reveals innovative technologies for early vocational guidance for students of general and professional organizations, educational institutions for the additional education of children in the Amur Region. The author analyzes the prerequisites for increasing labor resources in the Far East and the Arctic in the context of growing production volumes and implementation of investment projects.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии ранней профориентации и организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на территории Амурской области»

Инновационные технологии ранней профориентации и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на территории Амурской области

Ядченко Евгений Михайлович,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и практики управления образованием, Амурский областной институт развития образования E-mail: ev_yadchenko@mail.ru

В статье определяются основные направления учебно-воспитательного процесса школы в процессе становления профессионального самоопределения старшеклассников, раскрываются инновационные технологии ранней профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных и профессиональных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей на территории Амурской области. Анализируются предпосылки увеличения трудовых ресурсов на территории Дальнего Востока и Арктики в условиях роста объемов производства и реализации инвестиционных проектов.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, инновационные технологии профориентации.

о с

U

сэ см о см

<3

Профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательных и профессиональных организаций является сложным, длительным и многоплановым процессом, который обусловлен такими факторами, как возрастные или половые особенности обучающегося, субъектная позиция, интеллект, личностная и гражданская зрелость, социальная активность, образовательные потребности, рефлексия.

Обучающимся непросто разобраться в современном мире профессий, где от работника требуется высочайший профессионализм, готовность быстро адаптироваться к новым явлениям общественной и экономической жизни, и тем более сложно представить себе реальные возможности трудоустройства, правильно оценить свои возможности [1].

В современных условиях фактически отсутствуют институты профориентации, которые создавались еще в индустриальную эпоху советского периода развития России. Данные институты были способны спрогнозировать потребность в профессионалах практически любого уровня на горизонте работы системы образования (10—15 лет). В те годы действительно было возможно отстроить систему, в которой человек диагностировался, определялись его склонности и интересы, после чего он вставал на ту или иную траекторию, которая приводила его к понятному для рабочего месту в экономике.

Сегодня же мы видим, что ни государство, ни бизнес не способны предъявлять ответственный запрос на специалистов для экономики 20302035 годов: часть сегодняшних профессий рискует практически исчезнуть, появится большое количество новых, и почти все сегодняшние профессии изменятся до неузнаваемости. Что намного важнее, в связи с нарастающей скоростью изменений люди будут вынуждены достаточно часто менять свою деятельность, «убегая от автоматизации» [5].

В современной России институт профориентации должен стать полноценно-профессиональным и карьерно-ориентированным. Профориентация нашего времени должна учить молодежь выстраивать эти профессиональные, карьерные и даже жизненные траектории, задавая себе цели, понимая свои сильные и слабые стороны, постоянно обучаясь и переобучаясь. Обладая таким набором навыков, человек уже не сможет «потеряться» в мире будущего [5].

ФГОС предметной области «Технология» определяет требования к формированию представ-

лений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, о востребованности их на рынке специалистов. Примерная программа основного общего образования определяет в качестве планируемых результатов освоения учебных и междисциплинарных программ в области профессиональной ориентации построение вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда; планирование профессиональной карьеры; рациональный выбор пути продолжения образования или трудоустройства; ориентация в информации по трудоустройству и продолжению образования; оценка своих возможностей и возможностей своей семьи для осуществления предпринимательской деятельности [3].

Школа является значимым звеном в процессе становления профессионального самоопределения старшеклассников. Так основными направлениями учебно-воспитательного процесса школы являются:

- формирование у школьников осознанного подхода к выбору будущей профессии в соответствии со сформировавшимися образовательными потребностями, ценностными смыслами, умственными способностями;

- проведение профориентационных мероприятий с целью ознакомления школьников с востребованными профессиями региона, а также с учреждениями СПО и ВПО, перспективами рынка труда специалистов;

- организация учебного проектирования учащимися во внеурочное время, приобщение к спортивной и культурно-массовой деятельности, техническому и художественному творчеству;

- организация мероприятий по профессиональному консультированию школьников с целью развития у них профессионально-ценностных смыслов на основе целостного исследования индивидуально-типологических свойств личности обучающихся, а также состояния физической и нравственной культуры здоровья;

- профессионализация вариативной части содержания учебных программ, в частности, и учебно-воспитательного процесса, в целом, с целью учета потребности регионального рынка труда в специалистах;

- интеграция работодателей, родителей учащихся и других заинтересованных лиц в общеобразовательное пространство школы;

- педагогическая поддержка обучающихся в процессе получения ими практических навыков будущей профессиональной деятельности в период трудового обучения, а также системы профильной и допрофессиональной подготовки.

В условиях роста объемов производства и реализации инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики требуется значительное увеличение трудовых ресурсов. Раз-

витие Арктики и Дальнего Востока будет обеспечивать молодежь как наиболее мобильная, креативная, амбициозная социальная группа, готовая к преодолению трудностей, освоению нового и ориентированная на перспективный карьерный рост. Выпускники университетов и колледжей, получившие образование по востребованным и новым профессиям в регионах России, потенциально готовы приступить к работе в Арктике и на Дальнем Востоке.

Традиционно миграционные потоки выпускников на работу на предприятия, находящихся в Арктической зоне и Дальнем Востоке, формируются в более чем в 20 субъектах РФ. Особая роль в развитии Дальнего Востока отводится Амурской области, которая в последние годы наращивает темпы экономического развития и превращается в активно и динамично развивающийся регион.

В соответствии с «Программой мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 года» [2] в марте 2019 г. на территории Амурской области было организовано профориен-тационное мероприятие по теме «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!». Значимой целью данного мероприятия было воспитание у обучающихся ценностного отношения к жизни в Арктике и на Дальнем Востоке на основе приглашения их к участию и реализации уникальных арктических и дальневосточных проектов.

Первоочередными задачами были определены:

- расширение кругозора обучающихся в сфере перспективных профессий;

- проектирование зоны деятельности в профессиональном самоопределении;

- знакомство обучающихся со многими профессиями путем освещения их социальных, финансовых и психологических аспектов; Профессионально значимые мероприятия

«Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» были проведены в 20 муниципальных образованиях и городских округах -всего в 198 школах. На основании анализа информации, поступившей из муниципалитетов и городских округов области, из возможных форм проведения уроков в основном были выбраны классные часы с приглашением представителей службы занятости населения и работодателей - 414, экскурсия на предприятие - 173. Но во многих муниципальных образованиях и городских округах использовали такие инновационные формы как:

- проведение профессиональных проб - 129;

- ролевые и деловые игры - 226.

В поручении Президента РФ от 14.02.2018 № Пр-328 была отмечена необходимость и перспективность моделирования и реализации системы современной профориентации, в которой главными участниками должны быть общеобразовательные школы, университеты, различные социальные институты, научные коллективы и коммер-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ческие организации [7]. Так в рамках данного поручения между Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и министерством образования и науки Амурской области было подписано соглашение о сотрудничестве по реализации проекта профессиональной ориентации и развитию талантов обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее». За два года реализации проекта, мы отметили положительную динамику роста численности участников проекта. Так, если в 2018 году в реализации проекта приняли участие 400 учеников, то в 2019 - более 2000 обучающихся общеобразовательных школ области.

В марте 2019 г. на территории Амурской области был проведен региональный (очный) этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов в Амурской области, который проводился в рамках Соглашения между министерством образования и науки Амурской области и Образовательным фондом «Талант и успех».

Основной целью конкурса стала реализация мероприятий на становление и дальнейшее развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся, формирование их познавательного интереса к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, формирование навыков технического творчества, пропаганда процесса получения научных знаний, выявление и поощрение одаренных школьников в области учебного проектирования и исследовательской деятельности.

На региональном (очном) этапе были представлены проекты школьников по 5 направлениям:

- агропромышленные и биотехнологии;

- генетика, персонализированная и прогностическая медицина;

- беспилотный транспорт и логистические системы;

- современная энергетика;

- умный город.

В жюри конкурса входили представители министерства образования и науки Амурской области, ГАУ ДПО «Амурского областного института развития образования», ООО «СИБУР», ФГБОУ ВО ДГАУ, ФГБОУ ВО АГУ, ФГБНУ ВО «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания».

На основе заочной экспертизы и публичной защиты проектов были определены 3 победителя и 3 призера по направлениям Конкурса, которые приняли участие в образовательной программе центра «Сириус» г. Сочи в июле 2019 г. [8].

В октябре 2019 г. прошел V региональный чемпионат «Молодые профессионалы» ^ог^кН^-Russia) Амурской области, на котором были пред-5 ставлены 15 основных компетенций. Главной за-5 дачей регионального чемпионата стала идея повышение престижности различных специаль-° ностей и рабочих профессий региона, а также ав привлечение обучающейся молодежи в производ-

ственные секторы Амурской области и совершенствование квалификационных стандартов профессионального образования с учетом лучших национальных и международных требований к профессиональным компетенциям.

Для обучающихся школ области в рамках V регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) были организованы соревнования WorldSkills-junior по компетенциям «Малярное дело» и «Мобильная робототехника», в которых приняли участие 15 школьников.

Инновационной площадкой для подготовки школьников к чемпионатам WorldSkills-junior стал детский технопарк «Кванториум-28», который был открыт в г. Благовещенск на основании постановления Правительства Амурской области от 23.10.2017 г. № 513 (в ред. от 27.11.2018 г.) [6].

Детский технопарк начал работу 13 декабря 2018 г. Плановая мощность составляет 500 учащихся по шести направлениям:

- Нано - газохимия, химия полимеров;

- Космо - проектирование ракет и космических модулей;

- Гео - геолокация, GPS-навигация, ГИС-сис-темы;

- Энерджи - изучение альтернативных источников энергии;

- Робо - изучение основ роботехники;

- Хайтек цех - здесь сосредоточены все станки и сложное оборудование.

В 2019 году открыто структурное подразделение детского технопарка в г. Свободный на 300 детей по четырем направления: Робо/Аэро, Гео/1Т, VR/промдизайн, Хайтек цех. На обеих площадках дополнительно можно заниматься английским языком (экономический, технический), математикой (теория вероятности, статистика), шахматами.

С января 2020 г. приступил к работе передвижной мобильный технопарк «Кванториум», который организует проведение занятий по утвержденному маршруту для отдаленных от областного центра общеобразовательных школ Ромненского, Белогорского, Ивановского, Архаринского и Бу-рейского районов.

За прошедший период всего было охвачено всеми мероприятиями (экскурсии, мастер-классы, информационные встречи, презентации и др.) более 5500 человек детей и взрослых [9].

В настоящее время одной из приоритетных задач развития системы образования Рф является активное привлечение молодежи в область научных исследований и производство высоких технологий. В связи с этим в последние годы произошла трансформация социальных ожиданий общества к знаниям, навыкам, личностным качествам и компетенциям его членов.

Одним из направлений современной России стало формирование системы приоритетных межотраслевых научно-технологических проектов, реализуемых консорциумами организаций научного, образовательного и производственного про-

филя, имеющих целью решение глобальных социально-экономических задач развития страны.

Между Правительством Амурской области и Агентством стратегических инициатив заключено соглашение о реализации инициатива «Кадры будущего для регионов» на территории Амурской области. Постановлением Правительства Амурской области от 8 августа 2019 г. № 436 утверждена «дорожная карта» по реализации на территории Амурской области стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов» на 2019-2020 годы [4].

Целью данной инициативы стало формирование посредством системы наставничества большого количества региональных лидерских команд из числа активных, амбициозных, талантливых и высокомотивированных школьников и студенческой молодежи, ориентированных на быстрое социально-экономическое развитие Амурской области.

В сентябре 2019 г. под руководством представителей Агентства стратегических инициатив и федерального проектного офиса инициативы «Кадры будущего для регионов» на территории ГАУ ДОЛ «Колосок» была проведена «Региональная школа» стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов» Амурской области, которая объединила более 200 школьников, студентов и 15 наставников из числа представителей региональных органов власти, инвестиционных компаний.

Результатом работы «Региональной школы» стали 16 сформированных команд единомышленников и их проекты, которые они будут защищать в марте 2020 г.

На основании анализа совместной деятельности нами был сделан вывод о том, что проводимые мероприятия в системе общего, дополнительного и профессионального образования способствовали:

- становлению у обучающихся первоначальных навыков профессионального самоопределения, гарантирующих осознанный выбор будущей образовательной и профессиональной траектории;

- интеграции содержания учебных предметов и профориентационной деятельности;

- созданию целостной системы интегративных связей общеобразовательных организаций с учреждениями дополнительного образования детей, а также учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Статьи 42.2; 66.3; 75.1).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.08.2018 № 1727-р «Об утверждении программы подготовки кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного

федерального округа и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 года» в редакции от 25 сентября 2019 г.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. Постановление Правительства Амурской области от 8 августа 2019 г. № 436 «Об утверждении «дорожной карты» по реализации на территории Амурской области стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов» на 2019-2020 годы»

5. Атлас новых профессий URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 01.02.2020).

6. О мерах по созданию и функционированию детского технопарка «Кванториум-28» (с изменениями на 27 ноября 2018 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd. ru/document/450365237 (дата обращения: 01.02.2020).

7. Перечень поручений по итогам встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» (утв. Президентом РФ 23 февраля 2018 г. № Пр-328) // Гарант.ру Информационный портал URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71786688/ (дата обращения: 01.02.2020).

8. Всероссийский конкурс проектных работ школьников // Конкурс Сочи Сириус URL: https://konkurs.sochisirius.ru/ (дата обращения: 01.02.2020).

9. Кванториум-28 URL: http://kvantorium28.ru/ (дата обращения: 01.02.2020).

innovative technologies for early CAREER guidance AND oRGANIZATioNAL AND pedagogical support for professional self-determination of students in the amur region

Yadchenko E.M.

Amur Regional Institute of Education Development

The article defines the main directions of the educational process of the school in the process of establishing professional self-determination of high school students, reveals innovative technologies for early vocational guidance for students of general and professional organizations, educational institutions for the additional education of children in the Amur Region. The author analyzes the prerequisites for increasing labor resources in the Far East and the Arctic in the context of growing production volumes and implementation of investment projects.

Keywords: vocational guidance, professional self-determination, organizational and pedagogical support of professional self-determination, innovative career guidance technologies.

References

1. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-03 "On Education in the Russian Federation" (Articles 42.2; 66.3; 75.1).

2. Decree of the Government of the Russian Federation of August 18, 2018 No. 1727-r "On approval of a training program for key sectors of the economy of the Far Eastern Federal District and support of youth in the labor market for the period until 2025" as amended on September 25, 2019

C3

о

CO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 17, 2010 No. 1897 "On approval of the federal state educational standard of basic general education".

4. Decree of the Government of the Amur Region dated August 8, 2019 No. 436 "On approval of the roadmap for the implementation of the strategic initiative" Personnel of the Future for the Regions "for 2019-2020 in the Amur Region"

5. Atlas of new professions URL: http://atlas100.ru/ (accessed: 02/01/2020).

6. On measures for the creation and operation of the children's industrial park "Quantorium-28" (as amended on November 27,

2018) // Electronic Fund of Legal and Technical Documentation URL: http://docs.cntd.ru/document/450365237 (Date of appeal: 02/01/2020).

7. The list of instructions following the meeting with participants of the All-Russian forum "Mentor" (approved by the President of the Russian Federation on February 23, 2018 No. Pr-328) // Ga-rant.ru Information portal URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71786688/ (accessed: 02/01/2020).

8. The All-Russian competition for design work of schoolchildren // Sochi Sirius Competition URL: https://konkurs.sochisirius.ru/ (accessed: 02/01/2020).

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.